Крест. Киносценарий. Часть шестая

Александр Мисаилов
Концлагерь. Общий план.
Кабинет начальника лагеря.
За столом начальник лагеря, его помощник и двое из поисковой группы, что нашли могилу Дорогина.
Начальник лагеря:
- Значит говорите крест на могилке из веток?
- Так точно!
- А какой этот крест?
- Как какой? Обычный могильный крест. Только из прутьев связан.
- Нет, крест не обычный. В Норвегии нет таких крестов. На том палочек больше... - отчеканил второй солдат.
- Рисуйте! - помощник начальника бросил карандаш на стол и лист бумаги, - думаю это один из беглецов, - сказал Йохан своему начальнику.
- Видимо Дорогин в земле, а Павлов на свободе... - задумчиво произнес начальник, одевая очки, - Ну что у вас там, художники? - протянул руку за рисунком. Взял лист бумаги и поднёс его ближе к лицу.
Крупный план из-за спины (три четверти) начальника концлагеря на рисунок — виден православный восьмиконечный крест. По виску стекают капли пота.

Натура — зимняя природа Норвегии.
Лес в снегах, олени — эдакий этюд под норвежскую песню. Лагерь партизан. По лагерю неспеша идёт Пётр (словно наслаждается приходом весны). У одной из землянок сидит пожилая норвежская женщина и напевая песню  плетёт рыбацкую сеть. Павлов присел рядом.
- О чём поёшь, мать? - спросил Пётр женщину.
- Весна скоро, о весне и пою сынок, - ответила норвежка не отрываясь от работы и глядя куда-то вдаль.
- Павлов к товарищу Новобранцу! - сказал подошедший к ним партизанский командир.
Пётр поднялся и пошел рядом с командиром к землянке Новобранца.
- Странная какая-то эта норвежка, откуда она здесь?
- В наших отрядах много норвежцев. Ты слышал что-нибудь про норвежскую скрепку?
- Ну как же канцелярская принадлежность...Кстати, она же прицеплена к одежде этой женщины...
- Сейчас это не канцелярская железка, а символ сопротивления норвежского народа. Когда немцы оккупировали Норвегию, естественно запретили всю национальную символику, особенно королевскую. Школьные учителя придумали носить на одежде скрепку как символ сопротивления. Дочь этой женщины... в общем замучена до смерти в гестапо. Мать пришла к нам. Воюет как может. В основном по хозяйству. Сети вон как плетёт — посноровистей наших волжских мужиков. И руки у неё будто волшебные — от любых хворей и ран вылечит. Травы всякие знает. Заходи — командир отворил дверь в землянку Новобранца и оглянулся на норвежскую женщину.
Та продолжает петь и плести сеть. Камера от женщины панорамой в лес.

Хутор Андре.
Интерьер дома.
За прялкой у окошка с той же песней жена Андре.
Сам Андре занят чисткой охотничьего ружья.
Лай собак прервал песню. Женщина бросилась к окну.
Съёмка через окошко — видно подходящих к дому фашистов.
- Что там за шум? - спросил Андре.
- Пришли... - испуганно ответила хозяйка, опускаясь на скамью рядом с прялкой.
- Сколько их?
- Кажется четверо...
- И четверых будет чем угостить...ну-ка брысь в спаленку - ответил Андре и зарядил патроны в оба ствола.

