Управление осознанием Часть 3

Яков
…продолжение… 

Более двух недель молодой монах не  навещал  старца после последнего  визита, связанного с  ремонтом дымохода и  в  один из  погожих  дней  он  снова  решил  приехать к  старцу  на  беседу. Дверь дома  была  не  заперта,  но старца  дома  не  было.  Осмотревшись по сторонам  и зайдя за  дом,  молодой монах увидел  старца за уже  знакомым  ему столиком в самом  конце  сада.

Старец  был не  один,  рядом  с  ним сидели ещё  люди –  три  человека  в  облачении. По рясам  было понятно, что  это  были  вероятнее всего  монахи   из  ближайшего  монастыря. Молодой монах остановился в  нерешительности,  не  зная  что  делать  дальше,  но заметивший  его  издалека  старец  первым  сделал  приветственный  жест.

– О,  проходи к нам,  брат, только возьми  в  сарае  стул.

Взяв  старый  стул с  гнутыми  поперечинами,  молодой монах  в  некоторой  нерешительности подошёл к  столику вокруг которого сидели  три молодых  монаха  и старец.  На столе не  было  привычного травного чая, а  лежала  довольно крупная луковица с необрезанными стрелками и  нож.

– Мир вам,  братья, – первым поприветствовал  всех молодой монах  и хотел  было присесть на место, которое ему  любезно  уступил один  из  монахов,   слегка  подвинув  свой стул,  но старец неожиданно встал из –за столика и лично подошёл, чтобы поприветствовать пришедшего.

Старец  по-отечески обнял молодого монаха с  лобзанием три  раза  по  христианской  традиции,  давая понять присутствующим, что  он  для него  очень  близкий,  дорогой  и  доверенный человек.  Молодому монаху   стало даже  как-то неловко от такого персонального внимания старца  и  он  немного  смутился.

В  знак  приветствия  другие  монахи  по  очереди кивнули головами  и самый  старший  из  них также  ответил –  и тебе  мир,  брат.

– Присаживайся,  дорогой,   сказал  старец, – а  это  братья  из нашего монастыря  вот пришли ко мне  послушать  лекцию.  Знакомься –  это  брат  Николай – показал  старец  на самого старшего из  трёх, которому  было около 35  лет  или  чуть  более, – это  брат  Владимир, –  указал старец на другого  более молодого монаха, а  это брат, Андрей,  показал старец  на  самого  молодого, которому  на  вид  было не  более  25 лет.

Мы  тут  говорим  о  душе  и её  устроении  по  учению  отцов, а  ты  уже  об  этом  знаешь, поэтому просто послушай.

– Ну  так,  вот,  – продолжил старец  в  манере  лектора, –  как  я  вам и  говорил,  душу человека  можно уподобить луковице,   у  которой  есть донце,  слоистая  основа  и шейка,  откуда  растёт  зелень.

Старец взял со стола луковицу и показал её  монахам.  Как и  эта  луковица,  душа  имеет схожую  структуру,  где  есть  передняя  и  активно  растущая   часть,  –  старец  указал на  зелень, – и  задняя,  – старец  указал на донце луковицы, из которого  торчали мелкие  корешки.  Зелень  луковицы можно уподобить  уму  человека, а  самое  донце –  духовному  сердцу.

Задача  инока, стремящегося к Богу  и спасению  души, – это  соединить свой ум с  сердцем,  а  для  этого уму  нужно преодолеть  всю слоистую  структуру  души.  Преодоление  этой структуры,   которая  и есть средостение смешанных  страстей  и  добродетелей и является  главной проблемой.

После  этих  слов старец  взял со стола  нож и срезал  одну  треть  боковой части луковицы   от зелени  почти  до самого донца,  после  чего  показал всем обнажившуюся слоистую  структуру.

– На примере  этой  слоистой  структуры  луковицы мы и  разберём устройство  души.

Старец  отложил в  сторону  срезанную  часть,  оставив  большую  в  руке,  и указывая на  донце   луковицы   сказал:

– Как  и  донце  этой  луковицы  является центром жизненных  сил  этого  растения,  поскольку именно  из донца  идёт  его рост  и питание  соками,  так  же   и   духовное сердце является  донцем  и  центром  всех энергий  и сил  в  душе  человека.

