Берега

Виталий Голышев
                От автора.

 

   Два приложения рук человеческих, два вида его деятельности: Просвещение и защита Отечества… Казалось бы: насколько они далеки друг от друга, до какой степени разнятся: по параметрам, функциям, объектам приложения, задачам, результатам. С одной стороны – трепетные детские души, с другой – безликий солдатский строй. Но… вот Вам мудрость народная:

   «Красна птица перьем, а человек ученьем»; 
        «Кто много знает, с того много и спрашивается»;
        «Плеть – не мука, а вперёд наука»;
        «Что мир учит, то людей мучит»;
        «Корень учения горек, да плод его сладок»…

      «Весёлое горе – солдатская жизнь»;
           «Иному служба мать, иному мачеха»;
           «Службу служи, а сам не тужи!»;
           «Казна с голоду не уморит, да и досыта не накормит»;
           «Пуля чинов не разбирает»;
           «Что с бою взято, то свято»…

   «Пословицы русского народа» Владимира Ивановича Даля (1801-1872) не только исчерпывающе образны и точны, но удивительно современны и актуальны для нас и спустя 150 лет. В них дух нашего народа, в них правда, какой бы горькой она не казалась. А ещё – прорывающиеся в них вековечные горечь и боль, которые не спрячешь ни за какой шуткой или бравадой. Мудрость народная неизбывна, как вечна и её печаль.

   И обе профессии – и учителя и офицера - всегда были и остаются не только востребованными, но и почитаемы в нашем обществе. Что объединяет их? Что пришлось испытать им в безвременье 90-х? Что ожидает в нынешнее, непростое время, когда приоритеты жизни физической и нравственной подвержены кардинальной ломке?

   Выдающийся отечественный мыслитель, филолог и культуролог Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), занимаясь активным просветительством, всю свою жизнь учил окружающих, включая читателей, но, прежде всего, – школьных учителей. В одной из своих последних книг «В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов, Гоголь: Книга для учителя» (М., 1988) первые его слова звучат так:

   «Эта книга обращена к учителю-словеснику – филологу, преподающему литературу в старших классах. И в первую очередь автор обращает её к молодому учителю, ищущему свои пути в том трудном деле, конечная цель которого – привить ученикам любовь к русской литературе, научить их понимать художественное произведение, приобщить их к высокому духовному строю подлинной культуры…
   …В культуре нет и не бывает «лишнего» (нельзя быть «слишком культурным», как слишком умным или добрым). Преодоление наукобоязни – этой, к сожалению, распространённой болезни – важнейший шаг на пути к той школе, создать которую требует от нас время».

   А далее, развивая свою мысль, он удивительным образом улавливает незримую связь между Просветительством и Военным строем:

   «…Когда-то Пётр I вписал в воинский устав слова о том, что «солдат есть имя общее, знаменитое»: «Речение солдат просто содержит в себе всех людей, которые при войске суть, от высшего генерала даже и до последнего». Точно также «учитель» - имя общее, знаменитое и содержит всех, которые при обучении суть. И все, «от высшего даже и до последнего» - филологи, суть при науке. Меняются средства, но не меняются цели» (стр.3).

   А наша бессменная в течение последних пяти лет учёбы (с 7 по 11 класс) классная руководительница, а по совместительству преподаватель русского языка и литературы, Евгения Макаровна Бересток, много лет спустя после нашего выпуска из школы, в переписке со мной прямо указывала эту связь, написав: «…Пишу тебе как коллеге. Офицеры тоже воспитатели».

   …Тяжёлые испытания легли на долю России и на протяжении XX века, и в начале века XXI-го. А вместе со всей страной много горького пришлось хлебнуть и учителю, и человеку в погонах. И, если задуматься, то зачастую основным мерилом, смыслом их деятельности и мировоззрения, последним бастионом нравственного начала оставались два понятия – Долг и Честь.