Лагерь партизан. Штаб Новобранца.
- Вот что я подумал товарищ Павлов — нарисуйте-ка подробнейший план вашего концлагеря, опишите на бумаге всё что можете — подъездные пути, расположение бараков, цехов, канцелярии. Сколько вышек, пулемётов, патрулей... количество заключённых, обозначьте на карте делянки с лесоповалом, где, когда и  что происходит в лагере в течении суток... всё, всё опишите, всё до мельчайших подробностей. Времени тебе сутки. Не больше.
- Да я, товарищ Новобранец и за пару часов, пожалуй управлюсь, - ответил Пётр.
- Ну в таком случае мы вас тут оставим одного на пару часов, карты, бумага всё в вашем распоряжении. Чаю, сигарет чтобы лучше думалось?
- Чаю. Покрепче.
- Покрепче... Будет покрепче и с брусникой, - Новобранец и второй командир направились к выходу.
Натура обратная точка съёмки — выход Новобранца из землянки. За кадром чуть слышно поёт старая норвежка.
- Василий, ты что-то серьезное задумал? - спросил Новобранца второй командир, подавая папиросу. Оба присаживаются на завалинку (бревно) у землянки. Новобранец в задумчивости закуривает и смотрит на поющую норвежку.
- Очень важным кажется мне этот концлагерь. Для нашего дела объект можно сказать стратегического значения. Надо его брать. Пополнение наших отрядов происходит в основном из беглых пленных. А здесь надо помочь. Надо освободить целый лагерь.  А лучше не один. Нам нужно сейчас как никогда очень много силы. Поэтому от успеха этой операции будет зависеть многое. Придёт время и начнётся наступление наших войск на Севере.
- Откуда тебе знать об этом, Василий?
Новобранец улыбнулся:
- А ты просто поверь. Поверь моему чутью...Немца погонят с Киркенеса, но далеко вглубь Норвегии наши войска не пойдут. Нам предстоит вместе с норвежцами бить фашиста внутри этой страны.
Новобранец поднялся и пошёл по лагерю в сторону поющей норвежки. Следом второй командир.
- Т.е. Мы должны организовать полномасштабные боевые действия?
- Правильно мыслишь. Время партизанских вылазок закончилось. Наши сводные отряды — это уже армия, Красная  Армия, которая должна воевать по настоящему, - ответил Новобранец и поравнявшись с плетущей сеть женщиной сказал ей по-норвежски, - мать занеси-ка в мою землянку чаю покрепче да с брусникой.
- Будем значит воевать всерьез. Пришло время, собирай ко мне всех командиров, - закончил разговор Новобранец, хлопнув по плечу собеседника.

Хутор Андре.
Андре смотрит в окно. Во дворе заливается лаем собака. Один из фашистов выпустил в псину автоматную очередь и направился в дом.
- Вот скоты, - произнёс сквозь зубы Андре и вскинул перед окном ружьё. Готовый выстрелить в фашиста, он видит как из сарая ещё один фашист выводит его дочь.
- Выходи хозяин, - кричит солдат, - по-доброму выходи!
- Тьфу! - сплюнул Андре, поставил в угол ружьё, бросил взгляд на висящий на стене крест (распятие) и, перекрестившись, с выдохом произнёс, - спаси и сохрани, семью мою, спаси и сохрани!
Андре продолжает молится перед распятием. Слышно как хлопает дверь, шаги входящего солдата. Андре продолжает молится. Хозяйка смотрит на него через щёлку в занавеске спаленки. Распятие глазами Андре. Удар прикладом сзади. Распятие мутнеет будто мутнеет в глазах Андре.
ЗТМ.

Дом Андре. Интерьер.

Стоящее в углу ружьё. Нацист подходит к ружью. Осматривает его, видит, что заряжено.
- Заряжено. Значит стрелять в нас хотел. А если хотел стрелять, значит есть причина. Где беглеца прячешь, свинья, отвечать!
- Не понимаю, о чём вы господин... - связанный Андре получает удар по лицу и падает на пол.
- Обыскать весь его хутор, оружие, лыжи переломать!  -  командует немец, вытаскивает из ружья патроны и ломает его, - от этих валькирий всего можно ожидать.

Полумрак подвала (будто глазами Андре).
Избитый Андре лежит на полу. Через небольшое окошко с решёткой пробивается слабый луч света.
На фоне этого контрового света появляется чёрная фигура в нацистской форме.
- Моли бога, старик, что ты у меня в лагере, а не в гестапо! - прозвучал голос фигуры, - скажешь где скрывается Павлов? Ведь ты приютил его у себя и отвёл к партизанам. Где они?
- Никого не знаю, не знаю никого... - бормочет избитый Андре.
Фигура в контровом свете подходит к лежащему на полу Андре, бьёт его ногами и кричит истерично: - где, где, где!
Обратная точка. Стоящая к камере спиной фигура разворачивается на свет из окна — это начальник концлагеря. Он идёт на свет окна (прямо на камеру) в кадре — фашистский крест на кителе. С каждым шагом он всё крупнее.

Натура. Лес.
Слышен скрип шагов по снегу.
По лесу в плетёных снегоступах идёт дочка Андре.

Лагерь партизан. Штаб.