Как и  донце  этой  луковицы  расположено на  самом её  дне, так  и  духовное  сердце  расположено на  самом  дне  души  в  противоположной  части  от  ума,  – старец  указал на  зелень.

Как  и зелень  в  этой  луковице  растёт  в противоположном  направлении  от  донца,  так  и ум в  душе  человека  растёт  и  развивается  в  противоположном направлении  от  духовного  сердца.    Это  всем понятно ?

– Понятно, –  ответил Николай,  – а чему можно  уподобить плоть  человека  и тело ?

Старец несколько опешил  от  столь неожиданного вопроса монаха,  но  довольно  быстро дал ответ:

–  Плоть   человека  можно  также  соотнести  с зеленью  луковицы,  которая  растёт  прямо  из  луковицы  души и  питается   соками  луковицы.   Пусть вас не смущает  то, что  я  и ум  отнёс  к  зелени.  Речь  идёт  о самом  грубом  телесном  уме,  который  очень тесно связан с  плотью  и  нервной системой.

– Отче,   а как выглядит  тогда  вся  тримерия человека ? – спросил  монах Владимир.

– Тримерия  человека  на примере  луковицы  выглядит  так:    дух – это  соки  и  энергии  жизни,   поступающие через  корни в  донце  луковицы,  как  её  сердце,  сама  луковица – это  душа,  принимающая  и  накапливающая  соки  жизни,  а  зелень – это  плоть  и  тело,  питаемое из  луковицы.

Примерно так  же  питается  Духом  Святым  и  энергиями  благодати  и человек.  Бог – это Господь, стучащий  в  духовное сердце, душа –  это  светильник, наполняемый  елеем  благодати,   а  плоть – это  постоянно  растущая  и  обновляемая  одежда  души,  которая  питается  энергиями  благодати и силами  души  – умом, чувством и волей.

Христос проводил своим ученикам в  качестве  подобного  примера  виноградную  лозу,  но  у меня здесь нет винограда,   поэтому  я  привожу вам  пример  луковицы. Для объяснения устройства души луковица  подходит  даже  лучше, чем  виноград,  – подчеркнул  старец.

 – А почему  Христос всё  же взял  за образ  именно  виноградную  лозу ?  –  переспросил монах  Владимир.

– Христос  же  давал свои  ученикам знание не  о  душе, а  о Логосе, а  для этого образ  виноградной лозы  подходит  гораздо  лучше,  поскольку  лоза  точнее  передаёт  саму  разветвлённую  структуру  Логоса,  которую  и  символизирует сам Господь.

 – Не  совсем  ясен мне  этот  образ,  – ответил  Владимир,  – расшифруйте,  отче,  если  можно.

– Хорошо,  – ответил старец,  – когда  Христос говорил  ученикам  – «Я есмь истинная виноградная  лоза,  а Отец  Мой  виноградарь»,  Он  давал им  понять, что  Он  сам является Логосом  и той истинной  лозой  по  которой  только  и  циркулируют  соки и  энергии  жизни,  исходящие  от Отца. Проще  говоря, плод  духа  –  спелый  виноград  даёт  только  то, что  причастно Логосу.

Всё  то, что  находится вне  структуры  Логоса,   есть  неплодные  ветви,  которая  впустую  потребляют  соки  жизни,  не принося   плода.  Такую  неплодную  структуру  отсекают  для  того, чтобы  она  не оттягивала  на  себя  соки,  а  питание шло  только  к  плодоносной  структуре.

– Отче,  с  виноградом  всё  понятно,  у  нас  растёт в  монастырском подворье  виноград  и мы его  регулярно  подрезаем  для  увеличения  плодоношения, – ответил  Николай,  –  вы  лучше   скажите  нам   как  понять  эту  подрезку применительно к  душе? 

– Это  хороший  вопрос, –  с  улыбкой   ответил старец. – Постарайся  понять, Николай,  Христос говорит в этой притче  о себе, как   Логосе,  а  Логос – это самый правильный образ  ума  и мышления  –  ум  Христов.

Поскольку  ум  и сознание  растёт  во все стороны, как  и  лоза,  значит,   обрезаются  в  душе  по  этой  притче  все  ложные  смыслы,  помыслы,  чувства  и устремления,  которые  не  ведут  ум  ко Христу,  как Логосу,  так  понятно ?

