Возлюби ближнего своего. Глава 6. ч. 6

Александр Иванович Алтунин
Если человек не умеет или не желает ощущать радость от эстетики мыслей и чувств другого человека, то вряд ли он будет способен на адекватную любовь к ближнему.
Достойного человека отличает от обычного то, что он способен ощущать большую радость от восприятия мыслей и чувств другого человека на хорошем качественном эстетическом уровне. И тут уже не важно то, что это далекий предок или современник. Важно то, что другой человек высказал ту или иную умную и тонкую мысль, проявил красивое или изящное чувство. Естественно, в системе иерархии вечных и универсальных классических ценностей. А не громадного количества современных разнообразных искажений и извращений. Как правило, достойный человек не только ощущает внутри себя такую радость, но и проявляет ее вовне, делает ее достоянием определенного числа окружающих, чтобы и они могли аналогичным образом порадоваться. Другой вопрос, что это далеко не всегда получается должным образом.

Ибо, человек с низким интеллектом не может понять особенно умную мысль. Простой человек не может понять сложную мысль. Дисгармоничный человек -  восхититься гармонией мысли и чувства. Человеку, приземленному сложно понять романтичного. Толстокожему -  ощутить утонченность и трепетность чужого чувства. Пошлому человеку сложно понять благородного. Эгоисту -  альтруиста, обычному человеку -  творческого, посредственному - талантливого, упрощенному -  возвышенного.
У достойного человека радость восприятия эстетики мыслей и чувств другого человека, как правило, имеет искренний и бескорыстный характер. Она является проявлением его естества, его внутренней потребности к совершенствованию себя, своих способностей, своей жизни. Принципиальной его особенностью является то, что он в определенной степени радуется эстетике чужих мыслей и чувств, имеющих равное с его мыслями и чувствами качество. Но эта радость естественно и закономерно возникает в нем и в том случае, когда чужая эстетика значительно превосходит его собственную. И в этом он не стыдится признаться ни самому себе, ни окружающим.

Иначе говоря, он способен признать то, что кто-то совершеннее и гармоничнее, чем он сам. И не только в некоторой, предельно символической степени, преимущественно количественного характера. Но и в значительной степени качественного характера.
Достойный человек, в отличие от обычного, понимает то, что нет предела совершенству. И поэтому, как бы не был развит тот или иной конкретный человек в том или ином аспекте, всегда найдется кто-то, кто существенно его в этом превосходит. Исключение в этом плане составляют лишь гении. Которых за всю историю человечества было всего пятьсот человек. Там уровень такой высокий, что трудно даже чисто теоретически представить себе что-то человеческое, принципиально превосходящее гения. О Высших силах, совершенство которых в миллионы раз больше человеческого, речь, в данном случае, не идет.

Собственно, житейская система координат имеет массу принципиальных отличий от системы координат духовного плана. То, что может находиться на высших ступенях иерархии житейских ценностей, чаще всего, находится на низших ступенях духовной иерархии. А то, что находится на средних ступенях духовной иерархии, как правило, закрыто для обычного восприятия большинства представителей стандартного менталитета. Да и среди формальных интеллигентов, к сожалению, далеко не всем понятно. И в этом одна из драм этого менталитета. Представитель интеллигенции, в отличие от представителя стандартного менталитета, стремится внести вполне определенный (мало-мальски ощутимый) уровень эстетики в свои мысли и чувства, в то, что он делает и как делает. Есть, по крайней мере, такая интуитивная потребность. Которую каждый реализует в меру своих способностей и возможностей. Но, чем сильнее задатки творческого начала присутствуют в человеке, тем интенсивнее в нем эта интуитивная потребность. И конечно, во многих случаях она касается достаточно узкого круга вопросов бытия. Ибо, быть совершенным абсолютно во всем невозможно человеку даже чисто теоретически. Это только один Господь во всем совершенен.

Если же интеллигентное начало в человеке имеет хотя бы средний уровень развития, то во многих ситуациях эстетика мысли и чувства начинает проявляться уже на уровне подсознания, в режиме автопилота. Как бы сама собой. Но, на самом деле, - это лишь чисто внешне проявление десятков весьма сложных процессов с вовлечением десятков (а иногда и сотни-другой) факторов. В той или иной степени взаимосвязанности друг с другом.

Из чего рождается особенная эстетика мыслей и чувств? Из хорошего интеллекта, творческого мышления, утонченности, трепетности и изящности души, элементов интеллектуальной и психологической аристократичности, развитого чувства прекрасного, чувства психологической эстетики, умения тонко и дифференцированно воспринимать различные явления жизни, богатой фантазии и воображения, развитого абстрактного и ассоциативного мышления, обширной эрудиции, психологической интуиции и проницательности, умения настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. Можно к этому добавить еще тридцать-сорок параметров (свойств личности).

Как показывает практика, уже врожденные задатки чувства прекрасного имеют вполне определенную величину: слабую, среднюю или высокую степень. Другой вопрос, что даже внутри своего фиксированного диапазона у человека есть громадные возможности по развитию и совершенствованию своей личности. Которые, как правило, на восемьдесят- девяносто процентов людьми не используются. Особенно из стандартного менталитета (обычных). И получается интересная ситуация: мало того, что у большинства обычных людей есть лишь задатки низкого уровня эстетики мыслей и чувств, так они и ими совершенно не занимаются. В силу того, что не имеют должного примера для подражания. А то, что есть, к сожалению, чаще всего, далеко не лучший пример. Но человек уж так устроен, что подсознательно подражает своим родителям в детстве и юности, а потом своим кумирам, выбранным, скорее всего, по каким-либо второстепенным параметрам (с точки зрения духовной логики). А то, что было, условно говоря, впитано с молоком матери, потом меняется очень сложно и тяжело. А потому очень редко. На осине не родятся апельсины. За исключением очень редких случаев, когда на это есть отдельное и специальное позволение Высших сил (не чаще, чем один случай на тысячу).

Обладатель особого чувства эстетики -  это посланник Высших сил в мир людей. Чтобы поднять уровень гармонии не только отдельного человека, но и всего общества. А, в отдельных случаях, и всего человечества. И от того, как общество реагирует на этого посланника, насколько адекватно с духовной точки зрения, зависит во многом будущее этого общества. С одной стороны, от того, что именно общество сможет перенять от такого особенного эстета мысли и чувства. С другой стороны, от того, в какой степени это общество будет иметь благоволение Высших сил по отношению к себе. Связанное и с отношением общества к посланникам. Среди посланников особое место занимают классические интеллигенты и аристократы.
Многие явления внутренней и внешней жизни требуют от нас вполне конкретного чувства юмора. В противном случае, возникает масса проблем и неприятностей, нередко переходящих в драмы и трагедии.

Достойный человек с вполне определенной симпатией относится к тонкости и изящности мыслей и чувств, которые проявили другие люди. В том числе, он способен по достоинству оценить изящное чувство юмора. И именно изящное, а не злословие и желчность, саркастичность и язвительность, выраженную скептичность и изощренную ироничность посредственной личности (как правило) в адрес достойного человека. Для достойного человека особую ценность имеет сама изящность мысли, как таковая, без жесткой привязки к его собственной личности. Ибо, ему нравится быть изящным. Это приносит дополнительное и особенное чувство внутреннего удовлетворения самим собой и своей жизнью. Это, так сказать, принципиальная особенность стиля его жизни, насущная потребность его ума и души, естественная и закономерная.

