Возлюби ближнего своего. Глава 6. ч. 4

Александр Иванович Алтунин
Ленивая душа, по определению, не способна адекватно любить ближнего. Поэтому мы несколько подробнее остановимся на понятии трудолюбие души.
Как оказалось, и к человеческой душе применимо понятие лени, как и понятие трудолюбия. Умственное трудолюбие или физическое еще как-то понятно большинству людей. А вот что такое душевное трудолюбие - это даже самым умным, в большинстве случаев, представляется чем-то достаточно абстрактным и весьма туманным.

Трудолюбие души означает привычку к постоянному, повседневному добросовестному (иначе говоря, качественному) труду душевного характера. Это не только сознательное и целенаправленное развитие свойств души: простых, утонченных и, в идеале, даже изящных, но четкое и конкретное осознание жесткой необходимости повседневного проявления лучших душевных качеств. Ибо, этот момент лежит в основе уважения и любви человека к себе. Без этого невозможно реальное повышение уровня гармонии личности в целом. И потом, действительно достойный человек понимает свою персональную миссию на Земле - всеми силами ума и души, духа и тела стремиться повысить уровень гармонии, как своего непосредственного окружающего мира, так и Вселенной в целом.

А, чтобы душа человеческая была в принципе способна к серьезной и качественной работе с психологической и духовной точки зрения (высокая осмысленность данного процесса как бы подразумевается сама собой), необходимо, чтобы она постоянно находилась в хорошем тонусе. Но человеческая жизнь отличается тем, что перед каждым жизнь ставит все более и более сложные задачи, требующие достаточно конкретного мастерства (мощного знания и местами виртуозного умения), которое достижимо лишь в результате интенсивного и многолетнего процесса работы человека над своими классическими достоинствами и добродетелями. О душе нужно заботиться очень внимательно и серьезно, грамотно и умело. А вот с этим, как правило, у большинства (восемьдесят-девяносто процентов) возникают большие проблемы. Конечно, есть всего несколько процентов людей, которые интуитивно чувствуют то, что им нужно делать применительно к своему уму и душе, личности в целом. Но они, по большому счету, погоды в обществе не делают. Ибо, даже девяносто процентов людей, относящих себя к интеллигенции, правильно заботиться о себе, и, в том числе, о своей душе, совершенно не умеют. За что всегда платили очень дорогую цену. А, уже в нынешнюю эпоху эта цена увеличивается еще в несколько раз. Высокий драматизм ситуации, что называется, налицо.

Только, как ни странно, каждый, к сожалению, идет лишь своим путем проб и ошибок, категорически не желая знать и понимать, как фундаментальные правила и законы человеческого бытия, так и достижения мудрецов человечества, открытия классиков философии и психологии. Ибо, истинное познание - это вечный напряженный труд, результаты которого (как и особенности и закономерности проведения, методы и средства, пути и цели) принципиально не вписываются в закон современного банального рационализма. В соответствии с которым, все, что не имеет быстрого и конкретного, непосредственно ощутимого и значительного результата, должно быть признано бесполезным и бессмысленным. Особенно, если не соответствует интересам и потребностям конкретного сегодняшнего дня. Ведь, уметь думать об интересах дня завтрашнего - это элемент мудрости, который, к сожалению, не всем доступен в принципе.
 
Трудолюбие души проявляется в желании и умении адекватно помочь ближнему. Хотя бы осознанным сочувствием и сопереживанием. Не говоря уже о реальной способности настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника. И в том, чтобы постоянно развивать свою психологическую гибкость и дипломатичность, психологическую сообразительность и изобретательность, внимательность и осторожность, тактичность и деликатность, предупредительность (не только бытовую и физическую, но и психологическую, и духовную), утонченность своей души, умение создать качественный психологический комфорт для партнера по общению, который является сложной и многогранной личностью со своими индивидуально-специфическими особенностями и закономерностями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера; психологическую бережность, психологическую любознательность (не путать с банальным любопытством), утонченность и изящность чувства юмора, элементы классической женственности или мужественности, богатство психологической палитры своей личности, утонченность психологической инициативности, умение создавать качественное сокровенное общение (этому посвящена отдельная работа автора), умение быть адекватным и эффективным активатором резервов другого человека (для чего нужно много знать, понимать и уметь из психологии и философии человеческого бытия на почти виртуозном уровне); тоже самое и применительно к способности быть полноценным мотиватором для совершения другим человеком наиболее достойных и красивых дел.