– Да, вот так гораздо понятнее,  – отреагировал Николай. – Значит, Христос под  обрезкой  лозы  понимает  обрезание ложных  помыслов  и устремлений  души, которые заведомо  неплодны,  а  только используют силы и  энергии  души ?

– Да,  именно  так,  – ответил старец. – Обрезание лозы  – это  образ структурирования   растущего  ума  и сознания строго по Логосу, как той  структуре которая  не  просто  питается  соками жизни,  но  даёт  самое  ценное  для  виноградаря – плод.

– Отче,  а  что является  плодом  души, который  взращивает  виноградарь?  –  спросил  самый  молодой монах  Андрей.

Старец лукаво улыбнулся, сделав  наигранную паузу, и через  минуту  ответил:

– Плодом  души  является сам  ум  человека  и его сознание, которое может  быть  благим, а  может  быть  и  злым.   Благое  сознание, как  и  ум  Божий,  искрится  энергией  благодати, а  злой  ум  мрачен  и  тускл, как  ум  демона.  Благое  сознание – это ум  ведения,  мира, гармонии  и  безусловной любви, а  злой  ум – это ум невежества,  противостояния,  соперничества  и  жажды  превосходства.  Благое  сознание питают энергии высших  божественных добродетелей,  а  злой  ум питают страсти вперемешку с  добродетелями.

Богу  Отцу, как  Виноградарю,  для Царства  Божьего  нужен только  дух  мирен, а  это светлое  сознание  очищенного  от всех  страстей  сердца,   мрачный  и страстный  ум  хищника виноградарю не  нужен,  поскольку  это  самый  горький  плод, которому  не  место в Царстве Божьем.

Вот почему  то, что подлежит обрезанию, как неплодные ветви,  относится исключительно к  уму  и сознанию человека.  Проще  говоря,  в  структуре  древа  сознания  человека  нужно  безжалостно  отсекать  всё  то, что  не соответствует  структуре Логоса, как  сети  Духа.

– Отче,  ты  говоришь понятные вещи,  но  используешь  при  этом  незнакомые  нам слова  и определения –   Логос,  структура  сознания, сети. Этого не в Евангелие  и  нам  трудно тебя  понимать,  –  заметил Ноколай.

– Есть  такое  дело, – с  улыбкой ответил  старец, – это  всё  моя  прошлая  учёность  говорит, которая не стыкуется с  синодальным  богословием.  Может  вам это лучше  сможет  растолковать  мой  друг,  который  об  этом уже  кое   что  знает, –  старец указал пальцем  на  молодого человека.

– Ну  как  ответь,  брат, как  ты  понимаешь, что подлежит обрезанию в структуре  ума  и  сознания, как  неплодные  ветви ? –  с  той  же  улыбкой  переспросил старец.

Бывший монах  несколько разволновался от  такого неожиданного  предложения старца, но справившись с эмоциями и  волнением, всё  же  ответил,  не  желая  ударить лицом в  грязь  перед  братьями  и  старцем:

– Я  думаю, что  Христос  говорит об  отсечении  в  сознании  всех  сугубо  рациональных  и  эгоистичных  помыслов,  чувств  и  желаний  ума, чувства  и воли,  которые  ведут  ум  сугубо  во  внешний мир  или  по  горизонтали  дуализма,  а  не  ведут к  духовному сердцу  по вертикали  Духа  и Логоса.

–  Почти  математически верно,  –  с  иронией  ответил  старец.

В  то  же  время  монахи, удивлённые  столь  академическим  ответом,  несколько  растерянно  смотрели то на старца,  то  на молодого  человека,  демонстрируя  полное непонимание,  но  не  решаясь  при  этом  задать  хоть  какого-то  наводящего  вопроса.

Видя  возникшее  недоразумение  и  желая как-то смягчить  возникшую напряжённость,  старец  пояснил:

– Не переживайте,  друзья, если ответ  брата  вам  показался  не совсем понятным.  Тема  осознания –  это  очень  не простая  тема, а  точнее  одна  из  самых  сложных,   поэтому    мы с  вами  погорим  об  этом  как-нибудь в  другой  раз,  а  пока давайте  вернёмся к  теме  души.

