Возлюби ближнего своего. Глава 7. ч. 8

Александр Иванович Алтунин
Любовь к ближнему невозможна у человека, имеющего амбициозность. Наибольшую степень выраженности амбициозность имеет у людей деструктивного типа. Или у людей стандартного типа, имеющих в структуре своей личности ряд выраженных элементов деструктивности. Конечно, каждый человек имеет не только комплект недостатков, но и комплект достоинств. Другой вопрос, что достойный человек стремится обрести, в первую очередь, основные достоинства и добродетели. И развить их в максимально возможной степени. И это, безусловно, большой труд ума и души, духа и тела. Который, к сожалению, недоступен большинству людей, имеющих выраженную лень ума, души и духа. И поэтому стандартный тип людей предпочитает довольствоваться комплектом второстепенных качеств. Хотя, в силу глобального и фундаментального психологического и духовного невежества, большинство людей, мягко говоря, не очень-то умеет отличать главные качества от второстепенных. Не говоря уже о том, что не знает того, что достоинства и добродетели могут иметь различную степень развития в количественном плане. Что, собственно, определяет их качественный уровень. Их реальную и потенциальную ценность. Ведь ясно, что слабо развитое достоинство имеет минимальную ценность (хотя, какую-то все же имеет и вроде как, не совсем пустое место). Умеренно развитое достоинство имеет среднюю степень ценности. И лишь сильно развитое достоинство имеет высокую степень ценности. Но не с точки зрения банальной житейской логики, а с точки зрения логики духовной.

Ошибкой большинства людей стандартного типа является то, что оно подходит к оценке качеств не с точки зрения духовной, а с точки зрения житейской. Когда умеренно развитое достоинство воспринимается уже как максимально развитое. И действительно, среди подавляющего большинства этот уровень является максимальным. Можно даже сказать, что максимально возможным. Но, то, что для них это даже чисто теоретически есть максимальный уровень, еще не означает того, что он и на самом деле является максимальным вообще. С точки зрения иерархии вечных и универсальных ценностей Вселенной. На самом деле, это всего лишь один из многочисленных и разнообразных стереотипов мышления, распространенных в обществе, имеющий массу искажений и извращений с духовной точки зрения. Эти искажения и извращения могут касаться абсолютно любой сферы бытия - интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической.

Проблема в том, что для определения самого факта наличия того или иного конкретного искажения или извращения нужен элемент мудрости.  А это, к сожалению, встречается крайне редко. В лучшем случае, у двух людей из тысячи. Которые смотрятся на общем фоне буквально белыми воронами. Есть, правда, и более жесткое определение этой ситуации: «среди общества горбатых, нормальный человек выглядит уродом».

Достаточно вспомнить судьбу гадкого утенка на птичьем дворе, где его почти все презирали и даже ненавидели. Только за то, что чисто внешне он не был похож на остальных. Он не вписывался в их представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. А то, что вся их «экспертная» система и гроша ломаного не стоит - это никому и в голову не могло придти. Ибо, умение смотреть на себя со стороны и адекватно себя оценивать приходит только к тем, кто поднялся в своем личностном развитии существенно выше среднего. И тем, кто сознательно и целенаправленно, мощно и непрерывно стремится к максимально возможному уровню развития хотя бы наиболее важных своих достоинств и добродетелей. Для остальных остается или умеренный или выраженный уровень субъективности в оценке самого себя. Который, как правило, сохраняется на этом уровне до конце жизни того или иного конкретного человека.

Проблема большинства стандартных людей не в том, что их главные достоинства и добродетели имеют уровень развития между слабым и средним. А в том, что им хочется думать, что они уже достигли максимального уровня развития. И особенно им хочется, чтобы именно так думали окружающие. В идеальном варианте, все общество. И этот момент выглядит особенно актуальным в связи с тем, что на их глазах, что называется, ряд людей с определенным (часто весьма высоким) уровнем авантюризма и интриганства эффектно проводит эту манипуляцию с общественным (правильнее было бы сказать, с так называемым общественным) мнением. Ибо, они так ловко и умело надувают щеки и распускают свой искусственно окрашенный псевдопавлиний хвост, что большинство наивных и доверчивых, лишенных интуиции и проницательности, мудрости и одухотворенности людей почти полностью им верит. В отдельных и весьма редких, почти идеальных и эксклюзивных случаях, лишь некоторое (от одного дня до года) время. А, чаще всего, на протяжении всей жизни. Им и в голову не приходит, как правило, то, что они являются банальными и предельно послушными марионетками в руках авантюристов, интриганов и психологических манипуляторов. Которые ловят массы на очень красивую и очень эффектную приманку - иллюзию приверженности наиболее ценным классическим добродетелям, порядка, гармонии и совершенства.

Можно даже четко и однозначно утверждать, что в девяноста девяти случаев, когда кто-то очень энергично и даже агрессивно навязывает окружающим свои идеи, то им, на самом деле, движет не забота об общественной гармонии, а банальный личный эгоизм, жажда и стремление использовать энергию и энтузиазм масс в своих корыстных целях. Особенно в борьбе с действительно достойными, умными, талантливыми и гармоничными людьми. И, чем сильнее разница между личностью манипулятора и его потенциальной жертвой, тем выше его уровень энтузиазма в деле многоходовой дискредитации талантливой личности и нанесения максимального ущерба его личности, жизни и творчеству. И это не теоретические расклады автора, не плод его фантазии и воображения, а результат анализа жизни и творчества более пятисот истинных аристократов ума и души, получивших вполне определенное общественное признание.

Конечно, люди стандартного типа (менталитета) не обладают таким уровнем злобности и агрессивности, как представители деструктивного типа. Но в руках последних они могут творить абсолютно любые не только просто безнравственные дела, но и предельно подлые и мерзкие поступки. В их неограниченной концентрированности и злокачественности. Нанося тем самым порой колоссальный ущерб не только тем или иным отдельным конкретным людям, но и обществу, и государству в целом. В отдельных случаях, и всему человечеству.