Достойный человек развивает в себе щедрость души, способность проявлять качественное душевное тепло в большом количестве, осознанное великодушие и снисходительность, способность понимать явления высокой степени сложности, многогранные и многослойные, изящное чувство психологической эстетики, способность воспринимать и адекватно оценивать интеллектуальные и психологические оттенки и полутона мыслей и чувств других людей и жизненных явлений вообще, способность искренне и бескорыстно радоваться чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, открытиям и достижениям, способность создавать не только прочные и перспективные отношения, но и многогранные и гармоничные, способность вести конструктивную и созидательную дискуссию, терпение в решении сложных жизненных вопросов и задач, терпимость к второстепенным слабостям и недостаткам окружающих, способность давать возможность сохранять свое лицо другому человеку в проблемных ситуациях, способность проводить постоянный и серьезный самоконтроль за своими мыслями и эмоциями, способность к конструктивной критике, способность к проявлению максимально изящных мыслей и чувств.

Трудолюбие души проявляется и в том, что человек старается максимально контролировать проявления в себе различных отрицательных качеств. И их комплект не так мал, как этого многим хотелось бы. Это вспыльчивость и легкомысленность, склонность к проявлению эмоциональных мотивов поведения, капризность, низкий уровень кротости перед Высшими силами, душевная чёрствость и ожесточение, скупость и жадность, лень ума и души, упрямство и конфликтность, жажда лидерства всегда и во всем, жажда власти, азартность и бравирование, склонность к деспотичности и диктаторству, заносчивость и занудность, злорадство и злословие, идеализм и повышенная изменчивость, импульсивность и истеричность, категоричность и максимализм, повышенная наивность и доверчивость, мечтательность и мнительность, непримиримость и неумолимость.

Вторая группа качеств, требующих контроля - это отчаянность и отчужденность, пресыщенность и тенденциозность, придирчивость и приземленность, расточительность и распутность, банальный рационализм и рвачество, самонадеянность и склонность к резонерству, строптивость, сумасбродство и своенравность, тщеславие и упрямство, хвастливость и экстравагантность, склонность к созданию сплетен и собственничество.

Не говоря уже об откровенных человеческих пороках. Это злобность и злопамятность, стервозность и мстительность, лживость и лицемерие, авантюризм и интриганство, эгоизм и подлость, прихотливость и привередливость, зависть и ревность, пошлость и цинизм, мелочность и формализм, язвительность и саркастичность, скептицизм и нигилизм, высокомерие и чванливость, коварство и карьеризм, ненавистность и поверхностность, безответственность и отсутствие чувства долга, демонстративность и алчность, неблагодарность и амбициозность (не путать с честолюбием), критиканство и садизм, максимализм (в зрелом возрасте), жажда обладания признаками внешней аристократичности, претензия на обладание истиной в последней инстанции, самоуверенность и самовлюбленность.

Без трудолюбия души и ума невозможна полноценная настройка человека в резонанс Вселенной. Без чего невозможно любое полноценное творчество, процессы вдохновения высокого интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Без регулярной и качественной работы души невозможно истинное познание жизни, основанное на озарениях и открытиях, на тонком интуитивном восприятии сложных и многогранных жизненных явлений. Которое способно обеспечить тонко дифференцированное и, тем более, градуированное восприятие явлений внутреннего и внешнего мира личности, претендующей на высокое звание - индивидуальность. Без тонкой, сложной и многогранной серьезной работы души невозможно настроиться в резонанс мыслям и чувствам собеседника, отличить главное от второстепенного, искреннее от лицемерного, истинное от показного, большое от малого, определить уровень гармоничности и совершенства любого жизненного явления, в том числе, качеств собственной личности или личности другого человека. Без трудолюбия души невозможно создать качественные (прочные и перспективные, утонченные и изящные) отношения дружеского или любовного характера, быть полноценным родителем, супругом и просто достойным человеком. Без него невозможно создание чего-либо даже минимально красивого и прекрасного, возвышенного и изящного, не говоря уже об этих моментах высокого качественного уровня. Не зря же говорят о том, что «на осине не родятся апельсины».