Итак,  мы  остановились на  том, что луковица – это идеальная  модель  души,   которая  передаёт  её внутреннюю  структуру,   а  донце служит  идеальным образом  духовного  сердца, как  места концентрации всех энергий  души.  Как вы  знаете,  главная  задача  иночества  и монашества –  это  обожение, а  на  языке  православной  аскетики  и  учения  отцов  это и есть соединение ума с  духовным  сердцем.

Соединение  ума с  сердцем на примере  луковицы – это и есть обратное  движение  ума  от периферии  и  зелени  луковицы  к самому  донцу  через  все слои луковицы.

Старец демонстративно взял в  руки  нож и показал на  срезе  луковицы  движение острия  ножа  от зелени  до  самого  донца.  Как  острие  этого  ножа,  также  и   ум  человека,  от внешней  стороны  души должен проделать  путь  до  духовного сердца, как самого донца  луковицы.

– Как вы  думаете,  что  символизирует  достижение  умом  самого  донца  луковицы ? – переспросил  старец.

– Оно символизирует вхождение  ума в  духовное сердце,  – ответил Николай.

– Верно,  Николай, –  подтвердил  старец, – Достигая  донца луковицы,  как  духовного сердца,  ум  прикасается  к самим  корням, питающим  луковицу души,  а  этими  корнями  и являются  энергии благодати,  исходящие  от Отца  и Логоса.  Таким  образом, входя  в  духовное  сердце, ум зрит Бога  и  Логос. Вот  что  значит  заповедь  Христа «чистые  сердцем  узрят Бога», это  понятно?

– Понятно, –  почти  хором  ответили монахи.

– А эти  две части  луковицы  имеют  какой-то  практический  смысл  и  значение ? –  поинтересовался  монах Владимир.

– Имеют, – ответил  старец, – эти две  части  луковицы как  раз  и  символизируют две  части  души –  верхнюю  – более  светлую, связанную с  силой  ума  и  нижнюю более  тёмную, связанную с  силой  воли.  Верхняя часть ответственна за  всё умное  и сверх  человеческое, а  нижняя за  всё волевое  и зверское, что  есть в  душе.

Нижняя  часть – это свалка души, где  обитает  мрак, а  верхняя часть – это  область  света.  Отцы  учат, что при молитве  Иисусовой  ум  нужно  удерживать  строго  по  линии  разреза  и  не  опускать  вниз, как  и не  поднимать вверх.

– С чем  это  связано ? – переспросил монах Владимир.

– С тем, что опуская ум  ниже  линии разреза,  он активизирует центр  воли и зверское начало в  человеке, а  поднимая ум  выше  линии  разреза,  он активизирует великоумие,  воображение  и прелесть  духовную.  Трезвость – это умение придерживаться  именно  этой  линии  разреза, именуемой полосой  сердца.

Линия  среза и  разделения этих двух частей  и есть  полоса сердца   человека по  которой  работает  чувственная  сила  души.    Эту  линию  и  полосу  разделения  отцы  и  называли  чувством или раздражительной силой  души.

Так вот  энергия  благодати  Святого Духа  от самого  духовного сердца  и  расходится  по  всему  пространству  души,   осуществляя функционирование  души, как  своего  рода  луковицы  сознания. Так  видели  этот процесс  духовно  зрячие   отцы – пустынники  первых  веков.

– Отче,  а что символизируют слои луковицы? – переспросил монах Андрей.

– Слои  луковицы – это и есть структура души или  все слои   ума  и сознания. Из вас  кто-то  знаком  с  психологией ? –  неожиданно  переспросил  старец.

– Нет,  – ответил  за  всех  монах  Николай, монахи  Владимир и Андрей  это подтвердили  кивками. – Психология – это  же  бесовская  наука, укрепляющая  в  человеке  зверское  начало – самость и  эгоизм,  об  этом  всем известно,  – дополнил Николай.

– Не  всякая  психология  укрепляет  эгоизм, –  возразил  старец, – учение  отцов  о  душе – это ведь  тоже  психология,  только святоотеческая, а  не  академическая,   просто её  нет как  дисциплины.   

