Награждены посмертно

Татьяна Пушкарева
Мальчишки – вихрастое племя,
Лишь только шинели наденут,
Становятся ростом повыше
И сразу как будто взрослеют…

Об истории двух мальчишек, в судьбах которых было много неповторимого и общего и которые теперь навек останутся в памяти шебалинцев 25-летними отважными земляками, этот рассказ.

 Иовбак Игорь        и      Лобачев Александр.


Игорь родился в селе Шебалино Бийского района 26 ноября 1996года, здесь же ходил в садик, окончил среднюю школу и жил до армии.  Саша появился на свет в Бийске почти через год - 25.08.1997г., там же воспитывался в детском саду и 8 лет учился в школе № 25; в 2012 году семья переехала в Шебалино, и последние 3 года он учился в Шебалинской школе.
Оба – первенцы у мам и старшие братья для младших, которых у Игоря  три, у Саши – один.

Про Игоря мама Елена Владимировна вспоминает, что в раннем детстве он ничем особым не  выделялся. Жили они тогда у ее бабушки.  Рос спокойным. Не дергался, не прыгал, как некоторые дети, а рассуждал обо всем и  подолгу сидел за рисованием. Вспоминает, какой он маленьким был: бегал быстро и вечно хохотал, как колокольчик. Любил слушать бабушкины сказки. Потом сам научился читать.
Пошел в школу в 6 лет. Хорошо учился, все также любил рисовать. Читал много. Учитель начальных классов говорила, что он – мудрый, аккуратный ребенок. Ходил в начальную школу, когда родились братья:  Артур, потом – Юра. «… помогал смотреть за ними, водился, пока я управлялась. Два часа вечером с ними было его обязанностью. Прибегал и водился. Вообще он был спокойный. Ему скажешь – он сделает. Никогда не слышала, чтобы огрызался со мной. До 13 лет вообще звал меня «на Вы». Потом уже удалось перевести отношения на более доверительные, теплые. Не был многословным, но нигде никого не обидел, рос спокойным, светлым человеком.  Проявлял и упрямство. Бывало, скажу, что не понравится – сморщится и уйдет. Хоть мы с ним никогда не ругались, но если ему что-то действительно надо было, все равно  делал по-своему. Тихий и спокойный, но упрется и будет делать то, что считает нужным. Уважение к старшим и к педагогам у нас в семье не обсуждалось. У него всегда были друзья. С Женей Бойко едва не с рождения дружили – и в саду, и в школе, и потом. Иосиф Энгель. Артур Каковкин.
Я даже не могу вспомнить про него ничего плохого. Ну, случались детские шалости, курить как-то пробовали с мальчишками. Но как сын он был для меня идеальным. Всегда посмотрит - улыбнется, или губки сожмет и пойдет…
Школу закончил более-менее, хотя мог бы лучше. Но он больше всего любил рисовать. У него была общая тетрадь, в которой он рисовал при всяком подвернувшемся случае», - вспоминает мать, а я как бывший его учитель по русскому языку и литературе стопроцентно подтверждаю её последнюю фразу. Знаю, в старших классах он усомнился, что учиться стоит: все равно, мол, несостоятельным не пробиться, а «хозяева жизни» купят своим деткам места в вузах. А способности к учебе у него были, и был он начитанным, толковым парнем.

У Саши с самого раннего детства, когда еще в садик ходил, была тяга к морю и кораблям. Всегда мечтал об этой стихии.
 Мама Жанна Михайловна делится, что с братом Димой у Саши с самого детства была такая сильная связь, будто они были одно целое. При разнице в 5 лет Саша являлся для Димы и старшим братом, и отцом, и во всем примером. Всегда вместе и делали всё, и дурачились. Он Диму очень многому обучил, так как сам очень многое умел. К строительству тяга была – с ноля под ключ мог построить хоть что, включая монтаж сантехники. К рыбалке душа лежала. По дому с удовольствием помогал. Умел и любил вкусно готовить: с самого детства рядом был, интересовался – готовила мама обед, или заготовками занималась. Увлекался вышивкой (осталось несколько незаконченных картин крестиком). Спортом всегда занимался, особенно любил лыжи.  Любил животных: то и дело приносил домой и котят, и щенят. Птицам кормушки делал.
Когда Саша пришел в нашу школу в 9-й класс, я помню, большинство его новых одноклассников не отличались рвением к учебе. Вероятно, за компанию «с местными», он через какое-то время также стал позволять себе отказ от ответа или даже прогулять урок. Но когда однажды этот мальчишка написал мне контрольный словарный диктант на «5», мне стал понятен его потенциал, и в последовавшей беседе мы договорились, что за компанию свою судьбу не стоит строить. В 2015 году в концертной программе «Война пришла в наш каждый дом и навсегда в сердцах осталась»  районного смотра худ. самодеятельности к 70-летию Победы он и ученица из класса помладше были ведущими. Саша с удивительной готовностью повторял фразы, требовавшие доработки, столько, сколько требовалось, и сам задавал вопросы, если сомневался в интонации. Его более позднее прочувствованное выступление на выпускном и через годы нельзя без слез вспомнить.  Оканчивали полную школу они всего вчетвером, зато это были уже серьезные люди и хорошие друзья.
Такими были наши мальчики, пока учились в школе и жили рядом с нами в селе. Затем каждый из них отправился по-своему строить жизнь, но так или иначе оба пришли к контрактной воинской службе, повстречали любовь и создали хорошие семьи - что называется, стали на ноги.