Трудолюбие души требует от человека высокого уровня, в первую очередь, внутренней организованности и дисциплины, умения тонко чувствовать истинный духовный характер мыслей и чувств, возникающих в его голове, помимо его воли и желания, быть постоянно в состоянии высокой психологической и духовной бдительности, внимательности. Без чего невозможно почувствовать истинную ценность той или иной конкретной информации, полученной индивидом всеми органами чувств. В результате чего он может просто пропустить или отстранить от себя банальный информационный мусор, составляющий основу средств массовой информации и, в том числе, современного интернета, да и всего того, что он слышит от окружающих, в том числе, своих родных и близких.

Трудолюбие ума и души - это один из самых актуальных моментов современности, ибо, умственная и душевная лень высокой степени  выраженности стала уже распространенным и доминирующим явлением человечества. В результате чего становятся возможными еще более глобальные и изощренные манипуляции не только отдельным человеком или группой людей, но целыми народами и даже человечеством в целом. Причем, манипуляции идут во всех сферах бытия - политической, экономической, идеологической, психологической, интеллектуальной, духовной, эстетической, в области науки и культуры. И касаются эти глобальные манипуляции не только каких-то там примитивных народов Азии или Африки, а, в первую очередь, самых развитых народов Европы. И, чем выше экономический уровень развития конкретного народа, тем большему количеству манипуляций он подвергается, не говоря уже о принципиально более высоком уровне изощренности (иначе говоря, деструктивности и дисгармоничности, глубины продуманности и масштабности, агрессивности и навязчивости, высоко организованной подлости и мерзости).

Конечно, нужны и большие знания и большие практические умения. Но, разумные люди ориентируются, в первую очередь, на свои интуитивные ощущения высокого качественного уровня (не более пяти процентов людей имеют развитую интуицию хотя бы одного виду из четырех основных - интеллектуальной, психологической, духовной, эстетической). Другой вопрос, что остальные девяносто пять процентов продолжают утешать себя мыслью о том, что и они не хуже других (и это отчасти верно). И в результате оказываются банальными марионетками не только в руках правительства и государства, но даже отдельных достаточно опытных манипуляторов в повседневной жизни. И это касается, в первую очередь, людей, которые относят себя к интеллигенции. А что же тогда говорить обо всех остальных?

Распространение стандартов и стереотипов низкого качественного уровня интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера приводит к тому, что в обществе возникают закономерные процессы мощной и глобальной, интенсивной и многогранной деградации во всех выше перечисленных сферах человеческой жизнедеятельности. Придавая тем самым явлениям умственной и душевной лени еще более злокачественный характер в масштабах не только отдельной страны, но, к сожалению, и человечества в целом.

Для большинства людей это словосочетание трудолюбие души представляется совершенно необычным и непривычным. Собственно, по большому счету, это собственный термин автора, созданный им на основе анализа более пятидесяти тысяч человеческих жизней и личностей в ходе целенаправленных комплексных исследований и наблюдений по жизни вообще и в профессиональной практике психолога и психотерапевта за более чем тридцать лет. Трудолюбие души актуально в равной степени и для внутреннего мира человека. И для его внешней жизни. Для достижения даже среднего уровня успешности и благополучности человеку требуется, как минимум, средний уровень активности душевных процессов. Причем, с их сознательном и целенаправленном контролем за количественными и качественными параметрами. Это в оптимальном варианте.

На уровень трудолюбия души влияет уровень внутренней и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, одухотворенности, самокритичности, зрелости и гармоничности личности в целом, степень стремления быть приятным партнером по общению на приятельском, дружеском или родственном уровне, в семье, в производственном коллективе и т.д. Играет роль и степень конструктивности отношения человека к себе, к окружающим, к жизни, к своему месту в жизни. А также уровень количественных и качественных параметров созидательности.

Косвенное влияние оказывает уровень интеллекта, альтруизма, способность воспринимать и создавать явления жизни средней и высокой степени сложности, уровень требовательности к себе, понимание главного смысла жизни, осознание своей персональной миссии на Земле, наличие крепкого внутреннего стержня, самодостаточность, мудрость.

