Возлюби ближнего своего. Глава 5. ч. 2

Александр Иванович Алтунин
Природа не терпит пустоты. Поэтому все, что не наполняется хорошим, обязательно наполняется плохим. И внутри человека и вне его, в его отношениях с окружающими.
Многие люди думают, что непорядочность - это черта характера. В то время как, это элемент мировоззрения. Непорядочность - это результат психологического и духовного невежества. Когда человек не знает того, что существуют правила и законы жизни, которые нельзя никому и никогда нарушать. Эти законы не включены ни в один официальный кодекс (административный, уголовный и т.д.), но, тем не менее, их реальная практическая роль в жизни абсолютно каждого человека от этого не только не меньше, а, на самом деле, значительно больше. Но, незнание закона, в том числе, духовного, не освобождает от ответственности за его нарушения. И сорок лет наблюдений автора за многими тысячами людей четко и однозначно это подтверждает.

То, что наказание не наступает уже завтра после проступка, еще не означает того, что не будет вообще. Или то, что оно будет очень легким и безобидным. Есть случай, когда одна семья, сознательно проявляющая непорядочность к ряду совершенно незнакомых людей, поплатилась за это тремя смертями от злокачественной онкологии с продолжительными и интенсивными мучениями и еще одной тяжелой шизофренией, которая привела человека в интернат для психохроников. Что называется, мало никому не показалось. Непорядочность часто основана на самоуверенности и самовлюбленности, своенравности и сумасбродстве, наглости и назойливости, злобности и агрессивности, пренебрежении к духовным ценностям жизни, деструктивности и дисгармоничности, примитивности и упрощенности, большой лени ума и души, эгоизма и эгоцентризма, стервозности и импульсивности, и еще доброй сотне основных пороков человеческой натуры.

Большой уровень лояльности у многих людей вызывает непостоянство. На первый взгляд непосвященного человека, это вроде как некоторый второстепенный недостаток характера, который, в некоторых случаях, можно и простить. На самом деле, все гораздо сложнее и даже изощреннее. Дело в том, что, если человек сам позволяет себе быть непостоянным в психологическом и нравственном аспекте, то это автоматически открывает окна и двери деструктивности и дисгармоничности. Которые, как правило, запускают в нем множество процессов психологической и духовной деградации. Постепенной, и до определенной поры поэтому, почти незаметной. Отсутствие серьезного и основательного контроля за основными процессами своего внутреннего мира очень чревато предельно серьезными (неприятными и драматичными) последствиями и осложнениями. Многие из которых способны создать большой душевный дискомфорт не на часы или дни, а на всю оставшуюся жизнь. Причем, как правило, по нарастающей. Всё тяжелее и тяжелее.

Достойный человек добродетелен, порядочен и разумен не только в периоды особой необходимости, а постоянно. Только тогда он имеет определенное право на уважение и любовь к себе. Переменчивость настроения, мнений и представлений, линии поведения, как правило, не вызывает ни симпатии, ни уважения у окружающих. Особенно среди наиболее достойных людей. С такими людьми лучше не иметь длительных и многогранных отношений.

Нескромность - это еще один порок человечества. Как правило, он свидетельствует о низком уровне духовности и мудрости, самокритичности и гармоничности, зрелости и самодостаточности, конструктивности и созидательности. И о присутствии амбициозности и болезненного самолюбия, самоуверенности и самовлюбленности, слабого самоконтроля, нежелании человека серьезно и основательно заниматься развитием своей личности, истинных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. В отдельных случаях, это еще и проявление ряда процессов психологической и духовной деградации личности. Правда, сама скромность отнюдь не исключает присутствия чувства собственного достоинства. И адекватного расставления акцентов среди всех достоинств и добродетелей. С точки зрения не банальной житейской логики, а системы классических ценностей. Нескромность часто связана с демонстративностью и экстравагантностью.

Неумение радоваться чужим способностям и талантам, достоинствам и добродетелям, успехам и достижениям часто свидетельствует о высоком уровне деструктивности и дисгармоничности такого человека, как и о низком уровне развития его основных добродетелей классического характера. Многие люди совершенно забыли (если даже знали) о том, что такое желание и умение - это признак не просто хорошего, но и нередко замечательного человека. Не говоря уже о том, что это элемент не только классической интеллигентности, но и местами аристократичности. Высшей степени развития личности, доступной для девяносто девяти процентов не просто любых людей, а даже самых достойных.

Один из главных признаков бессовестного человека - это отсутствие в нём чувства долга и ответственности. К сожалению, в широких массах людей существует стереотип о том, что чувство долга и ответственности должно быть перед кем-то или перед чем-то внешним, находящимся вне самого человека - окружающими, обществом, государством, законом и т.д. но, на самом деле, все классические достоинства и добродетели нужны, в первую очередь, самому их обладателю независимо от того, кто его окружает, где он находится и что по этому поводу думает кто-то другой. И даже все вместе. Более того: задатки всех достоинств и добродетелей даны человеку не для самолюбования (как и любые способности и таланты), а для достойного выполнения своей персональной миссии на Земле. По повышению уровня гармонии общества, государства, всего человечества. И вот, без чувства долга и ответственности, в первую очередь, перед самим собой, невозможно даже относительно прилично и эффективно выполнить эту сложную, но необыкновенно важную миссию. Каждый человек - это посланник Высших сил. И они постоянно и конкретно наблюдают за ним, за тем, насколько достойно несет своё знамя посланника. И делают соответствующие выводы о том, насколько сильно конкретный человек заслуживает счастья и благополучия. И ведут его жизнь по своему собственному сценарию, понять который до конца не дано почти никому.

