Пасхальные забавы на Руси

Антонина Балабанова
«Звон колокольный и яйца на блюде
Радостью душу согрели.
Что лучезарней, скажите мне, люди,
Пасхи в апреле?» (М. Цветаева)

Игры и забавы с окрашенными пасхальными яйцами практиковались в русской деревне чаще всего на Пасхальной неделе, включая Фомино воскресенье или Красную горку, но в некоторых местах они имели место также на Егорьев день, Вознесенье, Троицу...
Игры начинались с первого дня Пасхи после обеда на деревенской улице, месте молодежных гуляний, около церкви. Их участниками первоначально были преимущественно парни и взрослые мужчины, а в начале прошлого века в некоторых местах их сменили дети, подростки, девушки и женщины; посмотреть на игру собиралась чуть ли не вся деревня. Наиболее распространенной игрой было катание яиц с какого-нибудь бугорка, со специально изготовленных деревянных желобков или лоточков – узких ящичков, имевших с обеих сторон по длине невысокие бортики. Играющие по очереди спускали яйца с лотка или в начале игры выкладывали их полукругом перед лотком. Когда катившееся яйцо ударяло в бок уже лежавшее на земле, хозяин первого выигрывал и забирал побитое яйцо. В некоторых местах, чтобы выиграть в катании яиц, достаточно было, чтобы яйцо откатилось дальше, чем предыдущее. В южнорусских губерниях иногда в качестве биты использовали специально сшитый из лоскутков или из сукна мячик, позднее замененный обычным резиновым, который или бросали в кучку яиц с расстояния в 20 шагов, или, выстроив яйца в одну линию, катили его по направлению к ним. В некоторых деревнях во время праздничных угощений катали яйца и в доме по столу или по полу. Играющие располагались напротив друг друга и как можно сильнее толкали свое яйцо навстречу яйцу соперника. Если при соприкосновении одно из яиц разбивалось, его забирал тот, чье осталось целым. Тот, кто выигрывал наибольшее количество яиц, считался самым ловким и удачливым и заслуживал всеобщее одобрение, а проигравший все свои яйца слыл "раззявой".
Повсеместно была известна игра "битки". Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Чаще бились обоими концами яйца, но иногда – только острым. Острый конец назывался "носочек", а тупой - "пуга", "пятка" или "жопка". Яйцо считалось проигранным, если разбивались оба конца, если же у каждого из играющих оставалось по одному целому концу, они делили каждый свое яйцо пополам и обменивались половинами. Начинали биться "носочком", а потом уже в ход шла "пуга". Иногда взрослые начинали игру прямо в церкви после литургии во время христосования. Потом бились яйцами за столом, когда разговлялись, тогда в игре принимали активное участие дети. А уже во время праздничных гуляний на улице бились преимущественно парни и мужики. Иногда желание выиграть толкало какого-нибудь озорника на изготовление фальшивого яйца. В скорлупе проделывали две маленькие дырочки, через которые выпускали содержимое яйца, а его место заполняли древесной смолой или воском. Такие подделки встречались редко, осуждались всеми, а пойманного с фальшивым яйцом могли избить игравшие с его владельцем парни или мужики.

В деревне  Чулково Новосильского района Орловщины, где прошло моё детство, помнится, между бараком и прудом была поляна, где молодёжь играла в лапту, ручейки…. В праздничные дни на выгоне играла гармошка, было весело….На Пасху и Красную горку здесь вспоминали старинную забаву: скатывали с импровизированной горки крашеные яйца. Горкой служила длинная ровная доска, положенная на пенёк. После удачного попадания одно яйцо разбивалось и перекочёвывало в карман удачливого игрока под восторженные возгласы зрителей.
А в доме вкусно пахло выпеченными куличами и луковой шелухой, в отваре которой красились яйца. Мы брали крашеные яйца в школу и на переменках тоже «бились»…» «Битки» старались сохранять подольше для следующих побед…
Как-то в детстве перед Пасхой мама рассказывала, как она ходила перед войной в церковь на Грачёвку святить куличи; пока несла их домой, корочку обгрызла. За это ей от родителей досталось: ведь кулич был сверху обрызган святой водой, и дома все так ждали, чтобы разговеться.