В определенной степени трудолюбие души зависит от того, какую планку поставил себе человек в качестве ориентира в интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессах в своей жизни. Если планка на низком уровне, то душа будет очень ленивой. Ибо, даже познание самого себя - это очень сложный и напряженный, долгий и постепенный процесс, требующий больших усилий ума и души.
Трудолюбие души зависит от степени добросовестности человека вообще, ума и души, в частности. Человек с трудолюбивой душой, безусловно, может добиться в жизни гораздо больше, чем человек с ленивой душой. Трудолюбие души играет большую роль и в творчестве человека. Оно помогает добиться сконцентрированности и сосредоточенности на важных моментах творческого процесса, как такового. И на многих внешних факторах, способных, так или иначе, влиять на количественные и качественные показатели творчества.

Бывают, конечно, в жизни и определенные авральные ситуации, когда от человека требуется длительное и стабильное высокое трудолюбие души. Но, по большому счету, желательно, чтобы оно было естественным и закономерным явлением жизни человека, создав целый комплект практических навыков и привычек, отработанных до определенной степени совершенства методов и приемов. В том числе, по мобилизации внутренних резервов и скрытых способностей и талантов.

Трудолюбие души помогает человеку преодолевать преграды и препятствия на своем жизненном пути, более оптимально решать сложные и проблемные ситуации, находить компромиссные решения в нестандартных и изощренных ситуациях. Трудолюбие души помогает создать прочный внутренний стержень. Который помогает человеку стойко и достойно переносить лишения и ограничения, неблагоприятные условия своего существования с интеллектуальной и психологической, духовной и физической точки зрения.

Трудолюбие души делает жизнь человека более интересной и содержательной, создает конкретные предпосылки для возникновения, сохранения и развития душевного комфорта и равновесия. Не говоря уже о прочном и стабильном счастье.
Достойный человек, стремящийся иметь реальную основу для уважения и любви к себе, как правило, отличается высоким уровнем трудолюбия души. Без трудолюбия души невозможно возникновение трудолюбия духа, как и развитие всех его основных качественных параметров. Без него весьма проблематично возникновение глубокого и стабильного чувства собственного внутреннего удовлетворения человека самим собой и своей жизнью, как и ощущение полноценности своей личности и своей жизни.
Без трудолюбия души невозможно восприятие и создание явлений жизни умеренной и высокой степени сложности. Особенно утонченного и изящного характера. Средней и высокой степени гармонии и совершенства. Ленивая душа не способна к эффективному самоконтролю и самокритичности.

Человек с ленивой душой, как правило, ведет достаточно упрощенный образ жизни. Его авторитет в общественном мнении предельно символичен. Особенно умные, талантливые, мудрые, зрелые, гармоничные люди, как правило, сторонятся человека с ленивой душой. Поддерживая с ним по необходимости лишь формальные и поверхностные отношения.

Без трудолюбия души невозможны процессы самовоспитания и самосовершенствования. Без него развитие классических добродетелей будет весьма затруднено. Очень сложно и решение психологических задач и в отношениях с самим собой, и с окружающими. Весьма проблематично развитие интеллигентности у человека с ленивой душой. Не говоря уже об аристократичности. Истинной, а не показной.

Большинство важных психологических процессов у человека с ленивой душой имеет низкий качественный уровень. Это психологическая аккуратность и бережность, внимательность и наблюдательность, сопереживание и сострадание, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, чувство обратной связи, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, тактичность и деликатность, чувство психологической изящности и бдительности, гибкости и дипломатичности и т.д.

Без трудолюбия души невозможно проявить психологическую адекватность даже в самых простых ситуациях. Не говоря уже о сложных. Трудолюбие души - особая добродетель, без которой невозможна глобальная добродетельность человеческой личности. Это энергозатратный момент. Как, впрочем, и все действительно важное и ценное в человеке и его жизни.

Трудолюбие души не имеет какого-либо существенного и конкретного материального эквивалента, особенно экономического характера. Как, впрочем, и все классические добродетели из системы вечных фундаментальных духовных ценностей Вселенной. Глупым и примитивным, неодухотворенным, стереотипно мыслящим человеком гораздо проще управлять, манипулировать в своих эгоистических целях. И только человек, который сознательно и целенаправленно, серьезно и основательно работает над собой, развивает трудолюбие души, имеет реальный шанс в определенной степени уменьшить вероятность того, что он станет жертвой манипуляций. Кончено, изменить суть государственной политики и идеологии он не в состоянии, потому как большинство его не поддерживает, но, условно говоря, минимизировать свои потери при этом, по возможности, - это реальная задача.

