Рецензии на творчество

Сергей Собакин
•КРАТКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ•

Сергей Анатольевич Собакин (псевдонимы Серёжа Собакевич, Серджио Собатини) родился в 1983 году в Москве. Окончил НОУ ВПО «Дербентский институт искусств» по специальности «культуролог». Прозаик, публицист, поэт-песенник, композитор, звукоимитатор; член Совета молодых литераторов Союза писателей России (г. Москва), ЛИТО им. Ф. Шкулёва (г. Видное, МО), Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ). Участник VI Всероссийского совещания молодых литераторов Союза писателей России (Химки, 2023). Лауреат I Всероссийского литературного фестиваля «Литературная карусель», посвящённого детской и юношеской прозе и поэзии (РСПЛ, 2023), литературного конкурса «Звёздное перо» (МГО СПР, 2023), «Волжский Благовест» в номинации «Поэзия» (СМЛ СПР, 2023). Финалист II Международной литературной премии им. А. И. Казинцева для молодых прозаиков (журнал «Наш современник», 2023), Всероссийской литературной премии им. В. П. Астафьева в номинации «Иной жанр» — публицистика (журнал «День и ночь», 2023), литературной премии Губернатора Курской области «Курская битва — 80» (СПР, 2023), литературной премии поэзии и малой прозы им. И. А. Бунина (МОО СПР, 2023), общественно-литературной премии «Тэффи», посвящённой сатире и юмору (МОО СПР, 2023). Автор романов, рассказов и повестей в жанре мистического реализма, антигрязного реализма, духовно-психологической (православной) прозы, сатиры, детской литературы. Публикуется в журналах «Наш современник», «Москва», «Берега» (Калининград), «Волга – XXI век» (Саратов), «Артбухта», «Профессиональная психотерапевтическая газета и др.





•РЕЦЕНЗИИ (В СОКРАЩЕНИИ)•




-| О ПРОЗЕ СОБАКИНА |-



~/ Из предисловия-рецензии к книге С. А. Собакина «Я пришёл к тебе с приветом!» /~

«Сергей Собакин уверенно занимает своё место среди нынешних молодых литераторов, напряжённо стремящихся к обретению новых форм сюжетосложения и стиля. <…> Однако… во всей этой борьбе за звание самого главного отрицателя основ стоит в достаточной степени особняком. <…> Он счастливо обрёл свою собственную тему и свой собственный угол зрения. <…> Прямо говоря, с такими темами, то есть с таким видением особой зоны нашего бытия, в литературу ещё никто не приходил в этом веке». (публ. в журн. «Берега», №1/59/2024)

*Сергей Прокофьевич Пылёв — писатель, журналист, редактор отдела прозы литературного журнала «Подъём», автор 10 книг.







~/ Из рецензии на творчество С. А. Собакина /~

«При знакомстве с прозой писателя Сергея Собакина в первую очередь волей-неволей подмечаешь жанровое разнообразие его произведений, настолько они неоднородны. Это и публицистика, и художественная литература — от совсем коротких рассказов (микролитература) до повестей, или мини-повестей (мини-романы). При этом автор пишет на стыке жанров: мистический реализм, духовно-психологическая проза, трагифарс, сатира, так называемый антигрязный реализм».

*Наталья Викторовна Нефёдова — писатель, редактор, филолог, публицист, литературный критик.