Конечно, ему бывает приятно, когда его чувство юмора получает адекватную оценку окружающих. Особенно те или иные наиболее утонченные и изящные оттенки его мысли и чувства. Было бы странно, если бы это было иначе. Все, что служит удовлетворению чувства потребности в собственной значимости, вызывает у любого человека положительные эмоции. И это нормально. Другой вопрос, что достойный человек без особой на то необходимости не прибегает сам к язвительности и саркастичности и тормозит сознательно и целенаправленно в себе периодически возникающее, помимо его воли и желания, намерение уколоть чье-либо самолюбие, унизить чье-либо достоинство, исходящее из подсознания чувство психологического садизма. Одновременно он понимает, что вполне определенная мощь интеллекта, а также многочисленные и разнообразные способности и таланты ему даны для созидательной деятельности, в первую очередь. И он не имеет никакого права использовать их во зло. Если только вопрос не касается каких-либо фундаментальных духовных ценностей. Которым, при пассивном поведении, может быть нанесен существенный ущерб.

Достойный человек старается не самоутверждаться в глазах окружающих за счет кого-либо другого. С одной стороны, он прекрасно осознает свое существенное и несомненное преимущество перед большинством окружающих. А с другой стороны, хотя бы интуитивно чувствует то, что способности и таланты, особенно редкие, даны ему как аванс Высшими силами. Который необходимо отрабатывать всю оставшуюся жизнь максимально добросовестным образом. В противном случае, Высшие силы могут и отобрать у человека его наиболее ценные способности и таланты. Так стоит ли овчинка выделки в таком случае?

Собственно, многие годы своей жизни достойный человек ждет проявления творческих способностей и интеллигентности и от всех других окружающих. Чего, собственно, быть не может, потому что не может быть вообще. Только со временем, осознав хотя бы отчасти степень реальной ценности своих способностей и достоинств, а также степень их редкости, достойный человек перестает их ожидать от каждого встречного в таком количестве и в таком качестве, какие имеют место быть у него самого. Хотя, быть может, и не перестает удивляться той особенной умственной и душевной лени, которые всегда были свойственны большинству людей. А также их принципиальному и фундаментальному нежеланию работать над собой, над хотя бы отдельными задатками своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. А также нежеланию стать существенно совершеннее и гармоничнее, ощущать совершенно особенную радость вдохновения и озарения, радость повышения гармонии окружающего мира в результате сознательных и целенаправленных, интенсивных и продолжительных усилий ума и души, духа и тела.

Достойному человеку доставляет особенное удовольствие сам процесс создания нового смыслового узора, в ряде случаев раскрывающего привычные явления под новым, несколько неожиданным ракурсом. Возможность придать новые оттенки и полутона чему-либо, чтобы более ярко высветить определенные грани жизненных явлений в их многочисленности и разнообразии.
 
Стандартный человек стремится использовать юмор, как дополнительную возможность продемонстрировать особенное «совершенство» своей личности. При этом особой тактичности и деликатности по отношению к самолюбию других людей он может и не ощущать. Чьи-либо интересы, особенно его не волнуют. Ибо, он не видит в этом особого смысла и личной пользы непосредственного практического плана для себя. С точки зрения банального рационализма, так сильно распространенного в современном мире. Юмор, как таковой, представителя стандартного менталитета не волнует вообще никак. Не говоря уже об утонченности и изящности юмора. Главное, чтобы хотя бы некоторые окружающие громко смеялись над его шуткой. А то, что эти некоторые не отличаются особым умом или добродетельностью, такого юмориста не волнует вообще никак. В основе юмора такого человека лежит цель максимального обличения (а иногда и унижения) чего-либо или кого-либо. Чаще всего, это какие-либо второстепенные недостатки и слабости, ошибки и неудачи, иллюзии и заблуждения.
Желание блеснуть умом для поддержания кого-либо (особенно, если этого не собираются делать все остальные) в чем-либо хорошем и ценном, добром и светлом, особенном и оригинальном, необычном и творческом возникает (если еще возникает!) в тысячи раз реже в голове такого юмориста (по сравнению с достойным человеком). Ибо, требует от него действительно серьезных и напряженных усилий ума и души, к которым он, или не имел привычки вообще когда-либо, или же успел отвыкнуть в силу фундаментальной праздности своего бытия вообще (с духовной точки зрения). И принципиальной зацикленности на мелкой повседневной житейской суете. При существенном ущербе качеству жизни с точки зрения вечных и универсальных классических ценностей. Когда мелкие сиюминутные интересы мощно и основательно отодвигают в сознании человека весь смысл жизни, как таковой, по большому счету.

Интеллектуальные и психологические узоры, как таковые, не говоря уже об их утонченности и изящности, представителя стандартного менталитета не волнуют в принципе. В них он не видит особого смысла и пользы для себя. С одной стороны. А с другой стороны, такой человек прекрасно отдает себе отчет в том, что именно он на такие виражи принципиально не способен. Сознаваться же в своей фундаментальной несостоятельности не хватает мужества и самокритичности. А потому не лучше ли использовать лишь то, что привычно и понятно, ясно и доступно, многократно проверено жизнью. Пусть в самой небольшой, но все же эффективности практического плана. И что там думать о каких-то дополнительных и «второстепенных сентиментальных» нюансах? Кому они нужны? Дусе или Фросе? Они и без этого живут прекрасно. Да и не оценят они этого по достоинству, потому как принципиально не способны этого делать, в силу глобальной упрощенности своего личностного менталитета. Так чего, спрашивается, городить огород. Сморозил что-нибудь жесткое и яркое, а всем весело. Все видят то, какой я остроумный. А то, что среди толпы есть пару человек, которым такой юмор не нравится, то это меня особенно не волнует. Ибо, на всех не угодишь. А то, что эти два человека в этой толпе являются наиболее умными и достойными, остается вне поля зрения такого «юмориста». Для него главное, чтобы он сам был доволен собой. В своей системе координат, в своей иерархии ценностей. То, что эта иерархия есть большое искажение и извращение иерархии классических ценностей бытия, никогда такого деятеля не волновало и никогда волновать не будет. Главное - это ему в ней удобно и комфортно, а все остальное -  это мелочи жизни, которыми можно, по большому счету, пренебречь.

Построение отношений с окружающими в определенной степени зависит у человека от умения думать об интересах завтрашнего дня. Данное свойство личности можно считать элементом мудрости. Хотя бы в силу того, что оно мало кому дано. Собственно, мало кто знает такого рода формулировку (как и многие другие классические духовные ценности) даже чисто теоретически. Ибо, об этом почти никто и нигде нам не рассказывает. Кто до чего дошел сам, тот то и имеет. И не более того. В то время как, большинство людей, руководимых банальным рационализмом, стремится в максимальной степени отстоять свои интересы дня сегодняшнего. И совершенно не думает о своих интересах, условно говоря, дня завтрашнего. Нет, безусловно, многие думают и о завтрашнем дне, но преимущественно отдельно от дня сегодняшнего. Словно между ними нет четкой и жесткой связи психологического и духовного характера. Ибо, то, что мы сеем сегодня, всходит завтра. И если сегодня посеяли морковь, то завтра вырастет только морковь, а никак не баклажаны.

