Противостоять забвению

Маркович Ирина
   С 29 апреля по 19 июня 2022 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь проходит выставка изделий Борисовского хрустального завода им. Ф.Э. Дзержинского. В экспозиции с поэтичным названием "Мастацтва, народжанае агнем", представлено более 100 произведений,  отражающих деятельность  экспериментально-художественной лаборатории  завода с 1950-х годов до начала XXI века (если принять во внимание тот факт, что несколько витрин проекта посвящены продукции хрустального завода, выпускавшейся в 1910-1950-х годах, то можно утверждать, что данный показ иллюстрирует вековую историю производства).
   На специальных стендах, размещенных в центре одного из демонстрационных залов, запечатлена история Борисовского хрустального завода. Материал, подготовленный кураторами выставки  старшим научным сотрудником отдела белорусского искусства ХХ–ХХІ вв. Юлией Загорской и научным сотрудником научно-фондового отдела Марией Шугалей, представлен ниже.

ИСТОРИЯ БОРИСОВСКОГО ХРУСТАЛЬНОГО ЗАВОДА

   "Деятельность Борисовского хрустального завода им. Ф. Э. Дзержинского – одного из старейших производств Беларуси – важная часть национальной художественной культуры. 
История предприятия начинается с конца XIX века. Стекольные гуты в городе Борисове Минской губернии известны с 1880-х годов. На их основе в 1898 году минский купец Бэрка Кабанов открывает свое производство, которое в начале XX века переходит в собственность инженера Вильгельма Краевского и получает название «Хрустальная фабрика «Борисов». Хрусталь и бесцветное стекло фабрики «Борисов» славились своей чистотой. Изделия исполнялись гутным и прессованным способами, декорировались травлением, алмазной гранью, росписью золотом и эмалями, матированием и рифлением. Продукция фабрики распространялась внутри Российской империи и далеко за ее пределами. В 1910 году Борисовский хрусталь был удостоен медали на выставке стекла в Париже. 
   После революционных событий 1917 года «Хрустальная фабрика «Борисов» была национализирована, переименована в «Борисовский стеклозавод», который пережил все тяготы гражданской войны.
   Новую продукцию стеклозавод стал выпускать с 1921 года. Школа фабрично-заводского ученичества начала готовить для завода квалифицированные кадры стекловаров, выдувальщиков, шлифовальщиков-алмазчиков. В 1938 году борисовские мастера изготовили большие вазы и плафоны для оформления Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. К 1940 году завод выпускал изделия 320 видов, которые экспортировались практически по всему миру.
   В годы Великой Отечественной войны Борисовский завод был разрушен и вновь вступил в строй в 1944 году. Предприятие специализировалось на выпуске художественного стекла. Кроме прессованной посуды борисовские мастера делают декоративные вазы из цветного и бесцветного стекла, предметы, декорированные алмазной гранью, выдувные изделия из накладного стекла. В то же время разрабатываются новые рисунки и новые приемы конструирования изделий.   
   В 1957 году на предприятии создается экспериментальная художественная лаборатория, начинают свою творческую деятельность воспитанники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной Антонина Абрамова и Владимир Прокофьев. Позже к ним присоединились выпускники Белорусского театрально-художественного института Петр и Татьяна Артемовы, Раиса Климкович. Со второй половины ХХ века художники становятся главными участниками производственного процесса. Новые художественные идеи воплощаются в производстве массовых изделий, в уникальных и малосерийных произведениях. 
   В 1978 году в связи с 80-летним юбилеем завод переименован в «Борисовский хрустальный завод имени Ф. Э. Дзержинского». 
С 1970-х годов начался выпуск стекла, окрашенного редкоземельными элементами. Совершенные по формам и пропорциям предметы из такого стекла привлекают изяществом и простотой декора. Богатая цветовая гамма хрусталя и стекла расширяет возможности художников в создании уникальных и малосерийных произведений. На заводе разработаны всевозможные мотивы геометрических орнаментов и сюжетной изобразительной алмазной грани. Посуда и авторский хрусталь борисовских художников и мастеров постоянно экспонируются на ВДНХ СССР, на международных ярмарках и выставках в Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, получают престижные награды во Франции (1977), в Италии (1998).
   В начале 2000-х Борисовский хрустальный завод имени Ф. Э. Дзержинского переживает значительные трудности. К сожалению, меры, предпринятые для оживления производства, в том числе и запуск новой технологической линии по производству изделий из медицинского стекла, не принесли ожидаемого результата. С 2013 года началась процедура санации, а в 2020 году в отношении завода было открыто ликвидационное производство.
   Часть коллекции заводского музея, представляющая значительную историческую и художественную ценность и являющаяся самобытным феноменом европейского художественного стекла, была передана на временное хранение Национальному художественному музею Республики Беларусь и регулярно демонстрируется в выставочных залах. В 2022 году принято решение о передаче этой части коллекции в Музейный фонд Республики Беларусь".