Философское отношение к жизни достаточно жестко пересекается с отношением человека к себе и своей жизни, к окружающим, к обществу, к Высшим силам. Оно предполагает присутствие хорошего уровня интеллекта, самостоятельности и независимости, наличие системы классических ценностей, творческое мышление, определенную зрелость и самодостаточность, добродетельность и мудрость.
Хотелось бы отдельно отметить, что это очень важный момент в психологии  и мировоззрении абсолютно любого человека. И в зависимости от его присутствия или отсутствия в значительной степени зависит уровень благополучия человека по жизни в целом. В частности, оно состоит в умении тонко и дифференцированно воспринимать различные явления жизни. Понимая, во-первых, что для примитивных и упрощенных явлений в его жизни нет места вообще. По крайней мере, он не должен таковые воспринимать как норму жизни. Не говоря уже - создавать таковые самому, где бы то ни было. Что называется, вообще и в принципе.

По отношению к банальной прозе жизни тоже должно быть адекватное отношение. С одной стороны, хорошо, когда человек в этих вопросах хорошо ориентируется и эффективно решает простые задачи жизни. А с другой стороны, это не должно создавать у него иллюзий относительно столь же эффективного решения вопросов средней степени сложности (не говоря уже, о сложных). Иногда, это возможно, но уже требует не просто несколько иного подхода, а принципиально иного. Например, гораздо большего объема усилий ума и души. Да и качество этих усилий должно быть значительно выше, как и объем упорства и усердия, трудолюбия и добросовестности, чувства долга и ответственности, самодисциплины и внутренней организованности, самоконтроля. Уровень изощренности умственных и психологических процессов должен быть как минимум, на голову выше, чем обычно. А уж применительно к сложным явлениям жизни их осмысление должно идти по принципиально иной методологии и технологии. Принципы банального житейского рационализма тут совершенно неприемлемы. Тут должен действовать вместо него закон целесообразности. Объем осмысленных и добросовестных усилий при решении вопроса средней степени сложности может быть в два-пять раз больше, чем при решении простого вопроса. И тут формальная логика нежелательна. Ибо, применительно к этой категории явлений жизни присутствует совершенно иное распределение закона перехода количества в качество. И это происходит не в силу ограниченности личности аналитика, а в силу реальной степени сложности того или иного конкретного явления.

Если выражаться схематически и условно, то решение простого вопроса может и не требовать прочтения каких-либо новых книг. А решение вопроса средней степени сложности может потребовать и прочтения, и осмысления пяти или десяти книг. И не просто книг, а желательно максимально умных. Чтение которых в три-пять раз идет медленнее, чем обычных, например, художественных. Но, овчинка стоит выделки. Ибо, одна осмысленная книга заменяет двадцать-тридцать просто прочитанных.

А вот решение сложного вопроса (с житейской точки зрения - это очень сложный уровень) - это вообще совершенно отдельная песня. Что называется, тут в девяносто девяти случаях из ста не обойтись без консультации с действительно мудрым человеком (два-три из тысячи людей), а непросто с каким-либо родственником или приятелем. Как показали наблюдения за последние тридцать лет, почти все (за редким исключением людей с вполне определенными элементами интеллигентности ума и души) люди почти всегда принимают не просто не совсем правильные решения, а совсем неправильные. Что автоматически порождает бесконечную череду проблем и неприятностей, которые постепенно и закономерно со временем переходят в драмы и трагедии. И не только в жизни самого «аналитика», но и в жизни многих других людей. Как минимум, из ближнего окружения. И, как максимум, еще и из дальнего. Иногда и в масштабах целого народа и государства.

Философское отношение к жизни означает и понимание основных законов жизни. В частности, постепенного перехода количества в качество. И постепенного перехода от простого к сложному. Школа жизни предполагает обучение не только в основных десяти классах, но практически пожизненно. Как показал предварительный и основательный анализ личности и жизни автором более пятидесяти тысяч людей, большинство из них находилось в первом-третьем классе школы жизни. И не только на момент их общения с автором, но и до конца своей жизни. Не зависимо от их формального возраста в 40-60-80 лет. Диалектика процесса эволюции личности состоит в том, что она происходит очень медленно и постепенно. Несомненно, что десятилетия работы над своими достоинствами и добродетелями, способностями и талантами, как правило, не проходят бесследно.  Но даже жизнь в сто лет приближает конкретного человека к идеалу, в подавляющем большинстве случаев, не более чем на один процент.  По мнению мудрецов. Знание этого момента позволяет человеку более адекватно относиться к развитию и своей личности, и личности других людей.