Это с одной стороны. А с другой стороны, многие второстепенные и даже третьестепенные ситуации в нашей жизни имеют определенную особенность влиять на достаточно серьезные ситуации в будущем. Так, например, если взрослый равнодушно относится к тому, что ребенок проявляет небрежность к посторонним и чужим людям, то, как бы это не было ему удобным в конкретный момент времени, он все равно в итоге проиграет. Его собственным интересам будет нанесен в будущем столь значительный ущерб, что прежняя сиюминутная выгода покажется ему предельно мизерной и ничтожной. Но дело уже будет исправить очень сложно. И, чаще всего, невозможно.

В общении с коллегой, соседом, приятелем или другом мы позволили себе сознательную небрежность во второстепенном вопросе. Исходя из своей лени ума и души. В последующем, как правило, возникает ситуация, когда благополучие наших интересов, в каком-либо серьезном вопросе будет зависеть в той или иной степени от этого человека. И он, помня нашу небрежность, скорее всего, отнесется к нашим интересам соответствующим образом, аналогичным нашему собственному в недавнем или далеком прошлом. А если бы мы повели себя в прежней ситуации, мягко говоря, более адекватно, то наши нынешние интересы могли бы от этого только выиграть. Вот это пример заботы об интересах завтрашнего дня.

Логика сохраняет свою высокую актуальность и в отношениях человека с самим собой. Периодически возникает в жизни каждого человека ситуации, когда требуется проявить конкретную силу воли. Это применительно к второстепенным вопросам. А нам бывает просто лень. В результате в будущем возникает ситуация, когда сила воли понадобится уже в каком-либо серьезном вопросе, но наша сила воли в тот момент будет находиться в расслабленном состоянии и просто-напросто не сможет дать адекватную реакцию на новую ситуацию. В связи с чем, дело особенной важности и ценности потерпит большую неудачу. Создав тем самым повод для большого чувства недовольства и собой, и своей жизнью. Одновременно лишив человека возможности ощущать большое чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Будет упущена очередная и большая возможность удовлетворить свою потребность в чувстве собственной значимости. А это реальный повод для возникновения существенного и продолжительного чувство душевного дискомфорта. Которое, при регулярности возникновения такого рода ситуаций, может стать фоновым и постоянным.

Человек задумал большое и сложное дело. Нужно его начать воплощать в жизнь. Но в тот или иной конкретный день ему кажется, не совсем правильным начать заниматься этим делом. В другие дни могут появляться все новые и новые причины для откладывания нового дела на потом. В результате особенно важное и ценное дело может осуществиться с очень большим опозданием. В связи, с чем его реальная ценность может существенно уменьшиться.

Студент периодически не выполняет своего домашнего задания. Потом возникает день контрольной работы или теста. И работа будет написана, как правило, значительно хуже, чем этот человек мог бы написать, в силу своего интеллекта и прочих определённых способностей.

Человек выбирает для себя для решения только простые и очень простые жизненные задачи. До поры, до времени это сходит ему с рук. Но рано или поздно возникает действительно сложная проблема, а у него нет практического опыта по решению таких сложных проблем. В итоге ее решение, скорее всего, будет неудачным. И интересы такого человека не только не выиграют, но еще и очень мощно проиграют. Поэтому наиболее оптимальным вариантом представляется ситуация, когда человек вполне сознательно жертвует своими интересами дня сегодняшнего ради сохранения и укрепления своих интересов дня завтрашнего.

На жизненном пути человеку встречается другой человек, способный быть действительно хорошим и надежным другом. Но в тот конкретный момент времени первому что-то второстепенное мешает построить свое общение с новым знакомым достаточно полноценным образом. В связи с чем, возможность возникновения более теплых и более близких отношений упускается. И, чаще всего, навсегда. А когда возникает особенно сложная ситуация в жизни нашего «умника», то выясняется, что большинство людей, которых он считал своими истинными и большими друзьями, на самом деле, не пожелали выполнять роль таковых. И в итоге человек остался у разбитого корыта с большим душевным дискомфортом в придачу.

На пути каждого человека изредка встречаются люди с конкретным уровнем мудрости. Способные в значительной степени оптимизировать жизнь подавляющего большинства людей в очень существенной степени. Но неумение и нежелание думать о своих интересах дня завтрашнего приводит к тому, что почти все не изъявляют особенного желания подружиться с таким человеком. И теряют его как потенциального своего наставника. В результате имеет место быть множество проблем и неприятностей, и даже драм и трагедий.

Кто-либо из нашего окружения высказал мысль, которая показалась нам сомнительной. И мы считаем своим долгом устроить по этому поводу большую дискуссию. И устраиваем ее, тем самым, возможно, наносим укол самолюбию другого человека. В последующем, когда возникает необходимость обсуждения какого-либо серьезного вопроса, этот человек, скорее всего, уклонится от разговора. И мы потеряем возможность получить компетентное и доброжелательное мнение со стороны о чем-либо особенно важном и ценном для нас. Достойный человек это знает, понимает и учитывает практически.

Важным моментом в возникновении адекватной любви к ближнему является система оценок жизненных явлений. В том числе, основных и второстепенных достоинств и добродетелей, способностей и талантов.

Со школьных лет нам известна пятибалльная система оценок. Но ее восприятие практически всеми людьми идет в предельно формальном стиле. Потому как, никто и никогда не объяснял нам скрытую подоплеку этих оценок психологического и философского характера. Выражаясь научным языком, их методологическую основу. И все было бы не столь проблематично и драматично, если бы этот формальный подход к жизни мы не сохраняли и во взрослом состоянии. Вольно или невольно, сознательно или подсознательно -  это, в данном случае, не играет принципиальной роли.
Главное -  это то, что мы через эту формальную призму, полную простых, упрощенных и примитивных стереотипов восприятия и анализа, относимся не только к каким-то второстепенным и третьестепенным моментам жизни, но и к самым главным, необыкновенным и ценным. Тем самым, мощно и конкретно моделируя проблемный вариант развития своей личности, развития своей жизни, тип отношения с окружающими и с самим собой, вариант качества нашего творчества. Иначе говоря, все явления с существенной духовной подоплекой. Которые, на самом деле, требуют к себе особенно внимательного, осмысленного, местами достаточно трепетного и бережного отношения.

В этих случаях мне периодически вспоминается история о том, как профессионального повара хотели обязать из тухлого мяса и гнилых овощей сварить качественный и вкусный суп. Что, собственно, было исключено в принципе. И уже изначально. Даже чисто теоретически. И никак не зависело от уровня квалификации повара и от степени его старательности и добросовестности.