Человек, сознательно игнорирующий для себя чувство долга и ответственности - это психологический и духовный отчепенец. Во внутреннем мире и жизни которого постоянно царит хаос и анархия. У него нет смысла жизни, кроме развлечений и приключений. И его личности, и его жизни, по большому счету, грош цена в базарный день. Это обыкновенный человеческий мусор. В лучшем случае. А в худшем - кусок концентрированного зла, который энергично и старательно разрушает гармонию вокруг себя. За что обязательно бывает наказан Высшими силами. Правда, нередко уровень развития его сознания бывает настолько низким, что не позволяет ему понять истинную суть происходящих в нем явлений. Отсутствие духовных принципов и убеждений, близких к классическим, приводит к возникновению многочисленных и разнообразных процессов психологической и духовной деградации, к появлению в его личности громадной массы деструктивных и дисгармоничных элементов. Что превращает цветущий оазис его души в обыкновенную пустыню.

Система классических ценностей вечна и универсальна. Она создана задолго до появления человечества. И поэтому все попытки любых людей создать нечто, принципиально новое и иное, заведомо обречены на неудачу. Из многих тысяч таких попыток история и сама жизнь не сохранила ни одной. Мусор должен выбрасываться.
Человеку, лишенному чувства долга и ответственности, никогда еще не удалось сделать что-то важное и ценное не только для общества, но даже для самого себя. Жизнь очень сурово разрушает любые иллюзии и заблуждения вообще и по этому поводу, в частности. Основательное чувство собственного внутреннего удовлетворения чуждо такому человеку, как и стабильное, продолжительное ощущение душевного комфорта и равновесия. Не говоря уже об истинном счастье. Природа не терпит пустоты: всё, что не пополняется хорошим, обязательно пополняется плохим. И в человеке, и в жизни, и в обществе, и в государстве, и в человечестве в целом. Всегда и везде. Человек волен делать свой выбор всегда и везде. Но вот то, что за этим следует, не находится в его власти и компетенции. Это области контроля Высших сил.

Не может быть адекватной совести у того, кто не развивает в себе чувство меры. Всегда и во всем. Это только на первый взгляд непосвященного кажется, что данное качество не играет особо важной роли в жизни. А, на самом деле, это один из важнейших моментов человеческой жизни. И внутри человека, и вне его. Чувство меры помогает человеку контролировать свои, в первую очередь, отрицательные эмоции, которые без контроля создают большой хаос и в личность человека, и в его жизни. Собственно, и общий контроль за собой особенно важен в создании организованности и осмысленности всего происходящего с человеком.

Диалектика жизни, кроме всего прочего, заключается в том, что развитие и человека, и общества, и различных явлений жизни идет (речь идет только о положительных явлениях) лишь очень медленно и постепенно. Плохое, несомненно, может развиваться и очень стремительно. Ибо, в таких процессах очень энергично и добросовестно помогают многочисленные и разнообразные представители темных сил. Конечно, каждому человеку очень хочется, чтобы положительные метаморфозы и в нем, и в его жизни были максимально энергичными и стремительными. Но, закончить школу за три года не дано никому и никогда. И сама такая цель не только полностью бессмысленна, но и вредна. Форсирование некоторых положительных явлений жизни возможно, но только в пределах интервала в десять-тридцать процентов. И даже чисто теоретически оно невозможно в размере двести-триста процентов. Как бы сильно этого не хотелось и отдельному человеку, и обществу, и человечеству в целом. Жизнь идет по своим законам. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу.

Нетерпеливый человек подобен тому, кто плюет против ветра. Ветру никогда не бывает ни малейшего ущерба. В отличие от плюющего.  Переживания по поводу медлительности жизни бессмысленны и вредны. Они способны вызывать не только тяжелые неврозы у такого человека, но и создавать ситуацию, когда у человека возникает и стремительно развивается невротический тип развития личности. В значительной степени лишающий его адекватности отношений и с самим собой, и с окружающими, и с жизнью. Не говоря уже про Высшие силы. О которых, к сожалению, большинство людей предпочитает вообще не озадачиваться.