Достаточно вспомнить революцию в России со всеми вытекающими из нее последствиями. Или сталинские репрессии против самых умных и достойных, творческих и талантливых людей. И все творилось исходя из самых благих намерений. Так что снисходительность и великодушие возможны только относительно второстепенных слабостей и недостатков психологического и интеллектуального характера. Которые нередко четко и логично складываются из распространенных стереотипов общественного сознания, имеющих в себе элемент деструктивности или дисгармоничности. Все не просто очень серьезно, а предельно серьезно. Каждому представителю стандартного менталитета необходимо знать и помнить (хотя, по большому счету, это нужно знать абсолютно всем), что при сознательном или неосознанном пренебрежении к классическим духовным ценностям у него есть высокая вероятность превращения в банальную сволочь, подлеца и негодяя, мерзкое и отвратное существо, в морального и духовного урода. Не говоря уже о злокачественном извращенце с интеллектуальной, психологической или эстетической точки зрения. Конечно, любой вид уродства может быть малым, средним или большим.

Но от этого уродство не перестает быть именно уродством, а не слабостью или странностью, особенностью или прихотью того или иного человека, группы людей, всего общества или всего человечества. Все это, конечно, грустно. Но жизнь требует, чтобы акценты были расставлены правильно и адекватно. В противном случае, и общество, и государство, и человечество ждет не гармоничная и стремительная эволюция, а психологическая и духовная деградация. На отдельных этапах истории во много раз стремительнее и глобальнее, чем положительная эволюция. Не говоря уже о том, что, в соответствии с волей Высших сил, эволюция человечества в целом и ныне, и в будущем будет идти, не просто медленно, а очень медленно. Чтобы не возникало коварной и страшной иллюзии своего богоподобия. В свое время приведшей к гибели Атлантиды.

Вот и получается, что приближение к истинному совершенству тех, кто живет ныне, возможно, в лучшем случае, только через восемь-десять тысяч лет. Когда пройдет не менее ста воплощений в человеческом образе. Хотя, вовсе не факт, что воплощения будут идти одно за другим и всегда только в человеческом образе. Ибо, моральных уродов различной степени выраженности хватает и в настоящее время. И их ждет очень непростая судьба.

Высокий уровень проблематичности и драматичности амбициозности, как и многих других фундаментальных недостатков и пороков человеческой личности, заключается в том, что человек, обладающий амбициозностью, как правило, строит отношения с самом собой, с окружающими, с жизнью, с Высшими силами с применением большого числа элементов деструктивности и дисгармоничности. Что, собственно, способно в значительной степени обесценить и его личность, и его жизнь в глазах Высших сил. Не говоря уже о том, что это в принципе может лишить его возможности ощущать истинное чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Что лежит в основе существования такого явления жизни, как счастье. Только счастье реальное и истинное, а не мнимое или чисто внешнее.

Если человек стандартного менталитета полностью доволен собой и своей жизнью, то он никак не стремится повысить уровень гармонии своей личности и своей жизни. Он, как правило, в лучшем случае, стоит в своем развитии на одном и том же месте, когда многие окружающие с той или иной скоростью движутся вперед, оставляя, таким образом, такого человека далеко позади. И, когда возникает ситуация хотя бы минутного просветления такого «аналитика», то она вносит в его сознание столь большую порцию концентрированной горечи от сознания собственной никчемности, что вызывает тяжелейшие неврозы и депрессию, шизофрению тяжелой формы или злокачественную онкологию.

И это не абстрактные и чисто теоретические раскладки автора. Это четкий и однозначный вывод из анализа жизни более пятидесяти тысяч людей, так или иначе встретившихся автору на его жизненном пути. И самое грустное в этой ситуации даже не то, что в жизни этих людей возникли те или иные проблемы и неприятности, драмы и трагедии, а то, что автор рассказал им об истинных причинах этих сложных ситуаций. И объяснил то, что если они определённые моменты в себе и в своей жизни не изменят существенным образом, что их буквально в самом ближайшем будущем ждет серия событий, еще более неприятных, чем уже произошедшие. Ибо, такова диалектика жизни, а не каприз или прихоть автора. Но почти девяносто девять процентов людей из этих пятидесяти тысяч в принципе не пожелали прислушаться к мнению автора. И, в результате чисто теоретический прогноз их дальнейшей жизни, сделанный автором из самый благих побуждений, стал практической реальностью. Принеся с собой гигантские страдания и переживания для этих злокачественных и отчаянных скептиков и нигилистов. А ведь автор не придумал ничего от себя, он лишь озвучил некоторые психологические и духовные законы жизни. Которые уже существовали много тысяч лет до него и будут много тысяч лет после него. Как, собственно, и эта книга, от начала и до конца, это лишь некоторая расшифровка некоторых классических понятий с точки зрения вечных и универсальных ценностей Вселенной. Отчасти адаптированная автором для современного читателя.

Проблематичность амбициозности еще и в том, что когда амбициозный человек, из числа стандартного менталитета, встречается с представителем творческого менталитета, то, во-первых, амбиция так сильно туманит ему взор, что он не замечает и не осознает этого момента. А это есть особый подарок судьбы. Это реальный шанс не только более бесстрастно и объективно взглянуть на самого себя и свою жизнь, но и узнать много не просто нового, но и весьма полезного для интеллектуального и психологического, духовного и эстетического развития этого аналитика. Но, может быть, еще не значит, что точно будет. И поэтому в девятисот девяноста девяти случаях из тысячи такой шанс пропускается и упускается. И Высшие силы делают для себя четкий и однозначный вывод о том, что подобные подарки такому «аналитику» или вообще делать не стоит (обрекая его на пожизненную упрощенность и примитивность по всем важнейшим личностным параметрам). Или стоит делать, но во много раз реже, нежели это предполагалось изначально. И это положение дел естественно и закономерно.

