Хоккеист Горди Хоу

Александр Щербаков 5
Сейчас, когда любители хоккея с шайбой всего мира гадают, сможет ли наш хоккеист Александр Овечкин побить вечный рекорд знаменитого Уэйна Грецки по забитым голам в истории Национальной хоккейной лига (НХЛ), стоит напомнить об игроке, рекорд которого побил Грецки - Горди Хоу, игравшего правого крайнего нападающего в нескольких клубах. 

Много лет назад я купил в книжном магазине книгу под названием  "Горди Хоу - номер 9". Автор - Д. Вайпонд. Это была вторая книга про канадский хоккей, которую я прочитал в своей жизни. Первая была про знаменитого левого крайнего нападающего Бобби Халла, обладателя самого мощного броска в НХЛ.

Гордон (Горди) Хоу выступал в НХЛ с 1946 по 1971 года, ВХА с 1973 по 1979 года. Четырехкратный обладатель Кубка Стэнли. Шестикратный обладатель Харт Трофи (самый полезный игрок чемпионата НХЛ). Шестикратный обладатель Арт Росс Трофи (самый результативный игрок сезона). Также обладатель множества других достижений в НХЛ и ВХА. Старейший игрок в истории НХЛ, который играл в официальных матчах НХЛ в  52 года.

Хоу родился в муниципалитете Фловал, провинции Саскачеван (Канада) в семье Кэтлин (родилась в Штутгарте) и Альберта (родился в Миннесоте) Хоу. Раньше он всегда говорил: «Я просто фермерский мальчик из Саскачевана». Он был шестым из девяти детей в семье Хоу. Когда Горди был младенцем, его семья переехала в Саскатаун, где он вырос и научился играть в хоккей. Семья его жила небогато – было время, когда детей весь день кормили только овсяной кашей. Да и первые коньки у Горди появились не из магазина. Его мать пожалела соседку и купила у той мешок разного барахла, за полтора доллара, из денег, которые были отложены ей на молоко, в котором и были пресловутые коньки. Они были велики для молодого спортсмена, и он одевал несколько носков, чтобы можно было выйти в коньках на лед.

Кататься на коньках Горди начал с 4-х лет, а играть в хоккей начал в школе. Сначала играл в воротах, потом защитником, а затем устроился нападающим. В 13 лет о молодом хоккеисте заговорили. Хоу: «Мы играли на выезде, и я забил три гола. В газетах писали, что «Хоу – будущая звезда НХЛ». После чего я всерьез решил посвятить свою жизнь хоккею». Его мать Кэтрин вспоминала, что сын полностью посвятил себя хоккею, тренируясь все свободное время, несмотря на то, что имел минимум хоккейного снаряжения.

В 15 лет его пригласили в летний тренировочный лагерь клуба НХЛ «Нью-Йорк Рейнджерс». Хоу: «Я помню, как мне выдали форму «Рейнджерс» и снаряжение. Я расписался за них, но просто не знал, для чего нужна по меньшей мере половина этих предметов. Я не знал, к примеру, зачем нужен пояс, защищающий пах. Сидел в раздевалке, беспомощно глядя, как будут пользоваться этими вещами другие ребята».

Горди рос сильным и ловким молодым человеком. Однажды отец ему нашел работу на бетонном заводе. Там Хоу велели перенести мешки цемента и сложить их аккуратно в стопку. Через десять минут он зашел к начальнику, и спросил, что дальше делать. Начальник был вессьма удивлен скоростью выполнения задания. Неизвестно точно, сколько было мешков, но оказалось, что он брал по одному мешку в каждую руку (25 кг) и без труда быстро перенес их на место.

Профессионально Хоу стал играть с сезона 1945-1946 в клубе «Рыцари Омахи» (фарм-клуб «Детройта»), в низшей хоккейной лиге. Как вспоминал Горди, когда ему предложили контракт, он был на седьмом небе от счастья. Контракт был подписан на 2700 долларов, и он отметил его кружкой пива, первой в его жизни. В том сезоне он не только скопил 1700 долларов, но и набрал 48 очков (22+26). Свой следующий сезон Хоу начал в составе команды «Детройт Ред Уингз», которой впоследствии отдал 25 лет своей профессиональной карьеры.

Свой первый матч он сыграл 16 октября 1946 года против «Торонто». Он не только забросил свою первую шайбу в НХЛ, но и отметился своей жесткостью в силовых единоборствах. В одном из эпизодов он с такой яростью напал на капитана «Торонто» Сила Эппса, что того увели со льда с травмой колена. Не чурался Хоу и драк, вступая в них при первой возможности. Дошло до того, что тренер «Детройта» после одного из матчей вызвал его себе в кабинет и сказал: «Сынок, ты себя показал. Кончай драться и начинай играть в хоккей». В своем первом сезоне в НХЛ Горди за 58 матчей заработал 22 очка (7+15).

