Шестая жена

Александр Тихонов 4
    Начинаю эти воспоминания в самый грустный для меня день. Сегодня умерла моя последняя шестая жена. Она последняя и самая лучшая. Моя хорошая Галюня, как мне тебя жалко! До тебя я пять жен сменил! Лишь ты стала настоящей любовью, хотя брак между нами не был закреплён   документально и возраст наш уже к семидесяти двигался. Тебе было 68 лет, мне 69. Но мы сошлись сразу. Нашел я тебя в районной соцзащите, куда случайно забрел и заиграл на гармошке. Подробно опишу наше знакомство. Было это весной 2008 года.
    Я играл сначала в биллиардной, откуда меня пригласили в физиокабинет, где было много «девочек» физкультурниц. Там я им поиграл, и подсмотрел себе «девочку».
 
    Помня её согласие познакомиться поближе и названный адрес, я на следующий день подкатил на машине под крыльцо. Меня встретила немного другая женщина нежели я видел вчера в соцзащите.
   Собаки во дворе не оказалось. Я прошел мимо окон к крыльцу. На крыльце меня встретила Галя. Я смотрел на неё и не узнавал. Вместо пышных черных волос на голове Галины Серафимовны блестели крашеные в черно-рыжий цвет жидкие короткие волосы. И одета она была в бывшее когда-то зеленым осеннее пальто, наброшенное второпях на плечи (дул прохладный ветер), на ногах были галоши. Она, засмущавшись, скинула на руку это не очень-то красящее её пальто.
 
              Я стоял и молчал. Галина Серафимовна меня несколько разочаровала, как когда-то разочаровала Людмила. Вчера она была такой красивой, а сегодня оказалась такой обыденной!
---- Не узнали? - спросила Галина Серафимовна.
---- Не узнал, - честно признался я - А это оказывается Вы!
---- Я, - подтвердила Галина Серафимовна. - Та самая. Я вчера была в парике, а сегодня простоволосая и в галошах...
 
---- Здравствуйте, - поздоровался я и вручил Галине Серафимовне цветы. - А это Вам... Вот... - После стольких встреч с женщинами я всё-таки каждый раз терялся. Хотелось каждый раз выглядеть оригинально. Но каждый раз получалось как-то скомкано и неуклюже. По крайней мере так мне так казалось. - Извините, я такой неуклюжий, даже в целофан цветы не завернул.
 
---- Ничего, - успокоила меня Галина Серафимовна. - Мы их сейчас же поставим в вазу. Идёмте в дом.
 
              Я прошел вслед за Галиной Серафимовной в дом, который состоял, как и многие крестьянские дома, из двух комнат: кухни и горницы. Зато убранство комнат было на современном уровне. В просторной кухне были и сервант с многочисленной посудой, и стиральная машинка-автомат, и двухярусный холодильник, и раковина с холодной и горячей водой. В дальнем углу кухни был отгорожен угол для туалета. Всё это я быстро оценил наметанным глазом. Жила Галина Серафимовна не бедно. Кто она? Уж не учительница ли опять? Эта мысль пришла в голову, и я несколько поколебался в своей уверенности, что у нас что-то может сладиться. Но опасения мои оказались напрасными. Знакомство наше прошло, если выразиться высоким слогом, при полном взаимопонимании. Мы сидели друг напротив друга, пили чай и мирно беседовали. Как-то так получилось, что у меня исчезли всякие сомнения. Я всем, что во мне есть, и обонянием, и осязанием, кожей почувствовал: «Это ОНА!!». Я смотрел в её черные смородинки глаза, слушал её мягкий грудной голос и порой не слышал, что она говорит. «Она! Она!» - кричало моё сердце, и мне хотелось жить, хотелось прямо сейчас взять в руки топор, молоток и устранять несоответствие внешнего вида дома с внутренним.
 
---- Четвёртый год я живу одна, - рассказывала Галина Серафимовна. - Муж умер. Мне думалось, что здоровья у него хватит на троих, а он не берег его, пил, по женщинам бегал. Была у нас с ним дочь, да не повезло ей — родилась с пороком сердца. Умерла в шестнадцать лет. Я тогда едва умом не тронулась. Ничего не видела вокруг, никого не слышала, жила как будто чужая сама себе, изболелась вся. Только через два месяца опомнилась: надо жить, людей услышала. Они мне то же самое говорили. И вот живу, а зачем? Одна, братьев было двое, их уже нет. Дети их, мои племянники, далеко в Москве. Зачем им я? Живу, небо копчу, никакой перспективы впереди.
 