Искаженная логика нетерпеливого человека периодически подбрасывает ему различный информационный мусор. Например, мысли о том, что те или иные (а иногда и все) окружающие специально и сознательно тормозят что-то хорошее, предназначенное для него. Чтобы нанести ему прямой или косвенный ущерб в максимальной степени. Что он расценивает как элемент сознательной и целенаправленной диверсии против себя. Как момент особенной подлости. Против которой он нередко начинает предпринимать своего рода ответные меры. Не особенно стесняясь в выборе средств и способов. Возникает мнимый и извращенный поборник за правду. Который может всю свою жизнь посвятить этой «праведной» борьбе с «подлостью» окружающих. В итоге он может превращаться в откровенный кусок концентрированного зла. Разрушающего абсолютно всё хорошее, до чего может, что называется, дотянуться. Вот такие бывают виражи жизни.   

Особо злокачественным пороком является нетерпимость. Когда человек к окружающим и к жизни относится с позицией максимализма и категоричности, тенденциозности, чрезмерно повышенных требований. При одновременном максимально лояльном отношении к самому себе. В первую очередь, нетерпимость относится к второстепенным и третьестепенным явлениям жизни: ошибкам, слабостям, недостаткам, недоработкам, иллюзиям и заблуждениям, проблемным ситуациям и мелким шероховатостям. Которые, как правило, существуют абсолютно у всех людей. В той или иной степени.

Принципиальность, проявляемая человеком, касается только внешних моментов его жизни. К себе у него совсем другая система мер. Можно даже сказать, что, чем глупее и примитивнее человек, тем чаще и сильнее он критикует всех окружающих. К месту и не к месту, по делу и не по делу. Обретение гармонии в другом человеке, в обществе, где бы то ни было его совершенно не волнует. Для него главное - это высказать свою "принципиальную" критику. Желательно публично, чтобы произвести наибольшее впечатление. Своими якобы совершенными принципами и убеждениями, достоинствами и добродетелями. Среди нетерпимых людей особенно много ханжей, примитивных и деструктивных личностей. Проблема данного качества, в первую очередь, заключается в том, что, как правило, один порок, поселившись в сознании человека, очень активно приглашает к сотрудничеству, как минимум, ещё десяток других больших пороков. А те, в свою очередь, еще достаточно обширный комплект аналогичных или иных пороков. Пренебрежение к психологической и духовной гармонии всегда было чревато очень серьезными последствиями и осложнениями.

Способствует значительному ослаблению совести в человеке его нигилизм. Когда он большую часть своей жизни посвящает делу отрицания тех или иных (а иногда и всех подряд) классических ценностей человеческого бытия. Столь своеобразным манером такой человек пытается доказать окружающим свою особенную оригинальность и значительность, создать иллюзию наличия в себе особенной личностной изюминки. Нигилизм можно разделить на сферы человеческого бытия: интеллектуальный и психологический, духовный и эстетический. В отдельных случаях складывается впечатление, что в человека буквально вселился злой дух нигилизма. Стремящийся в максимальной степени разрушить элементы гармонии и внутри человека, и вокруг него. Ибо, его безграничный фанатизм и энтузиазм, усердие и упорство, трудолюбие и добросовестность в столь своеобразном деле явно заслуживают принципиально иного применения. Как правило, все нигилисты - это мелкие и ничтожные люди, посредственные по своей сути, лишенные большинства классических достоинств и добродетелей. В том числе: зрелости и самодостаточности, интеллекта и одаренности, мудрости и гармоничности, конструктивности и созидательности.

Самое удивительное, что подавляющее большинство нигилистов что-то действительно стоящее сами создать не могут. Они только на словах декларируют мысль о том, что должна быть создана какая-то новая и иная система ценностей. Но, при более внимательном и более основательном рассмотрении выявляется, что они, на самом деле, имеют предельно смутное представление о том, что это такое. Даже в каком-либо отдельно взятом аспекте, не говоря уже о системе в целом.

Очень разрушительно на внутренний мир человека действует следующий момент. Это, когда у человека нет личных авторитетов даже в большинстве жизненно важных вопросов. Не говоря уже обо всех прочих. Самоуверенность и самовлюбленность, смешанные со скептицизмом и нигилизмом, еще никому и никогда не приносили реальной пользы. Ни интеллектуального, ни психологического, ни духовного характера. Бывают, безусловно, случаи, когда люди из ближайшего окружения, в силу определенных моментов, не могут выполнять роль достойных и значительных авторитетов в отдельной группе вопросов (а, может быть, и вообще в чем бы то ни было), но это отнюдь не значит, что такого рода авторитетов не существует вообще. Или не может существовать. История человечества знает тысячи примеров умных и достойных людей, мудрых и одухотворенных.

Другой вопрос, что необходимо приложить достаточно существенные усилия, чтобы узнать данную информацию. Не говоря уже о том, чтобы основательно её осмыслить. Какой-либо существенной практической отдачи такая информация не имеет. Но, тем не менее, она весьма необходима и полезна для полноценного развития личности любого человека, для возникновения в ней гармонии всех четырех основных видов. Человек, нежелающий иметь личные и конкретные авторитеты для себя, рискует обрести массу деструктивных и дисгармоничных элементов в свою структуру личности. И запустить в себе процесс психологической и духовной деградации. Даже самый талантливый и неординарный человек должен иметь четкие и конкретные ориентиры по жизни. Точнее, он в этом особенно нуждается.