Раз нет,  значит,  нет, – сказал старец,  –  тогда  мне  будет  сложнее объяснить вам  это. Под слоями луковицы  понимается  содержание  психики, которое включает  восприятие, ощущение, мышление, чувство, интуицию, память и прочие душевно-духовные  компоненты вплоть до самого Духа  и Логоса.

Молодой монах знал, что старец  имеет в  виду концентрическую  схему психического  бытия Карла Густава Юнга, описывающую орбитальную модель устройства  психики по  аналогии с  древнеиудейской  схемой   сфирот  или слоёв  души.  Старец тем  временем  продолжил:

– Слои луковицы – это как  бы  разные  уровни  ума, если  проще. Соединяющийся с  сердцем  ум  должен  последовательно пройти все  эти уровни осознания,  чтобы  достичь  духовного сердца, как  центра  и ядра  души.

Монахи снова сделали непонимающий  вид и Николай  попросил  объяснить  всё  это по  возможности  ещё  проще.  Понимая  своё  бессилие,  старец  снова  перевёл разговор  на  тему луковицы.

– Ладно, если  вам  это непонятно,  то и  не  нужно. Главное – это знать, что ум изначально, как  и зелень в  луковице стремится  расти  только во вне  за  границу  души,   поскольку так  на  него  давят  соки  и  энергии  изнутри самой  луковицы.

То  же  самое происходит  и с  умом  человека, который  расширяется  только  во  внешний  мир  материи,  а задача инока  и монаха  в  точности противоположная –  остановить  рост ума  во  вне и  перенаправить  его  вовнутрь  в самое  сердце.

– И как  это  можно сделать  практически,  отче  ? – спросил  монах  Андрей.

– Для  этого  нужно приложить  усилие,  – ответил  старец,  –  в  этом  и состоит смысл  обращения  ума  к вере, крещения и  покаяния. Ум  должен  понять, а  точнее осознать, что  за  внешней границей  души  нет  ничего божественного,  там  тьма  рационализма  и  эгоизма.

Старец показал  пальцем  на  две стрелки зелени, торчащие  из  луковицы.

– Ум  должен  развернуться  на  все  180  градусов и  найти путь назад к духовному сердцу,   поскольку из него  текут  соки  в  луковицу  и  из него  открывается Царство Божье  и  сам  Бог. Так понятно ?

– Понятно,  а как видит  Бога ум ? –  неожиданно переспросил Андрей.

Старец  замялся  на  мгновение, стараясь подыскать  наиболее подходящие  слова,  и после небольшого раздумья  ответил:

– Ум  видит Бога…  только  как свет,  текущий в  бесконечность,  который ярче  любого света,  – ответил  старец,  – описать  это  словами  просто невозможно, как  и восхищение апостола  Павла  до  третьего неба.

–  А  разве  ум  не  видит  Бога, как  его описывал  пророк Иезекииль,  в  виде  наездника  на  огненной  колеснице,  запряжённой четырьмя священными  животными,  а над головами животных  твердь  наподобие  изумительного кристалла ? –  опять переспросил Андрей.

Старец внимательно посмотрел на Андрея и после  небольшой паузы  ответил:

– А разве  тот ум, который  впервые входит в  духовное  сердце  является  умом пророка Иезекииля,  чтобы  видеть  Бога  также  ясно и  незамутнённо ?  Видение пророка Иезекииля – это    собирательный  и  иносказательный  образ Бога, как метафора,   которую ещё  нужно правильно  растолковать.  Отцы  этот образ  именовали символом души,  готовой принять  славу Господа.

Вот что  об  этом  говорил преподобный Макарий – «Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и сделаться престолом славы Его».  Это  значит, видение пророка  Иезекииля – это весь  путь совершенства души.

– А ты мог  бы  его  нам  растолковать,  отче ? –  переспросил монах Николай.

– Мог бы,  но  для  этого мне потребуется много часов  и  я не  уверен, что вы  всё  сможете  понять,  очень  уж  не простой  это  образ, как  и сами  сакральные  животные Человек, Вол, Лев, Орёл.  Поэтому  давайте пока  ограничимся  пониманием  души  и её  внутреннего  устройства,  а  о совершенстве  поговорим  как-нибудь в  другой  раз.