- Хорошая работа товарищ Павлов. Вам бы с такими данными в разведке служить. Значится так — этот лагерь надо освобождать, - Новобранец с какой-то улыбчивой хитрецой глядит на собравшихся командиров.   
- Как ты себе это видишь, Василий?
- Вижу! Как партизан вижу, не как пехотный генерал, у которого всё одно — цепью да вперёд... здесь только хитростью возьмешь. Сама норвежская природа, сама местность нам эту хитрость дарит...Вот смотрите...
Командиры склонились над картой.
- Река... - продолжает Новобранец, - она скоро взломает лёд. Вверх по этой реке базируется отряд Иванюка. У него аккурат половина отряда из местных викингов. Его задача — подойти к лагерю на плотах... Плоты маскируем под льдины. Если будет солнечная погода — вообще красота, с лагеря против солнца ничего не заметят.
- Ты что, хочешь проводить операцию днём? - спросил один из собравшихся.
- Вот именно, только днём! По даннным Павлова эшелон приходит в лагерь не позже полудня — самое время для речного маневра. Поезд нужно взять загодя отряду Пантелеймона, проскочить мост и на поезде ворваться в лагерь. Мост уничтожить.
...Сопки — не ближний свет для отряда Мальцева.
Въезд поезда в лагерь и сразу взрыв моста - начало всей операции. Только бы всё сошлось. Да, в район лесоповала — группу снайперов. И подводу с оружием. Вот и вся норвежская сага.
Новобранец поставил последнюю точку на карте и бросил карандаш.
- Смотри-ка, прямо крест какой-то получается, - сказал глядя на карту один из присутствующих.
- Точно. Так и назовём операцию - «Крест». И да поможет нам как говорится...
- Ну голова у тебя Василий...
- Вот голова, что в своём докладе мне этот крест нарисовала, - Новобранец постучал пальцем по голове стоящего рядом Петра.

Подвал концлагеря.

Начальник лагеря стоит у окна. (то же окно, тот же свет). К нему подходит его помощник Йохан, закуривает и спрашивает:
- Скажи Хоккон, почему ты не подключил гестапо, а притащил этого беднягу сюда. Пожалел или может быть ты и в гестапо стал служить. Если война будет проиграна этого тебе точно не простят.
- Нет, Йохан, в гестапо я не служу...
- А ногами старика бьёшь словно всю жизнь в гестапо показания выколачивал...
- Хватит! - крикнул начальник лагеря и достав фляжку сделал глоток, -  та могила...её что кто-то руками...мёрзлую землю руками ковырял?А в округе — никого кроме хутора этого старика. то-то... и он наверняка отвёл Павлова к партизанам...Да и не нужен мне уже этот русский богомолец. Списал я его, как от цинги сдохшего.
- Ах вот куда ты клонишь... второй крест себе хочешь заработать. Ну-ну. Похвально. Далеко перспективу строишь. В СС будут довольны твоим рвением.
- А мне отступать некуда, как впрочем и тебе. Ты... - начальник лагеря чуть не захлёбываясь пьет коньяк из фляжки, - ты не лучше меня, такой же... предатель.
- Да, - ответил спокойно Йохан, - но и не хуже. Не ху-же... - Йохан пустил струю дыма в лицо Хоккону, - уволь, я нанимался к немцам охранять лагерь и не более того!

Лес.
По лесу продолжает свое движение дочка Андре.

Партизанский лагерь. Натура.
Всё таже старая норвежка плетёт сеть и поет песню. Глядит куда-то вдаль.
Камера глазами женщины — на дальнем плане идёт выбиваясь из сил дочка Андре.

Землянка-штаб Новобранца.

За столом сидят Новобранец, Павлов и дочка Андре.
Девушка пьет чай и говорит:
- Это не гестаповцы, это были люди из концлагеря. Отец теперь там, в лагере...Что же теперь делать? Только вы даже не подумайте - отец не выдаст партизан. Он скорее умрёт...
- Да Андре был настоящим бойцом сопротивления. Но вот откуда ты нашла к нам дорогу?
- Не смейте даже думать так об отце. Ни я ни мать, мы ничего не знали, - вспыльчиво говорит девушка. И потупив глаза - Он несколько раз приходил с охоты пустой. Я не поверила, чтобы отец да вдруг без добычи, ну и проследила за ним. Да и после ухода Петра всё стало ясно. Отец умрет но не выдаст. Веры он очень сильной. Не сделает такого...Вот только ему уже не помочь...
- Поможем, если успеем, поможем — в задумчивости ответил Новобранец. - Надо бы там обстановку проверить, - добавил глядя на Павлова.
- А если бы он с охоты пустой приходил, - сказал Новобранец, взяв девушку за плечи, - мои бойцы только бы пустой кашей и питались. А без мяса мужику, да тем более солдату, уж никак нельзя. Вот так вот...

Концлагерь.
Подвал, в котором заключён Андре.
Андре подходит к оконцу, берётся руками за решётку и смотрит прищурив глаза в окно, где видит только голубое небо и солнце. Как будто гул или звон в ушах или будто издалека слышна норвежская песня Любви, что поёт его жена.

Хутор Андре.
Жена Андре плетёт сеть и поёт ту самую песню. Из глаз её скатываются слёзы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