Василиса Прекрасная

Любовь Матвеева-Поротикова
 
       «Люди с кладушками плачут, а мы
        с краюшками пляшем»(русск. пог.)

       - Эй, старая, сколько твой лук стоит? – окликнул продавщицу грубый покупатель – толстый одышливый мужчина.  Маленькая старушка вылезла из-под прилавка, где увязывала зелёный лук в неряшливые, но толстые пучки:
       - Сто тенге, милок! Старая, а жить-то охота! – лукаво добавила она, не обижаясь. Мужик отошёл, а я придвинулась:
        - Охота жить? – спрашиваю её. Сама я легко впадаю в тоску, и мне хотелось бы понять источник оптимизма таких вот старушек, которых жизнь явно не баловала, а они готовы и дальше тянуть лямку.
        - А как же, милая, так бы ещё и пожила! И с удовольствием!
        - Как вас звать?
        - Василиса.
        - А по отчеству?
        - Андреевна.  Знаешь, как я родилась? Бык оступился в старом коровнике, завалился на бок, придавил мою мать. Она упала, ногу поломала, и полезли из неё кишки. Люди прибежали, стали быка поднимать, мать, а в кишках под ней что-то пискнуло. Присмотрелись: ребёнок – не ребёнок? Величиной с ложку.  Завернули его в чей-то носовой платок. Показали мать и выкидыш фельдшерице. Та сразу хотела его заспиртовать в банке, а мать не позволила – велела отнести домой, положить на печку: пусть сам помрёт.
            Так и сделали.  Пока мать в больнице была,  ребёнку иногда впускала своё молоко изо рта в рот молодая, кормящая своего ребёнка грудью родственница. Так и лежала я на печке два месяца, а может больше. Потом стали тряпочку с жёваным хлебом в рот засовывать, но не надеялись, что живой останусь, даже имя не давали.  Ждали, когда помру...
            А потом другое чудо совершилось - корь пришла... Стала я болеть, вся в жару лежу, температура за сорок, ну, теперь уж точно помру – думают. Лекарств нет, крепкие, здоровые дети вокруг умирают. Велели матери сшить мне смертную белую рубашку. Сшила мать рубашку из своего головного нового платка –  как на куклу размером. Тут же бегает здоровая девочка, двоюродная сестрёнка. Однажды просыпаются утром – та девочка мёртвая, а я живая, и на поправку пошла...
             Тут спросили у матери имя, как меня звать, она от неожиданности своё имя назвала – Василиса.  Так мы стали носить одно имя. Только мать – Григорьевна, а я – Андреевна. Отца к тому времени на фронте убило - через шесть месяцев, как ушёл, а я была пятой по счёту...
              Одно время сватался к матери мужчина, неплохой, но она отказала – говорит: себе я мужа найду, а детям отца – нет. Так и вырастила нас, всех пятерых. А теперь уж я одна осталась из всех, дольше всех прожила! Работала я штукатуром на стройке. Детей у меня  - две дочки. Одна за  Красноярском живёт, далеко, до неё три дня ехать! А другая здесь, в Петропавловске, у обеих семьи, дети. А я одна живу, приходи в гости!
              - Приду! А где вы живёте?
              - Около «Армана», квартира 112.
              - А улица как называется? Номер дома?
              - Забыла...
              - А номер домашнего телефона?
              - Тоже забыла...
              - Ну вы не придуривайтесь! Что было сто лет назад помните, а адрес забыли? Я же, действительно, хочу с вами ещё поговорить, Василиса Андреевна!
              - Правда, забыла, милая. А-а, вспомнила! Улица Гашека! Приходи! Хочешь лука?
              - Дайте мне пучок, - я протягиваю ей сто тенге, она брать не хочет:
              - Я тебе бесплатно дам! - говорит.
              Я заставляю её взять деньги, тогда она даёт мне всё-таки два пучка. Я насыпаю ей не проданную мной жимолость в пакет, которую она никогда не пробовала, и отправляюсь домой. По дороге размышляю: сейчас молодые люди, не видевшие никакого горя, выросшие в любви и неге, шагают с крыши! А  Василиса, старушка в юбке, которую связала сама пятьдесят лет назад, прожившая нелёгкую жизнь, готова жить ещё и ещё! Вот кто настоящая Василиса Прекрасная - на мой взгляд!..

           На фото  моя героиня Василиса Андреевна.