~/ Из рецензии на рассказ С. А. Собакина «Лаврентий» /~

«Первый закон рождения Мiра в искусстве — закон Космоса. Звёзды складываются в созвездия, созвездия укладываются в могучее колесо Галактики, неисчислимая россыпь галактик образует роскошь Метагалактики. Так и мы, грешные: живём-живём, особо не думаем об устройстве Мiра, не печёмся особо о потусторонних загадочных вещах, и вдруг… Краски на полотне судьбы царственно вспыхивают изнутри. Счистить бы их острым мастихином, да поздно: засохли, намертво приварились к зернистой поверхности живого, ранимого холста. Сергей Собакин живописует человека, соученика героя, и имя-то даёт ему — Лаврентий (рассказ «Лаврентий» — публ. в журн. «Берега», №2/2023), Лавр, вечнозеленый, древний… почти святой… Этот Лаврентий может видеть невидимое. Созерцать будущее. Проникать во Время. Чему удивляться? Быть может, он возрос из генерации детей индиго. <…> Рисовать Мiръ Видимый — и рядом — Мiръ Невидимый… Соблазнительно. Таинственно. Трансцендентно. Живопись тоже смело шагает в эти области. Приоткрывает туда дверь, осторожно, медленно, традиционный, надежный реализм. Но тайное — всего лишь фрагмент явного, необъясненный участок Божиего Мiра. Зарисовать то, что мы не можем истолковать — вот храбрый, почти воинский жест».

*Елена Николаевна Крюкова — прозаик, поэт, искусствовед; член Издательского совета Русской Православной Церкви.







~/ Из рецензии на книгу С. А. Собакина «Записки странника» /~

«Сергей Собакин написал по-своему интересную книгу, открывающую повседневную жизнь религиозно укоренённых людей с неожиданной стороны. Он коснулся темы вечного противостояния добра и зла на примере судеб своих героев. <…> При этом хочется отметить в его прозе определённую живость, лёгкость, наблюдательность. Особенно удался автору образ и описание жизни сельского священника в рассказе «Алёшка».

*Юрий Вильямович Козлов — советский и российский писатель, главный редактор литературного журнала «Роман-газета».







~/ Из предисловия-рецензии к книге С. А. Собакина «Я пришёл к тебе с приветом!» /~

«Обретение высшего смысла бытия человеком «маленьким, забитым, искорёженным» есть главная задача и боль автора. И более всего Сергея Анатольевича волнует, как идут они к нему, этому счастью, эти люди простые, измученные нелёгкими обстоятельствами своего загнанного в тупик существования. Тем самым Сергей Анатольевич даёт возможность понять себя, как автора, понять его литературных героев, само собой вовсе не героями являющихся, а первыми страдальцами во имя высшего всечеловеческого счастья всех и вся, включая своих читателей». (публ. в журн. «Берега», №1/59/2024)

*Сергей Прокофьевич Пылёв — писатель, журналист, редактор отдела прозы литературного журнала «Подъём», автор 10 книг.







~/ Из рецензии на книгу детских рассказов С. А. Собакина «Добрые» /~

«Название книги говорит само за себя, то есть прежде всего она о добре и о пути добра. Да, в ней рассказывается о благочестивом семействе Добрых, об их незатейливых приключениях, переделках, в которые они попадают и счастливо из них выбираются, но главная её мысль такова: идти путём добра — лучшее, что может делать человек. Но и это ещё не всё. Даже самому юному читателю в конце станет понятно: книга-то на самом деле — о Боге! Какая редкость в наши дни, не правда ли? <…> Если посеять в чистую душу ребёнка зерно веры, впоследствии оно вырастет и принесёт добрые, достойные плоды. Взрослые тоже найдут чему поучиться из этих рассказов. Потому что есть такие вещи, которым надо учиться всю жизнь... <…> Сборник открывается трогательным стихотворением о детстве и прологом, в котором автор знакомит нас с семьёй Добрых. Далее следуют рассказы: «Чудо из чудес», «Доброделатель», «Сосед», «Царевич Миша», «Сочельник» («Ночь перед Рождеством»), «Потоп», «Царь зверей», «Фома неверующий», «Божий промысел». Это маленькие, но глубокие истории, полные смысла. Где-то поучительные, где-то немного смешные, они непременно заставят задуматься о серьёзном…»

*Наталья Стрелкова — публицист, прозаик, литературный и музыкальный критик.







