Боязнь справедливости, правосудия

Гадаев Алексей Вениаминович
Дикефобия (Dikephobia). Боязнь справедливости, правосудия. Люди, страдающие от дикефобии, всячески стараются избежать нарушения законов или каких-либо правил, опасаясь возмездия, правосудия. Дикефоб необязательно должен иметь «рыльце в пушку», это может быть негативный опыт высказывания правды.
     Нас настолько глубоко окутали ложью, что правда уже не воспринимается, мы её сознательно отвергаем – нам комфортно находиться во лжи, и нам её выдают во всё больших масштабах.
   Почему мы часто предпочитаем горькой правде красивую ложь?
Потому что горькая правда травмирует, а красивая ложь спасает от травмирования и неважно, что за это придется платить высокую цену, главное, чтобы в данный момент травмирование было сведено к минимуму. А что за цену мы платим за самообман? ...
    Почему страх правды пробивает защиту?
Потому что мы боимся и не желаем видеть и признавать правду, которая нам неприятна и желаемое выдаем за действительное. Когда же действительное ломает наши идеалистические представления о нем, мы травмируемся.
Наверное стоит начать с того, что только в очень редких вопросах мы можем говорить об абсолютной истине, которая принимается всеми. В большинстве же случаев правда для каждого своя и иногда люди имеют совершенно противоположные мнение на один и тот же факт. Это очень хорошо отражено в поговоре: "что для русского хорошо, для немца смерть". Второй момент, о котором вы не говорите, но я думаю, он подразумевается. Люди не хотят слышать неприятную для себя правду.
    Что делать, чтобы избежать травмирования и накопления раздражений?
Но как быть с горькой правдой?
Если ее признать, то страдания станут настолько невыносимыми, что могут уничтожить за очень короткий срок. Убегание в самообман является защитной реакцией, которая спасает он неимоверных страданий. Без красивой сладкой лжи человеческий мозг просто бы не выдержал психологических перегрузок…
+++
 Правдолюбие - является причиной почти всех страданий в мире. Конечно это преувеличение…
 Борьба за правду лежит в основе почти всех противостояний.
 Если человек с кем-то не ладит то, у него возникает огромное желание сказать себе, что он прав, а тот человек нет.
Глядя на любую враждующую пару, вы обнаружите, что каждое слово, слетевшее с их уст, всего лишь очередной вариант: «Я прав, а ты не прав, и тебе лучше признать это!». Конечно, партнер думает точно так же и говорит:«Нет, прав я, а ты не прав. Это же всем ясно!». Снова и снова они до бесконечности нападают друг на друга во имя своей правоты. Мы почти все в плену собственного представления о «правде». Иногда странно рассматривать правду как основную причину страданий и вражды, Даже в Библии сказано: Истина сделает вас свободными». Однако чаще всего правда  - это дубинка, которой мы пользуемся во время драки друг с другом.
+++

Необходимо уточнить что есть справедливость и что есть несправедливость.
Материал психологос ру
Справедливость
Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.
Психологические аспекты понятия
Справедливое распределение прав на что-либо и распределение обязанностей может осуществляться не только между людьми, но и человеком и его судьбой ("получил по заслугам", "какая жестокая, несправедливая судьба!"), между человеком и другими существами, между другими (известными и неизвестными нам) живыми существами, оспаривающими право на обладание некоторыми ценностями.
При этом всегда происходит оценка по некоторому набору правил.
Чувство справедливости у животных
Исследователи Сара Броснан (Sarah Brosnan) и Франс де Вааль и университета Эмори в Атланте (Emory University) обнаружили, что люди — не единственная разновидность, которой свойственно понятие о справедливости. Обезьяны также имеют представление о своих неотъемлемых правах.
Для эксперимента учёные выбрали пару маленьких коричневых приматов из Центральной и Южной Америки — обезьянок капуцинов, хорошо знакомых друг с другом. Для них организовали рабочие места и поставили задачки, за решение которых вознаграждали обезьянок чем-то вкусным.
Притом, что задачи были одинаковые, капуцины не всегда получали то же самое количество еды. Оказалось, что обезьянки отказываются получать "приз" меньшей ценности, если "коллега" получил вознаграждение побогаче — это и есть ощущение справедливости. Исследователи полагают, что тем же чувством наделены и другие животные.