Но драться Хоу не прекратил, получая порой даже ненужные штрафные минуты в безобидных для команды эпизодах, хотя все таки пыл свой поумерил. Его коллеги вспоминали, что Горди спокойный и даже сдержанный вне площадки, становился злобным и жестким на льду. Один из его противников вспоминал: «С этим Хоу трудно. Ты катишь рядом с ним, а у него вид такой, что невольно ожидаешь, что он спросит, как жена или дети. Вдруг ты получаешь локтем по лицу, клюшкой в ребро и коленом в пах». Его соперники утверждали, что Хоу имеет самые твердые локти в НХЛ. У него одно время была кличка "Мистер Локоть".  Знаменитый "хеь-трик  Хоу - заброшенная шайба + голевой пас + 2 минуты за удар локтем".

В свой первый год в «Детройте» Хоу играл под номером «17». В межсезонье, когда клуб покинул Рой Конахер, Горди получил номер «9», под которым играл все последующие годы в команде. Со своей будущей женой Коллин он познакомился в 1951 году в зале для игры в боулинг. На тот момент ей было 17 лет. В 1953 году они поженились, и купили небольшой домик в северо-западной части Детройта. Когда семья разрослась (у них было четверо детей: Марти, Марк, Мюррей и Кэти), они приобрели большой дом в предместье Детройта.

Одной из главных черт характера, которую отмечали его современники, было то, что он никогда никого не прощал на льду. Широко известна одна байка на этот счет: будто бы в 1960 году против Хоу жестко сыграл защитник соперничавшей команды Боб Баун («Торонто Мэйпл Лифс»). Хоу этого не забыл, и через долгие семь лет, после броска по воротам, по инерции ударил Бауна крюком в горло и, стоя над поверженным соперником сказал: «Теперь мы квиты». Сам же Баун не считает эту историю байкой, тем более, что после удара Хоу, он подумал, что тот сломал ему шею. Тренер Гарри Нил вспоминал, как Хоу советовал одному из игроков: «Не надо лезть на соперника сейчас. Выжди. Следующая игра, через месяц, через год. Когда он уже и забудет о случившемся».

- Все боялись Горди. Все. Сезон 1962/63, мой дебют в НХЛ. Первая моя игра против «Детройта». Я играл с Рателем и Бэлоном. В игре с «Детройтом» нам предстояло противостоять Горди, Дельвеккио и Макдональду. Непростая задача. В конце первого периода я очнулся, лежа на спине в центре льда, от запаха нюхательной соли. Мои партнеры подняли меня и помогли добраться до скамейки. У меня двоилось в глазах, но я мог различить, как лайнсмен проезжает мимо. Затем он сказал: «Девятый номер». И на этом все. Позже я узнал, что Горди врезал мне локтем в голову. И он даже не получил штраф за это. Я поклялся, что расквитаюсь с ним за тот удар. Ждал удобного случая, но он мне так и не подвернулся. Да я и не горел желанием связываться с ним, - Род Гилберт.

Несмотря на тот удар локтем, Гилберт считал Хоу величайшим игроком в хоккей, который великолепно владел клюшкой, был замечательным распасовщиком, и отобрать у него шайбу было практически нереально. Также Гилберт называл Хоу добрый и щедрым человеком. Но вне льда. На льду Горди не любил хоккеистов из других команд, и если кто-то применял против него силовой прием, то Хоу не успокаивался, пока не наказывал обидчика.

Также широко известна стычка Хоу со звездой НХЛ и «Монреаля» Мориса («Ракеты») Ришара. Хоу: «Я ударил его один раз, и он развернулся, как ракета, и упал. Ему было не так уж и больно, и я стал смеяться. Но мой смех прекратился, когда на меня набросились восемь парней «Монреаля». Несмотря на эту стычку оба спортсмена весьма уважительно говорили друг о друге.


- Горди моргал каждые 10 секунд. Но делал это медленно, что было последствием травмы черепа. При первой встрече это могло показаться даже странным. Однажды Горди встал на точку вбрасывания в игре с «Чикаго». Когда судья ввел шайбу в игру, то Хоу, неожиданно, ткнул клюшкой соперника в пах. Беднягу унесли со льда. Судья спросил: «Какого черта это было?» - «Он дразнил меня, подмигивая мне» - «Тупой з…ц, у него такая же фигня с глазами, что и у тебя», - Тед Линдсэй.