   Помните старинный рыцарский девиз: «Делай, что должно, и будь что будет». И в наше смутное время этот высокий моральный принцип-рекомендацию часто избирают в качестве своего нравственного стержня военные люди. А, может быть, и педагоги тоже? «Не отступайся от правды и доброй цели, делай всё добро, зависящее от тебя, сколь бы неблагоприятным для него ни было всё независящее от тебя».

   В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля читаем:

   «ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

   У него же в «Пословицах…»:

   «Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает»;
   «Честь честью, а дело делом. Честь по заслугам»;
   «За честь голова гинет. Честь головою оберегают»;
   «Кому первая чарка, тому и первая палка (солдатское)»…


   Как легко в наше время соскользнуть к бесчестию, предательству, незаметно променяв честь и достоинство на вожделенное стяжательство, звонкую монету.
 
   Работая последние годы с личными делами увольняемых военнослужащих, лишний раз убеждался в этом. В поисках «тёплых» и «хлебных» мест отдельные личности, носившие погоны, с развалом Советского Союза оказывались в «братских» армиях, принеся «новую» присягу на верность очередному «нэзалэжному» государству, а затем, убедившись в низком уровне денежного довольствия там, заново просились в Российскую армию, где, как оказалось, выгоднее служить. И, предавая честь и продав её, вновь присягали… присягали…

   А сколько бесчестия и чёрствости было проявлено в отношении самой школы и армии, особенно в последние четверть века. Развал великой некогда страны, разрушивший судьбы и надежды миллионов её граждан, бросивший многих из них в пучину нищеты и бесправия, бесконечные и непродуманные реформы отечественной системы образования и российской армии, нищенские зарплаты и пенсии педагогам, закрытие школ, особенно в сельской местности, и пресловутый ЕГЭ, сокращение численности армии и вымывание из её рядов целых групп высококлассных специалистов под маркой «оптимизации» структуры Вооружённых Сил, и развал «оборонки» - всё это не только ударило по престижу двух главных институтов страны, но и подорвало веру в справедливость самого государства.

   Выдающийся русский писатель Валентин Григорьевич Распутин, безвременно ушедший от нас в марте 2015 года, на встрече с читателями, посвящённой изданию книги «Боль души» (М., 2007), рассуждая о нынешнем состоянии российской школы и знании русского языка молодёжью, с болью говорил:

   «Если же говорить о школе, то там всё ещё страшнее, гораздо страшнее. На что ребята обречены? С этим так называемым единым государственным экзаменом, с этими «тыками»-тестами разве могут они получить настоящее образование? Неудивительно, что многие из школы выходят просто безграмотными…
   …Да, русский язык молодые знают всё хуже и хуже. В семьях надеются, что государство, как это было при Советской власти, научит детей самому необходимому, а ничего не получается. Школа сегодня для многих учеников – это почти гибель. Много пишут об этом, много говорят. Но всё остаётся без изменений. Потому что государство думает   иначе…».

   Потрясённый нынешним состоянием общества, сгустившейся чередой техногенных катастроф, уничтожением сельского уклада жизни как истока нашей духовности, трагически звучит его голос за кадром в документальном фильме Сергея Мирошниченко «Река жизни. Валентин Распутин», показанном на телеканале «Культура» 17 и 18 мая 2011 года:

   «Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основание человеческой жизни, что мир устроен равновесно, и сколько в нём страдания, столько и утешения, сколько белого дня, столько и чёрной ночи. Да, впереди всегда маячил плотный берег, и в любом крушении всегда оставалась надежда взойти на него и спастись. Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы…».


   Признаюсь: ну никак не могли эти две животрепещущие темы не затронуть мою душу и не найти своего отражения в моём скромном творчестве: Школа и Армия, Учитель и Офицер, в труде и мировоззрении которых переплелись и стали неотделимы два понятия – Долг и Честь…


   А посему приглашаю Вас на свои страницы, посвящённые двум ипостасям общества, двум основам его развития и благополучия – Обучении и Защите:

     - «Письма старой учительницы» - http://proza.ru/2014/08/30/1163;

     - «Несокрушимая и легендарная» -  http://proza.ru/2014/02/15/1373


Приятного и полезного чтения Вам!