27 февраля 1943 года

Олег Каминский
На снимке: торпедированная канонерская лодка «Красная Грузия», сидящая на грунте.

Североморский театр боевых действий:
Батареи № 140, № 221 и № 232 113-го артдивизиона на полуострове Средний потопили у Петсамо транспорт (3 тыс. брт).
Вражеская артиллерия потопила в губе Мотка мотобот «Искури».
Авиация Северного флота прикрывала союзный конвой, вела воздушную разведку.
Во время «свободной охоты» у берегов Норвегии отличились экипажи самолетов-торпедоносцев 24-го минно-торпедного авиационного полка. Экипаж старшего лейтенанта Шкаруба К.Ф. потопил в районе Конгс-фьорда транспорт (12 тыс. брт), а экипаж старшего лейтенанта Балашова В.П. - сторожевой корабль противника.
Самолеты противника бомбили Мурманск и пост Городецкий, повредив в порту 1 английский транспорт, сбросили мины в Кольском заливе, вели воздушную разведку.
В 15 часов 40 минут подводная лодка Щ-422 (капитан 3 ранга Видяев Ф.А.) у Тана-фьорда 4-торпедным залпом безуспешно атаковала 1 сторожевой корабль, сопровождавший германский пароход «Hartmut» (2.713 брт) и норвежский танкер «Banco» (462 брт). Немцы заметили атаку, наблюдая след двух торпед, одна из которых шла по поверхности. В ответ было сброшено четыре глубинные бомбы, в результате чего Щ-422 получила незначительные повреждения. 
В Кольский залив прибыли 15 транспортов и 15 кораблей охранения конвоя JW-53. Семь транспортов направились дальше в Архангельск, а остальные пятнадцать уже в тот же день встали под разгрузку у причалов в порту Мурманска, а также на его рейде. Они доставили в общей сложности 65.282 тонны различных грузов.

Балтийский театр боевых действий:
Огонь по врагу под Ленинградом вели 4 эсминца, 2 береговые и 10 ж.-д. батарей. Противник обстреливал Сестрорецк, форт «Первомайский», Торговый порт, а на Ладоге – Жихарево, Назию и новую железную дорогу.
Авиация Балтийского флота штурмовала батарею врага у Новополья, вела воздушную разведку.
Неприятель сбросил бомбы на Лавенсари, вёл воздушную разведку.

Черноморский театр боевых действий:
Авиация Черноморского флота ставила мины в Керченском проливе, бомбила Камыш-Бурун, Гадючий Кут, Тамань и Анапу, прикрывала Геленджик.
В районе Геленджика противник сбросил бомбы и мины.
Подводная лодка М-55 вышла на позицию у мыса Киик-Атлама, а подводная лодка Д-5 возвратилась в базу.
Из-за ошибок в счислении, набег катеров на Камыш-Бурун не состоялся.
Корабли флота доставили на Мысхако 1.008 человек, 28 миномётов, другие грузы и вывезли 356 человек.
Велось траление фарватеров.
Межбазовые переходы выполняли 10, а плавание 3 судов обеспечивали 4 корабля и катера.
В ночь с 27 на 28 февраля немецкие торпедные катера S-26, S-51, S-72 и S-102 атаковали наши корабли, занимавшиеся выгрузкой пополнения и грузов на плацдарм Мысхако. В 23 часа 23 минуты катер S-51 (капитан-лейтенант Герман Бюхтинг) поразил торпедой канонерскую лодку «Красная Грузия» (1.400 тонн) (капитан 3 ранга Катунцевский Г.В.), которая через некоторое время села на грунт. А в 23 часа 25 минут катера S-26 (капитан-лейтенант Курт Фиммен) и S-47 (обер-лейтенант Отто Шленцка) торпедировали базовый тральщик Т-403 «Груз» (441 тонна), стоявший на якоре в 3,5 кабельтовых от берега. Вскоре, после полуночи тральщик опрокинулся на левый борт и затонул. От торпеды S-51 погиб также сторожевой катер «Рация» и, предположительно, ещё один катер. Кроме того, катер S-28 (обер-лейтенант Карл-Фридрих Кюнцель) там же в районе Мысхако торпедировал и потопил 800-тонный пароход.
Этой же ночью, на маршруте движения конвоев к Малой земле, немецкие торпедные катера произвели одну минную постановку, выставив 24 мины.

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1993 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...