~/ Из рецензии на цикл рассказов С. А. Собакина «С приветом!» /~

«…Темы рассказов интересны, сюжеты оригинальны. Действительно важные и, по моему мнению, поучительные истории, драматичные, хотя и приправленные (а точнее — разбавленные) юмором. <…> «Лаврентий» (рассказ «Лаврентий» — публ. в журн. «Берега», №2/2023). Потенциально лучший рассказ. Героя по-настоящему жалко, да и повествователя, который, кажется, заражается безумием Лаврентия, тоже. <…> Не знаю, каков писательский опыт Сергея Собакина. В любом случае почувствовал у него способности».

*Роман Сенчин — писатель, критик, лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна», главный редактор журнала «Традиции & Авангард».








~/ Отзыв о рассказе С. А. Собакина «Тревожные люди» /~

«Рассказ Сергея Собакина «Тревожные люди» (публ. в журн. «Берега», №5/2023) продолжает мистически-сатиристическую традицию русской литературы: «И даже появился такой психиатрический термин, как «синдром золотого человека», при котором люди сходили с ума в попытках найти у себя хотя бы грамм золотой ноши, «исследовали» и истязали собственный организм так, как если бы это было не их собственное тело, а взятый напрокат костюм человека».

*Эляна Суодене — поэт, доктор гуманитарных наук, вице-президент Международной ассоциации писателей и публицистов.







~/ Из рецензии на творчество С. А. Собакина /~

«Безусловно, произведения Сергея Собакина имеют художественную ценность — прежде всего благодаря хорошему русскому литературному языку и ясному, понятному изложению. Герои его — забавные и эксцентричные, обязательно с «тараканами в голове», а злодеи по большей части карикатурные. Добро и зло в его рассказах как будто «сталкиваются лбами», борются на ринге: иногда побеждают силы света, а иногда, к сожалению, силы тьмы. Впрочем, всё как в жизни…»

*Наталья Викторовна Нефёдова — писатель, редактор, филолог, публицист, литературный критик.







~/ Из предисловия-рецензии к книге С. А. Собакина «Я пришёл к тебе с приветом!» /~

«Думается, не обошлось в его формировании без наследного влияния Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Зощенко, офортов Гойи. Чехов, уверен, к нему присматривается. Достоевский прищурился с заинтересованностью в сторону нашего Сергея Анатольевича. <…> Обыкновенно сатира даже в лучших своих традициях вольно или невольно унижает человека, … но у Сергея Анатольевича сюжет не ломает личность, а, напротив, наглядно испытывает её дух на значимость, на право с пользой присутствовать в этом мире». (публ. в журн. «Берега», №1/59/2024)

*Сергей Прокофьевич Пылёв — писатель, журналист, редактор отдела прозы литературного журнала «Подъём», автор 10 книг.







~/ Отзыв о повести С. А. Собакина «Алёшка» /~

«Сергей Анатольевич, начну с «Алёшки» (публ. в журн. «Берега» – №1/2024, «Москва» – №4/2022), которого я прочитал. И порадовался вашему умению делать текст и делать текст художественным, способности строить х-ры героев. Сегодня всё это на уровне подмосковной литературы встречается довольно редко. <…> Уровень ваших текстов позволяет надеяться на успех — и на областном, и на российском, и на международном уровне».

*Алексей Павлович Зименков — литературовед, старший научный сотрудник института мировой литературы им. А. М. Горького, зампред МОО СПР.







~/ Из рецензии на повесть С. А. Собакина «Алёшка» /~

«В этом произведении (публ. в журн. «Берега» – №1/2024, «Москва» – №4/2022) реальность и мистика переплетаются удивительным образом, не нарушают целостности текста. В немалой степени этому способствуют образы-символы, которые заставляют читателя задуматься и помогают осмыслить прочитанное: это и время, и говорящая белка, и болото, и круг. В реалистичном сюжете герои повести соприкасаются с необъяснимыми явлениями действительности. Мистика помогает раскрыть проблематику — характеры героев, их эмоции, что вполне соответствует мистическому реализму».