Не менее разрушительным влиянием на внутренний мир человека обладает отсутствие любви к людям. Конечно, это не означает того, что необходимо любить примитивные и упрощенные, деструктивные и дисгармоничные личности. Но, слава Богу, на них не сошелся свет клином. Есть и умные, и достойные, и талантливые. Иначе говоря, обладатели всех возможных видов классических достоинств и добродетелей. Не обязательно в самом ближнем своем окружении (бывает и такая ситуация, к сожалению). Но, тем не менее. Конечно, отсутствие развитой интуиции и проницательности в значительной степени ограничивает возможности не только того или иного конкретного человека, но и весьма широких масс населения, в умении разбираться в людях. То, что имеется у большинства, это, скорее пародия на это умение, нежели достойный его вариант проявления.

По большому счету, жизнь периодически сталкивает нас с самыми замечательными людьми, но отсутствие значительной интеллектуальной, психологической и духовной бдительности (как фонового состояния) приводит, как правило, к тому, что мы пропускаем мимо своего внимания таких людей. Как, впрочем, далеко не всегда вовремя и в полной мере распознаем людей с теми или иными элементами деструктивности и дисгармоничности. Последний момент автоматически привносит в нашу жизнь массу проблемных моментов. А предыдущий момент лишает нас возможности реализации достаточно полноценного общения. По всем четырем ведущим направлениям. Вносит свою дрянную роль и банальный рационализм. Когда человек не видит для себя практической выгоды в любви к людям вообще.

Неумение и нежелание развивать в себе самокритичность создают весьма мощную предпосылку для того, чтобы совесть в человеке была предельно символической. И не мешала ему делать что попало и как попало. Каждого человека в детстве и отрочестве так часто призывают к проявлению совести другие люди, что складывается прочный и стабильный стереотип о том, что совесть нужна не тебе самому, а кому-то другому. Причем, человеку, далеко не всегда приятному или вообще, или в той или иной конкретной ситуации. Не говоря уже о том, что лживые и лицемерные люди, ханжи и многие им подобные, сознательно и целенаправленно игнорирующие совесть в самих себе, как правило, любят о ней особенно сильно рассуждать применительно к другим людям. Особенно в процессе публичного обличения и уличения кого бы то ни было. И тогда все эти разговоры о совести выглядят особенно неприятно. Но, озвучивание этого понятия дрянными людьми в своих эгоистических целях, еще не означает того, что оно теряет свою реальную и истинную ценность. Классические достоинства и добродетели имеют вечный и универсальный характер. Не  зависимо от того, кто и что думает по этому поводу. Жизнь человека, пренебрегающего самокритичностью, как правило, имеет высокий уровень проблематичности и драматичности. В первую очередь, для него самого. А уже потом для его окружения. Как минимум, ближнего. Как максимум, еще и дальнего. Иллюзии и заблуждения хороши в юности. В зрелом возрасте человек платит за них очень большую цену. Своими многочисленными неудачами и поражениями, проблемами и неприятностями, драмами и трагедиями.

Чем ниже уровень самокритичности в человеке, тем выше вероятность того, что эволюция его личности может резко затормозиться. В ряде случаев, перейти в процесс психологической и духовной деградации. Постепенно и вроде как незаметно человек превращается в морального урода. Масса деструктивных и дисгармоничных процессов существенно снижают ценность и его личности, и его жизни. Большие и серьезные цели и задачи становятся для него совершенно недоступными. Все его способности и таланты остаются, по большому счету, на уровне лишь задатков. Не получая должной реализации и воплощения. Самое драматичное заключается в том, что такой человек где-то интуитивно чувствует свою принципиальную личностную несостоятельность.

И в связи с этим стремится в максимальной степени скрыть и замаскировать такое положение вещей от восприятия окружающих. В ход идут, в том числе, интриги и авантюры, психологические манипуляции и всё прочее, что породит фантазия такого человека.

Возникновение стабильного чувства внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью у такого человека становится весьма проблематичным. И поэтому маловероятным. Не говоря уже об истинном счастье. Нет адекватной самооценки, правильной любви к себе. Нет конструктивности и созидательности ни в отношениях с самим собой, ни с окружающими, ни с жизнью, ни с Высшими силами.

Человек совершенно не понимает истинные причины и своих удач, и своих проблем. А потому не имеет возможности регулировать частоту возникновения и первых, и вторых. Вообще возможности позитивного моделирования жизни становятся предельно мизерными.

