Воспоминания о школе

Надежда Дьякова
                Воспоминания о школе


Уж сколько лет прошло, как отгремела Великая Отечественная война. Всё меньше и меньше остаётся ветеранов. Нацизм, с которым сейчас в ходе военной спецоперации борются на Украине, возродился, словно гидра, отрастившая новые головы. С проявлением нацизма, с тяготами его сегодняшнего подавления, кровопролитием, память всё чаще возвращает в прошлое.

Дети, рождённые в пятидесятых, не застали послевоенную разруху. Страна восстанавливалась стремительными темпами, продвигаясь к развитому социализму. Вера в победу коммунизма во всём мире окрыляла.

День Победы 9 Мая. Военный парад. Встречи фронтовиков. Такое близкое. О войне знали и помнили ВСЕ. В СССР не было ни одной семьи, которую бы она обошла стороной. Гордость за страну, отцов и дедов, победивших фашизм, вдохновляла.

 На торжественном принятии в пионеры ветераны войны повязывали пионерские галстуки. В школах работали учителя – фронтовики.

В шестидесятых годах прошлого века я училась в школе № 4 города Гатчина Ленинградской области. Одно из старейших учебных заведений города, Реальное училище, распахнувшее двери своим первым ученикам в 1898 году. Прекрасное здание архитектора Николая Всеволодовича Дмитриева нам, жившим, в основном, в частном секторе, казалось дворцом. Ничто не напоминало о его значительном разрушении в годы войны. К началу пятидесятых годов здание школы было восстановлено вместе с прекрасной лепниной и металлическими украшениями фасада. Просторные коридоры, светлые классы, паркет, выложенный плиткой вестибюль с фонтанчиком воды, удобный гардероб, всё было предусмотрено для учеников. Но, даже такое огромное здание не могло вместить всех учащихся, учились в две смены.

С теплом вспоминается прекрасный учительский коллектив.  Замечательные, душевные педагоги, дающие знания подрастающему поколению.

Класс вела Нина Степановна Лукьянюк, учитель математики. Высокая, стройная, одинокая женщина, живущая в квартире при школе.

После войны прошло чуть больше двадцати лет. Нина Степановна была на фронте. Она не рассказывала о фронтовых буднях, кроме одного эпизода, сохранённого памятью.

Прошёл бой. Похоронная команда собирает раненых и убитых. В штаб необходимо отнести пакет. Данное поручение выпало Нине Степановне, тогда ещё совсем молоденькой девушке. Она хоть и воевала, но чудовищно боялась мёртвых. Доставить пакет можно было только пройдя через поле боя.

— До сих пор вспоминаю с содроганием бег почти с закрытыми глазами по полю, усеянному трупами.

И это только одно воспоминание. А, сколько их ещё? Сколько, таких же молоденьких девушек не дожили до победы? И вместо того, чтобы рожать и растить детей отдали свои жизни во имя Победы для будущего поколения.

Хотилович Елена Емельяновна – учительница русского языка и литературы. Миниатюрная, хрупкая женщина. В силу возраста она не попала на фронт, но работала в тылу на заводе по выпуску снарядов.

Двенадцатичасовая смена. Двенадцать часов работы, двенадцать отдыха. Она настолько уставала, что забывала о еде. Сон, только сон. Бригаду, сменявшую их, наградили поездкой на концерт. Так получилось, что им необходимо было отработать свою смену, потом смену той, другой бригады, и снова свою. Тридцать шесть часов беспрерывной работы. К концу тридцатишестичасовой смены совсем одуревшую без сна Елену Емельяновну отправили носить готовые снаряды на склад. У двери склада стоял молоденький военный в новой форме. Вот на него – то  и вылилась вся усталость полутора суток. Пронося мимо снаряды Елене Емельяновне очень хотелось мазнуть свежеокрашенной головкой по его новой форме. Военный отодвигался, отодвигался, а Елена Емельяновна всё носила и носила снаряды. К концу смены Елене Емельяновне казалось, что военный просто влип в стену, слился с ней. Была просто ровная стена с силуэтом военного.

Два эпизода. Фронт и тыл. Рядовые эпизоды. В них людская самоотверженность, стремление к Победе.

Виток за витком, повторяется история. Недобитые нацисты взрастили себе подобных и зверствуют на Украине. Хочется пожелать стойкости и мужества нашим ребятам в борьбе с этой нечистью, дабы никогда больше не повторились зверства войны.