*Ольга Александровна Лебедева — писатель, литературовед, драматург, словесник, литературный критик.







~/ Из рецензии на книгу С. А. Собакина «Загорские Дали» /~

«Какими бы нестандартными, неординарными ни были произведения сборника, скучными их назвать никак нельзя, скорее наоборот. В то же время это отнюдь не развлекательная литература — тот, кто видит подтекст, это поймёт сразу. Ну а любители мистики и ужасов, возможно, найдут схожесть с Гоголем, Булгаковым, Эдгаром По, что нисколько не умаляет самобытность рассказов...»

*Наталья Стрелкова — публицист, прозаик, литературный и музыкальный критик.







~/ Из рецензии на повесть С. А. Собакина «Лекарь» /~

«Главный герой рассказа — человек «не от мира сего» — Архип Петрович Скрипка. «Лекарь» — понятие многозначное. Он и профессиональный врач, и — «врачеватель душ». То есть приобщённый к Богу и церкви подвижник. <…> Художественный жанр «Лекаря» (публ. в журн. «Москва», №4/2022) можно определить, как житие современного святого. В принципе, такой подход заслуживает уважения. Вспомним сверхпопулярную книгу отца Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

*Юрий Вильямович Козлов — советский и российский писатель, главный редактор литературного журнала «Роман-газета».







~/ Отзыв о рассказе С. А. Собакина «Тревожные люди» /~

«Сергей Собакин — прозаик, публицист, поэт-песенник, композитор, член Совета молодых литераторов Союза писателей России (Москва), представлен рассказом «Тревожные люди» (публ. в журн. «Берега», №5/2023), автор рассуждает о психическом состоянии молодых людей в наше время. Клиника, врачи, таблетки, лечение — идёт описание заболеваний. И процесс выздоровления. Исследуется кишечник с частичками золота в аппендиксе. Конечно, это важно, ибо любой человек в космосе является его микрочастицей. Рассказ не переходит в плоскость нравоучений, он является константой. <…> Здесь не затрагивается тема СВО, хотя многие молодые люди занимаются волонтёрством и гуманитарной помощью, здесь идёт подробный анализ психики и моторики. Конечно, это бы пригодилось, как основа для лечения поствоенного синдрома у солдат, пришедших с войны, так сказать, начало положено, а дальше — вам решать».

*Светлана Геннадьевна Леонтьева — поэтесса, прозаик, главный редактор альманаха «Третья столица», автор более 30 книг.







~/ Отзыв о рассказе С. А. Собакина «Лаврентий» /~

«Сергей Собакин представил в новом номере журнала рассказ «Лаврентий» (публ. в журн. «Берега», №2/2023). Его герой — интеллектуал, веселый добряк, легко искушаемый, вечно отдающий долги, увлекающийся, умеющий заботиться о других и не имеющий жизненной цели, но ищущий её смысла».

*Лидия Владимировна Довыденко — прозаик, публицист, литературный критик, главный редактор литературного журнала «Берега».







~/ Отзыв о рассказах С. А. Собакина «Алёшка», «Случай» /~

«Первый номер года (журнал «Берега», №1/2024) безупречен по авторскому составу и содержанию. Отмечу потрясающие рассказы Сергея Собакина, поэзию Владимира Макаренкова, Натальи Советной и Нины Волченковой, житейско-бытовые истории из Звездного городка Губаревой и Абхазский алгоритм Сергея Воробьёва».

*Игорь Васильевич Ерофеев — поэт, писатель, журналист, рок-музыкант; член редколлегии литературного журнала «Берега».







