Трагедия когнитивного диссонанса ведра поп-корна

Олег Калинка
Антигона".
Импровизация театра по одноимённым пьесам Жана Ануя, Софокла и фрагментам произведений Рои Хена.
Режиссер – Александр Морфов (Болгария). Художник – Семён Пастух. Художник по костюмам – Ника Велегжанинова. Режиссёр по пластике – Игорь Качаев.
Действующие лица исполнители:
Антигона – Анна Слынько.
Креон – Борис Ивушин.
Исмена – Анна Мигицко.
Хамон - Дмитрий Хасанов.
Иокаста Эвредика – Анна Дюкова.
Первый секретарь Креона – Олег Сенченко.
Корефей Хора – Кузьма Стомаченко.
Полиник –Иван Стрюк.
Этеокл – Никита Остриков.
Эдип Царь, стражник – Дмитрий Ткаченко.
Стражники – Кирилл Таскин, Дмитрий Ткаченко, Константин Федин.
Помощник секретаря – Артём Кузьмин.
Девушки при дворе Креона – Ирина Волкова, Дарья Теплова.
Хор города Фивы – Ирина Волкова, Василий Гетманов, Иван Стрюк, Никита Остриков, Кирилл Таскин, Дарья Теплова, Константин Федин.
Корифей оркестра (гитара, скрипка, кахон, синтезатор) – Максим Подзин.
Оркестр – Василий Гетманов, Кузьма Стомаченко, Дмитрий Ткаченко, Кирилл Таскин. Дельфийский Оракул – Мария Полумогина.
 ТЮЗ имени А.А.Брянцева. Премьера 8 октября 2021
В спектакле «Антигона» Александр Морфов обращается к полу-мифическому сюжету, извлеченному Сафоклом из исторических глубин истории Древней Греции, который он превращает в плоскость познания человеческого общества. В нём история Антигоны - это особая сюжетообразующая основа, предоставившая ему возможность изучение законов управляющих человеческим обществом, факторов влияние на формирование мировоззренческой системы и поведенческих паттернов людей. Это особое  пространство познания, в котором история полу-мифического персонажа по имени Антигона, облеченная в драматургическую форму, позволило современникам Софокла и многим последующим поколениям изучить сложный процесс формирования человеческого восприятия окружающего мира. Этот особый драматургический зоом эффект  извлекает этот яркий артефакт драматургической археологии и превращает его в мощнейший объект творческой инспирации для мириад творцов и новаторов театральных подмостков.
Спектакль Александра Морфова «Антигона» в мириаде попыток переосмысления древнегреческого сюжета, в многочисленном множестве изысканий новых смыслов и замыслов выделяется своим подходом к воплощению, который осуществляется в виде мульти- временной драматургической конструкции. Её особенность в форме совмещения различных взглядов на произведения Софокла и особом драматургическом синтезе, соединяющем в себе различные видения истории Антигоны, в финальном продукте которого аутентичная первооснова Софокла, полностью сохранена. Вокруг неё здесь создаётся особое сюжетное пространство благодаря интегрированию в неё трактовки Жана Ануя и видения Рои Хена, которые в разное времена создали токую, контекстную прорисовку образов и сюжета древнегреческой трагедии.
В этой драматургической конструкции совмещение различных концепций восприятия создаёт эффект многомерности, который выводит историю из-под влияния исторических условностей, яркой ауры полу-мифических образов древнегреческой трагедии, направляет наше внимание на решении сложной, двуединой драматургической задачи познания. Одной из компонентов этой задачи является изучение одной из основополагающих концепций драматургии Софокла, на изучение концепции трагедии человеческой жизни. Второй компонентой этой двуединой задачи является изучение плодов познания Софокла законов и факторов, определяющих парадигму человеческого существования, его мировоззренческую систему. Особенностью плодов познания древнегреческого мыслителя и драматурга в том, что они универсальны и не подвластности времени. Сегодня, в реалиях нашего двадцать первого века проблематика и законы, управляющие человеческим обществом, описанные Софоклом, сохраняют свою актуальность, так как люди в своих поступках и взглядах незначительно отличаются от героев древнегреческой трагедии.
  В спектакле поняиме трагедии извлекается из её современной концепции, в которой фатализм, драматическая основа доминирует, она создаёт яркий ассоциативный ряд, определяющий шаблон зрительского восприятия. В этом обращении к истории Антигоны Морфов создаёт эффект ренессанс –восстановления, возрождающий первоначальное значение и понимание концепции трагедии человеческой жизни. В это форме концептуального ренессанса мы возвращаемся к первоначальной концепции в которой Софокл рассматривал человеческую жизнь в качестве отрезка, заключённого между двумя символическими точками, рождением и смертью человека. Это временное пространство является пространство создания индивидуальной проекции трагедии, в нём человек, в своём неправленом движении проходит через различные точки, сталкивается с многообразными жизненными ситуациями, моментами принятия решений, переживаниями etc. В этих особых точках на линейном отрезке жизненного пути происходит аккумуляция знаний и жизненного опыта, формирование мировоззренческой системы, все это и многое другое соединяется воедино и создаёт индивидуальную проекцию трагедии. В спектакле Морфова эта концепция определяет направление вектора и плоскости нашего познания в котором мы делаем свои первые шаги к пониманию трагедии через изучение сюжетообразующего события –триггера, запускающего процесс изменение пространства человеческой жизни.
