Цитатник пенсионера. Еврейское казачество восстало

Бирюков Леонид
Из анекдота: « – Вы нам показываете фигу?
               – Нет, мы её просто показываем»

   Как мы всё-таки внушаемы! И этим беззастенчиво пользуются. Помнится, как наша звезда №1 пришла на избирательный участок в 1996 году и заявила: «Я проголосовала за Ельцина!» И мы ломанулись следом. Не слишком ли мы внимательны к мнению танцующих, пляшущих, лицедействующих? Посмотрели, поаплодировали и того достаточно, что заплатили им за это, купив билет. Но зачем из клоунов делать себе кумиров и больше того – идолов, которым поклоняются слепо и совершенно бездумно, копируя не только их прикид, привычки и мысли? У них всё, в лучшем случае – заимствованное, а то и просто ворованное: грим, одежда, маски и фразы, надёрганные из разных произведений и употреблённые по случаю, как того требует сцена.

   Надо помнить, что те, кто сейчас на вершине шоу-бизнеса, создавшие свои продюсерские центры, студии, ателье, телевизионные каналы, артшколы и прочее, без чего показ чего-либо – будь то модная одежда или бренчание на гитаре – невозможен, вышли из 90-х годов теперь уже прошлого века. «Хлеба!» – кричал голодный народ. И мудрая власть, зная, что это слово будет полноценным только в связке фразы «… и зрелищ!», бросала народу американские окорочка и обеспечивала совершенно бесконтрольную концертную деятельность многочисленных музыкальных групп. И они устраивали чёс по всей стране, собирали стадионы и дворцы спорта...

   Да, хорошо, они тем самым затыкали нам глотки, может быть, помогали нам выжить. Но налоги с миллионных сборов они не платили! Это был так называемый чёрный нал, перевозимый баулами и мешками. Это, признайтесь честно, ворованные деньги. И в драке за этот чёс они убивали друг друга, как убивала друг друга братва при дележе рынка. Вы воры, господа артисты! И бандиты! Поэтому сейчас вам, попавшим из грязи в князи, а может, и в князи, и в Грязи, надо бы тихонько сидеть и молчать в тряпочку.

  Именно сейчас вам нужно бы скромно помалкивать. Ибо все ваши корпоративы, где за несколько минут работы вы получаете миллионные гонорары, это тоже воровство. Организатор корпоратива не покажет эти деньги ни в своих расходах, ни в своих доходах, а значит, не заплатит налоги... И вы не заплатите налоги... Свои расходы на артиста организатор корпоратива вернёт тут же, не доплатив своим сотрудникам, сделав наценку на товары... А значит, вынув из нашего кармана... И здесь вы воры, господа!

   Они сами себя создали. Это так называемая лагерная КВЧ – культурно-воспитательная часть. Начало лагерной КВЧ было положено на строительстве Беломорканала. В культурно-воспитательную часть шли так называемые «лагерные придурки». Этот состав хорошо описан Шаламовым и Солженицыным. Этот термин, вернее, понятие до сих пор в силе и в правилах (правИлах) нынешней лагерной системы.

   Ну, а потом вся страна стала жить по понятиям. Если в лагере придурку, который играл в лагерном театре, полагалась отдельная шконка в отдельном бараке, дополнительная и цельная, а не размазанная в баланде на десять человек банка тушенки, то на «свободе» пошла иная оплата. Изначально их кормили дозировано, с руки и по чайной ложке в год... Избирательно, кому звание Народного, кому просто Заслуженного – это считалось унижением. Лауреатство… Зарвавшихся и заворовавшихся отправляли в Воркуту... Осерчавший товарищ Сталин никого не щадил, даже неоднократных лауреатов премии его имени. Они и там выживали, для них создавали театры, чтобы они могли сберечь и совершенствовать свой творческий потенциал... Правда, доживали до свободы не все... И не всегда гибли от непосильного труда. Чаще всего от этой творческой неудовлетворённости вешались...

