Вопрос задаётся после просмотра лекции «Биология религиозности» относится к курсу «Биология поведения человека». Роберт Сапольски затрагивает резонансную тему возможных биологических предпосылок религиозности людей. Он рассказывает о том, как некоторые психические заболевания, разрушающие людям повседневную жизнь, могут стать преимуществом в религиозном контексте. Профессор подчёркивает, что не считает религиозную веру патологией и демонстрирует её пользу на ряде примеров.
Письмо от подписчика.
Здравствуйте, интересно было бы знать Ваше мнение по этому вопросу (ссылка на просмотр видео под названием " Роберт Сапольски — Биология религиозности " https://ok.me/RpA31 )
Как Вы относитесь к тому, что мистические откровения, на которых строятся многие религиозные Учения могли быть открыты людьми с психическими отклонениями в результате сбоя работы мозга? А обряды и ритуалы, которые совершаются последователями этих Учений - это механизм своеобразной самопомощи для тревожно-мнительного типа людей пытающихся как-то упорядочить хаос и непредсказуемость жизни?
ОТВЕТ ОТ ГОША ЮДЖИФ:
Любая точка зрения - это способ интерпретации мира исходя из развития органов восприятия.
У лектора развиты органы восприятия одним образом и он профессор.
У кого-то органы восприятия развиты иначе и он брахман.
Кто-то просто истукан (в значении малоподвижный или бесчувственный человек).
Как раз в примере мы видим типы восприятия, которые описывал Господь Шива.
(Правда там был еще один тип восприятия).
Если представить эти типы в виде объемных динамических фигур, то:
профессор "расширяется в ширину", проникая все больше и больше уже в знакомое всем пространство смыслов, переформулирует их иначе и преподносит еще в одной форме;
брахман "расширяется в глубину", проникая в пространства сокрытые от восприятия большинства, открывая новые смыслы и связи, пополняя этот мир непонятными, но определенно необходимыми, смыслами;
условный "истукан" не расширяется, а схлопывается. ("Расширяется", просто "расширение" отрицательное).
И еще один тип, который здесь не затронут, но упомянут Господом Шивой, это тип, который расширяется и в ширину и в глубину.
Такой тип не только открывает новые смыслы, но и делает их понимание общедоступным.
Он, как бы, брахман и профессор в одном лице.
Жизнь человека устроена таким образом, чтобы мы, в большей или меньшей степени, проживаем стадии от "расширения в глубину", когда познаем ранее "неведомое", через "расширение в ширину", когда переключаем восприятие преимущественно на обыденное и заканчиваем "отрицательным расширением", когда насыщаемся обыденным и начинаем постепенно его отторгать.
Наша задача, как существа - это постоянное поддержание усилия расширения и в глубину и в ширину.
Расширение в глубину дает силу от ощущения новизны или обновления восприятия, а расширение в ширину дает устойчивость восприятия.
И это в течении жизни позволит не растерять счастье бытия, не устать от восприятия окружающего и не позволит схлопнуться восприятию в "истукана".
ЗЫ. "Восприятие" можно читать, как "осознание".