Насколько Wunder было Wunderwaffe 5

Михаил Ливанов
Сверхоружие Кригсмарине

   Благодаря историческим «исследованиям» наших бывших союзников и мемуарам проигравших нацистов, складывается впечатление, что флот Рейха во Второй мировой войне – это нечто запредельно грозное и страшное, на вооружении которого было вундерваффе жуткой эффективности и неубиваемости. По мере того, как начинаешь разбираться с тем, что нацисты успели построить до начала войны, и как потом этим распорядились - приходит непонимание, из-за чего, собственно, поднята такая волна преклонения перед мощью нацистского флота. Боевые действия с его участием - какая-то вялотекущая толкотня с припадками активности со стороны кригсмарине, которые обычно заканчивались отползанием уцелевших кораблей нацистов в родные гавани для зализывания ран и последующего методичного отоваривания с воздуха англичанами. Ничего даже близко подобного тому, что творилось на Тихом океане. Хотя действия и оснащение подводных сил Рейха – безусловно заслуживают уважения. С них, пожалуй, и начнем.
   
   У нацистов были превосходные для своего времени подводные лодки Тип VII, прошедшие всю Вторую Мировую войну от начала до конца. Их серия так и осталась самой крупной в истории подводных лодок. То, что их с 1943-го года начали щемить, а к концу войны - массово топить, это не они вдруг одним моментом превратились в хлам. Это союзники выстроили мощнейшую, слаженно работающую систему противолодочной обороны. Плюсом, по мере течения войны у нацистов обозначился кадровый голод: повыбили опытных волков, ранее наводивших страх в Атлантике. А подготовить новые кадры и провести боевое слаживание экипажей – нацисты просто не успевали. Но, немцы не были бы немцами, если бы и в этой ситуации не приняли решение пафосно превозмочь количество качеством, и в конечном итоге наипать самих себя.
   Ещё в апреле 1943-го года гросс-адмирал Дёниц обратил внимание министра вооружения Альберта Шпеера на необходимость усовершенствования конструкции подводных лодок. В складывающейся ситуации «семёрки» уже не тянули подводную войну. По факту ставился вопрос или о её прекращении в виду невозможности противостоять союзникам, или о переходе на некий новый уровень её ведения при помощи новой техники.
   Вершиной развернувшихся работ по созданию новых лодок стали дизель-электрические лодки типа XXI. Действительно революционная для своего времени модель, оказавшая огромное влияние на всё послевоенное подводное судостроение. Отрицать это невозможно по той простой причине, что помимо выдающихся для своего времени характеристик, лодка после войны послужила основой для разработок проектов 611 и 613 в СССР, лодок типа «Нарвал» во Франции, типа «Тэнг» в США и типа «Хайен» в Швеции.
   Проект XXI стал прорывным.  Аккумуляторные батареи повышенной ёмкости и оборудование, обеспечивающее возможность подводного плавания в течение всего похода. Электромеханическое заряжение торпедных аппаратов и новейший гидроакустический комплекс. Впервые вынесенные наружу прочного корпуса шпангоуты, что позволило существенно увеличить пространство внутри корпуса лодки, упростить проведение коммуникаций и размещение оборудования. Революционная форма этого корпуса с минимумом выступающих частей, рассчитанная на малое сопротивление в подводном положении, при сохранении хороших надводных мореходных качеств. Новый подход в схеме кормового оперения лодки - этого потребовала необходимость обеспечить устойчивость подлодки на возросших скоростях подводного хода. Схема оказалась весьма удачной, и в послевоенный период была применена на ряде дизельных, а затем и атомных лодок первого поколения.
   Словом, проект XXI действительно был выдающимся достижением, открывшим новую страницу в строительстве подводных лодок. Да только Рейху с него, ничего кроме убытков не обломилось.