Ссылки
У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому
Учёные обнаружили у обезьян понятие о справедливости
Таким образом чувство справедливости, похоже, является врожденным чувством присущим как человеку так и животным.
Философские аспекты понятия
Начиная от Аристотеля принято выделять справедливость уравнивающую и распределительную.
Первый вид справедливости – уравнивающая – относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным – за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
Второй вид справедливости – распределительная – требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное – равным, неравное - неравным», «каждому свое»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».
Уравнивающая справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная – принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.
Дж. Роулс в своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа понимания справедливости:
1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.
2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:
(а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и
(б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем». (Дж. Роулс «Теория справедливости» (стр.66)).
Справедливость и социальная справедливость
Для справедливого распределения ценностей (в том числе и освобождения от тяжелых обязанностей) не обязательно условие наличия трех лиц (не менее двух делящих ценности сторон и третийский судья), достаточно и одного оценивающего ситуацию субъекта. Им может быть одна из сторон или мыслительная машина. Все они руководствуются или незакрепленным постановлениями государства набором правил оценки поступков - моралью или закрепленными - законами.
Справедливость всегда осуществляется между заинтересованными в ней субъектами, поэтому она появляется одновременно с первыми истоками социальных отношений. Она всегда социальна.
Тем не менее в практике выделилось понятие «социальной справедливости», предполагающей относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе. В отличие от понятия «справедливость» понятие «социальная справедливость» используется для оценки положения дел в обществе, а не конкретных поступков. По этой причине понятие «социальная справедливость» не тождественно «распределительной справедливости» Аристотеля, которая относилась к действиям конкретного человека или государства по распределению благ.
Абстрактная «справедливость» предполагает абстрагирование от конкретных ситуаций и индивидов и наделение фактически отличающихся людей равными правами, что приводит к неравенству результатов использования этих прав или невозможности обеспечить заранее запланированный результат. Наоборот, «социальная справедливость» предполагает контроль за распределением результатов деятельности граждан, что требует наделения граждан неравными правами. В этом смысле «справедливость» и «социальная справедливость» в качестве практических принципов противоречат друг другу.
Буржуазные революции отменили особые льготы сословий, социалистические революции отменили преимущества, получаемые частью населения от владения крупной собственностью.
И выявилось, что уравнивание граждан, установление «справедливости», равного распределения благ идет в разрез с основным законом развития, прогресса - более сильное, умное, деятельное должно получать больше, чем остальные части общества.
Социальная справедливость имеет свои рамки.
Афоризмы о справедливости
Справедливость всегда приправлена щепоткой мести. (Жорж Вольфром, фр. литератор).
Месть любит выступать под флагом справедливости. Бауржан Тойшибеков
Люди воспринимают справедливость как баланс: распределение вознаграждений между индивидами пропорционально их вкладу в общее дело.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.
Является одной из основных категорий этики. Как черта характера считается добродетелью
История Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. В римском праве справедливость (iustitia) трактуется как субъективная категория, а именно как «постоянная и неуклонная воля воздавать каждому его право» (Ульпиан). Более архаическая (и объективная) ипостась справедливости — равенство (aequum). Говорится, например, что с точки зрения права народов все люди (свободные и рабы) равны.
В философии Фомы Аквинского справедливость (iustitia) — это одна из кардинальных добродетелей, которая противостоит греху алчности (avaritia). Сам термин справедливости представляет собой аналог русского слова правда и встречается в латинском переводе Библии: «блаженны алчущие правды» (Мф. 5:6). Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Герберт Спенсер и Джон Локк.
Концепции
Древнегреческий философ Платон считал справедливым то общество, в котором каждый человек занимается тем, что ему дано от природы. В своём знаменитом диалоге «Государство» он детально описывает идеальный, по его мнению, государственный строй, в том числе уделяя большое внимание понятию справедливости и в конце концов приходит к вышеизложенной концепции. Профессор античности Эдуард Фролов видит истоки платоновской концепции справедливости в архаическом «представлении о норме (metron) как основании порядка, личного и общественного благополучия, причём блюстителями или гарантами этой нормы выступали сами строители мира — боги».
Теория Ролза:

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее широкого спектра основных свобод, совместимого с подобными свободами для других.