Монахи согласились со старцем. Старший монах  Николай посмотрел на  часы и несколько извиняющимся тоном сообщил, что время,  отведенное  для  лекции  о  душе  исчерпано и  по договорённости с  игуменом  им  нужно  возвращаться в монастырь к  обедне.

Старец  не стал  возражать  и предложил на  этом  закончить  лекцию. Монахи поблагодарили старца  и  по  традиции  помолились стоя,  прочитав  на распев Отче  Наш,  после  чего  испросили благословения у  старца.  Сделав  поклон  молодому монаху,  они  дружно  встали и  ушли.  Старец проводил  их  с молодым челдовеком  до самой  калитки,  после  чего оба  вернулись  к столику.

– Ну  что  ты скажешь  о  современных  монахах? – спросил  старец.

– Не знаю, отче,  они мне понравились своей  искренностью, непосредственностью и простотой,  особенно  самый  молодой  Андрей,  – ответил  бывший  монах.

– То-то и  оно, что  хотя  они и  мужи,  но внутри они  как  дети –  наивные,  беззащитные  и  главное – неосознанные. В  их  возрасте  отцы  уже имели ясное представление  о  Духе  и Логосе, а  я   едва  нашёл  слова, чтобы  растолковать  им  самую  простую притчу  Христа  «О  виноградной  лозе».

Увы,  такое  оно  всё  современное монашество,  погружённое  в  библейские  мифы,  иллюзии  и сказки  и уже  совершенно не  понимающее  того, что  реально  стоит за  этими  мифами  и образами с  точки зрения осознания  и его структуры.  А ведь для  видящего почти все притчи Христа вовсе  не  о морали и  нравственности, а  об  осознании, а я  даже не  мог  им  дать определения осознания, не говоря  о  его структуре,  о  пирамиде  сознания  и всех  17  слоях.  Это знание  гораздо выше  их  ума  и возможности к  усвоению.

То  же  самое  и с  четырьмя  сакральными животными тетраморфа  духовного смысла  которых они  не  знают и не  понимают.  Я  должен  был им прочитать не  одну  лекцию  по  каждому  из  животных, как  символу  и ступени  восхождения к  духовному  совершенству  и  так  далее. Это целый пласт  уже  утраченного  безвозвратно  духовного  знания.

– Но  ты же  об  этом  ещё  знаешь,  отче,  –  возразил  молодой монах.

– Знаю, а  что с  того ?

– А  то, что  ты  мог бы  преподавать  это  знание не  только  им. Вот  скажи, если  бы  тебе поступило предложение от церкви стать преподавателем учения  отцов  о  душе,  ты бы  согласился ? – переспросил молодой монах.

Старец захохотал грудным  хохотом  и едва  не сложился  от смеха  пополам.

Ну  ты  и вопрос задал, хоть стой,  хоть падай.  Ну  что ты,  нет,  конечно же.  Я  не  согласился  бы  на  это  ни  за  какие  коврижки.  Того, кто  вкусил духа  свободы, уже  не  загнать назад в  кандалы  и лабиринты церковного благочестия.  К слову,   мысли о преподавании  у   меня раньше  были,  но благо мой  учитель вовремя меня  отрезвил  и вразумил.

- И что  он  тебе  сказал ?

- Он  сказал, что  я  буду   последний  глупец,  если  пойду  на поводу  у  мысли  о  популяризации  учения  отцов, поскольку  церковь под страхом  смерти  уже  не примет  этого  знания,  так  как  омирщена  и  разложена  коррупцией  уже безвозвратно,  став инструментом  кесаря или обычной бюрократической структурой.   Будучи  видящим,  он  сказал мне  прямым  текстом, что современной  церкви  и священству  уже  попросту  не  нужно  древнего  духовного знания  отцов – пустынников,  которое  идёт вразрез  всей системе синодального  богословия  и  обрядоверия. 

Он  заранее  меня  предупредил, что если  я решу  вернуться в  киновию,  то  утону в  церковной  бюрократии  и  безвозвратно  потеряю дух иночества,  поскольку  просто не смогу устоять перед царящим  сегодня  в  церкви  духом фарисейства и  лицемерия и уже  через год превращусь из  инока  и аскета  в  обычного клирика и церковного  бюрократа. 