   Прельстившись радужными перспективами ведения подводной войны по новым правилам и с возможностью диктовать противнику свою волю, немцы пустились в массовое строительство лодок, доводя проект по ходу дела и, что называется, на коленке. В период с 1943 по 1945 гг. на верфях в Гамбурге, Бремене и в Данциге в постройке находилось 118 лодок данного типа. Но, лишь немногие к концу войны находились в боеспособном состоянии и имели подготовленные экипажи. И только две смогли принять участие в боевых действиях. Формальное участие. U-2511 под командованием А. Шнее 30 апреля 1945 года вышла из порта Бергена в Норвегии для охоты на конвои в западной Атлантике. 4 мая был отдан приказ о прекращении подводной войны, и лодка легла на обратный курс. В районе Фарерских островов она встретилась с группой британских кораблей, среди которых был тяжёлый крейсер «Норфолк». Лодка незамеченной вышла на позицию для атаки крейсера, но приказа на пуск торпед командир не отдал. Вторая лодка, U-3008, попыталась выйти в атаку на оставшийся неизвестным крупный британский корабль в проливе Скагеррак у берегов Норвегии, но тоже отказалась от своих намерений. Примерно в эти же дни около десятка лодок типа XXI, попытались уйти в Норвегию, но были потоплены в балтийских проливах авиацией союзников. Вот и всё в итоге… Массовый выход этих лодок в море и активное участие в боевых действиях уже были просто невозможны.
   Не было топлива.
   Не было подготовленных команд, а техническая сложность и новизна приёмов боевого применения лодок XXI серии требовали ещё больших сроков для подготовки экипажей.
   Не было принятых заказчиком и готовых к выходу лодок – спешка при проектировании и строительстве лодок требовали продолжительных доводок уже в процессе их строительства.
   Не было смысла выводить их в море. Американцы строили транспортные суда типа «Либерти» быстрее, чем немцы успевали их топить. И сами в то же время успешно топили нацистские лодки. Война на море была проиграна. Она везде была проиграна, просто в море ловить уже точно было нечего – «всё украдено до нас».
   Не было уже смысла и в самом строительстве лодок типа XXI в таком количестве. Поздно… Потраченные материалы и усилия можно было употребить для обороны Рейха куда более эффективнее. Зато, пытаясь массово их строить немцы собрали все возможные грабли, значительно облегчив жизнь двинувшимся следом союзникам. Создав действительно революционный проект лодки с превосходными перспективами, нацисты уже физически не успевали им воспользоваться…
   Ничего Рейху проект XXI не принес. Зато его с удовольствием подобрали победители.
   
   Если подводная составляющая кригсмарине вполне заслуженно представляется этакой сеющей смерть и ужас гидрой, у которой вместо одной отрубленной башки отрастают три новых, то о надводных силах по большому счету и вспомнить нечего. Хотя флот значительных размеров имел место быть. Кораблестроительная программа Рейха была обширна и амбициозна. Построить успели немало. И всё это бездарно было пролюблено, и ушло в небытие. Заслуживают уважения лишь действия нацистских рейдеров, переоборудованных из торговых судов. Но этих гопников войны, несмотря на достигнутые ими успехи, включая потопление австралийского лёгкого крейсера «Сидней», глупо подставившегося под снаряды вспомогательного крейсера «Корморан» - к вундерваффе не относят, мордой не вышли-с.
   Были построены тяжелые крейсера «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее», часто именуемые «карманными линкорами». Конструктивно интересные дорогие игрушки с совершенно бесславной карьерой, и обходившиеся казне Рейха при постройке вдвое дороже в сопоставимых ценах, чем, например, британские тяжёлые крейсера «Кент».
   Были, собственно, тяжелые крейсера. «Блюхер» бездарно погиб в первой же боевой операции, нахватав снарядов и торпед от норвежского форта Оскарборг. «Принц Ойген» и «Адмирал Хиппер» повоевали вполне достойно. Потом «Хиппер» был уничтожен британской авиацией при налете на Киль в 1945 году. «Принц Ойген» пережил войну и потом был приглашен на испытания ядерного оружия у аттола Кваджалейн. Примерно, как свинья на шашлыки – в качестве мишени.
   Лёгкие крейсера – тоже были. Шесть единиц, введенные в период с 1925 по 1934 год. Воевали как-то бесславно. Два - «Лейпциг» и «Нюрнберг», по итогу уцелели. «Карлсруэ» добит своими после атаки британской подлодки. Остальные выбиты авиацией союзников. Причем «Кёнигсберг» умудрился огрести от британских «скьюа», об импотенции которых ходили легенды, и стать первым крупным боевым кораблем, потопленным авиацией в ходе боевых действий.