---- Ну, вдвоём-то легче будет коптить... Работать будем — вон сколько у тебя работы во дворе! Огород бурьяном зарос. Одна не справлялась, а вдвоём справимся.
  Я сразу увидел: Галина Серафимовна — женщина без претензий, простота души слышалась в каждом её слове. Она не спрашивала пью или не пью, есть ли у меня дети, сколько у меня было жён, она доверилась мне, без каких-либо предисловий. Я сам рассказал ей о своих многочисленных знакомствах, о фатальных неудачах, и Галина Серафимовна ни на секунду не усомнилась в искренности и правдивости моего рассказа. По крайней мере не подала вида. Она достала из серванта бутылочку самодельной настойки:
 
---- Не возражаешь? - вопросительно посмотрела она на меня
---- Не возражаю, - дал я согласие.
               Мы выпили по одной, потом по второй, и совсем стали родными. Я любовался Галей. Она прибрала свои черно-рыжие, спрятала их под косынку. Лицо её загорелось молодым румянцем. Смородинки глаза заблестели. В них забегали задоринки. Она вдруг запела:
 
                Я закрою глаза, я обиду забуду
                И прощу всё, что можно и всё, что нельзя
                Приходите в мой дом
                Мои двери открыты
                Буду песни Вам петь
                И вином угощать
 
                Буду песни Вам петь
                Про судьбу и разлуку
                Про весёлую жизнь
                И нелепую смерть
                И как прежде в глаза
                Мы посмотрим друг другу
                И конечно ещё мне захочется петь
 
                И когда я спою
                До слезы до рассвета
                Будет время дрожать
                На звенящей струне
                И я буду Вам петь
                И надеяться где-то
                Что не скажете худа никогда обо мне.
 
                Я закрою глаза, я обиды забуду
                Я прощу всё, что можно
                И всё, что нельзя
                И другой никогда,
                Никогда я не буду
                Если что-то не так
                Вы простите меня.
               
              Я впервые слышал эту песню. Галя пела, глядя мне в глаза. У меня навернулись слёзы. «Господи! Как долго я тебя искал!» - думалось мне. Галя пела и пела. Одна песня сменяла другую и все были такие жалобные, что я не мог остановить слёз.
---- Ну что ты плачешь? - остановилась она. - Всё будет хорошо. Мы уже вместе.
---- Сам не знаю. Да я вроде и не плачу.
---- Я вижу слёзы в твоих глазах.
---- Это слёзы радости. Давай что-нибудь споём вместе.
---- Давай, - согласилась Галя, и запела про тонкую рябину. Я подхватил.
 Когда песня кончилась, я сказал:

---- Не надо тебе ко мне перебираться. Я сам к тебе переберусь. Завтра же!
              Мы разговорились о былом. Оказалось, что у нас в былом много общего. Матери и отцы умерли в одном возрасте. Мало того, они были похожи характерами, работали на одних и тех же должностях, были уважаемы и в семьях, и в людях. И детство у нас крестьянское, и школу окончили в один год, потому что ровесники. Мы рассказывали друг другу свою жизнь и всё более дивились такому сходству. Ну вот бывает же так! Оба родились в год Кота!
 
---- Вот ведь жизнь какая! - воскликнул я - Я кот, ты кошечка, ну что бы жизни не свести нас смолоду? Я бы не прошел эти пять кругов ада, ты бы не намучилась с мужем алкашом.
---- Увы и ах! Жизнь вертит нами как хочет. Мы думаем, что поступаем правильно, а получается не очень-то хорошо. И никто не знает, что ждет его завтра.
----- Ну, я-то знаю, что меня ждет завтра, - возразил я со смехом.
---- Что? - не сразу поняла Галя.
---- Переезд к тебе.
 