~/ Из рецензии на книгу С. А. Собакина «Загорские Дали» /~

«Почему проза названа экспериментальной? Во-первых, потому что это сочетание таких жанров, как реализм, мистика, ужасы, триллер, сатира, пародия. Где-то они переплетаются в одном произведении (удивительно, как в одном и том же рассказе могут «ужиться» все эти жанры! Однако при всей разнородности всё выглядит, как ни странно, довольно органично), а где-то остаётся, например, «чистый» триллер или сатира. Во-вторых, произведения сборника пусть немного, но выходят за рамки «формул и правил». Автор будто заглядывает в чьё-то подсознание и позволяет этому подсознанию говорить, даёт ему полную свободу. <…> Стоит отметить, что рассказы и повести сборника предназначены для искушённого читателя с широким кругозором — того, кто хорошо знает и любит литературу, классиков; кто видит символы, аллюзии, скрытый смысл текста и хотя бы мало-мальски знаком с Библией и историей религии. Но, несмотря на всю искушённость, каждый увидит в этих произведениях что-то своё, настолько они своеобразны, специфичны и неоднозначны».

*Наталья Стрелкова — публицист, прозаик, литературный и музыкальный критик.







~/ Из рецензии на повесть С. А. Собакина «Алёшка» /~

«В. Г. Белинский называл критику «гувернёром общества». По-моему, его слова и сегодня актуальны. И повесть Сергея Собакина «Алёшка» (публ. в журн. «Берега» – №1/2024, «Москва» – №4/2022) может служить иллюстрацией. Бывают эпохи, … когда критика, анализируя современные произведения, берёт на себя формирование не только общественной мысли, но и нравственных вопросов. Как никогда в настоящее время и в будущем нужны созидатели с чистым сердцем, со стремлением к самосовершенствованию, к доброте, милосердию и любви к ближнему. К такому осмыслению пришла я, перечитав повесть «Алёшка» несколько раз».

*Ольга Александровна Лебедева — писатель, литературовед, драматург, словесник, литературный критик.







~/ Из предисловия-рецензии к книге С. А. Собакина «Я пришёл к тебе с приветом!» /~

«…Вернёмся к Зощенко. Наследование духовное этому автору прослеживается только в «Тревожных людях» (публ. в журн. «Берега», №5/2023) Сергея Анатольевича? Не только. Среди подобных его рассказов особо хочется выделить «Дона Карлуша», «Красавчика Полли». Но явного ученичества мы ни в одном из них не увидим. <…> В связи с этим Сергеем Анатольевичем, торящем свою литературную стезю с опорой на классиков, тем не менее вполне самостоятельно создан свой стилистический и сюжетный мир. В котором пребывают (но не живут) герои, кои показывают нам истинное лицо современного человека, как бы он не прятался за своими мечтами относительно забав и лёгких денег». (публ. в журн. «Берега», №1/59/2024)

*Сергей Прокофьевич Пылёв — писатель, журналист, редактор отдела прозы литературного журнала «Подъём», автор 10 книг.







~/ Из предисловия-рецензии к книге С. А. Собакина «Я пришёл к тебе с приветом!» /~

«Каков высший смысл таких напряжённых испытаний для героев Сергея Анатольевича? Ответ прост: дать читателю увидеть глубинные и мощные пласты возможностей даже самого маленького и самого, казалось бы, «запущенного» человечка. Порой уже загнанного в угол, чуть ли не замурованного в некую незримую, но несокрушимую стену. Однако так или иначе обретающего в итоге свой, пусть маленький, Олимп. Или Преисподнюю». (публ. в журн. «Берега», №1/59/2024)

*Сергей Прокофьевич Пылёв — писатель, журналист, редактор отдела прозы литературного журнала «Подъём», автор 10 книг.




~/ Из рецензии на книгу С. А. Собакина «Записки странника» /~

«Злободневность поднятой Сергеем Собакиным тематики в его произведениях не вызывает никаких сомнений. Впрочем, это будет актуально во все времена: духовный поиск, покаяние, нравственное очищение, осуждение всякого рода зла. В наш век мало кто осмеливается писать о Боге, о вечных ценностях (потому как непопулярно, а в моде и вовсе атеизм, особенно у молодёжи). А ведь это именно то, чего так недостаёт современному обществу, которое без преувеличения является больным…»

*Наталья Викторовна Нефёдова — писатель, публицист, филолог, редактор, литературный критик.







