Кто виноват? и Что делать?

Кора Крылова
По теме видео от 24 мая 2022 года Юрия Подоляки о чиновниках на контрольно-пропускных пунктах "Война на Украине:
как чиновники в России перечеркивают всё то, что делают солдаты"
(https://zen.yandex.ru/video/watch/628c95baf5a7bd7b131f747d
или https://v k.com/video-213276384_456239237?li st=48dc94db460d191974
или https://vk.com/wall-213276384_9601).

1) Люди, которые по нескольку часов, а то и суток, находясь в очередях на прохождение контрольно-пропускных пунктов, обращаются за помощью к Юрию Подоляке, возлагают на него надежды и по сути отправляют его "ходоком" к вышестоящей власти России, чтобы он посодействовал в решении их проблемы: долгое стояние в очередях без обеспечения продуктами и элементарными условиями для сна и отдыха. Этими условиями создаются предпосылки для ведения коррупционной деятельности, - большой соблазн для должностных лиц, так как украинцы, которые стремятся перейти на сторону России или ДНР, в силу привычки к беззаконию и коррупции на Украине с готовностью соглашаются давать взятки и не умеют отстаивать законность своих прав.
Организованное или единоличное обращение с просьбами о помощи к знаменитому украинскому блогеру-журналисту — это один способ решения проблемы.

2) Есть и второй способ решения проблем, который ускорит решение, ЕСЛИ ОБА СПОСОБА ПРОВОДИТЬ ОДНОВРЕМЕННО.

Чтобы применять второй способ, нужно знать по какому принципу начинают действовать должностные лица в управлении любых сфер деятельности. То есть надо знать один из главных принципов работы чиновников, - их условия работы, С КОТОРЫМИ ИМ ПРИХОДИТСЯ СЧИТАТЬСЯ.

Это происходит так. Сам по себе сотрудник управления (какой-либо сферы деятельности) в редких случаях может взять на себя ответственность за инициативу и открыть дело по наведению порядка по линии своей компетенции.
Чаще всего любому сотруднику управления, неважно с какими "погонами", легче начинать наводить порядок тогда, когда у него в руках есть документы, на которые он может сослаться, на которые он может опереться, как на основание для своей активности в этом направлении. Даже если у него по должности положено следить за порядком на конкретном участке, всё равно он не может проявлять активность без согласия на то всего коллектива своей организации, когда для коллектива эта задача не признаётся приоритетной. Ему всегда укажут, что есть более важные направления для его деятельности.
Поэтому сотруднику необходимы документы, доказывающие его право проявлять активность по данной проблеме. Такими документами могут стать письма граждан, жалобы, петиции, обращения, видеообращения, личные встречи с гражданами в часы приёма, зафиксированные в протоколах секретаря. То есть у сотрудника на руках должны быть доказательства того, что проблема существует, и что она ВНОСИТ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ в управление социумом на подконтрольном этой организации участке. То есть документы должны давать основания для продвижения дела выше по инстанции.
Причём, чем больше подписей под обращением, чем больше документов, освещающих данную проблему, тем легче сотруднику управления открывать дело по сути этой проблемы.

Ежели у него на руках нет никаких документов, то его легко могут остановить его коллеги обвинением в том, что он без оснований сам вносит нестабильность  в ход управления, проявляя инициативу ПО ЕДИНОЛИЧНОМУ ЖЕЛАНИЮ.

Управление опирается на общие интересы многих людей разных слоёв общества, поэтому сначала НАДО ДОКАЗАТЬ, что данная проблема касается общих интересов всех слоёв общества или какого-то значительного слоя общества. Особенно если назревшая проблема начинает задевать интересы и самих чиновников, то есть многих сотрудников управления. Тогда они оживляются и находят пути решения либо через пункты законов и инструкций, либо через личные связи по линии управления, ведомственной или межведомственной.

Проблема в том, что даже если назрела критическая ситуация, и она стала очевидной для многих, то для открытия дела всё равно надо доказывать документами. ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Иначе настучат по голове не только инициативному сотруднику, но и всему коллективу достанется, и начальнику сотрудника тоже, и начальнику начальника. То есть с восклицанием "Как вы допустили!" начнутся разборки в рядах сотрудников управления.

Сотрудники любого управления постоянно находятся "между двух огней":
1) одно восклицание "Как вы допустили!", если решение какой-либо ситуации нежелательно, а сотрудник проявил активность, и за него начинают нести ответственность все коллеги, которые не смогут отвести от себя удар "свыше", и в итоге наказанию подвергаются те, кого признают виноватыми,
2) и точно такое же другое восклицание "Как вы допустили!", если признано, что ситуацию нужно было решать давно, а с этим затягивали и не решали, и тогда тоже ищут виноватых, которые не проявляли активности тогда, когда её необходимо было проявлять, и в итоге наказанию подвергаются те, кого признают виноватыми.
И в том, и в другом случае "стучат по головам" всех, "кто не успел спрятаться" за спиной другого или за какими-то документами.