Очень большую роль играет то, к какому оценочному диапазону мы привыкаем в школе. В частности, можно выделить несколько диапазонов. Достаточно условно, но, тем не менее. Первый диапазон: «три с минусом», «три», «три с плюсом». Второй диапазон: «четыре с минусом», «четыре». Третий диапазон: «четыре с плюсом», «пять». Четвертый диапазон: от пяти до пяти с плюсом.

Наименее честолюбивые, как правило, довольствуются первым диапазоном. Умеренно честолюбивые -  вторым. Особенно честолюбивые -  третьим. И почти никто не претендует на четвертый диапазон. Ибо, даже с точки зрения самых умных и способных школьников, это не имеет особого практического смысла. Что называется, овчинка не стоит выделки. В результате возникает очень своеобразная ситуация, когда человек сам или с помощью учителей и родителей вешает на себя ярлык. В значительной степени формальный, но четко и жестоко определяющий его принципиальный и фундаментальный жизненный менталитет. Это «троечник», «хорошист», «отличник», «вундеркинд» (в особо редких случаях). Человек, тем самым, определяет для себя линию горизонта, к которой стремится всю свою жизнь. Это "удовлетворительно", «хорошо», «отлично» и «замечательно». Это определяет то, на каком качественном уровне он будет решать важнейшие вопросы своей жизни. Иначе говоря, уровень его старательности и добросовестности, усердия и трудолюбия, целеустремленности и энтузиазма, упорства и настойчивости.

Ведь, собственно, всем понятно то, что минимальные усилия не могут в принципе дать хороший результат в чем-либо хорошем, важном, ценном. А умеренные усилия, в подавляющем большинстве случаев могут дать только хороший, но не отличный результат. А вот тут начинаются очень интересные моменты. Большие усилия могут дать отменный, изящный, особенный, эффективный, оригинальный, особенно ценный и особенно важный, виртуозный, великолепный, замечательный, потрясающий результат. В отдельных случаях -  изысканный результат.

Человек вольно и невольно привыкает мыслить понятиям определенной логической категории. Он как бы устанавливает для себя личные качественные рамки: минимальный необходимый уровень и максимально целесообразный. Не вообще, а именно для него. Потом он об этом уже особенно и специально не задумывается. Он просто живет в соответствии с тем менталитетом, что когда-то вольно или невольно выбрал для себя.

Конечно, нельзя ждать от человека с задатками низкого интеллекта, чтобы он был обязательно отличником. Ему и хорошистом-то быть очень трудно. Наиболее комфортно в зоне троечника. И Бог с ним. Но совсем другая ситуация с человеком, имеющим задатки среднего интеллекта. Проще жить с минимальным уровнем требовательности к себе. И это заставляет, как минимум, половину людей с задатками среднего интеллекта быть не хорошистами, а всего линь троечниками. Этому нередко способствуют конкретные неблагоприятные обстоятельства в родительской семье. В том числе, недостаточно внимательное и чуткое отношение к ребенку.

Отношение к статусу отличника, как ни странно, весьма проблематичное. Их считают зубрилками, людьми, стремящимися любыми путями выслужиться перед учителями, выпендриться перед одноклассниками и т.д. и т.п. О вундеркиндах, составляющих, в лучшем случае, один процент от общего числа школьников, речь вести не стоит. Потому, как это совершенно особенное явление жизни. Очень специфичное, не соответствующее никаким распространенным правилам и законам психологии и философии человеческого бытия. Вундеркинды, как правило, в большинстве сложных важных жизненных вопросов являются аутсайдерами. Людьми, социально дезадаптированными. Не зря же для них создают специализированные школы, где они находятся среди равных себе и по уровню интеллекта и по уровню психологической специфичности. Но таких школ пока еще лишь единицы. И они имеют место быть преимущественно в Москве и Питере. Остальная страна, как правило, варится, что называется, в собственном соку. Тем самым, лишая себя очень многих личностей, способных составить ее большую и особую гордость. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане.

Ни учителя, ни родители, как правило, к сожалению, не доносят до школьников должным образом мысль о том, что они должны хорошо, мягко говоря, учиться не ради взрослых, а ради самих себя. И не ради получения какой-либо оценки в дне сегодняшнем или завтрашнем, а ради своего отдаленного и светлого будущего во взрослой и самостоятельной жизни. Приоритеты, к сожалению, расставлены принципиально неправильно. Что, собственно, и дает вполне конкретный и определенный результат. По жизни вообще. Ибо, то, как учится человек, как он старается при этом, в значительной степени определяет, как правило, степень успешности его личной, профессиональной, социальной, семейной жизни. Во всех ее важнейших аспектах.

Понятно, что быть отличником дано мало кому. Это, с одной стороны. А с другой стороны, принципиальное игнорирование идеи о том, что можно быть еще и отличником, а не только хорошистом, приводит к тому, что максимальным уровнем старательности человека по жизни становиться «чуть выше среднего». И именно: лишь чуть выше среднего. А, собственно, зачем больше, если и родители, и учителя в значительной степени довольны имеющимся положением вещей? Мотивации, собственно, при этом не присутствует вообще никакой.

Конечно, оценка «отлично» не является формальным и жестоким ориентиром для любого человека, и творческой личности, в том числе. Важно объяснить ребенку то, что оценка «четыре с плюсом» или оценка «4,75» - это не просто некоторое формальное различие с оценкой «хорошо». Не только количественное, но и качественное отличие. Причем, весьма существенное и весьма достойное отличие. Представляющее возможность для приобщения человека не к числу формальных отличников, ботаников и зубрилок, а к числу лидеров жизни, лидеров общества, лидеров государства. В отдельных случаях, быть может, и всего человечества. Это не просто несколько иной статус человека. Это принципиально иной статус. Определяющий совершенно иной уровень возникновения собственного внутреннего удовлетворения и собой, и своей жизнью, своим творчеством. Тем, что делает человек. И тем, как он это делает.

Ведь, если спросить у большинства людей о том, желают ли они быть не только хорошими, но и замечательными людьми, то практически все ответят, что желают. Но это чисто теоретический подход к делу, ибо, во-первых, почти никто не знает и не понимает того, а что, собственно, нужно для этого делать. А главное -  как. И. во-вторых, почти никто не понимает принципиального отличия хорошего человека от замечательного. То есть, в чем конкретно оно состоит, из каких интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических элементов. Естественно, что нет и понимания истинной ценности этих элементов, их реального положения в иерархии классических ценностей. А отсюда, в лучшем случае, поголовное и фундаментальное психологическое и духовное невежество. За которое, как правило, платится просто-таки гигантская цена почти всеми людьми. Как это следует из многочисленных трудов классиков психологии и философии, святых и мудрецов, а также из сорокалетних наблюдений и исследований автора за многими тысячами людей.

Конечно, имеющаяся в школе пятибалльная система оценок в принципе не в состоянии отразить тонкости сложного и многогранного подхода педагогов к обучению. Не говоря уже о возможных приставках к оценкам в виде плюсов или минусов. Собственно, у каждого учителя, в оптимальном варианте, должна быть индивидуальная стратегия относительно каждого конкретного ученика по его перспективной мотивации к более добросовестному отношению к учебному процессу. Ведь, так замечательно наблюдать за тем, как растет твой ученик не только в плане оценок по именно твоему предмету, а как личность вообще.