Ибо, даже самый глупый человек, сделав ряд добрых дел и не получив адекватной реакции на них, делает вывод, что продолжать и дальше делать такие дела в адрес такого «своеобразного» человека бессмысленно. И перестает их делать. Так неужели же Высшие силы глупее нас с вами? Уровень их мудрости в миллиарды раз выше, чем любого смертного человека.

Но этим проблематичность ситуации не исчерпывается. Встретив гармоничного интеллектуала (явно представителя творческого менталитета) представитель стандартного менталитета хотя бы на интуитивном уровне чувствует существенное превосходство первого. И это является очень болезненной занозой для его самолюбия. И, чтобы не выглядеть полным ничтожеством на фоне талантливого человека, обычный человек вольно или невольно (это, по большому счету, уже не играет принципиально роли) начинает надувать щеки, стараясь всеми силами своего ума и души выглядеть чисто внешне максимально эффектно. Забывая о том, что «рожденный ползать, летать не может» и «на осине не родятся апельсины».

В результате большинство обычных людей выстраивают такую искаженную модель общения с творческой личностью, что последняя, чаще всего, категорически отвергает ее, как принципиально неприемлемую для себя. А ведь все очень просто. Достаточно присмотреться к ситуации, когда встречаются две реально творческие личности. Ведь они держатся естественно и просто в общении друг с другом. Не стремясь что-либо кому-либо доказать, эффектно продемонстрировать. А если какая-либо дискуссия и возникает, то она идет на равных. И не ради ублажения личной амбиции ее участников, а ради обретения истины. Идет просто обмен мнениями. Ради взаимного интеллектуального и психологического, духовного и эстетического обогащения. В хорошем смысле этого слова. Когда повышается уровень гармонии каждого участника дискуссии.

Сложность ситуации состоит в том, что большинство людей стандартного менталитета трудно дружит с чувством меры. Ибо, это есть явный элемент мудрости, к которой люди этого типа, мягко говоря, не особенно стремятся на деле. Только на словах. В результате чего стремление выглядеть не хуже творческой личности иногда (и не только иногда) переходит в стремление выглядеть (не быть, а именно только чисто внешне выглядеть) значительно лучше, чем творческая личность. Что, собственно, исключено в принципе даже чисто теоретически. И косвенное интуитивное ощущение нереальности воплощения этой своеобразной, мягко говоря, задачи придает особенную отчаянность и феноменальный энтузиазм этому «аналитику». А так как это дело, по большому счету, откровенно дрянное, деструктивное и дисгармоничное, то в его реализации естественно и закономерно участвуют представители темных сил. Придавая усилиям «аналитика» нередко буквально фантастическую изобретательность и сообразительность, изощрённую фантазию и воображение, высочайший уровень интеллектуальной и психологической изощренности. О чем ни творческая личность, ни окружающие не только не знают, но и не догадываются. А потому нередко и попадают впросак. И очень мощно попадают. В результате может наноситься большой ущерб не только какой-то отдельной личности творческого типа, но и благополучию и гармонии всего общества и государства. Вот такие мелочи жизни.

А так как быстро вырасти из обычной личности в творческую не дано никому и никогда (по крайней мере, в рамках одного воплощения), то представитель стандартного менталитета (не говоря уже о деструктивном менталитете) стремится уровнять перевес между ним и творческой личностью не путем своего подъема до уровня последнего. А путем опускания творческой личности не только до своего уровня, а и значительно ниже такового. Любыми методами, способами и средствами. О нравственной (и, тем более, духовной) стороне многие в этой ситуации не только не сильно озадачиваются, а вообще об этом не думают даже в самой мизерной степени и даже на одну секунду. Ибо, это может существенно воспрепятствовать практической реализации их «гениальной» и «замечательной» идеи. А решение уже принято. И требует своего воплощения в жизнь.

Есть выражение мудрецов о том, что «там, где не живет Бог, обязательно живет дьявол». Это особенно актуально для анализируемой ситуации. Низкий уровень духовности во многих случаях способствует тому, что человек становится особенно восприимчив к влиянию темных сил. Он становится марионеткой в их руках. Отчасти сознательно, отчасти неосознанно творя массу очень концентрированного зла. Которое способно разрушить гармонию не только в людях непосредственного окружения, но и в обществе, и в государстве в целом. И это зло должно получать адекватную оценку. И желательно вовремя.

Большие проблемы в общении создает жажда лидерства у одного из партнеров общения. Среди представителей стандартного менталитета очень распространено явления - жажда лидерства. Причем, желательно, всегда и во всем. И ладно бы это касалось лишь чисто эстетических вопросов, где, по выражению народной мудрости «на вкус и цвет товарища нет». Но претензия на интеллектуальное и психологическое лидерство нередко переходит еще и на область духовную. Конечно, без сомнения, в каждой группе людей, не говоря уже об определенной общественной прослойке, есть свои формальные и неформальные лидеры в той или иной области жизнедеятельности. Иначе говоря, это люди, которые в своем развитии пошли несколько дальше, чем основная масса из их непосредственного окружения. На сколько дальше - это уже другой вопрос. Ибо, чаще всего, различие носит, к сожалению, преимущественно количественный, а не качественный характер. И есть, вполне определенная тенденция отношения большинства людей к своим реальным и мнимым лидерам.