Репутация забияки и постоянная готовность Хоу к рукопашной, породило интересный мем: «хет-трик Горди Хоу». Так обозначался случай, когда игрок за один матч забивает шайбу, делает голевую передачу и участвует в драке. Правда, этот термин получил известность уже после того, как Хоу завершил карьеру. Еще у Хоу было весьма однозначное прозвище – «Мистер локти». И только после того, как он забросил в НХЛ свою 500-ю шайбу, оно сменилось на «Мистер хоккей».

Стэн Микита (игрок «Чикаго Блэкхокс») вспоминал, как он впервые столкнулся с Хоу, и чем же закончилось. Перед игрой его тренер предупредил, чтобы молодой игрок не смел связываться с Горди. В одном из столкновений на площадке они с Хоу вдвоем бросились за шайбой в углу. Стэн хотел свой клюшкой поднять клюшку Хоу, но промахнулся и кончик его клюшки ударил в щеку Горди. У Хоу пошла кровь. Он вытер ее, и оглянулся, чтобы посмотреть, кто это сделал.

Микита: «Естественно, поскольку я считал себя Божьим даром хоккею, я тявкнул на него. Я ухмыльнулся и сказал что-то о том, что он старик, которому не место на льду». Когда хоккеисты отправились на перерыв к Миките подошел Линдсэй, и сказал, что Стэну не следовало так грубо разговаривать с Хоу. Тогда Микита подумал, что Линдсэй преувеличивает, и Хоу забудет, что произошло. Но он ошибался. В том же сезоне Горди возвратил должок. Микита: «Мы пересеклись в центре льда, и следующее, что я помню, это то, что я стою на четвереньках. У меня болела голова, и я не знал, что меня ударило. Удивительно, но никто, казалось, не знал, что меня ударило, включая рефери». Стэн был так ошарашен, что попытался залезть на скамейку соперников, но оттуда его не слишком вежливо выпихнули.

- Я очень уважал Хоу. В самом начале моей карьеры на вбрасывании я занял позицию напротив Горди. Мне велели его держать. Но едва раздался свисток, как Горди въехал мне в лицо локтем! У меня пошла кровь, и я в ответ ударил его клюшкой. Нас удалили. В то время скамейка штрафников была одна, а между игроками сидел полицейский. Я повернулся к Горди, и крикнул: «А ты еще был моим кумиром, сукин сын!» - «Что ты сказал, макаронник?!» - «Ничего, мистер Хоу», - Фил Эспозито.

После сезона 1970/71 Хоу заявил о завершение карьеры в НХЛ, в связи с артритом левой кисти. Отклонив предложение занять пост главного тренера «Нью-Йорк Айлендерс», Хоу стал работать вице-президентом «Детройта». Однако уже в 1973 году он вернулся на лед. Менеджер клуба ВХА «Хьюстон Аэрос» на одной из вечеринок в шутку предложил Хоу вместе с сыновьями Марти и Марком присоединиться к их клубу. Хоу согласился – он давно мечтал сыграть вместе с сыновьями. Горди сделал операцию на левой руке и, завоевав приз лучшего игрока ВХА, и привел команду к чемпионскому титулу. На заставке Горди Хоу с сыновьями в форме команды "Хьюстон Аэрос".

- После первой тренировки мне хотелось умереть. Десять дней я думал, что сделал самую большую ошибку в жизни. А потом втянулся. И если бы я сильно провалился, то люди запомнили бы меня больше за то, что я попытался сделать глупое возвращение в 45 лет, чем за все остальные вещи, которые я делал в хоккее, - Горди Хоу.

После знаменитой серии 1972 года между сборными СССР и Канады (НХЛ), лига ВХА тоже выступила с инициативой провести подобную серию. ВХА разослала приглашения всем известным хоккеистам, но НХЛ запретила своим хоккеистам играть в объединенной команде, и поэтому в серии 1974 года в команде Канады играли только хоккеисты ВХА. Владимир Юрзинов (второй тренер сборной СССР): «ВХА конкурировали с НХЛ. Они скупили очень много звезд. Кто знает, выиграй они тогда у нас, может быть, эта лига существовала бы до сих пор».

Горди Хоу в той серии был, наряду с Бобби Халлом, одним из лидеров команды, заняв в списке бомбардиров 4-е место. Он забросил три шайбы и сделал четыре голевых передачи в семи матчах. Также он использую свое влияние, сумел протащить в сборную ВХА обоих своих сыновей. Марти, как защитник, отличиться не сумел, а Марк в списке бомбардиров добрался до почетного 9-го места, набрав 6 очков (2+4) в шести матчах.