   Были предтечи «Бисмарка» - линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Неплохо пиратствовали поначалу войны. Даже утопили зазевавшийся британский авианосец «Глориес», а расстрел переоборудованного во вспомогательный крейсер и второпях вооруженного шестью орудиями 1899-го года грузопассажирского лайнера «Равалпинди» постройки года 1925-го - ведомство Геббельса раздуло до размеров Цусимы. Хотя командовавший линкорами вице-адмирал Вильгельм Маршалль получил втык от гросс-адмирала Рёдера за нерешительность в бою и перерасход снарядов на старую посудину. Потом «Шарнхорст» под девизом «Слабоумие и Отвага» продул классическую артиллерийскую дуэль у мыса Нордкап британскому линкору «Дюк оф Йорк». Избитый авиацией «Гнейзенау» затоплен своими же торпедными катерами 28 марта 1945 года, чтобы загородить фарватер.
   Был, наконец, систершип «Бисмарка» - линкор «Тирпиц», который точно пугало торчал всю войну в Норвегии, пока его там англичане не заколбасили авиацией в ноябре 1944 года. Жил грешно, помер смешно – это про него.
   Вы представляете себе эту нехилую армаду? Растворившуюся в войне как рафинад в чае… Скорее всего именно по причине этого надводного бесславия при упоминании «великого и ужасного» Кригсмарине всякий раз вылезает «Бисмарк». Единственный, кто одержал весомую победу в поединке с равными себе. Любимец всей Британии линейный крейсер «Худ» - это вам не торгаш с пушками и не зазевавшийся старый авианосец. И потому – «Бисмарк»! «Бисмарк»!! «Бисмарк»!!!
   В популярности на соответствующем секторе медийного пространства с «Бисмарком» может сравниться разве что «Ямато» - ещё более здоровый и бестолковый дуралей. Считать, не пересчитать сколько бабла на них нарубили производители масштабных моделей, историки, писатели, кинематографисты, аналитики и просто - всех родов и видов всезнайки околовсяческих наук. Слышали что-нибудь про «Дзуйкаку»? «Тайхо»? «Юкикадзэ»? «Могами»? Зато уж кто не слышал про «Ямато». Вот и «Бисмарк» постоянно на слуху. Сверхсовременный. Сверхмогучий. Сверхсовершенный. Самый-самый-самый. Орудия – во! Броня – во! Как вышел только с базы в Готенхафене (это сейчас Гдыня, если что). Весь мир вздрогнул. А он как - хрясь по «Худу». Хрясь по «Принцу Уэльскому». Бдыщь! И все мелко задрожав побежали на полусогнутых. Вундерваффе! Потом, правда, что-то там пошло не так. Не повезло, короче. Но по сию пору все вздрагивают. И даже мысли то обычно нет – вообще с какого перепугу погнали вундервафельный суперлинкор в рейдовый набег. Корабль, созданный для эскадренного боя - торгашей гонять и «грабить корованы» на британских морских коммуникациях. Палкой в англичан потыкать? Потыкали? Впрочем, это уже другая тема.
   Так вот… Расслабьтесь. «Бисмарк» и «Тирпиц» - никаким чудо-оружием не были. Это были самые обычные линейные корабли межвоенного периода, построенные с учетом опыта, обретенного во время Первой Мировой Войны, и в попытках если не вписаться в ограничения соглашений того времени, то не слишком уж явно быковать, эти ограничения нарушая. Они обошлись в чудовищную по тем временам цену. И предназначались в первую очередь для противоборства со своими французскими одноклассниками «Дюнкерком» и «Страсбургом». Причем – в классической артиллерийской дуэли. Как и было принято в Первую Мировую. Без этих ваших торпедоносцев и пикировщиков. Отличительная черта этих линкоров по мотивам Первой мировой – разделение вспомогательной артиллерии на противоминную (для борьбы с атакующими эсминцами) и зенитную (для противодействия авиации). Причем с упором – на противоминную. Не воспринимали в Европе авиацию всерьёз до того, как началась Вторая мировая. До американцев что-то начало доходить ещё раньше, и они отказались от такого разделения артиллерии в пользу универсальных артустановок, хоть и неспособных быстро нанести фатальных повреждений атакующему эсминцу, но отлично работавших по воздушным целям. Особенно – когда появились снаряды с радиовзрывателем. Англичане запоздало дернулись, создав как-бы универсальное 133-мм орудие QF Mark I и вооружив ими «Кинг Джорджи», только для стрельбы по воздушным целям оно оказалось малопригодно. И «универсальные» орудия французских «Дюнкерков» для стрельбы по самолётам не годились, только это особо никого и не печалило. В Европе собирались отстреливаться от эсминцев, и выводящих их в торпедную атаку лидеров и лёгких крейсеров, лишь время от времени пуляя в редкие пролетающие самолёты.