Очень своеобразная ситуация складывается с таким качеством, как трудолюбие. В связи с тем, что в детстве и отрочестве нас часто призывают быть трудолюбивыми в тех делах, к которым мы, в силу различных причин, совершенно не расположены, само это понятие невольно стало ассоциироваться в нашем сознании с чем-то не особенно приятным. Возникает и сохраняется достаточно мощный негативный настрой к этому моменту. И всё было бы не так проблематично, если бы не становилось в сознании многих людей откровенно негативным фактором. Ибо, оно связано с большим комплектом очень серьезных качеств: чувством долга и ответственности, упорством и усердием, целеустремленностью и энтузиазмом, самостоятельностью и независимостью, чувством собственного достоинства, адекватной самооценкой и правильной любовью к себе, самоконтролем и самодисциплиной, требовательностью к себе и смыслом жизни, процессом самовоспитания и самосовершенствования. И, если некоторые из этих моментов в конкретном человеке обстоят не лучшим образом, то и величина трудолюбия в нем будет оставлять желать лучшего. Ибо, сила воли и сила духа в нем будет настолько малой, что достижение больших и серьезных целей в жизни станет для него совершенно невозможным. Это, конечно, не значит, что он будет полным лентяем. Но почти вся его жизнь будет посвящена мелкой и банальной суете. Которая не требует больших и особенных усилий ума, души и духа. Но, тем не менее, создает устойчивую иллюзию большой наполненности жизни различными и многочисленными событиями. И человек тешит своё самолюбие этой иллюзией. Ибо, сильно думать он не в состоянии. 

Высоким уровнем дезорганизации внутреннего мира человека обладает пессимизм. Это не просто черта характера, это элемент мировоззрения. Его обладатель во всем видит только грустное и негативное. Во многом это идет от психологического и духовного невежества. Конечно, радоваться примитивным и упрощенным явлениям жизни не нужно. Но в тоже время, нужно правильно понимать основные законы диалектики жизни. В частности, закон постепенной эволюции всего хорошего. При больших сознательных и целенаправленных усилиях человека. И, если обычная школа имеет период обучения в десять лет, то школа жизни продолжается от рождения и до смерти. Даже в сто пятьдесят лет. Хотя, по большому счету, эволюция человеческой души может проходить десятки или сотни воплощений. Не исключено, что и тысячи. И с этой позиции одно воплощение смотрится, мягко говоря, весьма относительно в своей значительности. Человеку не дано даже на один процент изменить даже один закон диалектики жизни. Не говоря уже обо всей системе законов. Но это отнюдь не значит того, что столь медленная эволюция всего, что создается человеком, исключает большой энтузиазм в его усилиях по преобразованию себя и жизни. Самая большая кирпичная стена любой этажности, тем не менее, состоит из массы небольших кирпичей.  И, если их не будет, то не будет и стены. Любой отдельный кирпич, сам по себе, особой погоды не делает. А вот в совокупности это реальная и конкретная мощь.

И потом: человеку не дано познать всегда и во всем волю Высших сил. И поэтому заведомо понятно, что определенная часть его усилий изначально будет напрасной. Даже при большой их интенсивности и продолжительности, усердии и добросовестности. Это уже к вопросу о скромности и смирении. Ибо, многое человек имеет возможность моделировать сам, по своей воле и желанию. Вопрос только в том, как и зачем. Понятно, что человек с большим уровнем психологического и духовного невежества сможет правильно моделировать только наиболее простые явления жизни. А явления даже средней степени сложности у него будут, как правило, получаться плохо. Не говоря уже про сложные явления, где будет наблюдаться полный хаос и анархия. Грубо говоря, полный кошмар.

Наблюдая за некоторыми разумными людьми, пессимист приходит невольно к выводу о том, что у них все хорошее получается как бы само по себе, без особых видимых усилий. То, что их внешним усилиям обычно предшествуют большая и напряженная работа ума и души (а иногда и духа), остается вне поля зрения такого «аналитика». Но, ведь заведомо ясно, что, когда человек основательно продумал то, что именно нужно делать и как именно, то вероятность успеха в его усилиях практического характера будет значительно выше, чем в случае отсутствия такой важной предварительной и подготовительной работы. Иногда пессимизм подпитывается категоричностью и максимализмом. Человек видит то, что какое-то явление жизни не отличается идеальным совершенством. И на основании этого момента воспринимает это явление как не имеющее реальную ценность и важность. И для себя, и по жизни вообще. А, так как ничто, созданное человечеством, неидеально, то с этой формальной точки зрения, вызывает только пессимистические чувства. Законы жизни придуманы Высшими силами. И поэтому имеют предельный уровень мудрости. Постичь которую человеку в полной мере не дано. 

Большую медвежью услугу многим людям оказывает их черта характера в виде поверхностности. Собственно, в наиболее простых явлениях жизни действительно достаточно и самого поверхностного погружения в них. И это создает у многих людей невольную иллюзию того, что в жизни все достаточно легко и просто. Проблема, правда, в том, что жизнь не состоит только из простых явлений. Есть еще средней сложности, сложные и очень сложные. Данное разделение весьма условно. И, тем не менее. Погружение в явления даже средней степени сложности требует от человека в два-четыре раза более интенсивных и продолжительных усилий. Сложные явления уже в десять-двадцать раз больше. А очень сложные - в пятьдесят-сто раз больше. Такая вот проза жизни. Поверхностное погружение в любые явления, кроме простых, заведомо чревато неудачей. Вопрос только в том, что, когда ситуация касается только самого такого человека, она относительно драматична. Но нередко дело касается других людей. И тогда уровень драматичности может быть особенно высоким.