Документы же дают сотруднику управления свободу действия. Без документов руки у него связаны: ОН НЕ МОЖЕТ ОТ СЕБЯ ЛИЧНО ДЕЙСТВОВАТЬ.

Поэтому у Юрия Подоляки есть не один, а два способа помощи людям: действовать самому и советовать тем, кто обращается к нему за помощью, пользоваться их правами и возможностями обращаться самостоятельно непосредственно по инстанции. Он может обучать людей действовать вторым способом, разъясняя, что тем самым они помогут и ему продвигать их проблему к разрешению.

Тем самым количество обращений, продвигающихся по инстанции, создаст бОльшее количество документов по одной и той же проблеме. А если люди проявят в этом особую активность, то будет такой обвал обращений, который игнорировать управление никак не сможет.

Документами могут стать и обращения не только самих потерпевших, но и обращения других граждан, которые в теме: родственники, коллеги, друзья, просто сочувствующие любого уровня.
Чем меньше обращений граждан, тем меньше желания у сотрудников управления обращать внимание на проблему и проявлять в отношении неё активность: они заняты другими вопросами в случае, если они действительно работают; или они заняты личными интригами в случае, если они делают вид, что работают. Чаще всего жизнь чиновника, любого сотрудника управления проходит в смеси работы и интриг, так как психология любой человеческой деятельности тесно связана и с определённой направленной деятельностью, и с психологическими этюдами между людьми. Без психологии в управлении и шагу ступить нельзя. Ведь управленческая работа — это прежде всего работа с людьми, кем бы они ни были: начальниками, коллегами, подчинёнными, гражданами "высокого ранга", гражданами "рангом пониже", родственниками или друзьями. Все они влияют на работу любого сотрудника управления. Психологически прежде всего.
Чиновники постоянно находятся в этом психологическом процессе. Поэтому так сложно бывает изменить поведение чиновника. Он ведь не компьютер, который действует безличностно и однозначно.

Если проблема вызывает большой общественный резонанс, то она уже привлекает внимание многих сотрудников управления, которые готовы её решать, а также привлекает внимание тех сотрудников, которые ходят на работу только для получения зарплаты и потому не ввязываются ни в какие сомнительные дела, если они их лично не задевают.

Эта проблема с чиновниками, с сотрудниками любого управления существует везде, вне зависимости от страны и народа, так как психология человека везде одинакова. Разница наблюдается только в том, насколько законность или беззаконие расширили в стране своё влияние.

Понятно возмущение Юрия Подоляки. Украинцы уповают, что хотя бы в России не будет такого бардака, как на Украине, а тут обнаруживается, что и среди российского чиновничества есть те же самые пороки и спотыки, что и на Украине. Это есть и на Западе, и на Востоке, и на севере, и на юге, - везде, где люди организовываются и учатся мыслить на уровне общих интересов, борясь с тенденцией скатывания в эгоизм.

Однако, не надо обвинять только чиновников в нежелании действовать. Попробуйте убедить людей проявить самостоятельную активность и написать через свои смартфоны, ноутбуки, компьютеры на сайты управленческих структур, где могут решить и должны решать волнующую людей проблему по праву их компетенции. Много ли найдётся людей, которые станут это делать? Много ли людей проявят настойчивость в поиске сотрудников управления, необходимых для решения их вопроса? Много ли людей выдержат первое столкновение с нежеланием решать их проблему?

Людям проще выплёскивать эмоции и требовать, чтобы кто-то что-то сделал для них, чем проявить самим активность и помочь даже своему "ходоку" в продвижении их проблемы к положительному результату. Эмоционально возмущаться люди могут, а вот сесть и вразумительно написать на сайте на странице обращений граждан (в электронную приёмную) может не каждый. Более того, даже тот, кто может хорошо описать проблему, обосновать необходимость её решения, не всегда будет это делать сам: включаются многообразные личные соображения, сомнения и страхи.

А вот перевесить все тяготы на своего "ходока" - это гораздо проще.
В прежние времена, когда не было таких средств связи, как теперь — мобильники, интернет, теле- и радиовещание, - тогда одна надежда была на "ходока", который дойдёт и будет сам искать к кому обратиться, сам думать, как провести переговоры, опираясь на силу доверия и поддержки народа, его пославшего, и на свои способности, как оратора.
А в нонешние времена средства связи у нас есть… Сразу вспоминается мультфильм "Трое из Простоквашино": "Средства у нас есть…" Только пользуются ими редко. Чаще всего по психологическим причинам.

