Мои избранные авторы Галя и Женя Мяздриковы. Ч. 1

Алла Валько
               
                Мои избранные авторы - близкие родственницы,
             коллеги и подруги Галина и Евгения  Мяздриковы. Ч.1

                Галя

Я познакомилась с Галей в 2014 году на вечере писателей и поэтов Московской городской организации Союза писателей России (МГО СПР), который состоялся в кафе «Петрович». На фотографиях того времени запечатлён экзотический интерьер этого кафе, в котором гости во время застолий читали свои произведения. Вечера в «Петровиче» вела поэт Александра Крючкова, работавшая в офисе издательства МГО СПР. Среди выступавших с чтением своих произведений я отметила женщину приятной наружности, в которой всё мне показалось привлекательным: и миловидное лицо без какой-либо косметики, и женственная фигура. Она читала свои короткие рассказы профессионально, хорошо поставленным голосом. Как я узнала позже, во время учёбы в институте она в течение двух лет занималась на факультете общественных профессий и по окончании занятий получила диплом руководителя художественного коллектива. Курс «Художественное слово» на факультете вела преподаватель из МХАТ Анна Наумовна Кунина. Галя принимала участие в конкурсах чтецов, дошла до Всероссийского, но выступить на последнем этапе не смогла, так как заболела. Ректор Школы-студии МХАТ позвонил ей и пригласил на работу в театр, но она отказалась.

По окончании наших встреч в «Петровиче» все фотографировались на память. На нашей общей фотографии среди других участников - Александра, Галя и Люда, подруга Гали, библиотекарь районной библиотеки имени Серафимовича. Все присутствовавшие на вечере гости, кроме Люды, публиковали свои произведения в альманахе «Литературная республика». Вскоре я узнала, что Галя выставляет свои произведения также на сайтах Проза.ру и Стихи.ру, и мы начали посещать страницы друг друга.

Моя новая знакомая рассказала, что является членом Союза писателей России, что она преподаватель математики в старших классах средней школы, у неё две дочери и три внука и сейчас она живёт со старшей дочерью Женей, её мужем Фёдором и двумя их детьми: Мариком и Маришей. Женя преподаёт детям рисование и сама является художницей. В одном из своих первых писем Галя прислала мне ссылки на рисунки детей для конкурса «Избёнка», и я с удовольствием проголосовала за них. Женя, как и Галя, также выставляла свои произведения на сайтах Проза.ру и Стихи.ру.
Со временем завязалась наша электронная переписка. В одном из писем Галя выразила сожаление по поводу объединения школы, в которой она преподавала, с другой школой района, и она, как и другие сотрудники, ожидала перемен к худшему. Так оно в будущем и оказалось. После объединения Галя испытала множество проблем, поскольку в связи с нехваткой учителей оказалась перегруженной работой. Кроме того, её постоянно посылали на разные курсы повышения квалификации, что изматывало её физически и морально.

В свою очередь, в одном из писем я обратилась к Гале с конфиденциальной просьбой, поскольку хотела узнать её мнение о платных литературных наградах. Я сообщила, что отмечена геральдической комиссией в связи с публикацией очерка о Галиче в альманахе, посвященном году литературы, и представлена к награде, которую могу выбрать САМА! Далее в письме МГО СПР приводился перечень разных наград и их стоимость, начиная от 16000 рублей.
Я была обескуражена, поскольку не представляла себе, что литературные награды могут быть платными, и спросила Галю: «ЧТО ВСЁ ЭТО ЗНАЧИТ? Сталкивалась ли ты с подобным явлением?» Галя рассудительно ответила, что платные литературные награды – это общепринятая практика, но у неё нет денег на их получение. Я тоже не могла позволить себе эту роскошь и решила, что обойдусь наградами, за которые платить не нужно. Позже я убедилась в том, что такое награждение практикуется повсеместно.