Низкий уровень одухотворенности наших учителей, к сожалению, не позволяет им должным образом проявлять творческий подход в своих педагогических усилиях. Только тот, кто был в роли психологического селекционера, хотя бы на год, не в силу формальных требований профессии, а по зову своей души, может понять то, насколько это замечательно -  выращивать не только хорошие и относительно благополучные, но и замечательные личности. Яркие и неординарные, сообразительные и изобретательные, с богатой фантазией и воображением, способные и талантливые. Вообще, всем нужно знать, что любое прикосновение к таланту, человеческой душе - это прикосновение к творению Божьему. Великому и неповторимому, уникальному и особенному, необыкновенно важному и ценному. Требующему особенно трепетного и осторожного, внимательного и бережного, аккуратного и почтительного отношения. Ибо, принципиально иное отношение и к своей, и к чужой душе, как правило, наказывается очень строго и серьезно Высшими силами. Не обязательно именно уже завтра, но, тем не менее. Тема человеческой души необыкновенно важна и сложна, очень объемна. И поэтому подробное ее освещение не входит в цели и задачи данной работы.

Собственно, есть статус «ленивого троечника» и «старательного троечника», «ленивого хорошиста» и «старательного хорошиста», «формального отличника» и «творческого отличника». И это не только чисто теоретическая разница. Это существенное отличие еще и чисто практическое. Уровень старательности в учебе часто (но не всегда!) передается и на уровень старательности в жизни вообще. Особенно, применительно к наиболее важным жизненным вопросам. Это и выполнение функции родителя, супруга, сотрудника, руководителя, гражданина, друга, родственника, соседа и т.д. Уровень старательности может быть минимальный, средний и высокий. Понятно, что уровень внутреннего собственного удовлетворения собой и своей жизнью напрямую зависит от этого уровня старательности. Собственно, момент старательности и добросовестности относится к числу тех, что четко и жестко определяют степень успешности человека вообще. Во всем, что он делает.

Старательность должна быть не для кого-то и не ради кого-то. А, в первую очередь, ради самого себя. Ибо, каждый человек послан на Землю с вполне определенной миссией. У каждого она своя по сложности и ценности. Но в принципе, нет людей, у которых ценность их миссии была бы равна нулю. Собственно, не человек определяет то, какая миссия ему предназначена. Другой вопрос, что именно от человека зависит то, насколько полноценно и успешно будет реализована эта миссия. Этот небольшой кирпичик в большой и великой кладке жизни, что упорно и настойчиво через людей строят Высшие силы. И те, кто максимально добросовестно относятся к выполнению этой особой миссии (главной миссии!), имеют возможность заработать достаточно существенную благосклонность Высших сил. И получить шанс на обретение счастья. И это не теоретические рассуждения. Это четкий и однозначный вывод из анализа более пятидесяти тысяч жизней людей. И не только современников. Психология и философия Бытия существовала уже задолго до появления нынешнего человечества. И от него она никак не зависит, и зависеть никогда не будет. Скорее все человечество исчезнет, чем диалектика жизни изменится в своей сути. Безусловно, может измениться отношение Высших сил к отдельному человеку, группе лиц, народу, стране, всему человечеству от минимально благоприятного до максимального. Если для этого будут должные основания. Эволюция отношения Высших сил может иметь и отрицательные направления. Что собственно, мы и имеем возможность наблюдать последнее столетие.

Старательность - это ведь не только элемент индивидуальной психологии. Это элемент психологии и философии и народа, и государства, и человечества в целом. Не говоря уже обо всей Вселенной. И создание адекватных ориентиров в духовных ценностях вообще, и применительно к старательности интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической, в частности, особенно важно. Все должны четко и ясно понимать то, что старательность, как и многие классические достоинства и добродетели, - это элемент особой престижности. И престижности не только внешне обусловленной, но и собственной, внутренней. В своей собственной системе ценностей. За что можно и уважать, и любить себя. И не только в тот или иной конкретный день или час, а в течение всей жизни. Иметь конкретный прочный фундамент для этого. Как минимум, жестко необходимого объема для формального существования. А, как максимум, для полноценного и успешного Бытия.

Совершенно особый вкус жизни начинается при старательности человека от четырех с половиной баллов. Условно говоря. Причем, до пяти баллов -  это отдельный промежуточный диапазон, а от пяти до пяти с половиной баллов -  это уже совсем другой качественный диапазон. При старательности выше четырех с половиной баллов качество жизни начинает постепенно приближаться к умеренному уровню совершенства. При условии, конечно, что у человека имеется хороший уровень интеллекта, средний уровень одухотворенности, минимальный (не с точки зрения житейской логики, а с точки зрения логики духовной) уровень мудрости, элементарная психологическая и духовная эрудиция, сознательный и целенаправленный процесс самовоспитания.

При старательности выше пяти баллов, качество жизни по отдельным параметрам может уже переходить границу умеренного уровня совершенства и начинать постепенно стремиться к высокому уровню. И это не только чисто теоретические выкладки. По опыту своей жизни и жизни многих других людей четко и конкретно видно, что радость от результатов своих усилий со стараниями выше пяти баллов - это совершенно особенная радость. Это не просто количественно большая радость, это чувство качественно иное. Как и мощность, и стабильность чувства собственного внутреннего удовлетворения. И это в полной мере актуально и в отношениях с окружающими (с разными, по уровню гармонии личности, разное), и с самим собой, и в развитии своей личности, и в реализации своего творчества.

Достойная личность, желающая добиться реально существенных успехов и достижений, должна иметь для себя ориентир старательности в пять с половиной баллов или пять с плюсом. Конечно, когда речь заходит о старательности выше четырех с половиной баллов, то далеко не каждое усилие дает быстрый и существенный результат. Иногда он бывает косвенный и весьма отдаленный. И даже более того. Каждая, условно говоря, одна десятая балла качественности результата усилий требует уже не арифметического увеличения количества и изощренности усилий человека, а, в ряде случаев, геометрического увеличения. Иначе говоря, не на десять процентов, а на тридцать-пятьдесят. Различие в количестве усилий, при старательности в пять баллов, может быть в два-три раза больше, чем при старательности в четыре балла. А вот усилия, при старательности в пять с половиной баллов, могут быть в два-три раза больше, чем при пяти баллах. В некотором смысле, это работа на износ. По крайней мере, в самом начале такого старательного бытия человека. Со временем он входит в свой индивидуальный рабочий ритм и чувствует себя в нем достаточно комфортно. И даже более того: сильно удивляется тому, что он раньше жил совершенно иначе, на существенно более низком качественно уровне работы ума и души, духа и тела.

Конечно, далеко не все и не сразу получается на пять с плюсом. Постижение нового и освоение новых навыков, как правило, идет путем проб и ошибок. Но, не зря же говорят, что «терпение и труд все перетрут».