Ведь, заведомо ясно, что ученик третьего класса умеет гораздо больше, чем ученик первого. А ученик пятого класса больше, чем ученик третьего. Не говоря уже об учениках более старших классов. В данном случае, речь идет не о школе обычной, а о школе жизни. Обучение в которой идет от рождения и до смерти. Другой вопрос, что с очень различным по величине коэффициентом полезного действия. Ибо, конечно, что даже величины в десять, тридцать и пятьдесят процентов имеют между собой не только количественное отличие, но и существенное качественное. Не говоря уже о цифрах в 70-80 процентов.  Но это в большей степени чисто теоретическое рассуждение. Ибо, большинство людей прекрасно укладывается в диапазон в десять-двадцать процентов. И лишь немногим удается достичь величины в тридцать-пятьдесят процентов. И только у гениев цифра может быть несколько больше. Но, даже у них она не достигает величины в девяносто-сто процентов. Проза жизни. И тут уже ничего не поделаешь. Философское отношение к жизни предполагает и достаточно осмысленное отношение к своей личной миссии на Земле, предполагающей чувство долга и ответственности перед Высшими силами. О чем будет сказано более подробно отдельно.

Человек с философским мышлением понимает, что все достоинства и добродетели, способности и таланты - это всего лишь аванс, который необходимо обрабатывать максимально добросовестно всю свою жизнь, принося пользу не только самому себе, но и обществу, в котором живешь. Сознательно и целенаправленно поднимая уровень гармонии и в самом себе, и в обществе.

Познание жизни, как правило, идет путем проб и ошибок. Как познание чего-либо нового, как и получение новых практических навыков и в уже известном деле, и в каком-либо новом. Философское отношение к жизни предполагает адекватное отношение человека к ошибкам. И своим, и чужим. Оно буквально заставляет человека придти к выводу о том, что в жизни есть несколько групп вопросов. В зависимости от их уровня сложности. О примитивных и упрощенных особо подробно, в данном случае, речь вести не будем. Ибо, это тема для большого и отдельного разговора. Как, впрочем, и обычных вопросах. Решение которых не требует от человека особого напряжения ума и души. Но есть вопросы еще и средней степени сложности, когда даже один всего лишь вопрос требует очень больших и изощренных усилий в течение весьма продолжительного времени. Есть еще и сложные вопросы, которые решать по силам очень мало кому. Не говоря уже про очень сложные, в которых компетентными являются лишь отдельные очень редкие люди. Что называется, штучный товар даже в масштабах всего человечества. Собственно, даже эти мудрецы прекрасно отдают себе отчет в том, что до постижения истины в последней инстанции им еще очень и очень далеко.

Человек, здравомыслящий, безусловно, стремится познать жизнь и мир в максимальной степени. Однако, он отдает себе отчет в том, что его реальные возможности в понимании в решении сложных вопросов (только не с житейской, а с духовной точки зрения) весьма и весьма относительны. И не потому, что он глуп или примитивен, а в силу того, что, в соответствии с волей Высших сил, в жизни есть много моментов, полностью закрытых от познания для обычного человека. И даже для большинства мудрецов, живущих в определенном периоде истории человечества. И это норма жизни, изменить которую не дано никому и никогда. По крайней мере, ближайшие несколько тысяч лет.  Ибо, количество и изощренность многих современных искажений и извращений классических ценностей, как в масштабах той или иной отдельной страны, так и в масштабах всего человечества, столь велики, что исключают какое-либо особенное благоволение Высших сил и человечеству в целом.

Ибо, кто имеет реальную возможность что-либо существенно изменить в нынешнем положении вещей, как правило, не хотят этого делать. А, вот те, кто желает этих перемен всей своей душой, не имеет для этого должных возможностей. Видимо, человечество еще много тысяч лет будет отрабатывать свои прегрешения во времена Атлантиды.  Не говоря уже о своих проделках в течение последних трех тысяч лет. Собственно, распространенная глобальная и фундаментальная психологическая и духовная невежественность еще никогда не были причиной серьезных и значительных положительных изменений и в отдельном человеке, и в обществе, и во всем человечестве. И вопрос не в том, что автор пытается сгустить краски, а в том, что так думали мудрецы всех времен и народов. Ситуация не просто серьезная, она потенциально драматичная.