2) социальные и экономические различия должны быть устроены так, чтобы:
(а) наибольшие преимущества от них получали бы наименее привилегированные члены общества в соответствии с принципом ответственности перед будущими поколениями (just savings principle) и принципом справедливого неравенства (the difference principle)
(б) доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе равенства возможностей.
Виды справедливости.    Начиная с Аристотеля, принято выделять два вида справедливости: 1.Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
2.Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере, трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».
Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.
Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.
Социальная справедливость Социальная справедливость — один из распространённых общественных идеалов. Некоторые источники относят социальную справедливость к общечеловеческим идеалам. Её конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории. Согласно некоторым современным представлениям, реализация принципа на практике включает:
равенство всех граждан перед законом;
обеспечение гарантий жизнедеятельности человека];
высокий уровень социальной защищённости.
В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:
обеспечение работой каждого трудоспособного;
достойную зарплату;
социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот;
свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре и спорту.
Теория Ролза
Теория социальной справедливости Джона Ролза, изложенная в одноимённой книге, базируется на том, что самые базовые общественные блага должны по возможности распределяться между людьми поровну. Неравенство в распределении возможно лишь для поддержки самых малоимущих слоёв общества. Изначально же все люди имеют или должны иметь равные свободы, а кроме того, нести равную ответственность. Философ изложил и известное утверждение о том, что свобода людей может быть ограничена только свободой других. Кроме того, государство должно стремиться к обеспечению равенства возможностей для своих граждан, а способности преуспевающих индивидов должны быть перенаправлены на обеспечение общественных благ и работать в пользу обделённых людей. Более того, перераспределение ресурсов должно обеспечивать не просто равенство возможностей различных социальных слоёв, но нивелировать саму их принадлежность к той или иной страте в процессе борьбы за успех. Возможность обеспечения таких принципов справедливости Ролз видел в работе классических либеральных демократических социальных институтов.
Критика
По мнению нобелевского лауреата по экономике (1974) Фридриха Хайека:
определение «социальный» представляется приложимым ко всему, что связано с уменьшением или устранением различий в доходах.
Выражение «социальный» Хайек считает противоречивым:
Прилагательное «социальное» <…> вероятно, стало самым бестолковым выражением во всей нашей моральной и политической лексике. … оно все чаще выступает в роли слова «благое» при обозначении всего высоконравственного.
Всякий призыв быть «социальными» <…> есть подталкивание нас к ещё одному шагу в сторону «социальной справедливости» социализма. В итоге употребление термина «социальный» становится практически тем же самым, что и призыв к «распределительной справедливости». А между тем это несовместимо с конкурентным рыночным порядком, а также с ростом и даже поддержанием существующей численности населения и достигнутого уровня богатства. В общем, из-за подобного рода ошибок люди стали называть «социальным» («общественным») то, что является главной помехой для самого поддержания жизни «общества». В сущности, «социальное» следовало бы именовать «антисоциальным».
Хайек считает невозможным субъективное распределение результатов труда на основе затраченных работником усилий:
Никому не под силу то, что под силу рынку: устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. Нет и другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потока производимых товаров и услуг.
Полемизируя с Роулзом, Хайек обосновывает несовместимость прогресса и справедливости. По мнению Хайека «эволюция не может быть справедливой». Поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других, требование справедливости равнозначно прекращению развития.
Нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман (1976) критикует понятие социальной справедливости, считая, что подоходный налог, как основное средство перераспределения доходов, во-первых, носит не добровольный, а принудительный характер, а, во-вторых, снижает стимулы к труду, что, в свою очередь, снижает общее благосостояние общества.
Защита
Оппонент новых правых и представитель классической правой либеральной экономической мысли Нобелевский лауреат по экономике Морис Алле (1988) ставит задачу стремления к социальной справедливости и полагает, что для достижения социальной справедливости государство должно регулировать все правила поведения на рынке, а не только денежную массу, как предлагал Фридман[17]. «Я старался переосмыслить роль экономической свободы и рыночной экономики с точки зрения поиска эффективности и достижения этических целей», — писал Алле.
Справедливость и право Существует мнение, что справедливость является философской категорией и носит оценочный характер, что не даёт возможности её однозначной трактовки, создания ёмкой и полной дефиниции справедливости. Взгляды ученых на правовую функцию справедливости противоречивы.
Существует мнение, что «в справедливом обществе не может быть преступления, если нет потерпевших».