---- Я буду ждать. Но завтра я иду на физзарядку. Приедешь, и, если меня не будет дома, ключ будет в условном месте. Я тебе покажу.
---- Завтра же надо будет вспахать огород.
---- У меня денег нет заплатить за пахоту.
---- Не надо денег. У меня мотоблок, я сам вспашу
.
              Галя склонила голову в знак признательности.
---- Вот видишь, как мы быстро спелись...
---- И спились...- добавила Галина Серафимовна. - Я редко вот так... напиваюсь...
---- Да разве мы пьяны? Если я и пьян, то пьян тобой.
---- Старые мы уже. - вздохнула Галя.
 
              Я вспомнил стихотворение Людмилы Щипахиной:
 
                Не ищите излишнюю сложность
                В неспокойный наш атомный век
                Возраст это, ей богу оплошность
                Если молод душой человек.
 
                Если даже вы сгорбились малость
                И сгустились морщины у век
                Возраст это ей богу формальность
                Если молод душой человек
 
                Пусть лицо озаряет улыбка
                Пусть не старится сердце вовек
                Возраст это ей богу ошибка
                Если молод душой человек
 
                Разве солнце убавит свеченье
                Разве звёзды убавят свой бег
                Разве возраст имеет значенье
                Если молод душой человек.
 
              Я в своё время увлекался моралистическими стихами. В моих записных книжках стихи Гамзатова, Евтушенко, Федорова и других поэтов. Они помогали и помогают мне жить, прагматически смотреть на жизненные коллизии.
 
---- Я знаю это стихотворение — сказала Галя. - Очень правильное стихотворение, но душа душой, а тело телом. Оно стареет, не смотря на душу. Человечество ещё не научилось бороться со старостью. Но отодвинуть её можно. У меня есть тётушка. Ей девяносто шесть лет, и она, тьфу, тьфу, сохранила разум. Правда слух и зрение уже не в норме, но разум в полном порядке. Она помнит мельчайшие детали из детства. Она родилась в 1911 году. Помнит революцию 1917 — го, помнит дореволюционную жизнь. Она у неё получается в светлых красках, помнит коллективизацию 28-30 — го.

 Она у неё в красках черных, войну 41-45- го. Обо всём рассказывает с некоторым даже юморком, говорит: «Сейчас люди жалуются — жизнь тяжёлая, пожили бы современные люди в условиях того времени!». Вот такая у меня тётушка. Она в Минусинске в приюте для престарелых. Со мной жить не хочет, говорит: «Зачем я тебе? Буду донимать тебя своей старостью. Мне в приюте лучше. Там я не одна. Там такие же как я. Там врачи, санитарки, теплые туалеты». Вот такая она хотя никаких особенных мер для самосохранения не применяла, и жизнь её не баловала. Это я к чему? Да к тому, что всё относительно, но стремиться к самосохранению надо.
 
              «Я буду тебя любить!» - хотел сказать я, но вспомнил, что уже говорил такие слова Вере, и что получилось в итоге, и промолчал, боясь накликать новую беду. Вслух я сказал другое:
---- Я тоже буду ходить на физзарядку.
---- У тебя будет другое занятие. Лариса Александровна заполнит твоё время песнями.
---- Я и с тобой буду петь. На баяне снова выучусь. У нас с тобой вон как неплохо получается! Тебе в народный хор надо ходить.
---- Я пою только дома. Мне не хватает смелости на сцену выходить.
---- А по профессии ты кто?
 
---- Учительница.
---- Да!! - удивлённо воскликнул я.
---- Чему ты так удивился?
---- Тому, что мне встречается уже четвертая учительница, и со всеми у меня неудача.
---- Каждый человек — индивидуум. Так и учителя — разные люди. Я думаю, со мной у тебя получится. Я — «синий чулок», я без больших запросов. Я — курица.
---- Не курица, а курочка. - поправил я. - которая несёт золотые яйца. Кошечка... моя. Между прочим, ты совсем другая. Какие же вы разные!
 
---- А ты Котик...мартовский. Вон сколько у тебя было женщин! Счастливый.
---- Скорее несчастный. Что в этом хорошего? Сплошная маета и разочарования!
              После застолья Галя провела меня по своим владениям. Огород в десять соток кончался крутым обрывом в старое русло Идрушки. Земля уже пересохла, с пахотой Галя явно запоздала
---- Вот с этой стороны надо будет поставить забор. Соседка посягает на мою площадь.
---- Поставим!
---- Вот этот угол справа нужно распахать, зарос сорняками.
---- Распашем!
---- Баню надо обновить...
---- Обновим!
---- Крыши все прохудились.
---- Перекроем!
 