Когда Александра Крючкова ушла из офиса МГО СПР, то ведущей на встречах  литераторов стала координатор литературных проектов Ольга Бояринова. Теперь наши встречи проходили  либо в Центральном Доме литераторов, либо в кафе «Алиби», где, кроме чтения своих произведений, литераторы часто выступали с вокальными номерами. Галя неизменно приходила на эти встречи вместе со своей подругой Людой, которая одна или дуэтом с Галей исполняла песни по обсуждаемой на вечере теме.
В Центральном Доме литераторов обычно проводились вечера по подведению литературных итогов года. Здесь я также неоднократно встречалась с Галей. Сохранилась фотография, на которой она рассматривает подаренный мною твёрдый стручок длиной около 50 сантиметров – плод дерева, листья которого похожи на нашу акацию.
Перед новогодними праздниками или в особо торжественных случаях наши встречи проходили в Арт-кафе «Галерея». Однажды мне тоже довелось побывать там. Интерьер этого ресторана с балконом по всему периметру зала, ограждённым чугунной решёткой, показался мне роскошным. На фотографии, сделанной во время этой встречи, запечатлена Галя, слушающая выступление коллеги по перу, с задумчиво-сосредоточенным выражением лица. Вечера в МГО СПР всегда были интересными и содержательными. Я с большим теплом вспоминаю о них.

Я продолжала знакомиться с творчеством Гали. Она пишет преимущественно короткие рассказы и стихи, и все они глубокие по смыслу. Темы её публикаций охватывают широкий спектр жизни: это рассказы о школе, о детских шалостях, об их обидах, переживаниях и болезнях, о нечаянной радости и приключениях во время путешествий и многом-многом другом. Рассказы Гали читаются легко и с большим интересом, настолько близка каждому читателю их тематика. Я прочитала все её произведения, но остановлюсь лишь на некоторых, почти наугад выбранных, чтобы продемонстрировать своё отношение к ним.

Особое впечатление на меня произвела серия рассказов о холерном годе. Я с интересом и ужасом следила за событиями жизни трёх отчаянных девчонок, столкнувшихся в своём путешествии с непредвиденными трудностями. Моя реакция на прочитанное была весьма эмоциональной:
- Ну, подружка, и удивила ты меня своими приключениями! Надо признаться, что о холере в те времена я слышу впервые. А эти три девицы хороши! Конечно, молодые и легкомысленные – как это не внять голосу разума и отправиться в очаг холеры! А одна из них оказалась совсем без головы - не взяла в поездку паспорт! И эти ночёвки! Хотелось бы смеяться, если бы всё это не было так грустно.
Прочитав другие главы, я продолжала удивляться безрассудству девушек:
- Ну, сумасшедшие девчонки, да и только! Видеть вокруг белые халаты медиков (наверное, ещё и в масках!), обжигающие руки ложки и вилки, не купаться в море и после всего этого со страху не рвануть обратно домой, к маме, в безопасное место - даже не знаю, как всё это можно назвать! Это ещё цветочки, что девчонки попали в военную часть и по молодости лет отделались лёгким испугом. Были бы ягодки, подхвати они эту ХОЛЕРУ! Б-рррр, даже писать об этом страшно!
И всё же я отважилась спросить подругу:
- А вот если бы твоя дочка решилась на путешествие на юг в подобной ситуации, что бы ты ей сказала?

Галя чувствовала свою вину перед матерью, поэтому призналась:
- На самом деле мне очень больно, что я доставила своей маме-врачу столько переживаний. Но всё спонтанно получилось. Когда мы выезжали из дома, о холере не было сведений. Узнали только на вокзале… Это потом понятно стало, что рисковали сильно. Но обошлось.
 
Другие рассказы Гали во многом служат воспитанию не только детей, но и взрослых, и я постаралась отразить это в своих отзывах. Так, по поводу рассказа «Из истории болезни» я написала, что внутренний настрой организма имеет большое значение в борьбе с любым недугом. Умение мобилизоваться, поставить перед собой цель, чтобы найти в себе силы и её осуществить, - это качества волевого человека, человека-бойца. И такие люди всегда оказываются в выигрыше. Так и в этой истории: Рита и свою хворь преодолела, и мать порадовала в её день рождения.

В своём отзыве на «Телефонный разговор» я поблагодарила Галю за этот рассказ, который восприняла как укор мне. Героиня произведения, пожилая тётя Дуся, - это образец жизнелюбия для всех людей, склонных к хандре, депрессии и меланхолии. Вот с кого мне надо брать пример крепости духа!

Выражая глубокое уважение к трудному и благородному труду Учителя,  в отзыве на рассказ «Мелкие пакости» я написала, что уже давно поняла, что далеко не каждому учителю дан педагогический дар. А учитель математики, о котором рассказывает Галя, действительно является посредником между Богом и ребёнком. Найти в сложной для себя ситуации нужное слово, способное повернуть сознание детей, может не всякий…

Описанное Галей в рассказе «Ледяной дом» может взволновать любого читателя. Не осталась равнодушной и я:
- Так часто бывает: уставший человек может наговорить много несправедливых, а порой и злых слов, не задумываясь о последствиях. И это происходит вовсе не потому, что он не любит своих близких и своих детей или плохо к ним относится. Просто в этот момент он не владеет собой. А потом спохватывается, ищет пути к примирению… Ведь можно себе представить, что пережила мать, увидев спящих детей в ледяном доме!