Справедливость и свобода Видный американский экономист, нобелевский лауреат Милтон Фридман противопоставляет справедливость и свободу:
Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость — это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать, что справедливо, а что — нет.
Справедливость и мораль Видный исследователь социализма Фридрих Хайек указывал на невозможность объективного распределения благ, например, в соответствии с моральными критериями:
Вознаграждение дается отнюдь не за достоинства (скажем, не за соблюдение правил морали). … По Канту, не существует никакого общего критерия оценки достоинств и заслуг, исходя из которого можно было бы судить о различных благоприятных возможностях, открывающихся перед разными индивидами, обладающими разной информацией, разными способностями и разными желаниями.
Биологические аспекты По данным нейробиологов, за чувство справедливости отвечают ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека.
Утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более «справедливым» племенам преимущества в выживании.
Исследования показывают, что чувство справедливости свойственно не только человеку, но и шимпанзе.

Несправедливость
Несправедливость относится к отсутствию или противоположности справедливости?
Термин может быть применён относительно отдельного случая или ситуации. Термин обычно соотносится с плохим обращением, злоупотреблением, пренебрежением или должностным преступлением, которое осталось безнаказанным либо санкционированным правовой системой. Плохое обращение и злоупотребление в отдельном случае или контексте могут представлять системный отказ служить делу правосудия (правовой вакуум). Несправедливость означает «грубое неравенство». Несправедливость может быть классифицирована как другая система в сравнении с концепциями справедливости и несправедливости других стран. Она может быть результатом некорректно принятого человеком решения, которое система напротив допускает защитить.
Платон утверждает, что не знает, что такое справедливость, но знает, чем справедливость не является.
+++
Существует понятие злой умысел - это преднамеренное поведение, направленное на уменьшение чьего-либо ощущения реальности или отрицание опыта.
 А предвзятость подтверждения - это тенденция искать или интерпретировать новую информацию таким образом, чтобы подтвердить свои предубеждения и избегать информации и интерпретаций, которые противоречат предыдущим убеждениям.

+++
Материал психологос ру
Откровенность
Откровенность - готовность открыть человеку свой сокровенный, скрытый от посторонних мир мыслей и чувств. Впрочем, там же часто начинает звучать что-то немного болезненное, поскольку именно трудные и болезненные вещи хочется спрятать, сделать сокровенными.
Откровенность — сообщение или готовность сообщать о приватных, интимных, обычно скрываемых аспектах своей жизни. Откровенность ценится как честность и как признак доверия. Она часто, но не всегда предполагает близость, интимность отношений между откровенником и его конфидентом. Однако неуместная, излишняя, нежелательная откровенность (особенно между незнакомыми людьми) может быть расценена как нарушение этикета. В отличие от искренности, содержание откровенности не обязательно имеет отношение к собеседнику. Но откровенность может быть одновременно и искренностью, что создает двойную морально-психологическую напряженность, поскольку человеку сообщают в глаза не просто правду об отношении к нему, но правду наиболее полную, исчерпывающую.
Откровенность, как правило, носит исповедальный характер. Откровенник стремится «снять груз с души», сообщить о своих слабостях, комплексах и/или пороках, проступках. Кроме того, откровенность может быть связана с потребностью в совете по поводу той или иной интимной ситуации. Нуждающиеся в откровенности люди склонны обращаться к психологам и/или священникам, которые являются профессиональными конфидентами. Также в роли конфидентов могут выступать друзья и случайные знакомые (например, попутчики в поездах).
+++
Для получения скрываемой информации иногда применяются психоактивные препараты.
«Сыворотка правды» — условное название психоактивных веществ, используемых (чаще всего спецслужбами) для получения скрываемых человеком сведений.
+++
Негативный опыт высказывания правды и боязнь несправедливости
Человек всегда заботится о своем удобстве и комфорте. И если правда как-то нарушает этот привычный комфорт и устой, люди проявляют агрессию, злобу, любой негатив.
"Человек чувствует необходимость оградить себя от малейшего осознания того, что он – не тот, кем, согласно предписаниям его гордости, ему НАДО быть; он просто не может позволить себе рассмотреть, даже отдаленно, нечто, способное породить в нем сомнение в собственной правоте", - пишет Карен Хорни. Это делает его недоступным для каких бы то ни было доводов.
Но бывает, что за ложь — спасибо говорят, а за правду простить не могут.