Истинное одобрение профессионалов, не говоря уже о восхищении и восторге, можно получить только при ориентации на уровень старательности в пять с половиной баллов, предлагающей особый уровень добросовестности ума и души, духа и тела. Конечно, такой уровень старательности требует от человека высокого уровня организованности, самодисциплины, чувства долга и ответственности, самокритичности и самоконтроля, умения держать дыхание на длинной дистанции, применения элементов разумного рационализма и целесообразности, более напряженной работы ума и души, более виртуозной координации всех своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов.

Особая старательность в общении позволяет создавать, укреплять и развивать действительно прочные и перспективные, полноценные и многогранные отношения и на приятельском, и на дружеском, и на близком уровне. При должной уровне осмысленности. Классический интеллигент стремится иметь старательность в важных вопросах на пять с плюсом. И это четко сказывается на качестве его жизни.
Человек, должным образом понимающий свое служение жизни, Высшим силам, как правило, более склонен к адекватной любви к ближнему.

Служение - это очень емкое и многогранное понятие. Начальная ступень служения предполагается у большинства обычных людей. Умеренная степень служения присутствует у истинного интеллигента. Максимальная степень служения имеется только у истинных аристократов. В комплексном и многогранном варианте оно имеется у классического интеллигента-аристократа. В отдельной сфере бытия оно имеется у интеллигента с элементами аристократичности ума, души или духа. Да и преимущественно эстетического плана.

По своим условным направлениям, с формальной точки зрения, служение бывает своему высшему «я», своему обществу, государству, человечеству, Высшим силам. Хотя, безусловно, все эти направления, как правило, очень тесно переплетены и логически, и психологически, и духовно между собой. И разделить их друг от друга не представляется возможным даже чисто теоретически. По сфере доминирующего направления служение может быть интеллектуальным или психологическим, духовным или эстетическим. Что, собственно, несколько подробнее освещено в каждом из отдельных разделов данной работы.

Собственно, а что значит служение? Служение - это жизнедеятельность и внутренняя, и внешняя по своим собственным правилам и законам. Которые совершенно не обязательно похожи на таковые у большинства обычных людей. Это принципиально более сложные законы, более гармоничные, более одухотворенные, более мудрые. Не говоря уже - более умные; ибо, более умные - это, мягко говоря, т.к. различие в интеллектуальном плане может достигать величин в два и даже в десять раз. В отдельных случаях -  в сто раз.

Специфика служения достойного человека заключается в том, что он в наибольшей степени соответствует главным духовным законам Бытия вообще и человеческого, в частности.

Служение предполагает существенно более высокое чувство долга и ответственности, требовательности к себе, самокритичность и самоконтроль, энергичность и целеустремленность, максимально возможную инициативность, самостоятельность и независимость от подавляющего большинства распространенных стереотипов. Особенно примитивного и упрощенного, а также стандартного характера. Истинное служение не ориентируется (по большому счету) на большинство искажений и извращений современного ему общества. Ибо, оно предполагает служение, в первую очередь, Вечности, Высшим силам, Гармонии Вселенной по всем четырем основным направлениям бытия. Оно основано, в первую очередь, на чувстве собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Которые во много раз строже и серьезнее, чем у большинства обычных людей. Оно требует развитой силы воли, мужества, мощной силы духа, внутренней организованности и самодисциплины, максимальной координации всех достоинств и добродетелей, способностей и талантов.

Хороший уровень гармонии личности человека, выполняющего свое служение человечеству и Вселенной, дает ему возможность достаточно регулярно подключаться к весьма качественному информационному каналу Вселенной. И получать уникальную и эксклюзивную, высокого уровня качества информацию. С точки зрения всех четырех направлений человеческой деятельности. В определенном смысле его ведут Великие наставники человечества. И через него осуществляют управление всем человечеством. Или, как минимум, отдельным народом, обществом, государством. Другой вопрос, что восприимчивость людей к результатам этого особого служения, мягко говоря, весьма различны. От нулевой до 200-500 процентов применительно к большинству обычных людей. Что, собственно, и понимает достойный человек. Совершенно не предполагая, что даже самые лучшие его мысли и чувства, желания и стремления, принципы и убеждения, правила и законы, цели и задачи, результаты жизни и деятельности будут адекватно восприняты окружающими. Преимущественно обычными людьми. Другой вопрос, что в кругу истинных интеллигентов ему нет необходимости что-либо дополнительно объяснять. Большинство всех этих моментов воспринимается буквально на интуитивном уровне интеллигентами. Есть, конечно, еще небольшая группа людей с выраженными аристократическими наклонностями ума и души (и, хотя бы чуть-чуть - духа), принцип восприятия действительности, да и жизни любых временных интервалов, которых существенно иные, чем у большинства обычных людей.

Интеллигентность -  это столь ценное качество, что даже присутствие ее в размере десяти процентов способно увеличить общественную ценность личности отдельного человека в два-три раза. Не говоря уже о величине в семьдесят-девяносто процентов. Когда эта ценность может возрастать буквально в десятки раз. И в отдельных случаях уже можно говорить не только о ценности для конкретного общества, но и о таковой для всего человечества.

Собственно, жизнь абсолютно всех людей, не зависимо от их достоинств и добродетелей, находится под постоянным и жестким контролем Высших сил. Другой вопрос, что жизнь людей, стремящихся к истинной интеллигентности (не говоря уже о реальных интеллигентах), находится под особым вниманием Высших сил. И каждый жест, поступок обычных людей в их адрес анализируется особенно тщательно. И записывается, что называется, особыми чернилами в книгу бытия каждого человека и в книгу бытия всего человечества. Ибо, истинная интеллигентность -  это своего рода дар Высших сил. И дар не только тому или иному конкретному человеку, а всему человечеству. И тот, кто этого не желает понимать, рискует получить очень серьезное наказание от Высших сил. Порой настолько серьезное (серьезное - это, мягко говоря), что от него может страдать до десяти поколений его потомков. Не говоря уже про него самого. От уровня конструктивности и созидательности, гармоничности и мудрости конкретного человека в значительной степени зависит и периодичность его будущих воплощений, и их продолжительность, и их вариант (камень, растение, животное, человек и т.д.).

Именно спецификой психологии и философии бытия истинных интеллигентных семей и было обусловлено появление в их составе людей с задатками истинного интеллигента. А уже то, как эти задатки развивались -  это, что называется, отдельная песня. Другой вопрос, что в обстановке интеллигентности стать интеллигентом было существенно легче, чем в обычной.

Служение - это высший уровень человеческого бытия. По своим количественным и качественным показателям. Служение, не зависимо от ведущей сферы его проявления, это всегда духовный аспект. В первую очередь. Это главный смысл жизни. И это особый смысл. В плане его важности и ценности. Конечно, у каждого человека свои индивидуальные возможности в этом плане. И они часто совершенно не совпадают по своей величине. Важно, по большому счету, само стремление человека осуществить на практике свое служение. А не только демонстративно декларировать о нем. Чего, собственно, как правило, достойный человек не делает без особой к тому необходимости.