Человек невольно может калечить не только свою жизнь, но и жизнь многих других людей, на которых имеет большое влияние. Это особенно актуально для родителей, воспитателей, учителей, людей, имеющих большую власть, друзей, родственников.
Сложность ситуации, кроме всего прочего, заключается в том, что человек, имеющий в себе черту в виде поверхности (конечно, не только нее), очень мало склонен адекватно воспринимать критику в свой адрес. Как и попытки частично или основательно его скорректировать со стороны наиболее умных и достойных окружающих. Такого рода усилия окружающих он воспринимает, как желание сознательно его унизить и оскорбить. И поэтому нередко воюет.   

Повышенная обидчивость - это очень непростое явление жизни. Это не только черта характера, это еще и элемент мировоззрения человека. Человек с таким качеством требует от всех окружающих абсолютно идеального отношения к себе. Всегда и во всем. Правда, по отношению к природе мы рассуждаем более здраво. В жаре и холоде, дожде и снеге, пасмурности и ветре мы не видим ущемления своего достоинства и самолюбия. Но лишь на основании мысли о том, что все эти особенности природы терпим не только мы лично, но и все остальные. Но правила и законы жизни едины и для природы, и для человеческого общества. Мы же не ждем от растения, чтобы оно вело себя, как животное. А от животного - уровня сознания человека. В человеческом обществе есть своя четкая иерархия. Например: в начале идет примитивный уровень, потом упрощенный, потом обычный, потом утонченный, за ним изящный. Логическую цепочку замыкает уровень изысканный. Для каждого из этих уровней есть свои особенности и закономерности и количественного, и качественного плана. Каждый последующий уровень лишь на половину повторяет предыдущий. А уровни, находящиеся на две ступени друг от друга, вообще не имеют ничего общего. Именно поэтому то, что делает обычный человек легко и просто, остается тайной за семью печатями для примитивного. Аналогичная ситуация имеет место быть в сравнении человека изящного и обычного. В этом плане мне часто вспоминается афоризм Амвросия Оптинского: «нельзя ждать от мухи, чтобы она жила как пчела». Четко и конкретно.   

Уровни совершенства личности касаются, как правило, всех четырех основных сфер бытия: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Примитивных людей, как минимум, тридцать процентов, упрощенных - тридцать, обычных - тридцать. Суммарно уже девяносто процентов. Иначе говоря, девять человек из десяти. А мы, тем не менее, ждем особой изящности ума и души абсолютно от всех. В том числе, и от примитивных и упрощенных людей. Но, нельзя же винить велосипед в том, что он не может перевозить грузы, доступные мотоциклу. А мотоцикл - что не может соперничать с грузовиком. И грузовик - не конкурент железнодорожному тепловозу. Но даже возможности тепловоза весьма относительны по сравнению с большим грузовым кораблем.

Другой вопрос, что в самом начале общения очень трудно распознать нового человека - на каком уровне развития находится его личность. Ситуация обретает большой драматический характер, если мы вспомним то, что девяносто процентов людей не умеет (по большому счету) разбираться в людях. И именно поэтому даже многие годы достаточно близкого общения еще не являются абсолютной гарантией того, что может сложиться полное и объективное представление о том или ином конкретном человеке у его окружающих. Есть масса случаев, когда даже двадцать или сорок лет совместной жизни так и не способствовали возникновению правильного понимания своего спутника жизни. Это только к явным физическим недостаткам большинство способно проявлять  определенную  снисходительность (одна рука или нога, немота, глухота, слепота и т.д.).

А то, что бывает слепота и глухота интеллектуальная, психологическая и духовная (нередко еще и эстетическая) - об этом мы особенно не задумываемся. По крайней мере, легко и быстро мы такие моменты не распознаем. В подавляющем большинстве случаев, отношение конкретного человека к нам - это всего лишь частный случай общей тенденции. Ибо, не может близорукий видеть далеко, а дальнозоркий - близко. Как бы сильно он не старался. Конечно, бывают ситуации, когда человек в общении с другими людьми ведет себя достаточно адекватно, а по отношению именно к нам позволяет себе вполне определенные неадекватности. И тут есть два варианта: либо мы в прошлом вольно или невольно обидели его и он, в связи с этим, изменил свою линию поведения по отношению к нам. Или мы стали жертвой его деструктивности и дисгармоничности. Понятно, что нужно первоначально основательно разобраться в ситуации, чтобы делать о ней окончательные выводы.

Обидчивость - это деструктивное свойство. Ибо, она способна создавать мощный и продолжительный душевный дискомфорт. Который буквально разъедает нас изнутри. Нередко приводя к тяжелым неврозам и депрессиям, шизофрении или онкологии. Это, конечно, не означает того, что мы должны совершенно равнодушно относиться к обидам в свой адрес. Просто, при всей значительной эмоциональной неприятности ситуации, более оптимальным вариантом её развития является предельно спокойное её осмысление. И в последующем желательно принять меры по профилактике возникновения такого рода ситуации. И существенной коррекции своего отношения к ней.   
Далеко не столь безобидным является и банальное житейское любопытство.