От сказал  мне  это  из точки  повышенного осознания  и  видения  и  я  повторяю  это  тебе,  запомни, современная церковь – это уже  не Христова, а  государственная  и кесарева  церковь. Тогда  я  этого  не понимал, а сегодня  я  это  знаю  наверняка и могу  оценить насколько  дальновиден  и  прав  был  мой  учитель.  Он  был видящим, а  видящие  люди никогда  не ошибаются  в своём  видении сути  любого  явления.

– Понятно,  – с  некоторой  грустью в  голосе  ответил  молодой монах.  – А ты  знаешь,  отче,  а  меня очень заинтересовала метафора из откровения  пророка Иезекииля  о тверди  над  головой  наподобие  изумительного кристалла.  Что бы  это  могло  значить ?

– И не   мудрено,  – ответил  старец,  – этот  «изумительный  кристалл»  и есть  древний иудейский  символ  Меркабы  и  Логоса,  как  божественной пирамиды  осознания из  священной книги Творения Авраама.  Об  этом  в Библии  и Ветхом Завете  есть лишь несколько упоминаний, поскольку  это самое  священное знание  ветхозаветного  иудаизма,   которое  вообще  не  подлежало разглашению.

Я  тебе  уже  говорил, что  святые  отцы  знали Логос до самой  глубины  не  меньше первопророков  ветхозаветного  иудаизма  и самого Христа. Просто  это  знание на  протяжении всей  истории христианства  и православия  было  самым  тайным  и сакральным. Я  тебе  даю его открыто, поскольку мне  просто нет  смысла  далее  его  хранить.  Оно  уже мёртвое  в  современном  душевном  христианстве и православии.

– Отче,  но  я  ведь  не  могу  тебе гарантировать, что я  его в  свою  очередь  кому-то передам, я  ещё  сам  даже  не  встал на  путь  тайной  схимы  и  не  уверен  до конца, что  смогу  встать  на этот путь,  не  говоря  о  том, чтобы  им  идти по  жизни.  У меня  роспись  со  Светланой  через  месяц  и  начало семейной  жизни.

– А  это и не  важно,  – спокойно  ответил  старец. – Для   меня  самое  главное  передать  тебе  это знание во  всей  целостности  и полноте  и постараться положить его в  самое  духовное  сердце, где  оно  будет  надёжно храниться в  неизменности хоть  всю  вечность,  как структура связей,  а  когда  ты им  воспользуешься –  это уже  другой  вопрос.

Логос  просто даёт мне  команду  о передаче  этого знания  достойному пока  я  жив, и пока  я не  выполню  этой  команды,  моя  последняя цепь,  отделяющая меня  от полной свободы, не спадёт. Поэтому  мне приходится  тебе  об  этом  говорить даже  не  надеясь на  продолжение. Таков  закон Логоса, а  я  его раб и не  могу не  исполнить  его команды.

– Ты  хочешь  сказать, что выполнишь свою  духовную  задачу, если  просто  положишь  это знание об  осознании  и пирамиде  сознания  в  моё  духовное   сердце ?

– Да, всё  верно. Если  я  просто  положу  его в твоё  духовное  сердце,  то на  современном языке это  будет  означать то, что  я  дам  шанс  твоему  осознанию  на  духовное  расширение, поскольку  у  тебя  появится  в  сердце  цель,  а  когда  ты  им  воспользуешься будет зависеть  от конкретных обстоятельств твоей  жизни, но  главное то, что  оно  будет в  тебе.

Всё, что  тебе потребуется для того, чтобы прикоснуться к  этому  знанию и  нашим  беседам,  – это просто  активизировать память,  войти в  духовное  сердце  и вспомнить об  этом.  Если  ты  это сделаешь,  это  знание  снова  станет  актуализировано и вспыхнет  с  прежней  силой  уже  без  меня,   поэтому считай, что  я  просто делаю  сейчас  твою духовную настройку  на будущее, не  ожидая никаких  сиюминутных результатов.

Так  работает Логос  и я  просто выполняю свою задачу исходя  из  этого  знания. То  же  самое  для  меня  делал  и  мой  учитель в своё  время  и тогда  я  также  как  и  ты,  его не понимал, а  сегодня  я  ему  безмерно благодарен,  но только не могу всего  этого высказать в словах, поэтому  я  делаю  это просто ради Духа  и Бога.