   Уже не банка тушёнки, а снабжение через театральный буфет, где и севрюжка, и окорочок со «слезой» на срезе, а если вдруг кто и подсунет, пардон, «осетрину второй свежести», то на эту тему неплохо бы и роман накропать… « – Ах, мне бы хотелось парной печёнки… – Извините, печень охлаждённая, парная будет завтра утром… – Жаль… У меня спектакль вечером… Но придётся прийти на утреннюю репетицию…)


   Писатель Ефим Пермитин, всем своим нутром ненавидевший кулачество, и боровшийся с ним всем своим творчеством, красочно описывает богатые обеды, которые устраивал «красный граф» писатель Алексей Толстой. Обычно присутствовали пролетарские писатели Сейфуллина, Правдухин, Шолохов… И он - Пермитин... Стол ломился от яств… Окорочок со слезой, осетринка, таявшая ещё во рту, изысканные вина… Алексей Толстой обычно был по простецки обаятельным… Люблю повеселиться, особенно пожрать, говорил он и похохатывал, поглаживая брюхо… Был 1933 год… Раскулаченные крестьяне в это время покидали деревни, из которых выгребли весь хлеб и отобрали скот… Люди выбирались к дорогам и своими трупами осыпали насыпи, в частности, Транссиба…

   И уже не общие нары и даже не отдельная шконка в особом бараке, который вывели за периметр лагерной зоны... А квартира на Тверской, которую по случаю переименовали в улицу их сотоварища – улицу Горького, благословившего эти лагерные КВЧ… И квартирка-то освободилась совсем не по случаю, а специально, под отдельную личность (как у Булгакова, который долго добивался улучшения своих жилищных условий), и прежний хозяин её не улетел срочно в Ялту, а отправился в Магадан…

   Жила в них творческая неудовлетворённость… Жила в них постоянно, и на свободе, которую они свободой не считали. Своим тонким творческим чутьём они понимали, что их одомашнили, прикормили, приручили… И требуют совершенно не того, что они могли бы создать... Вот стоит только уехать туда, на Запад, и они такое создадут… Получалось не у всех. Или творческий запал был кратким, или народ оказался не тем народом. Который бы всё понимал, принимал и называл артиста народным. Типичная трагедия ущемлённого (отщеплённого) самолюбия (себялюбия) творческой личности. И жили они с постоянной  фигой в кармане. И эта «фига» вылезала наружу, когда удавалось уехать за рубеж. ( – Вы же член партии коммунистов? – Что вы, что вы… Это условия были такие невыносимые… Пришлось по принуждению… – Ну, вот же вы выступаете на путинском концерте с георгиевской ленточкой и в пилотке солдата советской армии – оккупанта? – А вот это вы неправильно меня поняли. Да, выступал, но при этом фигу в кармане держал… Вы не знаете наших типичных российских правИл: если я держу фигу в кармане, значит, я вру.)

   Ну и, собственно говоря, анекдот, вернее, сказка.

   Всё было, кажется, благостно в царстве-государстве. Пока вдруг громкоговорители, висевшие повсюду на столбах, не объявили: в Биробиджане был переворот… Еврейское казачество восстало… Восстание возглавили атаман Абрамович (в миру – председатель исполкома совета трудящихся Абрамов), и раввин Кац (в миру – секретарь по идеологии горкома партии Кацавейко)…
   И мгновенно обрушилась вся экономика по всему Транссибу в больших и малых городах… Ну, во-первых, сразу же вошли в моду кипы-ермолки с искусственными пейсами… Бараньи казачьи папахи стали не нужны, в связи с чем невиданно расплодилось моли, для борьбы с которой создавали специальные заградотряды… Во-вторых, стали ненужными тонны автомобильных рессор, из которых ковали казачьи шашки… Тысячи кузнецов остались без работы… Более гибкой оказалась торговля… Заграница, как всегда, помогла. Рынок наводнил зарубежный ширпотреб… Вместо кителей и гимнастёрок а-ля «френч» стали носить одесский «спинжак» типа «лапсердак». Вместо галифе с лампасами – более удобное – штаны с необъятной мотнёй… В этих штанах стало привычно посещать гастрономы самообслуживания…
   Недовольные, конечно, были… Кого-то начало подташнивать, как на крутых виражах... Кого-то предательски подводил кишечник, как бывало при командах по объявлению «общего шмона»...  Но после свершённой революции в отдельном Биробиджане они добились безвиза в земле обетованной…

   А народ осиротел... И правда, не хлебом же единым.

Примечание: в заглавии использовано стихотворение М. Шахназарова.