Чувство психологической эстетики. Это человеческое свойство базируется на целом комплексе качеств личности. Во-первых, необходимо наличие тонкой душевной организации. Кроме этого, неплохой интеллектуальный уровень, хотя бы средний уровень интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности, интуиции и проницательности, умение правильно воспринимать и оценивать прекрасное и гармоничное, элемент сообразительности и изобретательности, как минимум, умеренный уровень многогранности и психологической изощренности личности.
Чувство психологической эстетики проявляется в том, насколько дифференцированно способен человек воспринимать что-либо из окружающей действительности с элементом красивости, красивое, прекрасное, утонченное, изящное. И в том, насколько изящно он способен оформлять и по сути, и по форме свои мысли и чувства, желания и стремления, мечты и намерения. Особенно ярко это может проявляться в проблемных и конфликтных, странных и своеобразных ситуациях.

Рецензия человека с чувством психологической эстетики на книгу, фильм, спектакль, картину, скульптуру, социальное явление будет, как правило, резко выделяться среди других мнений обычных людей своей более изящной стилистикой выражений, нестандартностью ракурса восприятия, оригинальностью эпитетов и словосочетаний, глубиной и утонченностью мысли. Такой человек никогда не позволит себе откровенных глупостей и грубостей, пошлостей и резкостей, поверхностного и легкомысленного, наглого и стервозного, сумасбродного и своенравного, примитивного и банального, ограниченного стереотипного поведения. 

Чувство психологической эстетики на хорошем уровне встречается лишь у одного человека из десяти. На высоком уровне – у одного из ста. На изощренном уровне – у одного из тысячи. И эти уровни, как правило, имеют не только большое количественное отличие, но и принципиальное качественное. Человек с низким уровнем психологической эстетики, чаще всего, очень конфликтный и неуравновешенный, имеющий большую деформацию своей структуры личности деструктивного и дисгармоничного характера. Большая часть явлений жизни с хорошим уровнем гармонии вызывает у него явное и откровенное раздражение, неприятие и отторжение. В отдельных случаях, даже мощную злобу и психологическую (как минимум) агрессивность.

Высокий уровень развития чувства психологической эстетики является одним из элементов истинной интеллигентности. Собственно, интеллигентность предполагает, как минимум, хороший уровень (или очень близкий к нему) развития практически всех основных достоинств и добродетелей. Из числа вечных и универсальных классических ценностей. В первую очередь, духовного характера. Без этого качества невозможно представить себе талантливого писателя, скульптора, композитора, художника (особенно портретиста), режиссера, артиста, деятеля культуры, полноценно исполняющего свои профессиональные обязанности.
 
Чаще всего, чувство психологической эстетики является врожденным. Именно поэтому оно порой встречается у семилетних детей на таком уровне, что в несколько раз выше, чем у большинства взрослых. Это качество является особенно ценным не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и с точки зрения общественной и государственной. 

Человек с хорошим уровнем развития чувства психологической эстетики, как правило, относится не только к числу хороших людей, но нередко и к числу людей замечательных. По своей внутренней сути. Такой человек может легко и непринужденно устанавливать прочные и перспективные, многогранные отношения с окружающими. Он бывает душой компании, состоящей из умных и достойных, развитых и интеллигентных людей. Наибольшее очарование это качество приобретает в женском исполнении. Ибо, оно свидетельствует о наличии элементов классической женственности.

Такому человеку легче работать над собой, повышать уровень своей одухотворенности, мудрости, зрелости, самодостаточности, конструктивности, созидательности, гармоничности и прочих ведущих добродетелей. Если семья создается из людей, имеющих средний уровень развития этого качества (но средний не с точки зрения житейской, а с точки зрения духовной), то такая семья будет не просто успешной, а удивительно благополучной и счастливой. Да и дети в такой семье, в большинстве своем, будут нести на себе печать психологической избранности и элитарности. Наряду со скромностью и самокритичностью.