              И так по всей усадьбе: починим, поправим, отремонтируем...Галя только улыбалась в ответ на мои заявления. А я всё планировал:
---- Кроликов разведем. Будет своё мясо. Не горюй, я тебя в обиду не дам. Окружу заботой со всех сторон... Вот под этой крышей я настрою клеток. Вот под этой можно будет сено хранить. Малина вон запущена, надо обиходить, яблоньки старые убрать. Много работы — это хорошо — некогда предаваться меланхолии.
 
              От таких хозяйских заявлений у Галины Серафимовны наворачивались на глаза слёзы: наконец-то в её доме появится настоящий хозяин. А я и впрямь до вечера успел всласть наработаться.
              Наступило время ложиться спать. Я начал оправдываться:
---- Галюня, я трудно привыкаю к другой женщине. Сегодня я, наверное, не смогу...
              Галя поняла:
---- Секс для меня не обязателен. Да и возраст наш уже не тот. Будем жить как брат с сестрой. Ничего страшного. Проживём и без этого. Но прожить без этого не получилось. Получилось так, как и должно было получиться.


 
 
                ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА (ЭПИЛОГ)
 
              Прошло два года. Первого октября 2009- го года в кабинете лечебной физкультуры центра социальной защиты населения собрались пенсионеры. Праздновался День пожилого человека. Перед пожилыми людьми выступали руководители центра, председатель совета ветеранов, председатель недавно образованной партии пенсионеров. Была и художественная программа, представленная группой «Элегия», в составе двух певчих пташек Ларисы Александровны и Марии Ивановны. Пели они под аккомпанемент баяна, на котором играл я. Я полностью вернул себе прежние навыки игры, и уже не смущался неизвестных песен.
 
              По счастливой случайности День пожилого человека совпадал с днём рождения Галины Серафимовны. Дружная группа физкультурниц, регулярно посещающая занятия, воспользовалась удобным случаем и решила коллективно поздравить своего организатора и вдохновителя с её семидесятилетием. Были накрыты столы из того кто что принёс. Были подарки. А самое главное была та духовная и душевная атмосфера, от которой хотелось петь и петь. Тамадой, как всегда, была приятная во всех отношениях Лариса Александровна. Песни она всегда выбирала сама. В этот раз она выбрала задорную:
 
                В лесу, говорят, в бору, говорят,
                Растёт, говорят, сосёнка.
                Уж больно мне понравился
                Молоденький мальчонка! - спела она.
 
              Лариса Александровна и пела, и плясала и успевала распоряжаться праздником.
---- А сейчас! - взывала она к вниманию собравшихся. - Мы дадим слово супругу нашей юбилярши. Просим Александр Николаевич.
 
              Пришлось выйти на середину зала. Я уже не очень-то смущался выходить на сцену. За два года выступлений в компании с певчими пташками я научился прятать смущение.
---- Я прочитаю стихи, посвященные моей дорогой, моей любимой, мною написанные, как говорится, сам написал сам на память выучил...
 
                Путь по жизни прошел я большой
                С неспокойной больною душой
                Не нашел свое счастье нигде
                Где же ты, моя милая, где?
 
                Я бродил средь утёсов и скал
                По степям на коне я скакал
                Звал тихонько и громко кричал
                Но такую как ты не встречал
 
                Понапрасну я тратил слова
                Поседела моя голова
                Я в пути притомился, устал
                И тебя уж искать перестал
 
                Ты нежданно возникла и вот
                Я счастливый как тот идиот
                В восхищении выдохнул я:
                «Ах ты, боже, родная моя!»
 
                После длинных и трудных дорог
                Я обрёл свой родной уголок
                Это надо же столько пройти,
                Чтоб тебя, наконец-то, найти!
 
                Пусть года утекли как вода
                Но и в семьдесят ты молода
                И теперь я доволен судьбой
                Потому что я рядом с тобой.
 
                Видно бог, посмотрев на меня,
                Увидал как же мучаюсь я
                И подвластных себе всех любя
                Ниспослал мне в награду тебя!
 