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ВЫСТАВКИ

   Шедевры борисовского хрусталя и стекла на выставке "Мастацтва, народжанае агнем", представлены в двух залах с продуманной подсветкой изделий, позволяющей увидеть игру света и цветовых оттенков  хрустальной роскоши.
   Залы бесцветного и окрашенного хрусталя демонстрируют авторские работы и произведения неизвестных мастеров, отличающиеся изяществом пластики, изысканностью колорита, богатством оптических свойств, подчеркнутых алмазной огранкой, сочетаниями гладких и офактуренных, плоских и криволинейных поверхностей.
   Меня, как посетителя выставочного проекта, в "бесцветном зале" восхитили "Зимние узоры" и "Розы" Татьяны Артемовой (блюда 1975 и 1977 года:  бесцветный хрусталь, алмазная грань, матирование), серия работ Петра Артемова "Беловежская пуща" (1980) с изображением животных и птиц белорусской природы, блюда "Галактика" (1980) и "Иней" (1983) Раисы Климкович, декоративная ваза для фруктов (2006) этого же художника, составляющая гордость коллекции. Блюдо "Танец "Березка" Надежды Матушевской поразило передачей ритма движения, работа неизвестного мастера "Скорпион" (1990) - объемностью и анималистичностью изображения.
   "Цветной обзор" начался со знакомства с изделиями Ольги Кобылинской (девятипредметный декоративный набор 1963 года, выполненный в стиле "горошек": бесцветное стекло, марганцевый наклад, алмазная грань; дымчатый комплект для компота 1968 года: цветное стекло, рифление). Согрела душу изящная в своем моноцветном лаконизме  композиция Владимира Прокофьева ("Огонек", 1975: цветной хрусталь, выдувание в форму). Изысканно-утонченным рифлением, прозрачной глубиной, неповторимым колоритом притянули взгляд выполненные более полувека назад вазы Антонины Абрамовой под общим названием "Сирень". Заставила к себе вернуться  великолепная работа Семена Граховского - "ажурное" блюдо василькового цвета с искусной огранкой (1969 год: бесцветный хрусталь, синий наклад, алмазная грань). В памяти остались "оранжевые ромашки" Галины Исаевич (декоративное блюдо, 1971: цветной хрусталь, алмазная грань). Передачей многообразных оттенков синего цвета, искусным геометрическим узором, "античной" красотой формы удивила  декоративная работа современной художницы Елены Атрахович (2007). Из произведений неизвестных мастеров запомнилась красавица ваза бирюзового цвета с внутренними "оптическими загадками" (1970).
  С чувством гордости и грусти покидала я выставку. Гордости - за творчество своих земляков. Грусти - оттого, что завода уже нет и его шедевры "живут" лишь в музейном пространстве.
   После посещения выставки я, обратившись к интернет-сайтам, нашла сведения о понравившихся художниках
(увы, далеко не о всех). Этой информацией, важной и интересной не только для моих соотечественников -борисовчан, содействующей (как в целом и весь материал статьи) ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАБВЕНИЯ, я завершаю рассказ о "хрустальном феномене" Борисовского завода.
 