В рассказе «Кто кого?» взрослые женщины всерьёз обсуждают вопрос, не страдает ли бешенством кошка, и советуют её хозяйке избавиться от домашнего животного. Тётя Люба не решается выгнать кошку на мороз, но, тем не менее, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, обрекает свою любимицу на мучительную смерть, а потом у неё самой случается инсульт, видимо, от тяжких переживаний.
Я резюмировала: «Какое-то общество больных людей! Или я что-то не так поняла?»
Галя ответила на мой комментарий:
- Так-так, Алла. У нас часто советы соседок бывают знАчимее здравого смысла. К сожалению…
Каждый такой рассказ оставлял след в моей душе.

В своём очередном письме я поздравила подругу с праздником, пожелала ей спокойной работы и послала фотографию моего любимого цветущего кактусика. Я также посетовала на то, что в своих отзывах на мои произведения она вновь стала обращаться ко мне на Вы. Это меня обижало, поскольку мне хотелось бы быть её другом. Ответ Гали, как всегда, был тёплым и остроумным:
- Кактусик - просто прелесть! Работы спокойной не может быть просто потому, что у меня работа такая - полное неспокойствие. Насчёт «Вы»: рассеянность здесь ни при чём. Просто после ТАКИХ репортажей неловко называть человека на "ты"... А в быту - можно. Улыбаюсь, обнимаю, желаю всех благ…
Вот опять «Улыбаюсь…». Как мне всегда нравится это её «Улыбаюсь» в конце писем или ответов на мои отзывы!

Однажды мы договорились вместе погулять в парке «Сокольники». В этот тёплый летний день я познакомилась с Женечкой и её детьми – Мариком и его младшей сестрёнкой, а также с внучкой Гали Дашей, дочерью Оли. Все члены  семьи мне сразу и бесповоротно очень понравились. Женечка – вся такая тёплая, доброжелательная, внимательная. Даша – уже почти подросток, серьёзная, симпатичная девочка. Детишки Жени – очаровательные, черноглазые, шаловливые и подвижные. Гуляя по бесчисленным аллеям парка, мы с Галей говорили обо всём на свете, даже на очень личные темы. Дети развлекались вовсю, даже ухитрились поплескаться в фонтане. Мы чудно провели время в парке, а потом отправились в любимое кафе Галиной семьи «Якиторию».

Через некоторое время Галя пригласила меня в районную библиотеку имени Серафимовича почитать отрывки из моего репортажа о пребывании в Венгрии. Чтобы добраться туда, мне нужно было пересечь всю Москву – от её западной до северо-восточной окраины. Помню, что тогда я впервые  поехала по внешнему кольцу метрополитена. Поездка получилась очень долгой и утомительной. Но моя усталость мгновенно улетучилась, когда меня радушно встретили мои друзья и сотрудники библиотеки, и это сразу меня взбодрило. Народу собралось немного, но обстановка была очень тёплой. Встреча, организованная по просьбе заведующей библиотекой Ирины Дмитриевны Литвиненко, была посвящена проблемам школы, а также венгерскому писателю Арону Гаалу, который принимал в своём доме группу литераторов из «Содружества» во время их поездки в Венгрию.

Поскольку писатели Галя и Женя, Дмитрий Немельштейн и его жена – школьные работники, то большая часть времени этой встречи была посвящена обсуждению школьных проблем. Все они  читали стихи на школьные темы, а Дмитрий, историк по образованию читал также отрывки из своих исторических произведений. Я читала рассказ о Будапеште. На встрече присутствовали внуки Гали и её подруга  Люда. Они были благодарными слушателями. По завершении официальной части гости обменялись электронными адресами и номерами телефонов, а потом были приглашены к столу. На память об этой встрече было сделано несколько фотографий. Я была очень признательна Гале за то тепло, которое сполна получила в этот день.

Да, она такая, моя Галя, - отзывчивая, добрая, с хорошим чувством юмора, прекрасный педагог, интересный писатель, отличная мать и бабушка.