              Шквал рукоплесканий прогремел в зале.
---- Галина Серафимовна, как тебя любит Александр Николаевич! - слышались возгласы.
---- Они и дуэтом поют хорошо! - не преминула напомнить ведущая.
              Посыпались просьбы спеть что-нибудь
 
---- Спойте супруги Алфёровы! - Присоединилась к общей просьбе и Лариса Александровна.
              Деваться было некуда, надо было просьбу выполнять. И нам с Галей    пришлось петь:            
                Одинокая ветка сирени
                У тебя на столе стояла
                Этот памятный день рожденья
                Ты со мною его встречала
 
                Плыл по городу запах сирени
                До чего ж ты была красива
                Я твои целовал колени
                И судьбе говорил спасибо.
 
                Одинокая ветка сирени
                Сколько лет уж прошло но всё же
                Вспоминаю тот день рожденья
                И тебя, что мне всех дороже.
 
                Плыл по городу запах сирени
                До чего ж ты была красива
                Я твои целовал колени
                И судьбе говорил спасибо.
 
              Мы спели задушевно, склонившись друг к другу, но пели каждый от себя. Я по тексту, а Галя: ты мои целовал колени. Для слушателей такое разнословие осталось не замеченным.
 
---- Я хочу сказать ответное слово! - поднялась из-за стола Галина Серафимовна. Все одобрительно зашумели:
---- Слушаем Галина Серафимовна.

              Галя вышла на середину зала, низко поклонилась присутствующим:
---- Спасибо дорогие мои друзья и подруги за поздравления и подарки. Я очень вам всем признательна. - Галина Серафимовна одобрительно высказалась о каждой из подруг, досталось добрых слов и Виталию Ивановичу — Вот он с нами возится, организует, дух нам поддерживает. Спасибо всем! Хочу сказать спасибо и своему супругу Александру Николаевичу. От себя я ему прочитаю стихотворение. Написала я его не сама. У меня нет таких талантов. Это стихотворение Людмилы Щипахиной:
               
                Когда спасенья ты искал
                Когда земля казалась адом
                Когда ты руки опускал
                Прости, что я была не рядом
 
                Когда ты жил, не зная бед
                И был твой взгляд хозяйским взглядом
                Для полноты твоих побед
                Прости, что я была не рядом
 
                Когда та женщина в тот день
                Придав особый смысл нарядам
                Возникла за тобой как тень
                Прости, что я была не рядом
 
                И каждый час, и каждый миг
                Неумолкающим набатом
                Ты должен слышать этот крик:
                «Прости, что я была не рядом!»
               
                Прости, что годы не спасти
                Как незаполненные соты
                За все бессоницы прости
                За все не взятые высоты.
 
                И поздней встречи торжество
                В осенний день с дождём и градом
                Прости! Но более всего
                Прости, что я была не рядом!
 
              И опять был шквал аплодисментов. Праздник длился долго бабушки-спортсменки пели хором и поодиночке, танцевали, даже пытались плясать, но быстро умаялись и снова перешли на песни. Мы с Галей вернулись домой поздно.
 
---- Я не представляю, как бы я сейчас жила одна! – сказала Галя, оглядывая двор. - Баня новая, крыши все перекрыты, огород вон с осени вспахан. И от строптивой соседки ты меня защитил вон каким высоким забором! И малина урожай стала давать. И мясо мы не покупаем. И машина на всякий случай есть... Ты для меня надежда и опора. С тобой жить интересно. Ты всё умеешь.
 
---- И музыкант, и стихотворец...- подхватил я - Не перехвали! - остановил я Галю - Я делаю то, что обязан делать каждый хозяин. Не более того. Спасибо тебе за то, что восстановила во мне веру в женское благоразумие. Я уже готов был всех женщин валить в одну кучу непригодных. А, оказывается, они есть, умные да благоразумные...
 
---- Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку?
---- Нет, в нашем случае всё без басен.
 
                    Ах, Галя, как нам хорошо жилось! 14 лет мы прожили вместе. Почему ты ушла раньше меня? Ушла неожиданно, а я вот пятый месяц мучаюсь. Отказали ноги. Лежу на постели как бревно. Два стола по обе стороны. На одном ноутбук, на другом лекарства. Дочь приютила меня, а я даже похоронить тебя не смог Ох-хо-хо! Слезы до сих пор душат меня. Даже если бы кто-то и повез меня на похороны, я бы только плакал. А ушла ты неожиданно. Днем только что разговаривала по телефону, а вечером тебя не стало.
25мая
2022г