«Русь святая» - это словосочетание как нельзя лучше подходит для определения внутреннего содержания нашей Родины. И вовсе нельзя сказать, что это данность – столько в ней всего сконцентрировано, как хорошего, так и плохого. Не зря у нас есть такое понятие, что русский человек – это древо, из которого при тех или иных условиях можно сделать икону или дубину. Вопрос в том, кто возьмётся за его обработку – преподобный Сергий Радонежский или Стенька Разин.
Наш народ всегда понимал, что «Русь святая» - это не более чем заданность, к которой, однако, были и есть все необходимые предпосылки. И это понимание своей глубинной заданности русский человек нёс с собою из глубины веков всюду, куда бы он не приходил, обживая новые места. Старые названия рек, озёр, поселений, тех или иных понятий, очень часто связаны именно с этой темой.
Что, например, буквально означает слово «окрестности», которое мы произносим, совершенно не задумываясь о его глубинной сути? Приставка «о» означает «круг», «вокруг», корень слова – «крест». Так, переселенцы, приходя на новое место, первым делом ставили крест, призывая на помощь Бога, и все их земли вокруг этого центра назывались «окрестности». Потом здесь ставилась церковь во имя того или иного Праздника или святого, и село получало соответствующее имя.
Вот названия сёл лишь одного района северо-востока Костромской области: Вознесение-Вохма, Троица, Спас, Введеньё, Покров, Никола, Тихон, Рай, Ерусалим. Озеро Свято, река Святица.
Соседний районный центр называется несколько странно в понимании современного человека – Боговарово. Есть ли на Руси что-то подобное этому названию? Есть немного похожее – Боголюбово во Владимирской области. Вот только есть ли между ними более глубокая связь? Попробуем разобраться. Спросим сначала у местных жителей, откуда такое странное название их села? Вот тут они сразу попадают в лужу: «Да, вроде как, говорят, что кто-то там, что-то варил, и икона будто бы в котёл упала, и сказали, что бога сварили…»
Кроме этой чуши, других версий вы не услышите, а всё потому, что от своих предков наши современники отличаются помимо всего прочего ещё и первобытным духовным невежеством. А ключ к этой загадке спрятан недалеко, более того – мы все просто обязаны ежедневно брать его в руки, как этому учил нас тот же прп. Сергий Радонежский, но подавляющее большинство из нас об этом даже не подозревает. Вот такая беда. Ну, да ладно, попробуем разобраться сами, а для этого надо заглянуть в архивы и немного подумать.
В «Клировой ведомости о церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что на Вохме» содержится такая запись: «О первоначальном существовании церкви в приходе имеется указ и благословенная грамота, данная Преосвященнейшим Иоаном Велико-Устюжским и Тотомским в 1784 году». Несколько позже в селе появилось здание церковно-приходской школы. Об этом свидетельствует анкета, заполненная во время проведения Всероссийской переписи населения 1897 года: «Село Боговарово (Покровский погост) при реке Ирдом. Дворов пять. Жителей мужского пола 9 душ, женского пола 13 душ. Имеется одна церковь Вохомско-Покровская и при ней одна церковно-приходская школа.»
Конечно же, первый храм был деревянный и небольшой, но время шло, в окрестных деревнях народу становилось всё больше, и было принято решение построить рядом «Церковь каменную, двухэтажную, в нижнем этаже теплую. Нижний этаж построен и освящен в 1829 году тщанием прихожан, а верхний этаж построен в одной связи с колокольнею и освящен в 1846-м году. Престолов в ней два; в теплой нижней церкви престол во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а в верхней, холодной — во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла».
То есть, через 45 лет здесь стоял уже каменный зимний храм, а ещё через 17 лет над ним был поднят второй этаж. Жителями села Покровское-Боговаровское в то время были только священнослужители и члены их семей, и всё село, вплоть до начала ХХ века, состояло из церкви, церковно-приходской школы и пяти домов. В глазах окрестных жителей, да и на самом деле, это был своеобразный духовный оазис, поэтому и имя селу было подобрано соответствующее его роли и самосознанию его жителей.
А чтобы понять, откуда оно взялось, надо просто открыть Книгу, вокруг, и благодаря которой, и создавался весь этот оазис. Вот что пишется о ней в Клировой ведомости, перечисляющей всю церковную утварь: «три Евангелия, обложенные бархатом в серебряной и позолоченной оправе». А вот теперь откроем служебное Евангелие на церковно-славянском языке:
«И абие понуди ученики своя внити в корабль и варити (предварити) его на оне поле к вифсаиде, дондеже сам отпустит народы»(Мк.6.45.)
«Бяху же на пути, восходяще во иерусалим: и бе варяя их иисус и ужасахуся, и в след идуще бояхуся»(Мк.10.32.)
«Но потом, егда воскресну, варяю вы в галилеи»(Мк.14.28.)
«И отвещав иисус рече ему: блажен еси симоне, вар иона,»(Мф.16.17.)
«и равных нам сотворил их еси, понесшим тяготу дне и вар.»(Мф.20.12.)
«яко мытари и любодейцы варяют вы в царствии божии»(Мф.21.31.)
И завершим этот исторический экскурс небольшим погружением в словарь древнего Арийского языка:
ВАР – древний Арийский корень, определяющий – обет, верность, преданность и родство. Второе значение слова «ВАР» – вода, бурлящий поток. Ещё одно значение слова «ВАРЪ» – жар, зной, кипящая среда, а так же – тепло земли.
ВАРА – присяга, клятва, обет верности. Так же, Вара – это обитель праведников-отшельников (давших обет верности Светлым Силам в противостоянии по отношени к Тёмным). В Иранской мифологии Вара – это квадратное убежище находящееся в стране Ариане, где находят спасение праведные души. Данное упорядоченное сооружение в Светлой стране Ариев, является противопоставлением Силам Хаоса и Тьмы, как извечная борьба Добра и Зла.
ВАРГ – соль, стержень, сила, суть. То, без чего не может Жить Человек Рода Расы, и что является его Основой Бытия. Отсюда понятие – «Варган – Соль Земли» (Место Силы).
ВАРЪ – зной, жар, кипящая среда. От этих производных вытекает другое значение слова «ВАРЪ», как – Суд Божий,
Глагол ПРЕДВАРИТЬ имеет древнерусское происхождение и является префиксальным производным от варити «предварять, предупреждать» – «защищать» глагола варити «защищать, охранять; беречь, предупреждать»
Слово ВАРОВАТЬ «сохранять, защищать» (древнерусская форма варовати).
Ну, вот, всё и встало на свои места, и особые комментарии здесь, надеюсь, просто излишни. Мыслящий человек и сам всё уже понял, а для школьников немного поясню. Село названо было Боговаровым, потому, что там жили люди, давшие обет на верность Богу. Они были родными и Богу и друг другу, и святая вера их била кипящим ключом, и вся их жизнь была Солью Земли в ожидании Суда Божия. Они были хранителями, защитниками и носителями веры Православной, и просветителями своего Славянского Рода, так органично вписавшегося в Род Самого Бога через Его Сына – Христа.
«Какое это счастье и отрада быть русским среди русских на Руси!!!» Иными словами – быть православным христианином уже сразу по факту своего рождения! Но крайне важно понять, что одного только рождения в данной благословенной среде, мало – кому много дано с того много и спросится. Поэтому мы должны понимать, что главная цель и весь смысл нашей жизни в том и заключается, чтобы соответствовать своему Христианскому Роду, как соответствовали ему наши предки, назвавшие своё село так глубоко и точно, что точнее уже не бывает.
Боговарово – это заданность всей нашей земной жизни.