Даже фотографии такого одаренного фотографа будут отличаться особым уровнем утонченности и изящности. Как, собственно, стилистика речи и лексика, интонации голоса, мимика и жесты, выражение глаз, тембровая окраска голоса, ракурс восприятия жизненных явлений, набор аспектов для анализа, специфика направления мыслительного процесса. И многое другое, характеризующее саму личность человека, его жизнь и творчество. В искусстве невозможно представить себе классика без хорошего уровня чувства психологической эстетики. Но, тут необходимо отметить следующий момент. Такой человек внешне изящен не потому, что сознательно и целенаправленно играет на публику. Это естественное и закономерное отражение его реальной внутренней сущности. Он просто-напросто не умеет мыслить и чувствовать, говорить и поступать по-другому. Это норма его жизни. Это то, что он делает постоянно и непрерывно, без каких-либо специальных и дополнительных усилий ума и души. Которые находятся на таком высоком энергетическом уровне, что его, как такового, уже достаточно для проявления высокого уровня трудолюбия и добросовестности ума и души. Конечно, это требует большого и серьезного развития и постоянной тренировки. Ибо, само по себе не возникает и не развивается. Как и большинство других классических достоинств и добродетелей.

Такой человек проявляет постоянный и очень серьезный самоконтроль за всем, что происходит и внутри него, и в его внешней жизни. Он имеет хороший уровень внутренней организованности и самодисциплины, чувства долга и ответственности. Изящность его мысли и чувства – это проявление высокого уровня требовательности к себе. Нередко во много раз выше, чем у большинства окружающих. Простых и обычных людей, не стремящихся к истинной интеллигентности.

Строить отношения с окружающими наиболее оптимальным образом помогает собственная точка зрения. Самостоятельная и независимая. Ибо, как показывает жизнь, большинство людей нередко возвеличивает известных авантюристов и интриганов. И остается равнодушными к действительно достойным людям, которые специально и целенаправленно не занимаются саморекламой.

Конечно, иметь собственную точку зрения желательно всем. Другой вопрос в том, что, чтобы иметь таковую на самом деле, а не предполагать ее наличие чисто теоретически, нужен определенный комплект факторов. Это существенная самостоятельность и независимость, самодостаточность, зрелость, гармоничность, неплохой уровень интеллекта и общей культуры. Это знание и понимание иерархии вечных и универсальных классических ценностей. Желательно и присутствие творческого мышления (не более пяти процентов людей).

Собственно, человек, имеющий собственную точку зрения, как правило, не особенно ориентируется на мнение окружающих. Он не пренебрегает им демонстративно, но и не следует ему слепо и механически. Конечно, такой человек старается найти рациональное зерно во мнении окружающих. И при необходимости скорректировать свое собственное мнение. Но сам факт принципиального противоречия его мнения мнению окружающих еще не является обязательным фактором к значительному пересмотру своего мнения. Другой вопрос, что действительно достойный человек старается иметь два-три эксперта для себя в том или ином вопросе, где он не может претендовать на значительное совершенство своего мнения. И, с другой стороны, этот момент помогает ему постепенно, но четко и конкретно избавляться от своих иллюзий и заблуждений, возможных ошибок и неудач.

Хотя, безусловно, даже самый самодостаточный человек не исключает для себя сам момент того, что он не знает или не понимает чего-либо в новой информации, которую он еще не успел осмыслить должным образом. Или в старой информации, особенно второстепенного и третьестепенного характера. В таких случаях, самодостаточный человек стремится восполнить свой дефицит информации. И проанализировать новые данные с точки зрения иерархии классических ценностей. Иногда небольшое фиаско служит хорошей мотивацией для дальнейшей работы над собой.

Действительно самостоятельный и независимый человек, как правило, не меняет свою точку зрения по десять раз в день. Это, если и происходит, то достаточно редко и под влиянием очень весомых аргументов. Собственно, познание мира и жизни идет путем постепенного узнавания все новой и новой информации. Иногда один-два новых аспекта восприятия того или иного жизненного явления могут существенно скорректировать прежнее представление о нем. И даже более того, мудрый человек склонен быть благодарным тому, кто помог ему скорректировать его прежние взгляды и мнения.

Наиболее устойчивое мнение интеллектуала имеет место применительно к критериям эстетики и совершенства интеллектуального, психологического и духовного характера. Есть верность и преданность своим принципам и убеждениям, правилам и законам внутреннего пользования. Достойный человек не впадает в банальную амбициозность, когда мнение считается абсолютно правильным только в силу того, что оно является его собственным. Интеллектуал открыт не только для просто новой информации, он открыт и для принципиально новой информации. Ибо, видит в этом залог своего полноценного развития, сознательного и целенаправленного самосовершенствования.