В истории Антигоны и людей пространства её существование это событие происходит в особой точке пересечения времени и пространства, её особенностью  в том, что она создаёт драматический излом на линейном отрезке человеческой жизни. В этой силовой точке происходят знаковые события, вносящие собственные коррективы, перекраивающие пространство человеческой жизни по собственным шаблонам. В спектакле Морфова эта точка излома обозначена фатальным финалом поединка братьев Антигоны, на сценическом полотне этот драматический момент нарисован контурными линиями, он вынесен за границы сюжетного пространства, но это не уменьшает его значимость. В спектакле финал поединка братьев Антигоны – это мощный фактор влияния на человеческое общество в целом и на каждого его члена в отдельности. Одновременно пространство этого сюжетного фрагмента трагический финал поединка это прелюдия или увертюра, которая подготавливает зрителя к процессу осмысления всех последующих событий и проекции трагедии на макро и микро-уровне. Участники этого поединка, чьи силуэты возникают в поле нашего зрения в начальной точке, продолжают незримо присутствовать в пост- событийном пространстве человеческой жизни и здесь его в их образах явно ощущаются отголоски образа призрака отца Гамлета.  Контурные линии их образов их присутствие в пространстве создают проекцию, в которой отчётливо видна начальная точка процесса смена эпох. В нём происходит смена времён, при которой эра Царя Эдипа (Дмитрий Ткаченко) уходит безвозвратно в прошлое, она контекстно-замещается началом правления Царя Клеона (Борис Ивушин), вносящими новые реалии и иные понимание ценностей человеческой жизни. Их внезапное вторжение в общественное пространство создаёт эту точку излома, которая запускает у людей процесс переосмысления мировоззренческой системы, пересмотр понимание главных ценностей человеческой жизни и формирование новой парадигмы существования.
Наше изучение процессов инициированных финалом поединка осуществляется в сообществе, в котором пространство образов персонажей предоставляет нам возможность для анализа внутреннего мира человека в точке излома исторического пространства. В спектакле Морфова галерея образов персонажей - это некое подобие социологической репрезентативной выборки или среза человеческого общества. В нём нами осуществляется анализ индивидуальных проекций трагедий, которые мы сопоставляем с целью выявления в них точек совпадений и различий. Другой уникальной особенностью этой модели человеческого общества в особой диспозиции персонажей в нём, её биполярном характере, в котором мы видим пространство - центричный и контекстно - образующий образ Антигоны (Анна Слынько), формирующий один полис пространства, а царь Креон другой. Модель человеческого общества образованная этим персонажами рассматривается нами через призму этой концепции человеческой жизни, места формирования индивидуальной проекции трагедии. В нём наше изучение галереи образов Софокла проводит наш путь осмысления через критический и сопоставительный анализ мировоззренческих систем и здесь главным объектом нашего исследования является система взглядов и убеждений человека находящегося в точке излома исторического пространства. Наше изучение пространств образов, их позиции и восприятие новых реалий человеческой жизни рассматриваются нами с позиции отдаления или приближения к одному из двух полисов.
Общественное пространство, заключенное между этими полюсами рассматривается в виде плоскости, в которой мы наблюдаем сообщество людей в процессе адаптации к реалиям эпохи Царя Клеона. В этой точке жизненного пространства их реакция на новые реалии позволяет нам вывести ряд характерных паттернов восприятия, каждый из которых мы рассматриваем с позиции биполярности общественного пространства. Наше изучение образа Антигоны и её реакции на новое реалии мы видим, что в этой точке на отрезке её жизни она переосмысливает свою мировоззренческую систему и понимание основных ценностей человеческой жизни. Она в результате своего метафизического осмысления в корне меняет парадигму своего существования и таким образом создаёт символический максимум- абсолют или полис общественного пространства. В своём понимании парадигмы человеческого существования она отрывается от окружающих её людей тем, что не следует по их стопам приспособления и обустройству собственной зоны комфорта и благополучия в новых условиях. Плоды и выводы её метафизического поиска смысла жизни непонятны окружающим, этот конфликт приходят их к когнитивному диссонансу. Это особое психо - эмоциональное состояние возникает здесь в результате не понимания поступков и решений Антигоны, их причинно-следственных связей, люди окружающие её абсолютно уверены в истинности их собственной концепции жизни и её опорных столпов. Их попытки осмыслить поступки Антигоны и форматировать пространство её жизни по собственным шаблонам bon vivon паттерну жизни оказываются безуспешными и это приводят их к формированию зоны отчуждения и непонимания вокруг Антигоны. Её метафизический поиск не вызывает у них эмоциональной вовлечённости или импатии, в своём наблюдении драмы жизни Антигоны они подобны зрителям кинотеатра, смотрящим картину с ведром попкорна.
В спектакле «Антигона» Александр Морфов в своём обращении к древнегреческому сюжету предоставляет нам возможность взглянуть на пространство собственной жизни и рассмотреть в ней индивидуальную проекцию трагедии. В спектакле история Антигоны и людей пространства её жизни это возможность для каждого подвергнуть критическому анализу её компонентам и здесь каждый из нас может определить собственное понимание человеческого счастья, главные ценности человеческой жизни и скорректировать свою собственную проекцию трагедии.