Экзамен по философии

Юрий Матусов
    
 
        В ходе обучения в аспирантуре я должен был сдать три экзамена: по философии, немецкому языку и по специальности. Самым трудным экзаменом представлялась для меня философия. В институте перед первой лекцией по марксистско-ленинской философии я стоял в коридоре и увидел, что читать лекцию идёт старый лысый замухрышка Соловьёв, который мне не понравился с первого же взгляда, и я откровенно «промотал» все его лекции, а экзамен сдавал, как говорят студенты, по шпоре. Теперь же мне эти знания понадобились. Что делать? Я решил честно ликвидировать этот пробел и поступил в вечерний двухгодичный Университет марксизма-ленинизма при Василеостровском райкоме КПСС (на 1-й линии Васильевского острова).
        Университет марксизма-ленинизма (УМЛ) – это была форма высшего звена системы просвещения Коммунистической партии Советского Союза. Человек, не имеющий за плечами марксистско-ленинского образования, в Советском Союзе не мог рассчитывать на серьёзную, особенно политическую, карьеру. Не случайно такой университет в своё время успешно окончили Владимир Вольфович Жириновский – основатель и бывший лидер ЛДПР (либерально-демократической партии России) – и Дмитрий Олегович Рогозин, занимавший с декабря 2011 года по июнь 2019 года посты заместителя председателя Правительства Российской Федерации и председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Думы РФ. Оканчивали этот университет и служители искусства. Например, певец Иосиф Давыдович Кобзон (1937 – 2018) и моя любимая актриса Татьяна Ивановна Пельтцер (1904–1992). Университет марксизма-ленинизма при Центральном доме работников искусств закончила, за немногими исключениями, вся труппа Московского театра имени Ленинского комсомола.
        На первой же лекции в университете я сразу «отпал», так как вошедший в аудиторию лектор оказался тем самым «замухрышкой» Соловьёвым, лекции которого я «промотал» в институте. Я очень скоро понял, каким я был дураком, что прогуливал его лекции. Оказалось, что это исключительно эрудированный историк, настоящий философ и весьма занимательный рассказчик, читающий лекции без трибуны, без всяких конспектов и бумажек. Для лектора по марксизму-ленинизму чтение лекции «без бумажки» в ту пору вообще было крайней редкостью. И я уже не в первый раз убедился, что нельзя судить о человеке только по внешнему виду. Увы! Жаль! Но ведь это наша российская традиция – по нескольку раз наступать на одни и те же грабли!
        Кстати, в нашей учебной комнате на стене висел лозунг «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Эту цитату я встречал не один раз, в том числе в серьёзных учебных заведениях. Я не поленился найти ответственного за оформление и спросил его о смысле этого высказывания.
– Ну, как же! Это же слова Гёте! – блеснул эрудицией оформитель.
– Скажите, пожалуйста, а Вы сами читали «Фауста»?
– Честно говоря, нет. Но эту цитату знают все!
        Мне пришлось рассказать. Вот как выглядит соответствующий отрывок из «Фауста» Гёте.

Grau, teurer Freund, ist alle Theorie,
Und grun des Lebens goldner Baum.

        Это сказал Мефистофель, принявший образ Фауста, в беседе со студентом, который пришёл к Фаусту. Мефистофель смеётся над кабинетным характером науки. В частности, он хвалит медицинскую практику, где врачи могут разглядывать девушек нагими. И вообще, чёрт с ней, с наукой! Надо быть ближе к плотским интересам.
        Студенту такой аспект нравится. И вот как звучит соответствующий диалог в переводе Леонида Пастернака.

Студент:       Вот эта область не плоха,
               Теперь гораздо ближе мне Вы.
Мефистофель:   Теория, мой друг, суха,
               Но зеленеет жизни древо.

– Ну, разве может такой лозунг украшать учебную аудиторию? – спросил я оформителя.
        Оформитель был в замешательстве, но лозунг не снял. Вот вам и уровень интеллекта человека, приближённого к науке.
        «Латынь из моды вышла ныне...» – говаривал Пушкин. Да, вышла, уже тогда. А зря! Для педагогов она необходима хотя бы в первом приближении (я уже и не говорю про медиков).
        Наш Санкт-Петербургский Государственный университет взял своим гимном разгульную песню средневековых странствующих студентов-вагантов „Gaudeamus“ (в переводе с латыни – «Возрадуемся»). Я удивляюсь. В этой песне в основном звучит призыв к гульбе, непрерывному веселью. И только за то, что в одном из многочисленных разухабистых куплетов поётся: „Vivat Academia! Vivant professores!“, эта песня стала гимном серьёзного учебного заведения?! А теперь уже есть и студенческая газета „Gaudeamus“. К чему же это призыв?
        Поскольку я закончил вечерний Университет марксизма-ленинизма с отличием, то смело шёл на аспирантский экзамен. Экзамен принимал молодой преподаватель. Мне достался вопрос «Гносеологические корни идеализма». Гносеологический (от др.-греч. «гнОсис» – «знание, познание» и «лОгос» – «понятие, учение») – познавательный, относящийся к знанию. Стало быть, гносеологические корни – суть познания, обуславливающего определённые теоретические построения. Я доложил по этому вопросу обстоятельные суждения, с которыми преподаватель не согласился. Я же позволил себе активно отстаивать своё мнение. Преподаватель разозлился и вкатил мне «трояк», что было большой редкостью на аспирантских экзаменах. А мне было на это наплевать, так как мне нужна была обязательная пятёрка на экзамене по специальности, а оценки по остальным предметам для аспиранта серьёзного значения не имели.
        Через час меня нашла по телефону заведующая аспирантурой Мария Михайловна Гусева:
– Юрий Александрович, пожалуйста, вернитесь. Я удивилась, что Вам поставлена тройка. Преподаватель сказал мне, что Вы с ним спорили. А я заметила ему, что Вы только что с отличием закончили философский факультет Университета марксизма-ленинизма. Тогда он сразу заявил, что погорячился, сожалеет об этом и просит Вас вернуться. Он хочет Вашу оценку исправить.
– Спасибо, Мария Михайловна, – сказал я, – но я не вернусь. Вы же знаете, что для меня эта оценка принципиального значения не имеет. А философу-экзаменатору скажите, чтобы впредь он был осмотрительнее и не давал хода эмоциям.
        А экзамен по специальности я сдавал через неделю. Сдал на «отлично».