Слушают, как правило, не тех, кто истинный лидер (поднялся на одну-две ступени выше по иерархической лестнице развития по тому или иному выше перечисленному параметру), но скромен и непритязателен, а тех, кто, в лучшем случае, имеет небольшое количественное отличие, но активно и агрессивно занимается саморекламой. В определенной степени навязчиво предлагая себя всем желающим. И, в первую очередь, наивным и доверчивым людям, лишенным, по большому счету, мудрости, особенного интеллекта, интуиции и проницательности, умения разбираться в людях, способности мыслить хотя бы категориями средней степени сложности, творческого мышления, самостоятельной точки зрения по важнейшим вопросам жизни.
Как правило, такие претенденты на лидерство освоили некоторые приемы (пусть даже самые элементарные, как минимум, но, тем не менее, это не меняет сути дела) психологического манипулирования окружающими. В связи с чем, достаточно неплохо умеют пускать пыль в глаза даже тем, кто гораздо умнее и талантливее их. Не говоря обо всех прочих.

Отсутствие реальной самодостаточности и состоятельности, как личности, заставляет многих людей любым способом удовлетворять свою подсознательную потребность в чувстве собственной значимости. Некоторые, в связи с этим, ощущают неутомимую потребность в лидерстве. И им совершенно неважно то, в каком именно вопросе будет это лидерство, в какой именно степени (желательно, конечно, чтобы в максимальной), среди какой категории людей. Иначе говоря, все качественные аспекты этой ситуации их принципиально не волнуют. Важно лишь хотя бы сиюминутное ощущение своего лидерства. Пусть даже на фоне двух-трех предельно глупых людей.
Амбициозность - это проделки соответствующего злого духа, который, как правило, является предшественником появления духа гордыни. Одного из самых изощренных и умных, сообразительных и изобретательных, хитрых и коварных, виртуознейшего манипулятора во всех сферах человеческого бытия. Подчинившего себе подавляющее большинство представителей стандартного менталитета в различной степени. Часто в очень значительной. Не минула чаша сия и отдельных представителей творческого менталитета. Но у них уровень самокритичности принципиально выше, а поэтому ситуация не обязательно является особенно злокачественной.

Жажда лидерства у представителей стандартного менталитета принципиально отличается от таковой у представителей творческого менталитета. В первом случае, человека волнует лишь чисто внешняя сторона дела - главное выглядеть лидером. Даже если ты, на самом деле, полный ноль в конкретном вопросе. А во втором случае, человека интересует момент присутствия собственного внутреннего удовлетворения от того, что человек делает и как, зачем и почему. При этом творческая личность, с одной стороны, отдает себе отчет в определенном преимуществе относительно большинства из своего окружения или даже весьма широких масс. А, с другой стороны, прекрасно понимает то, что ее уровень достижений в том или ином отдельном вопросе весьма далек от абсолютного и идеального. И даже пятидесяти лет интенсивнейшего труда в будущем будет принципиально недостаточно для обретения полного совершенства. Иначе говоря, достойная личность понимает всю относительность своих достижений, в том числе, самых больших и самых замечательных. Ей важен сам факт того, что она поднялась еще на одну ступень в своем развитии, а не то, что она переплюнула всех остальных. Хотя, безусловно, получение более качественных результатов, чем у большинства, не может не радовать элементарное самолюбие человека. Но у него своя собственная точка отсчета и система координат по оценке своей жизнедеятельности.

Представитель творческого менталитета никогда не будет претендовать на лидерство всегда и во всем. Ибо, он понимает то, как тяжело идет продвижение качественного характера даже в одном отдельном вопросе. Не говоря уже о целой группе вопросов. Мысль о лидерстве всегда и во всем представляется ему совершенно нелогичной и нелепой. Конечно, желание сделать что-либо более совершенное - это нормальное и правильное желание. И без него никто и никогда не смог бы сотворить что-либо действительно совершенное и гармоничное. Но в этом случае человека интересует не дешёвый спектакль с безграничным восхищением непосвященных, а принципиальная, пусть даже и весьма сдержанная, оценка профессионалами в этой узкой сфере творчества. Оценка по сути результатов долгого и напряженного творчества, с максимальной отдачей умственных и душевных сил, с проявлением наибольшей добросовестности и в процессе планирования поставленной задачи, и в процессе ее реализации и воплощения.

Достойной личности не обязательно быть самой лучшей и абсолютно единственной. Ей достаточно быть в группе лучших. И не обязательно с точки зрения конкретного общества в определенный момент времени. Одухотворенной творческой личности важно в наибольшей степени соответствовать правилам и законам Вселенной, ее критериям гармонии и совершенства. Леонардо да Винчи творил, осознавая тот факт, что его творчество смогут по достоинству оценить лишь очень далекие потомки, а не его современники. Которые, в большинстве своем, не просто не особенно любили его, а буквально ненавидели. И именно за его слишком творческую сущность, которая никак не укладывалась в логические рамки их стандартного менталитета. С его бесконечными иллюзиями и заблуждениями, доминированием стереотипного мышления, массой упрощенных и примитивных стереотипов банальной житейской логики. Которые достойны лишь разговоров на кухне двух кукушек соседок, людей преимущественно посредственного типа личности, принципиально чуждых какого-либо самого минимального творчества вообще. Для творческой личности важно именно быть чем-то особенным, а не казаться лишь чисто внешне таковой. Порой к внешней стороне дела имеется даже слишком порой равнодушное отношение, затрудняющее адекватное восприятие у большинства окружающих простого менталитета.

Неадекватное восприятие наиболее достойных людей часто связано со стереотипом «нет пророка в своем отечестве». Большинство людей в своей повседневной жизни много о чем разговаривает со своим непосредственным окружением дома и на работе. Темы обычные, житейские, простые, незамысловатые. Мышление преимущественно стереотипное. Иначе говоря, из ста человек, минимум девяносто пять по конкретному вопросу говорят примерно одно и тоже. Если смотреть, что называется, по большому счету. И люди невольно привыкают к тому, что все примерно равны по уровню интеллекта и по уровню мудрости. Тем более что те, кто, на самом деле, по этим параметрам существенно отличается от общей массы, как правило, сознательно и целенаправленно саморекламой не занимаются. В связи с чем узнать об их существовании часто очень трудно. Читать же классиков философии и психологии в нашей стране не было принято ни в прошлом, ни в настоящем, ни в обозримом будущем (пару тысяч лет, как минимум).