Преимущественно к слабостям и недостаткам ближнего. Которое, как правило, заключается, кроме всего прочего, еще и в копании в чужом грязном белье. Условно говоря. Это не особенность характера. И даже не мелкий недостаток, это большой нравственный и духовный порок, не больше и не меньше. Ибо, то количество концентрированного и злокачественного вреда, что оно принесло и почти всем крупным личностям, и обществу, и государству, просто не поддается представлению. Даже примерному. В силу своей гигантской величины. Буквально космических масштабов. И это уже не говоря о том, что люди, проявляющие этот порок сознательно и целенаправленно, автоматически запускают в самих себе многочисленные и разнообразные процессы психологической и духовной деградации. Как правило, необратимой. Ибо, таким человеком движет нежелание познавать жизнь в её наиболее ценных и важных моментах, а всего лишь желание принципиально обесценить или что-либо, или кого-либо. Имеющие особенно высокие качественные параметры. В первую очередь. Это и желание злорадно потешить свою болезненную амбицию мыслью о том, что мир еще более примитивен, чем сам такой «аналитик». А потому для него нет совершенно никакой необходимости серьезно и основательно работать над собой, заниматься, так сказать, самовоспитанием. Оправдание глобальной и фундаментальной лени ума и души и не менее значительного психологического и духовного невежества, существенной упрощенности, доходящей местами до примитивности, - вот главный мотив любопытного человека.

Банальный рационализм, являющийся весьма распространенным общественным стереотипом мышления, далеко не так безобиден, как нам всем хотелось бы думать. Не говоря уже о том, что получаемая от него польза, по большому счету, столь ничтожна в сравнении с гигантским вредом, который он наносит и своему обладателю, и его окружению, и обществу, и государству. Да и всему человечеству в целом. По сути дела, любые пороки имеют особенность не только со временем усиливать своё негативное влияние, но и расширять зону своего влияния. И внутри самого человека и в его ближнем, и дальнем окружении. Конечно, в явлениях простой житейской суеты он, возможно, и имеет смысл своего существования. Но его главная проблематичность и драматичность заключается в том, что его принципы слепо и механически переносятся подавляющим большинством людей и на действительно сложные явления человеческого бытия. С психологической и духовной точки зрения. Где он не только не совсем желателен, а категорически противопоказан. Ибо, имеет прямо противоположный желаемому эффект. И это не только естественно, но и закономерно.

Так как даже явления жизни средней степени сложности (не говоря уже, про сложные) существуют по совершению иным правилам и законам, нежели упрощенные и простые. Чем сложнее то или иное явление жизни (особенно духовного характера), тем постепеннее и медленнее идут процессы его развития и преобразования, независимо от величины интенсивности и продолжительности усилий. И отдельного человека, и народа, и общества, и государства. Да и всего человечества.

Способность управлять наиболее простыми явлениями жизни создает у большинства людей большую иллюзию того, что оно может контролировать и успешно моделировать в этой жизни абсолютно все. Что, на самом деле, является страшным заблуждением. По своим естественным и закономерным последствиям и осложнениям. Жизнь, в основе своей, идет независимо от мнений и желаний обычных людей, имеющий высокий уровень психологического и духовного невежества. По своим вечным и универсальным законам, созданным не людьми, а Высшими силами. И это не просто еще одна дополнительная оговорка. Это пояснение принципиального характера. Меняющее суть дела не в некоторой степени, а принципиально. Конечно, каждый человек имеет полную свободу своего выбора. С формальной точки зрения. Но вот то, что за этим следует, - это уже не находится в компетенции этого конкретного человека. Это уже компетенция Высших сил. Которые или поощряют или наказывают любого человека. В зависимости от сути его сознательного выбора. Если он действует в противоречие законам Бытия, то уже ни о каком существенном благополучии у него и речи не может быть. Не говоря уже про счастье. И, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Другой вопрос, что почти никто особенно и не стремится узнать эти законы жизни. Не говоря уже - понять их и эффективно учитывать в своей реальной жизни. Что естественно и закономерно приводит к тому, что совесть такого человека приходит в столь проблемное состояние, что совершенно не препятствует появлению  и развитию различных пороков.

Подлость - это порок, который чисто теоретически ни у кого не вызывает сомнения в своей принципиальной негативности и деструктивности. Но тут есть масса своего рода камней подводных. Все прекрасно различают подлость, проявленную в их адрес. Или в адрес ближнего, к которому они относятся с большой симпатией. Но вот с диагностикой подлости в своем собственном исполнении почти у всех есть большие проблемы. Имеется в виду из числа тех, кто её периодически проявляет. К сожалению, адекватно распознавать подлые мысли и чувства в собственном сознании могут только те люди, что имеют хороший уровень одухотворенности и добродетельности. У всех остальных с этим или умеренные, или значительные проблемы. Большинство людей не понимает, что, однажды впустив в себе злого духа подлости, потом избавиться от него будет очень трудно. А со временем - и невозможно. Не говоря уже о том, что один злой дух, удобно устроившийся в душе человека, как правило, потом приглашает к сотрудничеству еще и многие другие, не менее злокачественные в своей деструктивности, злые духи других нравственных и духовных пороков человечества. Компания, что называется, подбирается просто-таки замечательная. И этот «коллектив» так интенсивно и изощренно крутит сознанием своего хозяина, что тот не догадывается о реальной сути происходящего. Думая, что он делает только то, что хочет именно он. А, на самом деле, он является предельно послушной марионеткой в руках наиболее изощренных злых духов. Творящих через человека лишь свою волю по разрушению гармонии и в нем самом, и в мире вокруг него.   

