Лебединая песнь Виктора Николаевича Забусова

Александр Владимирович Глухов
В бытность моей учёбы в Московском Педагогическом Университете (ранее Московский областной педагогический институт (МОПИ) имени Н. К. Крупской, а ныне МГОУ) во второй половине 1990-х годов моим преподавателем по специальному курсу, который назывался Мировая Художественная Культура или проще МХК, был декан исторического факультета Виктор Николаевич Забусов, который занимал этот пост с 1987 года, когда в стране начались фатальные горбачёвские преобразования. Будучи на своём посту Виктор Николаевич начал внедрять новые подходы к профессиональной подготовке историков. Он всячески поощрял самостоятельность мышления, ответственность в выборе каждым студентом собственной мировоззренческой позиции. Но в моей памяти он запомнился своими уникальными лекциями по истории искусства или МХК. То, что я увидел на его лекциях - я больше никогда ничего подобного не увидел и не услышал в своей жизни до сих пор.
   Он вел лекции в полной темноте, лишь свет трех проекторов для показа слайдов нарушали эту мрачную обстановку. С помощью трёх пультов он демонстрировал показ трёх слайдов одновременно. Я до сих пор не понимаю, как он справлялся с таким большим потоком иллюстративного материала. Особенно поразило, что он мог возвращаться к предыдущим слайдам по мере надобности, он как "цирковой жонглёр" управлялся с десятками изображений. Но его речь была самым удивительным явлением во всем этом действе. Это было настолько интересно слушать, что я до сир пор не могу найти более лучшего рассказчика и лектора, чем Виктор Николаевич. Всё что дали мне другие преподаватели превратилось просто в ничто, по сравнению с тем, что мне дал курс этого выдающегося педагога.
  Прочитав нам свой спецкурс по МХК, поставив нам зачёт - он неожиданно умер. Мы были последними студентами, которым он "спел" свою последнюю "Лебединаю песнь". Только ради него стоило учиться в этом университете и только его единственный курс надо было прослушать, чтобы стать профессионалом своего дела. Светлая память Вам - Виктор Николаевич.
P. S. I. Культура древнего мира и раннего средневековья средствами наглядности : Учеб. пособие по спецкурсу / В. Н. Забусов; Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. - М. : МОПИ, 1989 (1990).
P. S. II. Глухов А.В. Зимний пейзаж. 1991-1992. Бумага, гуашь. (позволю себе в качестве иллюстрации разместить здесь свою старенькую работу)