Блок. Гармоника, гармоника!.. Прочтение

Виталий Литвин
9. Гармоника, гармоника!
   

                Гармоника, гармоника!
                Эй, пой, визжи и жги!
                Эй, желтенькие лютики,
                Весенние цветки!

                Там с посвистом да с присвистом
                Гуляют до зари,
                Кусточки тихим шелестом
                Кивают мне: смотри.

                Смотрю я – руки вскинула,
                В широкий пляс пошла,
                Цветами всех осыпала
                И в песне изошла...

                Неверная, лукавая,
                Коварная – пляши!
                И будь навек отравою
                Растраченной души!

                С ума сойду, сойду с ума,
                Безумствуя, люблю,
                Что вся ты – ночь, и вся ты – тьма,
                И вся ты – во хмелю...
               
                Что душу отняла мою,
                Отравой извела,
                Что о тебе, тебе пою,
                И песням нет числа!..
                9 ноября 1907






Из Примечаний к данному циклу стихотворений в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Заглавия одиннадцати стихотворений, составивших цикл "Заклятие огнем и мраком и пляской метелей", предполагали (в "Весах" [первая публикация в журнале «Весы»] и III1[III1 – [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 3.  Снежная ночь (1907-1910). М.: Мусагет, 1912.]]) сквозное связное прочтение:
     "(1) Принимаю – (2) В огне – (3) И во мраке – (4) Под пыткой – (5) В снегах – (6) И в дальних залах – (7) И у края бездны – (8) Безумием заклинаю – (9) В дикой пляске – (10) И вновь покорный – (11) Тебе предаюсь".
     »
    
     То есть первоначальное название исходного  стихотворения  –  «В дикой пляске».

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Национальный колорит, которым окрашен в стихотворении образ лирической героини, отражает представления Блока о складе личности ее прототипа – Н.Н. Волоховой; ср. запись Блока от 20 апреля 1907 г.: «Одна Наталья Николаевна русская, со своей русской "случайностью", не знающая, откуда она, гордая, красивая и свободная. С мелкими рабскими привычками и огромной свободой» (ЗК. С. 94).
     Хороводная пляска – характерная форма самовыражения героини драматической поэмы "Песня Судьбы"; по рассказу Монаха (2-я картина), "вечером на селе захлестывало хмелем душу Фаины, и все деды на палатях знали, 'ITO пошла она в пляс... Все парни из соседних сел сбирались поглядеть, как пляшет, подбочась, Фаина ... Но тоска брала ее среди пляса, и, покидая хоровод, уходила Фаина( ...)" (СС-84 . С. 116).
     »

     Прообраз героини – синкретичен. Конечно, Волохова – главный компонент того сплава, но в строках:

                Неверная, лукавая,
                Коварная…
                И будь навек отравою
                Растраченной души.

                …Что душу отняла мою,
                Отравой извела,
                Что о тебе, тебе пою,
                И песням нет числа!..


     Ощутимо проглядывает Л.Д. Проглядывает «мидианка» из стихотворения Вл. Соловьева «Я раб греха»:

                «В трудах бесславных, в сонной лени
                Как сын пустыни я живу
                И к Мидианке на колени
                Склоняю праздную главу.»

     Все они – искус, отвлекающий героя от Служения, задача всех их – быть «отравой», дабы на них «растратилась душа».
     И, повторюсь: Волохова  подобными плясками не прославилась. Может, это отклик на представления Айседоры Дункан? Как раз в  это время она была в России.

В.П. Веригина. «Воспоминания»:
     «
     …В начале ноября [1907 года] состоялось первое представление «Победы смерти»… «Победа смерти» имела большой успех и совершенно неожиданно оказалась последней постановкой Мейерхольда у Комиссаржевской.
     …Собираться вместе мы могли только в поздние часы после спектаклей, так как играли почти ежедневно, а когда не играли, посещали другие театры, интересуясь главным образом приезжими знаменитостями. В тот сезон приезжали Дункан и Элеонора   Дузе.
     … в луче света появилась босая женщина в белой тунике без малейших признаков грима. В ее выходе не было ничего эффектного, и вначале она даже не танцевала. Казалось, она жила своей жизнью, поглощенная мыслями и чувствами, далекими от настоящего. Она принадлежала другой цивилизации, на которую мы смотрела как бы издалека. Лучшими мне показались танец скифов и танец ангела с арфой, в лиловой длинной одежде. В первом танце Дункан носилась как ураган, чувствовалось сильное тело, сильные ноги, прыжки были легкие. Простором и дикой волей степей веяло от всего ее существа. Этот танец вызывал в публике восторг. Дункан была вынуждена бисировать до изнеможения. Казалось, эта женщина, веселящаяся в своем собственном мире и нисколько не интересующаяся нами, в какой-то момент взяла нас за руки и втянула в свою пляску.
    Случается, что во время танцев, сопровождающихся зажигательной музыкой, ноги присутствующих невольно приплясывают в такт. А тут дух веселья охватил сердца и мысли. У меня было такое ощущение, словно я ношусь в пляске вместе с Айседорой.
     »

     …и нечто подобное её танцам он увидел в своем Городе.
 
      А исходное стихотворение – непосредственное продолжение предыдущего. Окончание того:

                «    И песня встает...
                И странным сияньем сияют черты...
                Уда'лая пляска!
                О, песня! О, удаль! О, гибель! О, маска...
                Гармоника – ты?
                1 ноября 1907»

     Начало этого:

                Гармоника, гармоника!
                Эй, пой, визжи и жги!