      МАСТЕРА

     Артемов
  Петр Сергеевич
 (родился в 1941 г.)

   Место рождения – с. Воткино Хвастовицкого р-на Калужской обл., Россия.
   Род занятий – специалист в области декоративно-прикладного искусства (обработка стекла), художник.
   После окончания Белорусского театрально-художественного института (1969) переехал в г. Борисов. В 1970–2003 гг. – главный художник Борисовского хрустального завода им. Ф.Э. Дзержинского. Участник художественных выставок с 1970 г. Произведения хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, в государственных музеях Борисова, Могилева, Витебска, Молодечно, Москвы и частных собраниях. Член Союза художников Беларуси (1977). Награждён серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР. Заслуженный деятель искусств Беларуси (2001).

     Артемова
  Татьяна Андреевна
  (родилась в 1950 г.)

   Место рождения - п. Иноземцево, Ставропольского края, Россия.
   Род занятий - художник в области художественного стекла.
   Закончила Белорусский театрально-художественный институт в 1973 г. Долгие годы работала на Борисовском хрустальном заводе. Вместе с супругом Петром Сергеевичем Артемовым, главным художником Борисовского хрустального завода,
 экспериментировала по обогащению фактур бесцветного стекла и хрусталя. Образы своих произведений строила на контрасте шершаво-матовых и гладко-блестящих фактур. Промышленные разработки и творческие работы экспонировались в Будапеште, Брно, Познани, Варшаве, Лондоне, Париже, Токио, Осаке, Нью-Дели, Хельсинки. Произведения из стекла и хрусталя, удостоенные дипломов и медалей ВДНХ СССР, занимают достойное место в коллекциях музеев Москвы, Минска, Витебска, Могилёва, Молодечно, Борисова.
   Наиболее известные произведения Т. Абрамовой: декоративная композиция "Яблоневый цвет", набор "Прозрачный", ваза "Торжественность", декоративные кубки, оформление освещения в фойе Дома культуры г. Борисова.
   В соавторстве с П.С. Артемовым   созданы уникальные композиции "Купалье" и "Планета", подаренные Б.Клинтону и переданные в дар ООН; "Золотой петух" - приз для победителей конкурса молодых исполнителей международного фестиваля "Славянский базар - 95".
   В 2002 г. состоялась первая персональная выставка дуэта Артемовых для жителей г. Борисова.

     Абрамова
  Антонина Ивановна
     (1926-2012)

   Место рождения – д. Канское Приморского края, Россия.
    Род занятий – художник в области декоративно-прикладного искусства (обработка стекла).
   В 1953 г. окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. В 1959–1985 гг. работала на Борисовском хрустальном заводе им. Ф.Э. Дзержинского. В 1960–1969 гг. – главный художник предприятия. Участник художественных выставок с 1955 г. Награждена дипломом 1-й степени на Всесоюзной выставке «Искусство и быт» (1960), серебряными медалями ВДНХ СССР. Член Союза художников Беларуси (1964).

     Прокофьев
  Владимир Федорович
  (родился в 1936 г.)

   Место рождения – г. Псков, Россия.
   Род занятий – художник в области декоративно-прикладного искусства (стекло, керамика).
   В 1964 окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. С 1964 г. живет в Борисове. Трудился на Борисовском хрустальном заводе им. Ф.Э. Дзержинского. Участник художественных выставок с 1965. Член Союза художников Беларуси (1973).

    Граховский
  Семен Минович
   (1917-1982)

   Родился в деревне Гущин Прудок Лепельского района Витебской области. В 1934 г. окончил Борисовское ФЗО при стеклозаводе им. Ф.Э. Дзержинского. С 1934 г.— шлифовщик изделий стеклозавода им. Ф.Э. Дзержинского. Награжден двумя серебряными медалями ВДНХ СССР. Присвоено звание мастера-художника.