- Советские игроки выглядели впечатляюще. У них была военная дисциплина, и они никогда не переставали передвигаться на льду. Скауты в своих отчетах писали, что Советы никогда не бросают от синей линии. Это было похоже на правду. Они не бросали от синей линии. Они забивали от синей линии. Советы, против которых мы играли в 1974, не были нашими злейшими врагами, как мы считали тогда. Они были точно такие же, как мы – хоккеисты, просто играющие за свою страну, - Горди Хоу.

Великий советский комментатор Николай Озеров называл Хоу в той серии одним из сильнейших игроков, несмотря на возраст: жестким, беспощадным, самоотверженным, хорошим организатором в атаке и обороне. Владимир Петров: «Хоу был человеком, который выходил на площадку и вызывал у противника страх уже своей осанкой и статью. Он был технически оснащенным игроком, который умел все: бросить, провести силовой прием, ответить на грубость. «Стальной локоть» - так мы его называли».

Защитник Владимир Лутченко вспоминал о Хоу, как об атлете, который в одном хоккейном эпизоде взял Геннадия Цыганкова на «вилы» и поднял надо льдом. Да и острые локти Хоу Владимир Яковлевич на себе не раз ощущал. Борис Михайлов вспоминал, что Хоу мог так «воткнуть» клюшкой или локтем, когда судья не видит, что мало не покажется. Борис Кулагин (главный тренер сборной СССР): «Халл и Хоу еще раз доказали: возраст отличным спортсменам не помеха!»

В той серии 1974 года в Канаде сборные поделили очки (2 ничья, по одной победе), а в СССР преимущество было на стороне советской команды – 3 победы и одна ничья. Бобби Халл (лучший бомбардир серии): «Это были напряженные, интересные для игроков и зрителей встречи».

- Я пересекаю синюю линию, а в этот момент Хоу попадает мне клюшкой по лбу. Через некоторое время мы вбросили шайбу в их зону, и Горди поехал подбирать ее. В этот момент я врезался в него. Решил, что нужно показать ему, что со мной шутки плохи. Он ударился о борт, и мы вместе повалились на лед. Он лишь удивленно посмотрел на меня. После матча журналисты стали спрашивать, почему мы не подрались. Я ответил: «Это была безвыигрышная ситуация. Если бы я его побил, то побил бы 50-летнего старика. Если бы он выбил из меня все д…, что весьма вероятно, то меня отметелил бы 50-летний мужик». Через месяц мы снова встретились. Он подъехал ко мне и подмигнул: «Ты здорово меня потрепал, пацан». Это было потрясающе, - Рик Дадли.

В 1979 году произошло объединения ВХА и НХЛ, и сезон 1979/80 стал последним полным сезоном в карьере Хоу. 11 апреля 1980 года, в возрасте 52 лет, он провел свой последний матч в НХЛ. Он планировал остаться в НХЛ, и предложил клубу, в котором выступал («Хатфорд Уэйлерс») подписать с ним контракт, как с играющим тренером. Но его предложение было отклонено. Кстати, в 1997 году, в возрасте 69 лет, он вышел на лед на одну смену в составе клуба «Детройт Вайперс» (лига МХЛ).

И если хоккей был его любимой профессией, то рыбалка и гольф любимыми видами активного отдыха. После окончания карьеры он вместе с женой Коллин учредили «Фонд Хоу», в котором помогали подросткам из малообеспеченных семей. Также он был одним из основателей хоккейного клуба «Ванкувер Джайентс». Во многом благодаря своему характеру и жесткому поведению на льду у него было более 300 шрамов, поврежденный хрящ колена, сломанные ребра, сломанное запястье, несколько сломанных пальцев на ногах, травма лодыжки и т.п. Да и сезон 1949/50 мог стать для Хоу последним – он врезался головой в бортик и проломил череп. Также был сломан нос и скуловая кость.

- Это был благотворительный матч, мы играли с командой полиции. И в их составе был молодой и агрессивный парень. Горди крикнул ему: «Эй, сынок, это же благотворительный матч». Он подождал несколько минут, но ничего не изменилось. Так что Хоу перелез через борт и зажал этого парня в углу. А затем… Бум. Три удара локтем, и у парня сломан нос. Горди был тогда 61 год. Когда бедолагу уносили со льда, Хоу сказал: «Погодите, - подъехал к парню и сказал: «Я попытался докричаться до тебя сынок. Я предупреждал», - Брент Петерсон.

Гордон (Горди) Хоу скончался 10 июня 2016 года в возрасте 88 лет.

В статье использованы публикации следующих изданий: Википедия, «Спорт-Экспресс», Д. Вайпонд «Горди Хоу, номер 9», matchTV.ru, sports.ru.