И если поначалу это поверхностное впечатление об обычности ума всех окружающих носит сиюминутный характер, то, со временем, это переходит в стойкое и категоричное убеждение. Своего рода логический принцип, можно даже сказать, что элемент мировоззрения. И вот, если жизнь вроде как случайно сталкивает того или иного конкретного человека с интеллектуалом высокого уровня (про мудреца уже речь вообще не идет), то этот интеллектуал воспринимается принципиально лишь как обычный человек. Ведь никому и в голову не приходит мысль о том, что такое необыкновенное счастье может свалиться на его голову. Хотя, собственно, а кто ему и когда сказал, что такая ситуация должна быть для него особенно приятной и радостной? Не говоря уже о том, чтобы вызывать состояние счастья?
Мы все сами с усами. Коротко и конкретно. Вот такой своеобразный ракурс восприятия других людей вообще. Мысль о том, что кто-то из моего окружения может быть принципиально умнее или, тем более, мудрее, отсекается в сознании такого «аналитика» в принципе.

Нужно учесть и тот момент, что истинный интеллектуал не склонен постоянно везде и всем доказывать свой истинный уровень интеллекта. Те, кто в принципе способен увидеть этот момент, его увидят. А тому, кто не способен к столь тонкой и точной оценке, и доказывать что-либо бессмысленно и бесполезно. Ибо, когда имеется изначально предвзятое и тенденциозное отношение к чему-либо, то не то, что принципиально, но даже мало-мальски существенно скорректировать его не представляется возможным даже чисто теоретически. А потому, пару раз обжегшись, интеллектуал предпочитает не создавать в дальнейшем столь неприятный прецедент еще раз.

Ведь даже во времена Христа многие ожидали от него проявления очередного чуда, проявляя принципиальный скепсис к тем чудесам, что уже происходили до них. Образ Фомы неверующего - это, к сожалению, весьма распространенное явление.
Каждый нормальный и адекватный человек, когда видит принципиальную неадекватность восприятия его мыслей окружающими, просто-напросто перестает высказывать эти мысли в данное время и в данном месте. Вот и получается четкое и конкретное подтверждение выражения «нет пророка в своем отечестве». Особенно, если у «аналитика» есть вполне реальная возможность периодически видеть и слышать интеллектуала, разговаривать с ним, сообщать ему свои собственные «уникальные» мысли. И, тем самым, находить у него хотя бы частичное одобрение и поддержку.

Пусть даже из вежливости и такта. Это категорически исключает реального интеллектуала из списка даже потенциальных интеллектуалов у «аналитика». Он будет всем и каждому с пеной у рта доказывать то, что именно этот человек не может быть истинным интеллектуалом, ибо он знает его, что называется, вдоль и поперек. А потому ошибиться в этом моменте не может даже в принципе, даже чисто теоретически. А то, что интеллектуал, быть может, не считает этого «аналитика» достойным для озвучивания своих наиболее ценных и важных мыслей, - это остается вне поля зрения «аналитика». Хотя, собственно, а зачем нужно первокласснику подробно рассказывать о тригонометрии? Смысла абсолютно никакого. Но в такой ситуации есть формальный критерий, регламентирующий статус каждого из потенциальных собеседников: один лишь первоклассник, а другой ученик уже десятого класса. И официальный и формальный статус второго не позволяет первому относиться пренебрежительно ко второму. А в жизни все гораздо сложнее. В связи с чем, мысль о том, что тот или иной конкретный человек постиг лишь уровень арифметики в науке жизни, отметается им, как принципиально неприемлемая и категорически оскорбительная лично для него. Комплект иллюзий по поводу собственного интеллекта играет со многими людьми откровенную злую шутку, оказывает им своего рода медвежью услугу.

Человек, привыкший мыслить лишь простыми категориями и понятиями, не может в принципе ни увидеть, ни понять того, что кто-то способен мыслить не только простыми категориями, но и принципиально более сложными - например, средней степени сложности. Разговор же о понятиях высокой степени сложности воспринимается аналогично теме жизни на Марсе.

Библейская Марфа занималась кухонными делами не от легкомысленности, а от принципиальной умственной ограниченности. Она была категорически убеждена в том, что людей, которые принципиально умнее и мудрее нее, не существует в принципе. В силу чего и конкретный Иисус в ее восприятии не мог занять другого места, чем обычный и простой человек. Она была в принципе не в состоянии ни услышать, ни, тем более, почувствовать мудрость Иисуса, как таковую. А об особой мудрости, в данном случае, и, к сожалению, не только в данном, речь вообще вести не стоит.
Марфе, по большому счету, истинная мудрость и не нужна. Это похоже на ситуацию, когда человек энциклопедией, в силу большой ее тяжести, забивает гвозди. Ибо, не видит более оптимального ее применения. Еще более красноречивая ситуация имеется в басне Крылова «Петух и жемчужное зерно», в которой петух сильно возмущался тем, что нашел именно жемчужное, а не пшеничное зерно. Последнее он бы с удовольствием склевал, а что делать с жемчужным он не знает. И ему, конечно, не приходит в голову то, что на одно жемчужное зерно можно купить целый мешок пшеничных. Вот так мудрость для Марфы - «не пришей кобыле хвост» или подходит «как корове седло». Проза жизни, что называется.

Но диалектика жизни, применительно к данной ситуации, заключается в том, что истинных интеллектуалов и мудрецов жизнь посылает человечеству крайне редко. А во многих случаях, вообще лишь однажды. И то, что человек сознательно пренебрег шансом общения с таким особенным человеком, в определенном смысле, посланцем Высших сил, приводит их к жестокому и однозначному выводу о том, что такого рода события для данного человека (или группы людей, народа, государства) в принципе бессмысленны и нецелесообразны. Итог получается откровенно грустный.