Добросовестность - это не только достаточно ценное качество человеческой личности, но и весьма объемное и многогранное. Добросовестность может проявляться в высокой степени осмысленности мыслей и эмоций, желаний и стремлений, подхода к своим внутренним принципам и убеждениям, правилам и законам интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Собственно, в зависимости от сферы проявления, добросовестность бывает внешняя и внутренняя. И, к сожалению, нередко высокая внешняя добросовестность может сочетаться в одном человеке со средней или с низкой внутренней и наоборот. Ведь, большинству из нас никто и нигде не говорил о том, что все самые главные и самые ценные свои достоинства и добродетели мы должны активно проявлять не только по отношению к другим людям, но и к самим себе. В заботе о своем уме и душе, духе и теле, да и личности в целом.
Можно даже сказать, что полноценное развитие добросовестности к другим людям часто невозможно без развития не менее значительной и утонченной, многогранной и комплексной, глубокой и масштабной добросовестности в своем внутреннем мире, по отношению ко всем процессам, протекающим в нем. И не только простым и элементарным, но и достаточно сложным и многогранным. И, в том числе, интеллектуальным и психологическим, духовным и эстетическим процессам. Это только звучит просто, ясно и, вроде бы, доступно и понятно, а, на самом деле, требует от каждого человека такого громадного мастерства и трудолюбия ума и души, что для девяноста пяти процентов людей это оказывается принципиально невозможным. Почему?

Ответ, как ни странно, довольно прост и парадоксально элементарен. На первый взгляд непосвященного человека. Если конкретный человек не занимается ежедневно и многие годы подряд спортивными тренировками, причем, достаточно серьезно и основательно, то его спортивные показатели будут, как правило, весьма и весьма символическими. Категорически неприемлемыми даже с точки самого мелкого и третьестепенного соревнования. Не говоря уже о чем-то чуть более серьезном. А правильная тренировка мышц ума и души - это занятие во много раз сложнее и тяжелее, требующее принципиального более высокого уровня организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, самокритичности и требовательности к себе, самоотверженности и одухотворенности. И еще два-три десятка фундаментальных достоинств и добродетелей достаточно трудоемких и энергоемких с точки зрения затрат сил ума и души, духа и тела. Что делает такого рода работу над собой для девяноста пяти процентов людей маловероятной, что называется, в принципе. Ибо, даже интеллигент (с формальной точки зрения), который занимается хотя бы на десять процентов своей личностью, выглядит по сравнению с другими представителями, так называемой интеллигенции, просто-таки аристократом ума и души. Что, конечно же, весьма субъективно и предельно относительно. И категорически не соответствует реальной действительности.

Собственно, для большинства людей понятие добросовестность в основном ассоциируется с какой-либо чисто физической работой. Например, мытье полов или глажка белья. А то, что добросовестность может и должна присутствовать постоянно и пожизненно и по отношению к интеллектуальным и психологическим, духовным и эстетическим проявлениям нашей личности и во внутреннем, и во внешнем мире, - это, что называется, остается вне поля зрения девяноста процентов людей. И результат в итоге получается соответствующий. Другой вопрос, что человек с врожденным низким уровнем интеллекта, даже при самой высокой своей добросовестности, никогда не достигнет среднего уровня интеллекта (не говоря уже о большом). Ибо, это задача для, как минимум, десяти человеческих воплощений.

Каждое продолжительности в семьдесят-восемьдесят лет. А более реально это происходит, по мнению некоторых мудрецов человечества, лишь через тридцать-пятьдесят воплощений. Так что диалектика жизни далеко не так проста, как многим из нас хотелось бы. Аналогичная дистанция отделяет человека со средним уровнем интеллекта от человека с высоким интеллектом. Это применимо и к уровню одаренности того или иного конкретного человека. И, видимо, ко всем фундаментальным классическим достоинствам и добродетелям.

Человек с простым типом личности (можно сказать, почти стандартным), даже при максимальной своей добросовестности, не сможет, к сожалению, произвести самостоятельную мысль или эмоцию даже среднего уровня сложности, многогранности и многослойности, утонченности и изящности, одухотворенности и эстетичности. А человек с типом личности средней степени сложности, скорее всего, не сможет что-либо сотворить прочное и надежное, конструктивное и гармоничное с высоким уровнем сложности. И даже более того: далеко не каждый человек с типом личности (что определяется, по-видимому, генетически, выражаясь для большинства понятным и доступным языком) высокой степени сложности может даже хотя бы изредка сотворить нечто, относящееся к уровню сверхвысокой степени сложности (об этом должен быть совершенно отдельный и большой разговор, выходящий за рамки данной работы).

Конечно, принципиальная ограниченность представителя, как простого типа личности, так и среднего и высокого уровня сложности, отнюдь не означает того, что ему не нужно стараться, не нужно быть добросовестным во всех проявлениях своей личности. Ибо, произвольное проявление личности, как правило, не превышает десяти-двадцати процентов от того, на что конкретный человек способен в принципе, в своем диапазоне возможностей. А то, что он часто выглядит относительно неплохо, даже при произвольном проявлении своей личности, на фоне людей ближнего окружения, не должно вводить конкретного человека (и группу людей, и общество в целом) в принципиальное заблуждение относительно того, на какой реальной ступени иерархии вечных классических ценностей он стоит на самом деле. И в том, насколько полноценно его конкретное старание даже в том или ином отдельном вопросе, не говоря уже о его жизнедеятельности в целом.

Ибо, к сожалению, то, что принято у большинства людей (восемьдесят-девяносто процентов населения), на самом деле, не является истинным эталоном и образцом для подражания. Конечно, для людей, отличающихся принципиальной ленью ума и души (о духе речь вообще вести не стоит, ибо, трудолюбие и добросовестность духа встречается в сотни раз реже даже среди людей, отличающихся трудолюбием ума или души) посредственный уровень критериев полноценности бытия является не только очень удобным и приятным, но и очень желанным. Настолько желанным, что, для оправдания собственной лени и своей принципиальной личностной несостоятельности они возводят этот посредственный уровень критериев в ранг официального эталона. Тем самым, практически полностью обесценивая полноценную (и даже относительно полноценною) жизнь и деятельность человека, что называется, в принципе.

Получается очень своеобразный (мягко говоря) момент: а зачем я буду дополнительно стараться, если я и так, вроде бы, достаточно неплохо выгляжу на фоне своего непосредственного окружения? С точки зрения формальной логики, все вроде как, правильно и логично. Но, что при этом создается мощный и принципиальный барьер для даже относительно значительной эволюции и конкретной той или иной личности, и общества в целом, такие «законодатели моды» предпочитают не задумываться. А, нередко, такие люди и в принципе не способны мыслить категориями даже средней степени сложности (не говоря уже о высокой).

И все было бы не так плохо, если бы при этом не запускался почти автоматически процесс глобальной психологической и духовной деградации, как того или иного общества, так и человечества в целом. Вот так «некоторые» заблуждения некоторых (и, к сожалению, не только некоторых) людей и их категорическая зацикленность на этих заблуждениях приводят к весьма неблагоприятным последствиям. Это, мягко говоря, а, выражаясь более конкретно, к страшным трагедиям и драмам, как минимум, целых народов и даже отдельных государств. Что, естественно, не может, не отразиться на положении дел у человечества в целом. Вот такие имеются особенности и закономерности диалектики бытия. И это, столь грустное мнение, разделяют классики философии и психологии. В первую очередь, а во-вторых, некоторые наиболее продвинутые (выражаясь современным языком) и одухотворенные классики художественной литературы, как и ведущие корифеи мировой культуры в целом.

