Очерк. Никола Зимний

Юрий Комболин
Глянул на часы: ого, только-только успеваю на последний поезд метро. А ещё и пересадка. В два глотка допил пиво, сунул подаренную кружку в саквояж и выскочил из бара, решив, что некогда заглядывать «на дорожку» – в пустынном парке по пути до метро можно это и на ходу сделать.
Для нас, актива общественного совета, первый музей пива в России каждый год устраивает встречу на Николу Зимнего, который, как известно, покровитель не только моряков и путешествующих, но и пивоваров. Музей договаривается с каким-нибудь пивбаром города, завозит туда кеги с добротным ячменным напитком, и мы там славим нашего небесного патрона, наливая себя бесплатным пивом. В этот раз выбор пал на заведение неприметное рядом с лесной академией, которую в народе зовут «лесопилкой».
- Ой, как хорошо, что я вас дождалась. Вы ведь до метро идёте, - окликнула меня одна из наших активных общественниц, специализируящаяся на бирдекелях? – А то я не знаю, как через парк идти.
С тоской подумав, что придётся терпеть до дома, я кивнул, и мы зашагали через парк.
Северный ветер, набиравший силу с утра, к ночи этого декабрьского дня, как с цепи сорвался, гудит и завывает в кронах высоких здесь деревьев, раскачивая их и обламывая сухие ветки. Каждый раз, когда они недалеко падают, моя спутница громко ойкает и прижимается. Пробитая в снегу тропинка подмёрзла, даму приходится крепко поддерживать под локоток. Не лишнее и потому, что освещения никакого.
Парк заканчивается – в просвете улица: дома, машины. На входе на станцию спутница чмокает меня в щёку:
- Что бы я без вас делала. Спасибо, - упорхнула.
Судя по часам, немного из-за неё времени потерял, успею перейти на свою линию.
И точно, успел. Похоже, на последний поезд. По крайней мере, в вагоне кроме меня никого. И хотя припёрло уже так, что хоть плачь, до неприличного не опустился – на последних морально-волевых дотерпел до выхода.
Родная «Приморская» встретила абсолютным безлюдьем и снежными зарядами с моря. На негнущихся от напряжения ногах добежал до моста через Смоленку, решив, что спущусь на лёд, зайду под мост и сотворю там задуманное. Уже потом сообразил: сотвори я это хоть посреди улицы, моста, никого бы не озадачил своим поступком – второй час ночи, ни души и только вой ветра, несущего густой снег.
Ого! Не только снег он несёт с севера, но и воды в речку с моря нагнал столько, что она поднялась вровень с гранитной площадкой и между ею и ледяным полем наломала торосов с добрые полметра высотой. Сбегая по лестнице, прикинул, что, если темп не сбавлю и пробегусь по площадке, то легко перепрыгну торосы, прокачусь по чистому льду и забегу под спасительный мост. Что я и сделал…
И, проломив лёд, ушёл под воду так, что ногами до дна не достал!
Вынырнул. Выбросил саквояж, висевший на плече, через торосы на берег. Пока пуховик поддерживает, решил на берег и я выбираться. Сплёвывая мелкий лёд, поплыл вдоль берега: слева торосы мешают, а кромку ледяного поля, как арктический ледокол, подламываю.
И стало мне совсем тоскливо: из-под моста несёт снег по-над Смоленкой, и ветер здесь так воет, что закричись, никто не услышит. Да и слышать некому – улицы пустые, сам видел.
Что же, тут мне и жизнь заканчивать? Пуховик намокнет (кстати, уже намокает!), утянет на дно, по весне вынесет в море. Хорошо, документы с собой: опознают. Жизнь уже стремительно побежала перед глазами прошлая. Пронеслась до службы в Армии советской, до фразы инструктора:
- Попадёшь зимой в воду, никогда не пытайся выбраться на лёд, опираясь на него руками. Не паникуй! Перевернись на спину и аккуратно, подгребая руками и ногами, заталкивай себя на лёд. Что я и сделал.
С края он ещё ломается. Но дальше потолще стал, и, наконец, я вытолкался. Обессиленный, раскинув руки и ноги, полежал. Отполз ближе к середине реки, где лёд подо мной уже не «дышал». Тихонько перевернулся. И, максимально раскинув руки и ноги, пополз к берегу, делая большой крюк. Вроде и ветер подобрел, не так люто воет из-под моста. Только заряды снежные ещё гуще. И никого.
Подмывало ещё и на берегу полежать. Но я северянин, знаю, чем может закончиться такой «отдых», стоит только дать себе слабинку и глаза прикрыть: не один знакомый из окружения вот так навек отдохнул.
Вскочил, подхватил саквояж и побежал, хлюпая полными воды кроссовками и оставляя мокрые следы на мёрзлом асфальте, домой. Успел на часы глянуть – почти полчаса на лёд выбирался.
Дома разделся, насухо вытерся полотенцем. И, только забравшись под одеяло, сообразил, что в туалет-то совсем не хочется.
22.05.2022
Приморское шоссе. Санаторий