Молодой монах  был глубоко тронут словами  старца, которые едва не  заставили  его плакать, но суровый  взгляд старца моментально привёл  его в  чувства.

–  Что  тебе больше  всего понравилось в  нашем  сегодняшнем разговоре  о  душе ? – неожиданно спросил  старец.

– Всё  понравилось,  отче, но  больше  всего образ  луковицы, как символ  души, – ответил молодой  монах.

– А система  связей Логоса в  образе  виноградной  лозы  тебе  разве  не  понравилась ? –  переспросил старец.

– Понравилась, только я   как-то не  заострил  на  этом внимания.

– А  зря.  В контексте  нашего разговора  об  осознании – это едва  ли не самое важное  знание. Ведь Христос  в притче  «О виноградной  лозе»  описал  принцип  Логоса, как  системы   реальных и первостепенных  связей  осознания  по  сравнению со всеми  другими связями  ума.

– Я  не  совсем тебя  понял,  отче,  уточни.

– Ну   вот, мог  бы  и сам додумать, что виноградная  лоза – это  и есть  символ  самой  пирамиды осознания в  сравнении со всей  большой  сетью  мозга   и   разума  человека.  Проще  говоря,  вся    сеть  телесно-душевно-духовного  осознания  из  17  слоёв – это и есть виноградник Божий, а  внутри  этого виноградника  есть  пирамида  духовного сознания  по  которой  течёт энергия благодати,  дающая плод Духа. Лоза – это и есть  образ  совершенного  ума Христова, который имеет пирамидальную структуру.

Вот  почему иноку  важно  вовремя  отсечь все те  второстепенные  сетевые  связи и структуры, которые не  ведут  ум  к Логосу  и к Богу.  Вот  в  чём   подлинный  духовный  смысл притчи Христа «О виноградной  лозе»  с  точки зрения  духовного сознания  и видения.

Я бы  сказал, что  только  те,   кто структурируют свою  сеть мозга, разума  и сознания по пирамиде  Логоса  и  входят  в  сеть  и матрицу  Логоса  153,   пребывая   во Христе.  Вот что  буквально  значит притча  «О 153  крупных рыбах»  и цитата  –  «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

Это  значит  буквально, что  тот, кто  имеет в  своём  сознании выстроенную  пирамиду  Логоса,  и проводит  через эту  пирамиду  энергию  самого  Логоса  или Христа  и  находится под защитой  сети  Логоса.  Вот почему  для  сознания  инока  так  важно  стать частью лозы Христовой,  ведь  остальные ветви, как  ты  знаешь, не просто  обрезают,  но  и сжигают.

– Это  и есть символ геенского  огня? – переспросил молодой  монах.

– Почему  символ?  Это прямой  смысл  большого  огня  Отца,  в  котором  сгорает всё  то, что не  синергийно   по  структуре  энергии  и  непрерывности  связей  Логосу. Но  как  ты  понимаешь, объяснить  это  обычному  верующему  и монаху  практически невозможно,  да  и не  нужно.

Так  всего  в  одной  притче «О виноградной  лозе»  Христос  фактически  выразил ключевой принцип  и  закон  работы Логоса.  Я могу  тебе  сказать, что  это просто  безупречный образ с  точки зрения  видения  структуры  духовного сознания, который  мог  дать  только  тот, кто  буквально видит Логос.

Теперь ты  понимаешь насколько  для  инока важно  владение и управление  осознанием ?

– Да,  отче,  понимаю,   но  меня всё  никак не  отпускает один  вопрос – как  практически происходит смещение  точки  фокуса сознания  по всем слоям  пирамиды, ведь  для  этого  требуется  огромная сила  воли и  энергия сознания ?

– Ты  задал ещё  один принципиальный  и сугубо практический  вопрос,   который требует отельного обсуждения.  Давай  сделаем небольшой перерыв  и устроим чаепитие.  Ты же не  уезжаешь прямо сейчас?

– Нет,  отче, я  останусь до вечера.

– Ну,  тогда  давай  унесём в  сарай  стулья  и стол,  к вечеру  будет  дождь.

…продолжение следует…