Достоевский. Село Степанчиково. 12. 05. 2022

Ольга Немежикова
ТЫ… ЛЮБИЛА ЕГО?
А Я И НЕ ЗНАЛА!

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» (12.05.2022).
Режиссер-педагог – художественный руководитель курса, заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

 Фома Опискин (Андрей Андреев), пожалуй, наделён единственным достоинством, ни у кого не вызывающим сомнений: он искренен в своих желаниях, в том числе и относительно женского пола. Никакие амуры не интересуют его даже с точки зрения личной выгоды. Легко представить, каких дров он мог наломать своим знанием слабостей человеческих, словоблудием и ярким актёрским талантом. Тем более Степанчиково, где Фома Фомич царь и бог, село не самых последних невест.
Первая из них — конечно, Татьяна Ивановна (Юлия Шкирятова) — чудо из чудес! Татьяна Ивановна не входит — врывается, вся «такая стремительная» в романтическом розовом туалете с газовым палантином, трепещущим от малейшего волнения аффектированных чувств, можно сказать, лихорадочных в томительном мареве клетки приличий.
Эти ручки, эти глаза, этот мятущийся стан в каскадах оборок!.. Если Татьяна Ивановна вдруг успокоилась, значит, её душа гостит в фата-моргане, унесённая бог весть какими образами «этих безумцев». Мужчины должны быть благодарны ей за столь щедрое внимание и опьяняющий (пускай только её) флёр. Без Татьяны Ивановны жизнь Степанчикова погрязла бы в преснятине Фомы Фомича.
«Фантастическая» невеста, очарованная грёзами и романами, она живёт, похоже, на слух. «Сердце?!» И вся она — вновь движение! Впрочем, зрение тоже ей не помеха. Стоит Татьяне Ивановне увидеть хоть «кусочек» мужчины, её внутренняя жизнь получает какой-то сверхъестественный вираж. Бережёт её врождённая доброта: Татьяна Ивановна незлобива и безобидна, как бабочка. Видимо, доброта, а также ненавязчиво дополняющая «приятность» — богатство (Егор Ильич (Антон Уилер): «Два Степанчикова может купить!»), обеспечивают ей благосклонное отношение. Обитатели Степанчикова привыкли к Татьяне Ивановне, чувствуется, что они любят её и понимают. Татьяна Ивановна с детства натерпелась нужды, пока не получила неожиданного наследства, и теперь она, как птичка, вырвавшаяся из клетки, в которой, увы, тронуться умом бедняжка успела.
Впрочем, «раз до сих пор не сидит в сумасшедшем доме, значит, на ней ещё можно жениться!» — бодро делится с Сергеем (Мирон Слюсарь) своей задумкой бравый гусар Иван Иваныч Мизинчиков (Алексей Ефимов), — «А-ха!!!»
Мизинчиков — личность неординарная. Прекрасно владеет собой. Иногда даёт промах (опрометчивое приглашение Обноскина в товарищи), но в целом ситуацию оценивает трезво. В Степанчикове он убивает двух зайцев: гостит у хлебосольного Ростанева и планирует увозом завладеть сердцем и капиталами Татьяны Ивановны. Что же делать, придётся жениться!
Но на Татьяну Ивановну уже организована охота. Городские гости Обноскины, маменька Анфиса Петровна (Мария Калинина) и её сын Поль (Виктор Петраковский), намерены заполучить богатую невесту себе. Впрочем, Поль никогда бы не решился, а вот маменька ради денег и приличиями поступиться готова.
Анфиса Петровна помнит лучшие времена и держит себя дамой великосветской. Аристократическая вычурность у неё в крови. Она энергично расставляет всех на нужном ей расстоянии, не бросается словами, умеет слушать, делать выводы, принимает решения и действует, не теряя драгоценного времени. Могла бы, сама женилась на Татьяне Ивановне — так нужны деньги, которых совсем нет, что даже нанятая карета ввела в такие расходы… Можно только гадать, насколько этой горделивой даме унизительна бедность: все силы брошены на создание впечатления противоположного.
Сынок Обноскин — зрелище тоже живописное. Человек он незлобивый, воспитанный, добрый (при первом появлении бережно несёт на руках фидельку Маркизу), в чём-то, возможно, не глупый. Маменьке до боли досадно, что Поль такой «пентюх», и её можно понять: сын — совершенно не в мать, но единственный шанс на спасение. Пока молод, его надо выгодно женить — задача сложнейшая. Ибо особенных «талантов» у него нет и не предвидится, так что пристраивать Поля маменьке придётся самой. А тут подвернулась безумная Татьяна Ивановна, но бдительный Иван Иваныч Мизинчиков помешал планам обнищавшей семьи… Ещё чего захотели! Попались! «А-ха!!!»
Иван Иваныч производит впечатление человека светского: красиво присутствует, правильно молчит и эффектно щёлкает шпорами. Обращает внимание на дам исключительно богатых — его безмерно удивляет влюблённость Егора Ильича в гувернантку. Невеста без приданого для него — нонсенс.
Тем не менее, Настасья Евграфовна (Дарья Колтович) — другая невеста Степанчикова, создающая богатой Татьяне Ивановне реальную конкуренцию. Весь шум Степанчикова поднят ради изгнания нищей гувернантки, и она вынуждена подчиниться — это Егор Ильич пытается положение как-то спасти. Все обитатели знают или догадываются, что он должен жениться на Татьяне Ивановне, потому что так хочет старая генеральша (Мария Бабина). Никому не известно, как настроена сама Татьяна Ивановна, но то, что она к нему расположена, сомневаться не приходится. Не случись злосчастный (и спасительный!) поцелуй на глазах Фомы Фомича, Егор Ильич, пожалуй, во имя спасения Татьяны Ивановны от наглых женихов и женился бы на ней. Но Серёжа, участвующий в судьбе скромной Настеньки, сумел убедить дядю не совершать ошибку.
«Кто такой я?! (Мол, старый, облезлый…), — вздыхает Егор Ильич при первой встрече с Сергеем, — А она — цветочек!» Слепота Егора Ильича умопомрачительна. Не признайся ему Настенька в любви, он, пожалуй, и думать бы не посмел… Но она оказалась девушкой смелой, во всяком случае, в границах личной свободы. Однако против веры, без родительского благословения генеральшей, ничто не заставило бы её идти под венец. Фома Фомич, спасая свою шкуру, всем на удивление соединил влюблённых.
Татьяна Ивановна в восторге: «Ты… любила его? А я и не знала!» Всё это время она пребывала в беспечном неведении относительно происходящих событий. Мы не сомневаемся, будь Татьяне Ивановне доступно наблюдение дальше своих эмоций, она приняла бы решительное участие в судьбе милых ей людей. Но именно Фома Фомич сыграл роль, ни много ни мало, рока, на что Мизинчиков ошеломлённо воскликнул: «О, какой ход! Вот это победа!»