   Да только по-другому всё обернулось. И не судьба была с французами сойтись. И сошелся «Бисмарк» с англичанами. И пока всё шло по канонам Первой мировой, и сопутствовала удача – получалось неплохо: постучались лбами с «Принцем Уэльским» и отправил на дно «Худ». Хотя есть версия, что в «Худ» удачно прилетел снаряд с «Принца Ойгена». Джентльмены закусились и устроили уже полноценную облаву на «Бисмарк», ковыляющий в Брест зализывать раны - ему тоже неплохо прилетело, не до рейдерства стало. И достали-таки инвалида торпедой с палубного «кукурузника» в рулевое, после чего расколошматили артогнём со старенького линкора «Родни» и как свинью на бойне добили торпедами с крейсеров.
   Британцы с ним долго возились, играя в игру по его правилам. Потому, что и сами пока не могли по-другому. А сойдись он с японцами или с американцами – ему бы моментально полную панамку натолкали. «Принц Уэльский» подтвердит – он огрёб в одни ворота у Куантана вместе с «Рипалсом». В 11 утра началось, в 13.20 закончилось.
   «Бисмарк» строился для одной войны, а участвовать пришлось в другой, из которой его вынесли вперед ногами в первом же походе. И по-другому быть не могло - для этой войны он оказался устаревшим. И тактика его применения – тоже оказалась устаревшей. Действия авиации, в первую очередь - палубной, помножили на ноль могущество линкоров предвоенной постройки, как в своё время дредноуты обнулили могущество броненосцев.
   Нацистские линкоры - это никакое не чудо-оружие, это корабли прошлой эпохи. Впрочем, как и их ровесники - английские, французские, итальянские, японские. И не построенные «Советские Союзы», которыми после войны даже не стали заниматься - ушла их эпоха. А эпоха новая с завидным постоянством вышибала линкоры межвоенной постройки авиацией, к противодействию которой они не были готовы. Изменилось и само предназначение линкора - он уже больше не мог оставаться просто дубиной для тупого избиения себе подобных. Тем более – рейдером, чтобы гонять купцов. В новых условиях линейный корабль должен был стать прежде всего ядром корабельной группировки для решения широкого круга задач. С высокой боевой устойчивостью и способностью координировать действия эскадры. Прежде всего - системы ПВО.
   Только американцы успели уловить надвигающийся тренд и построить адекватные корабли, остававшиеся потом на службе ещё долгое-долгое время в силу заложенного в них потенциала. Немцы же с упорством идиотов всю войну продолжали проектировать монстров, усиливая ударное артиллерийской вооружение и пассивную защиту. Разработанный в 1944-м году проект H-44 предусматривал бронирование палуб, способное противостоять любым бомбовым ударам, кроме совсем уж тяжелых бомб, и главный калибр в 510-мм. Вундерваффе! Только вот, в силу размеров получившегося чудовища - ни одна верфь Германии не смогла бы его построить, и ни один порт – потом его принять. И удара крупнокалиберной бомбы он всё равно не держал даже теоретически. Сами же немцы в это время пробовали применять тяжелые радиоуправляемые бомбы, которые прошивали насквозь крейсера и дредноуты, и казалось бы должны были понимать бессмыслицу того, чем занимались. Но ведь нет… Напроектировали.
   Что-что? Снаряды с радиовзрывателем, щетина скорострельных автоматов, системы стабилизации зенитного вооружения и в первую очередь - новые радары и системы управления огнем? Да ладно… нам бы броню на палубу потолще, чтоб авиабомбой не прошибло, да орудия покрупнее. Они так и продолжали мыслить канонами прошлой войны и предложить что-то, соответствующее новым реалиям – так и не смогли. Предложить не смогли, о «построить» - речи уже и быть не могло. Какое уж тут вундерваффе…