Этим и пользуются нерадивые чиновники, которые хотят жить так, чтобы проявлять активность ровно настолько, насколько это им выгодно. То есть подходят к вопросу эгоистично.

И тут соединяются личные интересы и неумение решать проблемы у одних (у граждан) и личные интересы и нежелание решать "чужие" проблемы у других (у чиновников). Вот "воз" и стоит там, где и стоял до этого.

3) Люди должны научиться объединяться, создавать коллективы по решению любых проблем. Жизнь постоянно их толкает к этому.

Тогда и сотрудники управления будут объединяться: либо для того, чтобы справиться с проблемой, либо для того, чтобы противодействовать её решению, если они заинтересованы эту проблему замять.

Но чем дольше не решается проблема, тем шире становится круг людей, которые втягиваются в процесс рассмотрения и решения задачи. Расширение круга людей, втянувшихся в этот процесс, будет продолжаться до тех пор, пока он не перевесит сопротивление структуры управления, блокирующей рассмотрение и решение вопросов, связанных с нарастающей проблемой.

Круговорот взаимодействия людей усиливается. Возникает соборность, — складываются усилия многих людей. И препятствие в конце концов преодолевается.

Без создания общественного резонанса задача не будет решаться. Уровень рассмотрения должен подняться от личностного до общественно важного. Только тогда "воз" трогается с места.

Почему на Украине так много социально значимых вопросов не решалось или подавлялось? Потому что большинство населения перешло на личностный уровень мышления, и идеологическое воспитание народа всячески на это работало. Главная идея той идеологии, которая насаждалась в украинском народе, да и в российском тоже, после развала Советского Союза — это "Забудь об общественных делах, не беспокойся о проблемах других людей, думай только о собственных интересах." Самые популярные фразы того времени: "Это ваши проблемы!" и "ради себя любимого".

В своём видеообращении Юрий Подоляка сказал, что "чиновники издеваются над людьми".

Это не совсем так. Они не издеваются, - они просто о них не думают. Потому что они думают совершенно о другом.

Они не нацисты, которым доставляет удовольствие именно поиздеваться над людьми. И поиздеваться именно над тем слабым местом человека, которое они обнаружат: будь то любовь к своим детям и родным, будь то честь и достоинство, будь то любые страхи или сомнения. Они любят издеваться психологически и физически.

Чиновники этим не увлекаются. У них проявляется обыкновенный эгоизм, присущий очень многим людям в обществе, неумение думать о других и становиться на их место. И что немаловажно, - у них тоже проявляется неумение думать, глядя на ситуацию сверху, а на себя со стороны.

Зачастую те, кто отвечает за работу на КПП, точно так же не умеют думать о других. Это распространённое неумение, которым люди приносят друг другу неудобства и страдания.

4) Чтобы подобные явления в жизни страны уменьшались, а не увеличивались, надо ещё с детства учить детей думать о других и становиться на их место, учить умению смотреть на себя со стороны, а ещё лучше — видеть свои поступки сверху. Этому надо учиться. И каждый шаг в этом направлении радикально облегчает жизнь человеку. Потому что человек живёт среди людей, а не сам по себе.

Ведь тот же нацизм и садизм — это крайняя форма проявления всё того же эгоизма, всё того же неумения думать о других, это думание только на уровне личных желаний и интересов.

На западе такой способ мышления подогревается всей системой воспитания граждан, потому на Западе так легко скатываются в двойные стандарты, в лицемерие, в деление людей на первый и второй сорт, в национализм и расизм, а в итоге — в фашизм или в потворство фашизму. Им нечего противопоставить тенденции скатывания. Конкуренция — это аксиома на Западе. И там не принято в этом сомневаться. Потому на Западе так много стран с эгоистичным типом управления.

А поскольку чиновники — это тоже люди, то чем больше пропагандируется эгоистическое мышление в обществе, тем хуже становится и качество управления, тем хуже и действия чиновников.

5) Сейчас по всему информационному полю планеты через все виды СМИ активно стимулируется (на Западе в особенности) чувственное, эмоциональное восприятие информации.

Рекламный тип подачи информации получил тотальное распространение по миру.
Реклама и рекламный тип подачи любой информации обращается не к уму, а к эмоциям, чувствам людей.

Любые шоу-программы настраивают людей на личностный тип мышления. Шоу обращается к прежде всего к эмоциям, чувствам людей. Их не учат думать, анализировать.
Процент смыслового содержания любого шоу очень низкий, зато процент эмоционального содержания очень высокий.

Задача шоу — воздействовать на эмоции зрителя.