Обязательно осложняет человеческие отношения ревность и зависть. Талантливый человек на первых этапах развития и реализации своего таланта, так или иначе, сталкивается с тем, что многие творческие люди в его сфере деятельности уже получили вполне конкретное общественное признание. Но самое главное даже не это, а то, что сам талант четко и однозначно понимает и чувствует тот факт, что многие из его коллег по творческому цеху действительно имеют собственный талант, который, чем дальше, тем больше будет развиваться и совершенствоваться. И, может быть, размер таланта у некоторых других людей существенно больший, чем его собственный. И темпы развития таланта у них гораздо значительнее.

И вот тут-то и возникает первоначально в душе нашего таланта легкое, и едва приметное чувство зависти и ревности к чужому таланту и его успешной реализации. И здесь особенно важно то, как талант будет реагировать на эту вроде бы случайно возникшую внутри него мысль. Конечно, кое-кто из близких таланта может, условно говоря, подлить масла в огонь, растревожив самолюбие таланта, вроде как из самых благих намерений. Искушение получается порой одновременно и внешнее, и внутреннее. Одним словом, достаточно мощное. Человек, хотя бы с минимальной степенью одухотворенности жестоко и категорично отгонит от себя такого рода наваждение, как абсолютно несовместимое с его фундаментальными принципами и убеждениями.

А вот тот, кто привык чрезмерно лояльно относиться к своим слабостям и недостаткам, без необходимой степени самокритичности, без особого внимания и бдительности к своим внутренним процессам, в первый раз может отнестись к этому «озарению» вполне себе спокойно и даже нейтрально. И будет совершенно не подозревать о том, что уде угодил в психологическую ловушку злого духа зависти и ревности. Ибо, во второй раз такой человек воспримет происки злого духа уже с минимальной, но, все же, симпатией. А от маленькой симпатии до большой - всего полшага. А от большой симпатии до всепоглощающей страсти тоже всего полшага.

Которые, на первый взгляд, ничего и нигде принципиально не меняют. Но в комплексе создают проблему такой величины и характера, что делают ее практически неразрешимой. Человек, добровольно впустивший в себя злого духа, освободиться от него в последующем вряд ли сможет. Ибо, подавляющее большинство людей совершенно не подозревают о степени хитрости и коварства, сообразительности и изобретательности, фантазии и воображении злого духа, мощи его интеллекта и изощренности его души. Собственно, люди не понимают ни самих характеристик сущностей, которых мы условно обозначаем как «злые духи», ни самого факта, что они подвергаются воздействию такого рода сущностей. Которые на высоком профессиональном уровне играют на нужных струнах ума и души таланта (и любого другого человека), на его слабостях и недостатках, на белых пятнах внутреннего мира человека, на неподконтрольных территориях внутри человека. И играют лишь те мелодии, что интересны и выгодны именно им, а не кому-либо другому. А выгода состоит в том, чтобы в максимальной степени разрушить даже ту относительную степень гармонии личности, что имеется в таланте.

Ревность и зависть настолько мощно и глобально захватывают человека, что практически полностью отвлекают его от даже самой минимальной программы по развитию своей личности и программы развития своих способностей. Темпы реализации обеих программ, в лучшем случае, резко снижаются, а в худшем случае, - приближаются к нулю. Более того, они вносят элемент дисгармоничности и деструктивности в систему отношений человека с самим собой и в систему отношений с окружающими. Человек начинает думать не столько о степени одухотворенности своей жизни и творчества, сколько о наиболее изощренных интригах и авантюрах против других талантов, способности которых начинают буквально резать глаз и слух, да и остальные органы чувств завистника. И чем чаще и больше он погружается в этот импровизированный психологический и духовный омут, тем меньше вероятность остается для его обратного возвращения. «Коготок увяз - всей птичке пропасть».

Злой дух всегда найдет нужные аргументы для человека для того, чтобы убедить его в том, что в успехе другого таланта участвовали еще и многие, мягко говоря, неформальные моменты. Принявшие на себя основную нагрузку по достижению большого успеха. При этом в наибольшей степени обесценив усилия самого другого человека. В голову «аналитика», наряду с прочими, вкладывается мысль о том, что этому другому таланту помогли привлечь успех его могущественные покровители. Без которых он якобы был, есть и останется навсегда полным нулем. А отсутствие успеха такой величины у самого аналитика объясняется не отсутствием серьезной и напряженной работы по развитию способностей и его личности, а тем, что у него нет столь же могущественных покровителей. Конечно, в ряде случаев, дело действительно обстоит именно так. Но, совершенно не обязательно, что во всех случаях большого чужого успеха.

Если человек не может смириться с тем, что кто-то может быть более талантлив, чем он сам, и с тем, что Жизнь относится к другому человеку более благосклонно, чем к нему, то такой человек обречен не только на неудачу, но и мощные пожизненные переживания и страдания по поводу несправедливости судьбы и провидения. Каждый должен четко знать, понимать и учитывать закон причин и следствий. То, что человек имеет в настоящем, было подготовлено им в прошлом. А то, что он будет иметь в будущем, готовится им в его настоящем. И никому не дано изменить этот вечный закон Жизни, как впрочем, и все остальные ее психологические и духовные законы.