~/ Из рецензии на журнал «Москва» /~

«Апрельский номер журнала «Москва» (№4/2022) получился многоликим, многоцветным и отчётливо поэтическим. Сложно выделить главную публикацию. <…> О Боге размышляют герои рассказов «Пушкинская школа» Влады Ладной, «На высоте рая» Марины Струковой, «Посылка» Денира Курбанджанова и рассказы Сергея Собакина. <…> Два рассказа Сергея Собакина «Как дети…» объединяет христианская тематика. Отец Илия, герой рассказа «Алёшка» — деревенский священник. <…> В основе сюжета рассказа лежит идея о возмездии за неправедный образ жизни. Чтобы понять гонимого и обиженного, надо побывать в его шкуре, хотя бы во сне. <…> Рассказ «Лекарь» посвящён судьбе необычного человека, который, оставаясь непонятым окружающими, верен своим идеалам. Он делает непростой нравственный выбор, слушая голос Бога внутри».

*Шевцова Илона — филолог, поэт, литературный критик.







~/ Из рецензии на повесть С. А. Собакина «Алёшка» /~

«Цель моих заметок — … проследить развитие мысли автора (Сергея Собакина), показать, как она осуществлялась, рассмотреть произведение как единое целое, обратить внимание на мастерство молодого писателя. Первое прочтение рассказа «Алёшка» (публ. в журн. «Берега» – №1/2024, «Москва» – №4/2022) производит ошеломляющее впечатление. Но при повторном, вдумчивом прочтении поражаешься глубине погружения молодого писателя в духовно-нравственные проблемы современности, поражаешься целостности содержания и формы».

*Ольга Александровна Лебедева — писатель, литературовед, драматург, словесник, литературный критик.







~/ Из рецензии на повесть С. А. Собакина «Алёшка», «Лекарь» /~

«Рассказы Сергея Собакина (публ. в журн. «Берега» – №1/2024, «Москва» – №4/2022) побуждают задуматься о смысле человеческого существования. И показывают, и утверждают притягательность Добра и Света. Это особенно ценно, востребовано сейчас, в наше неспокойное время. Время осмеяния прежних понятий морали и нравственности, чести и честности, слома системы традиционных ценностей. <…> Общество делает шаг назад, к своему первобытному состоянию…»

*Кирилл Евгеньевич Горелов — автор научных статей, доктор, психотерапевт, учёный секретарь, преподаватель.







-| О ПУБЛИЦИСТИКЕ СОБАКИНА |-



~/ Из рецензии на творчество С. А. Собакина /~

«Несколько слов о публицистке Сергея Собакина. Автор поднимает животрепещущие, важные для него темы, признаётся о значимости религии, веры в его собственной судьбе; рассказывает о своём творчестве, о пути становления писателем. Суждения писателя заставляют задуматься о вечных ценностях: истине, добре, человеческом предназначении. В его умозаключениях сквозят открытость, искренность, прямота и честность. Писатель обращается к читателю с большим уважением — именно так, как это и должно быть».

*Наталья Викторовна Нефёдова — писатель, публицист, филолог, редактор, литературный критик.







~/ Из рецензии на очерк С. А. Собакина «Терапия творческим самовыражением /~

«Несомненна истинная высокая ценность настоящего живого очерка культуролога и писателя Сергея Анатольевича Собакина — для людей, страдающих депрессивными расстройствами. Автор внятно делится с читателем «личным опытом применения терапии творческим самовыражением» (публ. в журн. «Профессиональная психотерапевтическая газета», №9/2022). <…> Благодарю душевно Сергея Анатольевича за его талантливый Очерк, за его переживания о страдающих людях, стремление им помочь…»

*Марк Евгеньевич Бурно — автор научных монографий, психотерапевт, доктор медицинских наук, учёный с мировым именем.