Тренд в искусстве и в подаче новостей, фильмов, да любой информации в СМИ — это создание экшена. Сейчас не принято подавать информацию просто, логично, спокойно, воспитывая в зрителях аналитические способности. Напротив, сейчас принято подавать информацию эмоционально, воздействовать на чувства, вызывать бурю эмоций, а само интеллектуальное содержание новости, фильма, программы, концерта не прорабатывать и не предлагать обдумывать тему вместе со зрителями и с точки зрения общих интересов.

Путь эгоизма тупиковый: эгоизм с эгоизмом никогда не найдут общего языка, не выйдут на общественный тип мышления. Это путь бесконечной конфронтации.

6) Должен быть "разбор полётов" в любой подаче информации, а не шоу и экшен, в которых эта задача не предполагается.

В шоу и экшене главная задача — поэмоционалить, покачаться на волнах эмоций, увидеть / ощутить вспышки эмоций, как салюты. Вау!

Но ведь не зря в кругу любых специалистов существует такое понятие, как "разбор полётов", то есть анализ ситуации и сбор выводов из рассмотрения ситуации со всех сторон.

На любом "разборе полётов" ставится задача:
либо "Что делать, чтобы подобное не повторялось?",
либо "Что сделать, чтобы удачный опыт был шире распространён?".

И выполняя одну из этих задач, люди проводят анализ ситуации, рассматривая её СО ВСЕХ сторон, а не только с одной стороны.

Отдавая дань эмоциям, т. к. "все мы люди, все мы человеки", специалисты всё-таки стремятся  подойти к решению проблемы, настроившись на общие интересы, на решение общей задачи. Это главное. Только такой подход помогает собрать список выводов и принять общее решение.

В современном мире, в котором во всех СМИ преобладают шоу и экшен, что влияет даже на систему образования, воспитания детей, большинство людей воспитано не думать аналитически, не искать причины и не предполагать последствий даже на уровне личных интересов, не говоря уже об общих интересах.

Это общая тенденция, от которой страдают все.

Исправлять необходимо именно в этом месте. Чтобы чрезмерно эмоциональное восприятие мира не отзывалось на всех уровнях жизни в любой стране.

7) Почему же все так увлеклись именно этим типом подачи информации?

Во всех странах мира люди хотели, чтобы личные чувства каждого человека брались во внимание, чтобы личные интересы разнообразных людей признавались в обществе и на государственном уровне.

Вторая мировая война и волна гитлеровского фашизма (полное пренебрежение личностью, как живой частью живого целого), и напряжённая концентрация всех сил, чтобы победить разгул фашизма (что тоже требовало жертвенности многих и очень многих людей), вызвали в общественном сознании человечества стремление добиться права на личную жизнь, стремление утвердить признание этого права. За годы после Второй мировой войны было достигнуто полное признание личной жизни, как ценности, личных чувств и многообразие личных интересов. Это было признано обществом настолько полно, что информационное поле во всех странах опирается прежде всего на эмоции, на чувства, а во вторую очередь предлагается работа для ума.

В Советском Союзе советские люди более всего возмущались креном в сторону чрезмерного обобщения любых вопросов и задач и малого внимания к личности. Об этом много дискутировалось в последние два, даже три десятилетия до распада СССР.

Сейчас же наблюдается крен в чрезмерную индивидуализацию, в "плюрализм мнений".

Жизнь опять начинает показывать: "Всё хорошо в меру."

Чрезмерное увлечение личным привело к снижению мышления до личных интересов даже на государственном уровне в такой стране, как Россия — наследнице СССР, которая всегда относилась к странам ответственного типа мышления с богатым опытом решения текущих проблем государства с точки зрения общих интересов всех народов и всех слоёв населения. Если бы Россия не умела проводить управление на основе общих интересов, то она давно бы распалась на мелкие части и не смогла бы собраться вновь.

Россия и Китай — это огромные страны с ответственным типом управления. Поэтому в этих странах, несмотря на всеобщую заражённость тенденцией к эмоционально-личностному способу восприятия мира, есть возможность выйти на новый уровень государственности, не потеряв при этом достижений в том числе и периода утверждения права на личную жизнь, на индивидуальный подход к каждому человеку.

Если в народе страны было уже проявлено умение думать на уровне общих интересов, то это умение никуда не денется, а обретёт новую форму и станет развиваться дальше.

На Западе, особенно в США, которое является молодым государственным образованием, умение думать на уровне общих интересов в управлении только нарабатывается, и этот процесс идёт.

В нашей же стране, в России, и в Китае, не нужно создавать это умение с нуля, - его надо просто восстановить, добавив в него уважение к личной жизни человека, индивидуальный подход к каждому. Сам этот принцип добавить. Это только расширит возможности управления нашей страной и обогатит её развитие. Необходимо восстановить это умение думать на уровне общих интересов, которое всегда выручало народы России и Китая во времена самых разных испытаний. Это умение выручало все страны, которые имеют вековую, тысячелетнюю историю своего существования.