Отсутствие самокритичности вносит большой диссонанс в человеческие отношения. На первый взгляд достаточно легкое и однозначное понятие. Но, при более внимательном рассмотрении выявляется его определенная неоднозначность. Во-первых, самокритичность талантливого человека (большинство людей уверено в том, что они обязательно талантливы в чем-либо) распространяется на его личность в целом, на его жизнь, на его творчество, на эволюцию личности и развитие творческих способностей. Проблема на самом деле гораздо глубже. Все упирается в умение правильно себя любить. Об этом, конечно, разговор отдельный. Но, все же: воспитание человека еще в детстве нередко закладывает основной ракурс восприятия самого себя. Он либо связан с пониженной самооценкой, либо с повышенной (родители непрерывно восхищаются каждым чихом ребенка, каждым самым минимальным его достижением и т.д.). От общей неуверенности в себе происходит и неуверенность, как в самом факте наличия мощных творческих способностей у самого себя, так и величины этих способностей. Даже, если на самом деле они очень большие, яркие и ценные. При повышенной самооценке сомнений в факте наличия таланта не возникает в принципе, как и в его большой величине и ценности. "А вот те, кто, по нашему мнению, не может рассмотреть этого, - это или глупцы, или сволочи".

Бывает, конечно, и другой вариант, когда определенные способности и даже талант даны самоуверенному человеку.

Очень интересная система ценностным координат бывает у родителей ребенка. Если он зауряден, но послушен - это хороший ребенок. И поэтому все, что он делает - это хорошо. Если же он талантлив, но временами недостаточно послушен (для некоторых родителей отклонение ребенка на десять процентов от их волевых решений - это уже страшное преступление), то это плохой ребенок. И поэтому все, что он делает - это, в лучшем случае, относительно хорошо. А может быть и раздражающим фактором, независимо от своей реальной ценности в системе вечных классических ценностей жизни. Все упирается в чисто субъективную симпатию или антипатию, одобрение или осуждение.

Каждый человек имеет свой индивидуальный комплект достоинств и недостатков, добродетелей и слабостей (которые во взрослом состоянии могут переходить в пороки, тяжелые, грустные, необратимые). Уважать себя человек должен, в первую очередь, за нравственные добродетели, за стремление и умение работать над собой, развивать свой ум и душу, формировать свой характер и мировоззрение. А творческие способности - это уже повод дополнительного уважения к себе в добавок к основному. Но не сам факт наличия способностей, а отношение человека к ним. Тот уровень энтузиазма, с которым человек развивает свои способности. У многих задатки больших способностей так и остаются на уровне задатков, не принеся дополнительной радости ни их обладателю, ни его окружающим, не повысив уровень гармонии ни в обществе, ни во Вселенной в целом. Но остается, правда, смутное ощущение особой ценности этих способностей, создающее завышенную самооценку с достаточно мощной претензией на статус оригинальности и даже некоторой эксклюзивности. Человек требует от окружающих особенного отношения к нему.

Собственно, почему? Что реально достиг человек? Ничего. Поэтому и претензия на особую оригинальность и эксклюзивность превращается в банальный мыльный пузырь. И в некотором смысле житейскую манию величия без какой-либо объективной почвы под собой. По большому счету, человек, который по собственной воле зарыл свой талант в землю, не заслуживает не только особого уважения и расположения, но даже минимального стандартного, применимого по всем другим людям. Ибо он, на самом деле, совершил большое преступление перед Высшими силами Вселенной, перед духовными законами Жизни, перед Гармонией. И поэтому заслуживает не одобрения, а серьезного наказания. И очень часто его реально получает, совершенно не догадываясь об истинных причинах своих многочисленных проблем и неприятностей, драм и трагедий.

Существует также такая категория талантливых людей с большим комплектом редких и ценных способностей, но использующих их не на благо окружающим, а для того, чтобы прямо или косвенно обманывая окружающих и манипулируя ими, добиваться для себя удовлетворения чисто эгоистических (а иногда и паразитических) потребностей и интересов. При сознательном и целенаправленном ущемлении интересов других людей. Такие люди, как правило, получают массу личных выгод. Причем, как сиюминутных, так и весьма перспективных. В первую очередь, это выгоды материальные, но, в ряде случаев, к ним добавляются еще и моральные. Но это отнюдь не избавляет их от глобального и принципиального наказания Жизнью. Оно, конечно, не обязательно возникает в следующий день после сотворения человеком очередной интриги или авантюры, но возникает  обязательно и имеет степень драматичности в два-четыре раза больше, чем бывает у человека со средними способностями без творческой изюминки. Это уже двойное преступление в глазах Высших сил. Это дерзкий вызов им, это проявление принципиального сомнения в их безграничном могуществе и мудрости, да и самом их существовании в принципе. Это, можно сказать, откровенная насмешка над чувством достоинства Высших Сил. Что, безусловно, получает адекватную оценку и реакцию с их стороны.

Способности и, тем более большой талант, - это большое искушение для человека стать банальной марионеткой в руках темных сил. Осознание ценности своего таланта способно породить в таланте высокомерие и пренебрежение по отношению к простым людям. Но решение дать талант человеку принимают Высшие силы и поэтому особой заслуги самого талантливого человека в этом нет и быть не может. Уважение может заслуживать лишь то, что человек делает со своим талантом. Но важно не только то, что он делает, но и как он это делает.

Элемент самокритичности талантливого человека должен заключаться в том числе, и в том, что каких бы больших вершин в творчестве он ни достиг, у него впереди во много раз больше простора для работы над собой и своими способностями. Абсолютный идеал недостижим. Это задача многих десятков, а может быть и сотен воплощений на Земле.

Самокритичность не должна заставлять творческого человека заниматься постоянным и изнурительным самоедством. Хотя, конечно, периодический серьезный анализ всех положительных и отрицательных моментов в жизни и творчестве не только желателен, но и необходим.  Без него движение вперед невозможно в принципе. Важно, чтобы шло непрерывное развитие способностей и личности, постижение и освоение законов Жизни: арифметика, математика, алгебра, тригонометрия, высшая математика. Вот условная схема эволюции всего сущего во Вселенной, заложенная Высшими силами.

