Как Матвеич Степку воспитывал

Лариса Малиновая
Звонок в дверь был очень настойчивым. Пришлось деду Матвеичу сползти с кровати, надеть домашние треники и футболку и доковылять до двери.

Звонок нажали уже третий раз. Матвеич прокричал:
– Да, иду я! Иду! Кого нелегкая несет спозаранку?! Михаловна, али ты вернулась?!

Дед распахнул дверь. Перед ним стояла растерянная молодуха Валентина. В ее руку вцепился мальчишка лет четырех. Валька пробормотала:
– Дед, а где Любовь Михайловна?

– Где, где! В Караганде! Шутю я. Уехала Михаловна к сеструхе в город. Та занедужила и просила кое с чем помочь. Вот Любаня и умчалась на всех порах вчера вечерком. Что поделаешь..! Родная кровь, хоть и злыдня та еще. Етить её через коромысло!

Валентина переминалась с ноги на ноги. Видно, хотела что-то сказать, но не решалась. Матвеич кивнул:
– Так и будешь топтаться или расскажешь, чево тебя принесло в такую рань?

Тут Вальку и прорвало.

Она рассказала деду, что в садике объявили карантин по причине какой-то заразы. Детей на время отправили по домам. А за Степкой – так зовут мальца – сегодня никто присмотреть не сможет. Муж с вахты еще не вернулся. А сменщица приболела. Поэтому, кровь из носу, Валентине надо сегодня на работу выйти – иначе уволят. Вот и хотела она попросить Михаловну посидеть с дитем. А тут такая напасть.

Валька чуть не расплакалась: глаза ее покраснели, нос захлюпал. Дед всегда был слаб к женским слезам. Стоило его Любане прослезиться, так он сразу во всем с ней соглашался.

Вот и сейчас Матвеич пробормотал, сам того не желая:
– Ну да чтоб тебя, Валентина! Хорош соплями порог пачкать! Посижу я с твоим Степкой. Но только сегодня! А на завтра договаривайся с кем хошь. Двух дней моя слабая нервенная система не выдержит.

– Спасибо, Матвеич. Конечно только сегодня. Ты, пожалуйста, поаккуратней с ним. Он у нас очень любопытный. Я смотрела передачу, что ребенку надо больше давать свободы. Поэтому мы его не наказываем. Побежала я, а то на автобус опоздаю.
Слушайся дедушку, Степочка, – он добрый.

*****
Если бы Матвеич знал, чем ему грозила роль няньки при Степке, то он бы еще в зародыше задушил свои добрые порывы помочь Валентине.

Сначала всё шло вроде бы неплохо.

Малец еле ковырял кашу, что приготовила для него маманя. Но после обещания деда пойти кормить собаку и курей, когда Степка все доест, мальчишка быстро заработал ложкой. Он запихивал в себя кашу все быстрей и быстрей. А под конец даже помог себе рукой, закрыв ею рот и выпучив глаза от попытки проглотить все, что в нем поместилось.

Матвеич одобрительно похлопал Степку по плечу после завтрака, и они вдвоем отправились управляться по хозяйству.

Пока дед кормил дворового пса Кузьму, мальчишка сначала тихо стоял в сторонке. Но это, видимо, ему сразу надоело, и Степка стал подкрадываться к старой кошке Муське, которая спокойно лакала молоко из миски. Это ему удалось, и ничего не подозревающая старушка Муська была зажата в тесные объятья нового обитателя дома.

Сначала кошка только слегка фырчала, пытаясь сбежать от любвеобильного Степки. Но в тот момент, когда дед обернулся на звуки фырканья, Муська испустила истошный "мявк" и вырвалась из рук мальца.

Дед немного пожурил Степку, который расплакался от обиды на кошку. Ведь она его поцарапала и удрала, не желая дружить.

Пришлось Матвеичу утереть полотенцем слезы и сопли мальчишке и намазать его руки зеленкой в поцарапанных местах.

Далее по плану деда надо было покормить кур. Его подопечный не захотел оставаться в стороне от таинства раздачи зерна. И пока дед пересыпал первое ведерко из двух в кормушку, Степка стал пуляться вокруг себя зерном из второго, приговаривая “как дед”:
– Типа, типа, типа…

Куры и петух тут же ломанулись к халявному изобилию.

Матвеич успел пресечь баловство почти на корню, от чего малец насупился и пообещал деду, что “не будет с ним длужить”.

Несмотря на такие "страшные" угрозы, новоиспеченный нянь отправился в огород для посадки ведра картошки. Степку он устроил неподалеку на бревнышко. И вручил все, по мнению деда, самое интересное для мальчишки, что нашлось в доме: старые детские книжки с картинками, игрушки внука и внучки.

Степка затих, рассматривая картинки и изучая новые забавы. Вот тут-то Матвеич и потерял бдительность: повернулся к мальцу спиной. И даже перестал поглядывать в его сторону, пока сажал первый рядок картошки.

А когда развернулся, то чуть не сел прямо на землю от необычайно “веселой” картинки.

Калитка в огород была открыта. На грядках лука, чеснока и моркови копались куры в поисках свеженьких червяков. Страницы разорванных книжек повисли листьями на ветках крыжовника. Разломанные игрушки торчали из сетки рабицы, которая служила забором.

А Степка сосредоточенно выкапывал картофелины, посаженные дедом, и закидывал их куда подальше. Часть бульбы уже покоилась с миром где попало, в том числе и на огороде соседа.

Матвеич рассвирепел:
– Что ж ты делаешь, ирод!!!

Он кинулся за мальцом, но тот увернулся от деда и помчался куда подальше от няньки. По пути Степка схватил еще пару картофелин и запульнул их в бочку с водой.

Неугомонный мальчишка решил спрятаться от воспитателя на насыпной горке над подвалом. Ее крутые склоны уже начали зарастать травой, большей частью крапивой.

Матвеич сначала хотел было спасти Степку от зеленого супостата, но потом почему-то передумал.
“Кто ж еще мальчонку поможет воспитать, коли не я?”

Как же орал и рыдал малец, когда упал в жгучие кусты крапивы и стал спускаться назад на огород.

Дед же еще больше вдохновился идеей – помочь вырастить из мелкого безобразника настоящего мужика. Матвеич скрутил из куста крапивы веник и погнался за Степкой, приговаривая по дороге: ”Я сделаю из тебя человека, вот только догоню!”

*****
Вечерком дед передал Степку – местами в зудящих прыщиках и зеленке – Валентине. Мальчишка, косясь в сторону своего воспитателя, спросил:
– Ма, а я завтла опять к деду пойду?
– Ну, если дед не против…
Матвеич утвердительно закивал головой:
– Приходи, приходи..! Завтра еще больше веселья устроим.

Реакция сына на эти слова в виде слез и соплей удивили Вальку:
– Не поняла. Что это с ним?
Дед заулыбался:
– Так от радости же! Когда еще такое счастье мальчишке перепадет?!