Что же касается представителей особой и редкой категории людей -  истинных интеллигентов, то для них является естественной и закономерной тенденция проявления многогранной добросовестности в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Не говоря уже о том, что они творчески относятся ко всем выше перечисленным явлениям бытия. Причем, не только к результатам жизнедеятельности других людей, но и к своим собственным. Они и воспринимают, и создают явления и умеренной, и высокой степени сложности. По крайней мере, искренне и сознательно стремятся к этому. Конечно, даже у интеллигентов имеется у каждого свой индивидуальный комплект достоинств и добродетелей классического характера. И то, что легко и просто дается одним, совершенно не обязательно является таковым для всех остальных. Но это с точки зрения формальной логики анализа истинной иерархии бытия вообще, и человеческого, в частности. Ибо, то, что доступно даже интеллигенту, условно говоря, среднего уровня, остается часто принципиально недоступным для большинства людей, стоящих на более низких ступенях иерархической лестницы истинных и вечных классических ценностей Вселенной. А не только того или иного конкретного общества в той или иной стране на том или ином этапе его развития. Теоретически предполагающим положительную эволюцию. Но, к сожалению, нередко только чисто теоретически.

Добросовестность - это необходимый элемент для проявления полноценного уважения человека к себе. Да и любви тоже. Без нее невозможно чувство самодостаточности. Добросовестность должна быть естественной и закономерной потребностью. И не только отдельного человека, но и общества, и государства. О человечестве в целом речь пока не идет, хотя и для него это понятие не должно быть полностью чуждым. Но эта тема для большого и отдельного разговора, выходящего за рамки данной работы.

Добросовестность, как и другие истинные добродетели человека, должна быть принципом жизнедеятельности, а не формальным откликом конкретного человека на требование общества к нему. Она должна проявляться, по возможности, всегда и во всем не ради других, пусть даже самых родных и близких людей. А для самого себя, для получения реального и полноценного чувства собственного глубокого внутреннего удовлетворения собой, своей жизнью и творчеством (даже в самых символических его проявлениях, но, тем не менее, сознательной и целенаправленной активности ума и души).

На самом деле, в этом вопросе далеко не все так просто и элементарно, как об этом принято думать у большинства людей. Дело в том, что почти все люди думают о том, что все их мысли и чувства - это продукт деятельности именно их ума и души. Что часто в принципе не соответствует реальной действительности. Даже, если рассматривать ситуацию с чисто психологической позиции. У человека есть сознание и подсознание. Сознательная интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая деятельность обусловлена, чаще всего, тем, что вложили в человека окружающие (в первую очередь, родные или те, кто их заменяют) и средства массовой информации. Другой вопрос, что люди, имеющие тип личности с уровнем сложности существенно выше среднего, сознательно и целенаправленно занимаются самостоятельно познанием мира достаточно интенсивно и с определенной эффективностью. И в результате нередко достигают принципиально более высоких вершин в своём развитии, чем остальные окружающие. Но они стараются не ради формального общественного признания (хотя и этот момент они для себя принципиально не исключают), а ради самих себя.

Звучит для многих, мягко говоря, несколько непривычно. Просто, у некоторых людей есть подсознательное, интуитивное ощущение потребности повышать гармонию в себе и в окружающем мире. Не зависимо от того, что по этому поводу думает их непосредственное окружение. Часто, к сожалению, даже из числа самых родных и близких (с формальной точки зрения, ибо, иногда бывает ситуация, когда формально совершенно посторонний человек бывает в десятки раз реально ближе и роднее, чем тот, кто формально должен таковым являться). Другой вопрос, что сложность этого интуитивного ощущения у разных людей может быть не просто несколько иной (как, впрочем, и любые другие явления бытия), а принципиально иной. В первую очередь, по своим качественным показателям. И это не есть личный каприз или прихоть того или иного конкретного человека, его индивидуальная особенность или странность, своеобразность и причудливость. Это момент из числа явлений первостепенной важности, определяющих смысл и ценность человеческого бытия, как такового.

Без усердной и интенсивной добросовестности большинству людей невозможно создать что-либо разумное, красивое, изящное даже среднего качественного уровня. Другой вопрос, что, кроме добросовестности в процессах такого рода должны участвовать еще и многие другие фундаментальные (и не только) достоинства и добродетели из иерархии классических ценностей бытия. Но, не зависимо от уровня сложности личности конкретного человека (малый, средний и высокий), он должен быть максимально добросовестным и внутри себя, и вне себя. Вы представляете, что может получиться в ситуации, когда человек с малым уровнем сложности еще и не старается в выполнении своих обязанностей? Вот-вот, и я так думаю, что это будет явление, жестко выражаясь, близкое к маразму. Что, собственно, мы и видим на каждом шагу. И не только в повседневном быту среди своего непосредственного окружения, но, к сожалению, и во всех важнейших сферах существования общества: политической, экономической, идеологической, научной и технической, интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической и т.д.

Отсутствие принятой в обществе и государстве истинной иерархии вечных классических ценностей приводит к очень печальным последствиям. Когда даже те немногие, что имеют задатки редких и ценных достоинств и добродетелей, принципиально не имеют возможности даже относительно полноценно не только их развивать, но и реализовать что-то развитое в своей жизнедеятельности. Ибо, это встречает принципиальное непонимание и неприятие, отторжение и раздражение, в некоторых случаях даже злобность и агрессивность, изощренный скептицизм и нигилизм, язвительность и сарказм, стремление в максимальной степени обесценить результаты творчества реально одаренного человека, унизить и оскорбить его человеческое и личностное достоинство любыми доступными методами и средствами.

Конечно, чем глупее и примитивнее общество в целом, тем проще и легче им управлять, навязывать ему деструктивные и дисгармоничные эталоны мысли и чувства. В том числе, особенную иллюзию о собственном совершенстве, ведь «каждый по-своему талантлив» и «незаменимых людей нет». Зачем, например, для кормления свиней слишком стараться и изощряться, налил им обыкновенных помоев, они и безумно счастливы. А то вдруг им захочется более качественного питания, да оно еще войдет у них в привычку. Потом же, что называется, не расхлебаешься. Столько мороки и головной боли. А, спрашивается, зачем? Ведь уровень моего личного благополучия от этого принципиально не изменится в лучшую сторону. Скорее, станет несколько меньше в связи с обилием дополнительных забот и хлопот. Это ведь надо сильно и долго думать, морочить себе мозги, тратить силы и нервы, время, а главное - свою уникальную и эксклюзивную, необыкновенно ценную жизнь для других. Я, что, с ума сошел? Надеюсь, что нет. Отсюда и естественный и закономерный вывод о целесообразности добросовестности в своей работе: пусть все идет, как шло раньше, само по себе.