Непонимание реальной сути другого человека можно проследить на примере непонимания библейской Марфой менталитета сестры Марии. Один из весьма проблемных моментов в жизни человеческого общества состоит в том, что подавляющее большинство представителей стандартного менталитета совершенно не представляет себе, что такое, на самом деле, творческий менталитет. И, соответственно, не понимает реальной особой ценности этого менталитета вообще, как такового, и реализованного в тех или иных, достаточно редких (а потому и особенно ценных) конкретных людях. Так, Марфа не имела ни малейшего представления о том, что такое Мария. И даже более того: Марфа была жестко убеждена в том, что «отдельные особенности личности» Марии являются не особыми ее достоинствами и добродетелями, а, как минимум, большими странностями. А, как максимум, большими недостатками.

Настолько большими, что, по мнению Марфы, они почти граничили с фундаментальными пороками человечества. Вот так вот. Ни много, ни мало. А уж о какой-то практической или теоретической полезности, по мнению Марфы, таких «странностей» и речи не могло быть. Что ее качества могут помочь сготовить суп или принести воды, соткать ткань или накормить домашних животных? Конечно же, нет. А потому и грош цена им в базарный день. И, соответственно, они заслуживают не дополнительного уважения и симпатии, а, в лучше случае, некоторого снисходительного отношения. В худшем случае, явного пренебрежения.

Какой, собственно, навар от гармонии личности Марии? Да и где она, эта гармония? Все это лишь пустая болтовня лентяев, которые не хотят трудиться должным образом. Никакой такой особой гармонии в Марии не может быть даже чисто теоретически. Ибо, знаю я ее всю жизнь. И лично мне она никакой особой и дополнительной, существенной и практически ощутимой радости не доставила. Может быть кому-то другому. Но я об этом ничего не знаю. Да и, по большому счету, и знать не желаю. Да и вообще, что мне всякой ерундой голову забивать? Раз лично для меня в этом нет реальной пользы, то зачем тратить время и силы на размышление об этом? Логика, что называется, железная.

Марфа была четко убеждена в том, что Мария не только не лучше нее. В чем-то существенном. Но существенно хуже нее. И это не только позиция Марфы, как отдельного и конкретного человека. Это позиция ее, как представителя стандартного менталитета по отношению к творческому менталитету. Почти всегда, почти везде, почти во всем. Это не просто сиюминутный каприз или прихоть, а четкий и конкретный момент мировоззрения. Достаточно распространенный, влиятельный и устойчивый. Это то, с чем не считаться нельзя. Другой вопрос, что помочь человеку, относящемуся к стандартному менталитету бесстрастно взглянуть на самого себя и на весь свой менталитет почти невозможно. Ибо, это предполагает определённую мощь интеллекта, творческое мышление, мужество, высокий уровень самокритичности, присутствие качественного самоанализа и еще, как минимум, целого десятка не менее редких достоинств и добродетелей. Это все равно, что призывать близорукого человека: «постарайся, посмотри вдаль и расскажи о том, что там вдали находится. Если ты сильно постараешься, то обязательно все увидишь». Человек в этом случае может хорошо видеть только вблизи. И как бы сильно он не старался, он не сможет отчетливо видеть удаленные предметы. И в этом не его вина, а его беда. Другой вопрос, что, когда близорукому человеку (и в прямом, и в переносном смысле) предлагают одеть очки, чтобы лучше видеть, а он категорически отказывается, то такое его поведение одобрить, мягко говоря, очень трудно. Более того, оно заслуживает самой жесткой и принципиальной критики даже со стороны человека, предельно хорошо к нему относящегося.

Но большая лень ума и присутствие банального рационализма принципиально препятствует возникновению даже весьма кратковременного просветления разума такого человека. Как представителя стандартного менталитета. Впору вспомнить народную мудрость: «рожденный ползать, летать не может».

И, на самом деле, очень трудно объяснить человеку, например, лишенному музыкального слуха, тонкости и нюансы гармонии звука вообще и той или иной конкретной мелодии, в частности. И это трудно ставить ему в вину. Но и одобрить его категоричное нежелание сделать свое восприятие окружающего мира более тонким и более изящным тоже нельзя. Ибо, это противоречит даже самым элементарным законам логики бытия. Не говоря уже о более значительных и более важных.
Собственно, проблематичность человека стандартного менталитета заключается в том, что он уже считает себя достаточно совершенным. И поэтому не видит особой необходимости что-то в себе существенно менять. «Зачем? Мне и так хорошо! Да и все остальные живут так же, так к чему городить огород?» То, что не все, а лишь подавляющее большинство, его особо не волнует. Это для него всего лишь «второстепенные» детали ситуации.

«Конструктивность и созидательность? А что это такое и с чем это едят? От этого польза другим? Это, конечно, быть может, и хорошо. Чисто теоретически. Но, если от этого нет пользы именно мне, то зачем это мне? Гармония мира? А зачем она мне? Что от нее мне будет легче жить? Я буду больше есть или вкуснее? Конечно, нет. А тогда зачем вы морочите мне голову всякой ерундой?»

Это чуть упрощенный вариант внутреннего диалога многих представителей стандартного менталитета. Но, верно отражающий суть их мировоззрения.
«Мудрость? Это когда нужно думать сильнее и дольше, старательнее и трудолюбивее? А смысл? Очень символический. Так зачем же я буду столько сил и времени тратить на ее обретение? Ведь заранее понятно, что ее на хлеб не намажешь. На уровень зарплаты она тоже особого влияния не имеет. Не говоря уже о том, что она может лишить многих радостей жизни. Таких удивительно приятных и привычных. А зачем, собственно? Получается, что от нее только одни проблемы и неприятности. Если вам это нужно, то занимайтесь этим сколько угодно. А меня никаким калачом не заманишь. И вообще, зачем вы все время пытаетесь какую-то странную философию мне в голову втиснуть? Жил я прекрасно прежде и без нее. И дальше буду не менее успешно и приятно жить. Так какой смысл основательно озадачиваться? Это только какие-то явные придурки придумывают себе дополнительные проблемы себе на голову. А подражать им у меня нет абсолютно никакого желания».