Вагон из прошлых лет. Картины воспоминаний. Гл. 36

Михаил Гавлин
Мой девятнадцатый век         

Чем больше я живу, тем больше сознаю, что вообще моей душе более созвучен век девятнадцатый, а не двадцатый и тем более наступивший двадцать первый. Именно девятнадцатый век, его культура, быт, ритм и темп жизни, поведение и образ мыслей людей того времени более всего соответствует моему темпераменту, характеру, мировоззрению, взглядам на мир и на жизнь. Наверное, я опоздал родиться, живу не в свое время. Может быть в своей прошлой жизни я жил именно в 19 веке. Нынешнее постиндустриальное массовое общество потребления, массовая культура и все растущее в бесконечной прогрессии, массовое потребительство, алчность и ненасытность желаний, упадок моральной, человеческой, индивидуальной культуры, которые наблюдаешь вокруг, мне совершенно чужды, и вызывают неприятие, если не полное отторжение. Невозможность принять эти новые, так называемые современные реалии жизни всегда вызывали у меня одновременно грусть, чувство бессилия и желчное раздражение. Они составляют основу моего критического взгляда на современную жизнь и современное общество, прежде всего только они, а не возможное неправильное, политическое устройство общества, политическая конфигурация или модель власти. Отсюда моя грусть по утерянному («золотому») девятнадцатому веку. И особенно, это относится к современной поэзии. Но, может быть, я и не прав. 

                У романса мы душу украли,
                Потеряли ее навек.
                Не вернуть нам в осенней печали               
                Золотой девятнадцатый век
               
                И к поэзии мы равнодушны,
                В ней лишь ждем развлеченья из слов 
                Остроумие наше бездушно,
                Оскорбительно, желчно и зло
 
                Всюду ждем одного развлеченья,
                Будто впали мы в гибельный транс.
                Жизнь для нас лишь гала-представленье,
                А поэзия в нем конферанс.

                Все поверхностно нас увлекает:
                Цирк, эстрада, кино и герой.
                Да и женщины лишь развлекают,
                Развлекаясь и сами игрой.
   
                Все бездарно кругом и постыдно
                Век продажный цепей и оков, 
                Казино, балаганов для быдла,
                Век затейников – массовиков.   

Девятнадцатый век, прежде всего первая половина его, золотой век русской поэзии. И не удивительно, что несколько стихотворений моих этих лет, да и более позднего времени, посвящены Пушкину – не его поэзии, а скорее его личности, трагической судьбе, конечно, тесно связанной с его стихами. На мой взгляд, решающий перелом, в его судьбе, в самом его характере, мировоззрении, отношении к жизни,  произошел где-то после возвращения из южной ссылки. Романтический Пушкин юношеского периода, это – Моцарт русской поэзии. Но именно после возвращения Пушкина из его южного путешествия, можно говорить о том, что период юношеского романтизма, ярко выраженный не только в стихах и в его южных поэмах, но и в самом отношении его к жизни и к литературному своему делу явно завершается. Это путешествие – водораздел в его жизни и творчестве.
Все что после – это новый период. Упорная работа над «Евгением Онегиным», «Декабрьское выступление», последовавшее вскоре после его возвращения из южной ссылки, расследования, казнь и ссылка в Сибирь на каторгу и поселение «декабристов», многих из которых он знал лично, бывших его друзьями. И, наконец, уже позднее, женитьба, окончательно определили складывание его новой, гораздо более ответственной, зрелой, мудрой и глубокой «философии жизни», разительно отличавшей творчество зрелого Пушкина от периода его юношеского романтизма.

               
                Пушкинский венок   
 
               

               
                Пушкин в Тавриде


                Мне крымский является Пушкин.
                Он видит с горы Аю-Даг
                Приземистую Алушту,               
                Скалистый и желтый Судак.            

                Он ветрен, горяч, саркастичен,      
                Прощается с морем, грустит.
                Он мальчик еще романтичный,
                Но скоро свой ямб остудит.            

                И старый Гурзуф, кипарисы,
                И теплое море в ночи,
                Тавриды скалистые мысы –
                Все южной поэмой звучит.

                И может прощание с морем
                В нем было прощаньем с собой,
                С друзьями, с востоком, с Босфором,
                С безоблачной детства судьбой.