~/ Из рецензии на очерк С. А. Собакина «Терапия творческим самовыражением /~

«Замечательно показана творческая дихотомия, душевные терзания писателя (публ. в журн. «Профессиональная психотерапевтическая газета», №9/2022)… Здесь Сергею Собакину удалось блестяще передать не только свои чувства, но и переживания любого поэта, прозаика, художника, музыканта, представителя любой другой творческой профессии, стремящегося нести в мир свет и добро, но при этом боящегося, что этот свет никто не увидит, а добро никто не оценит».

*Станислав Секретов — критик, писатель, заведующий отделом «Общество и культура» литературного журнала «Знамя».







~/ Отзыв об очерке С. А. Собакина «Терапия творческим самовыражением /~

«Сергей Анатольевич, я разделяю каждое ваше положение статьи (публ. в журн. «Профессиональная психотерапевтическая газета», №9/2022). И считаю, что с ней очень многим было бы важно познакомиться. <…> А о важности преобразовывать свою душу творчеством, о важности творить жизнь каждый день и час — мы с вами должны говорить и писать всем, кому можем, постоянно. Тем самым участвуя в спасении живых душ вокруг нас. И спасении своей души… Согласен… Согласен… Согласен…»

*Алексей Павлович Зименков — литературовед, старший научный сотрудник института мировой литературы им. А. М. Горького, зампред МОО СПР.







~/ Из рецензии на очерк С. А. Собакина «Терапия творческим самовыражением /~

«Очерк Сергея Собакина (публ. в журн. «Профессиональная психотерапевтическая газета», №9/2022) сопровождается предисловием Марка Бурно — доктора медицинских наук, известного врача-психиатра, а главное — создателя психотерапевтического метода, на основе которого прозаик и культуролог, собственно говоря, и написал представленное произведение. Таким образом, перед нами — гармоничное сочетание теории и практики, да и сама тема сегодня, когда мы особенно остро переживаем за наше будущее, оказывается весьма важной и значимой».

*Станислав Секретов — критик, писатель, заведующий отделом «Общество и культура» литературного журнала «Знамя».







-| О МУЗЫКЕ СОБАКИНА |-



~/ Из рецензии на музыкальное творчество С. А. Собакина /~

«Музыкальный альбом Сергея Собакина «Странник», состоящий из одиннадцати песен, — безусловно качественная музыка. Это понятно даже несведущему в тонкостях этого искусства обычному слушателю. Впечатляет, что стихи, музыка, исполнение — это всё работа одного человека. <…> Темы музыкальных произведений автора тесно перекликаются с его прозой и публицистикой. Здесь можно увидеть всё то, что так его волнует, — и любовь к Родине, и духовность, выраженная христианством (православием), и размышления о падении нравов современного общества, и психология человека, и сугубо писательские переживания. И, разумеется, исключительно авторская изюминка — смешно о грустном. Он использует разнообразные методы — например, рэп и элементы духовной музыки, которые вполне уместны и органично вписываются в композиции. Также нельзя не отметить высокий уровень вокальной техники и приёмов. Исполнитель к тому же подключает эмоции, что ещё больше оживляет произведение. Таким образом, мы видим, что творческий замысел автора проявляется в различных формах. <…> Можно с уверенностью сказать, что музыкальный альбом «Странник» достоин наилучшей перспективы, так как прежде всего обладает неоспоримой интеллектуальной ценностью. Этот альбом заслуживает того, чтобы количество его слушателей значительно увеличилось, даже если это музыка и не для «широких масс». Если музыка способна перевернуть душу человека, то прятать её ни в коем случае нельзя».

*Наталья Стрелкова — публицист, прозаик, литературный и музыкальный критик.