Для начала в человеке в максимальной степени активизируются своенравность и сумасбродство, самовлюбленность и самоуверенность, эгоизм и эгоцентризм, банальный рационализм и формализм, все качества, имеющие наибольший уровень деструктивности и дисгармоничности. Особенно злокачественной оказывается амбициозность. Требующая от всех окружающих совершенно особенно отношение к её хозяину. Слишком трепетного и почтительного, восхищенного и благоговейного. Причем, независимо от того, какой именно набор достоинств и добродетелей имеется в нем. Реальность же жизни такова, что даже самые большие реальные достоинства и добродетели, как правило, остаются неоцененными со стороны большинства (а порой и всех остальных). А уж уважать мнимые достоинства вообще никому и в голову никогда не придет. Амбициозный же человек воспринимает это прохладное отношение к себе как сознательную и целенаправленную психологическую диверсию в свой адрес. Иначе говоря, как явную и обыкновенную подлость. Что автоматически развязывает ему руки в его ответных действиях. И снимает почти все возможные табу на дрянные действия в адрес или отдельных людей, или буквально всех окружающих. Ход его логики получается примерно такой: раз вы позволяете быть подлыми в мой адрес, то и я буду считать для себя возможным быть подлым в ваш адрес. Я вам ничего плохого не сделал, а вы, тем не менее, подличаете. Значит, вы - подлецы в квадрате. И поэтому я буду вам мстить, восстанавливать справедливость.

Много невольного зла творит подозрительность. Когда человек стремится даже в самых безобидных явлениях жизни или поступках окружающих видеть что-то негативное вообще или лично для себя. Первоначально это бывают достаточно редкие эпизоды. Которые, в своей условной логике, быть может, и не лишены тех или иных реальных оснований. Ситуация осложняется еще и тем, что каждый человек имеет подсознательную потребность в чувстве собственной значимости. Но большая лень ума и души препятствуют развитию его личности даже до среднего уровня житейского совершенства. Даже в пределах тех небольших задатков, что имеются у него от рождения. Но признавать свою принципиальную личностную несостоятельность мужества явно не хватает. Но эффектный имидж хочется иметь всем. И тут на помощь приходит жажда поиска внешних причин, которые не позволили в прошлом и не позволяют в настоящем (да и в будущем) раскрыться его личности в полной мере. И среди наиболее вероятных причин наиболее быстро и легко на ум приходят следующие: несправедливая жизнь и дрянные люди. Конечно, жизнь идет по своим духовным законам. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу. И не особенно жалует глупых, ленивых и примитивных людей. Высвечивая несостоятельность того или иного человека, народа, общества, государства. Жизнь, таким образом, пытается стимулировать их заняться своим совершенствованием более сознательно и целенаправленно. Правда, эти знаки жизни мало кто умеет и желает увидеть. А потому «воз и ныне там».

Другой момент, что дрянные люди действительно существуют. И их не так мало, как нам хотелось бы. И с ними необходимо выстраивать вполне определенные отношения. Другой вопрос, что девяносто процентов людей очень плохо разбирается в людях. И в хороших, и в плохих. Как ни странно. Не говоря уже про тонкое и дифференцированное отношение к многовариантным явлениям жизни. Особенно средней и высокой степени сложности. В том числе, людям соответствующей степени сложности. Как правило, истинные интриганы и авантюристы, психологические манипуляторы и прочие профессиональные стервецы остаются в тени. Вне поля зрения большинства обычных людей, лишенных интуиции и проницательности, мудрости и одухотворенности. Ибо, то, что у них есть, это лишь приятная иллюзия, а не серьезное достоинство. По большому счету. И поэтому подозрительность, как правило, касается вполне приличных и достойных людей. Конечно, имеющих свой комплект слабостей и недостатков, иллюзий и заблуждений, особенностей и странностей. Которые, если и осложняют жизнь, то, в первую очередь, им самим. А уже потом, быть может, чуть-чуть некоторым окружающим. Но в этом нет их злого умысла. Во-первых. А, во-вторых, по большому счету, почти все они заслуживают терпеливого и снисходительного отношения к себе. Так уж странно сложилось в этом мире, что особо заботливое отношение к своему чисто внешнему имиджу проявляют именно те, кто, на самом деле, лишен особой добродетельности и гармоничности. А их обладатели обычно весьма пассивны в плане саморекламы.