                И верно сквозь пенные бурки
                На море и тающий дым
                Декабрьский мятеж в Петербурге
                Уже вырастал перед ним.


                Пушкин в Михайловском


                Снег кусками ваты на деревьях.
                Не стряхнуть обильный снегопад.
                Не избавиться от снежных перьев,
                И метель, который день подряд.               

                И морозец мне кусает щеки.
                Я в карманы прячу рукава.
                Так когда-то к Пушкину Нащекин
                Приезжал: мороз, камин, дрова.
               
                Ночь, снега и хочется напиться.
                За беседою стихи, глинтвейн.
                В разговоре вспыхивают лица:
                Гончарова, Дубельт, Анна Керн

                Поутру объятья, поцелуи в щеку
                На деревьях виснут хлопья снега.
                Уезжает в Петербург Нащекин.
                Остаются Пушкин… и Онегин.

               
                Полотняный завод


                Затерянное в глухих лесах калужских,
                Стоит имение Натальи Гончаровой.
                К ней в этот дом он приезжал,
                Входил, смеясь: морозный, шумный, в русской шубе
                И в комнатах вдыхал тончайший запах
                Ее духов любимых.
                И говорил себе, что здесь он муж,
                Ее, Наташин, и вспоминал,
                Как был он женихом-ревнивцем,
                И вздыхал: Наташа,
                Ну, наконец, мы снова вместе, женка.
                Она же, вся сияя, болтала без умолку
                И по-французски говорила: Alexander,
                А ночью называла только Сашей         
                И сплетались руки, и шептали губы…   
   
               
                Двойная дуэль


                Срываются с веток снежные хлопья          
                Под Санкт-Петербургом в лесу.
                От выстрелов падает снег, словно хлопок,
                На мертвую полосу.

                Здесь так ослепительны белые снеги,
                Где Черной речки прорез,
                И в Пушкина холодно целит Онегин,
                И в Ленского метит Дантес.

                Далекими шпилями город темнеет
                За дымкою зимних полей,
                Где легкой поземкою снежною веет,
                Но здесь тишина средь ветвей.

                Душевных сомнений не знает обузы
                Жалкое племя повес.
                И это в поэзию – в юную музу
                Стреляют Онегин – Дантес.    

                Как денди воспитаны, в холе и в неге,
                Талантов не берегут.               
                В саму поэзию целит Онегин
                И рифмы судьбу предрекут.

                Вы оба под пулями, Пушкин и Ленский.
                Убийц ваших участь жалка.
                В поэтов с наивной душой геттингенской
                Бьют с лету, наверняка. 

                Века не растопят белые снеги,
                Где Черной речки прорез.
                В поэзию холодно целит Онегин
                В поэта стреляет Дантес.


Образ Пушкина неразрывно связан в моем воображении с Санкт – Петербургом и, конечно же, с Царским селом.

 
                Пушкин лицеист

                А в Царскосельском парке тишина.
                Дубы и клены на лесной опушке.
                И бродит окрыленная Весна
                Между деревьев по траве, как Пушкин…

                Он – лицеист с кудрявой головой.
                Дерзит в стихах. Ночами видит сны.
                Его тревожит воздух золотой
                Озер средь Царскосельской тишины.      

               
                Царскосельская сирень

                Сирень цветет на островах,
                Средь Царскосельской тишины.
                В озерах, словно в зеркалах,
                Ступни богинь отражены.               

                Ночами, с мраморных ступень
                Они спускаются к воде,
                И кружит голову сирень,
                И ветки клонятся к звезде.               

                И по ночам, на берегах,
                3вучат здесь возгласы и смех.
                С венками нимфы на лугах
                Резвятся, полные утех.               
               
                В кустах акаций промелькнет
                Нагой девичий силуэт.
                И кто-то в воду соскользнет,
                Промчит лесной кордебалет.

                Но только луч скользнет едва,
                И день проступит над водой,
                Безмолвны стынут острова,
                Умолкнет разговор ночной.

                И где застиг их свет звезды
                С земли свой не подняв наряд
                Совсем продрогнув у воды
                Нагие статуи стоят.


В моей жизни тоже наступал перелом, новый этап судьбы и творчества, появлялись новые книги и впечатления, рождались новые рукописи, стихи…