Игорь в 11 классе задумал поступать в ФСБ, прошел профотбор. Сдав экзамены в школе, уехал в г. Курган. Однако разочаровался, что там в основном взрослые парни-контрактники, а ему всего 17 лет, и уехал обратно, даже экзамены сдавать не стал. В армию его со своим призывом осенью не взяли из-за недостаточного веса - ушел служить весной. Попал в Кантемировскую дивизию в Подмосковье.
«Год отслужил, - делится Елена Владимировна. - Мы встретили его на вокзале в Бийске. Помню, был вторник. А уже в четверг он поехал в военкомат писать заявление на контракт. Наверное, недельки две побыл дома, и в конце июня ему пришло отношение  в Юргу.  Уехал туда, устроился – подписал контракт на 3 года. Когда первый контракт закончился,  подписал второй.  Ему нравилось. Считаю, армия настроила его на рабочий и жизненный лад.  Дисциплина и требования были на пользу: его всегда нужно было подгонять. Был механиком-водителем БМП. С этой машиной не расставался все контракты. Делился, как строго требуют, чтобы техника  всегда была на ходу. Почувствовал на себе ответственность, возмужал. И отношение к жизни у него совсем другое стало. Конечно, оставались и спорные увлечения, например, татуировки, которые он со временем добавлял и добавлял. Когда  был уже на втором контракте, я добивалась, чтобы учился дальше, и он получил среднее профессиональное образование – стал специалистом  по обнаружению дефектов в газовом оборудовании. Получил водительские права на категорию «В», потом сказал, что мужчине надо иметь и категорию «С» -  проучился на категорию «С». Купил себе машину. Как-то всё стало у него складываться, стало на свои места. Был рад, что удается чего-то добиваться.  Сначала на квартире жил, потом встретил Лику – поженились».

Жена Игоря Анжелика Иовбак вспоминает: «Игорь служил в Кемеровской области в г. Юрге с 2016 года. В/ч 21005, должность – механик-водитель БМП 2МСО, 2МСВ, 1МСР, 1МСБ.
Был замечательным, любящим, заботливым - самым лучшим мужем и папой. Семью очень любил. Никогда у нас не было ссор или недопонимания. Друг друга понимали с полуслова. Доченьку обожал. К сожалению, проводил с нею мало времени, потому что, как только она родилась, как раз начались его командировки. Но, несмотря на это, семья у нас была дружная и любящая. У нас было очень много планов. Мы договаривались, что как только вернется из командировки, он уволится из армии – возьмем квартиру под ипотеку и будем жить мирной гражданской жизнью. У него была цель отучиться на все категории водительских прав. Права на вождение легкового автомобиля и КамАЗа получил, хотел еще получить права на вождение автобуса. Купил автомобиль – черную «Приору», о чем так давно мечтал.
Друзья его тоже отмечают, что он был хороший, заботливый, всегда готовый прийти на помощь. Никому никогда не отказывал в помощи».

Саша после школы поступил в Бийский Государственный Колледж  на факультет «Информационные системы», чтобы стать программистом,  проучился только 2 месяца до призыва на срочную службу. Отсрочку не дали, и он ушел служить. После демобилизации восстановился в колледже,  успешно его окончил, оставив о себе хорошую память  среди студентов и преподавателей. Затем  поступил в технологический институт в Бийске, чтобы заочно выучиться на механика. Успел окончить только один курс. Параллельно с учебой работал охранником в охранных предприятиях. Больше двух лет проработал в ведомственной железнодорожной охране, где  была перспектива роста и в этом направлении, и отучиться на машиниста.
Здесь же, в Бийске, встретил свою Ксюшу, которая раньше также училась в школе № 25 – сложилась замечательная пара.
«Ему нравилось работать на железной дороге, он очень любил свой караул, но в сердце, в душе  знал, что он – воин, что должен быть военным, что это его. Когда служил срочную в ВМФ, за год сменил 5 воинских частей: призвался в г. Ковров - демобилизовался уже из Калининграда. Этот город ему очень понравился, он в него влюбился, мечтал вернуться на подлодку и несколько раз подавал документы, чтоб попасть туда на контрактную службу. Никак в этом плане не успокаивался и подписал контракт, правда, в Бийском военкомате ему дали отношение и отправили в г. Петропавловск Камчатский. Уехал и обустроился, потом и я к нему уехала, – вспоминает его жена Ксения Лобачева. - Служил в морской пехоте в дружном, сплоченном взводе управления начальника артиллерии. Отличался тем, что все воинские уставы соблюдал, службу очень любил. Ходил в наряды, трудился. Собирался стать офицером и служить до пенсии. Не успел: прослужил немногим  больше полутора лет,  дослужился до младшего сержанта. Осталось его фото на корабле на фоне моря. Это была его  первая командировка на корабле. Он ее очень ждал, потому что все, что связано с водой, с кораблями, его очень вдохновляло, придавало ему сил, от этого  он еще больше любил службу, потому что «родился в тельняшке».

По серьезному строили парни свою взрослую жизнь: определились с профессией и стали добиваться успеха, создали семьи, мечтали о будущем.  Однако уже готовилась специальная воинская операция России на Донбассе, достойными участниками которой им предстояло стать с ее первых дней.

"15 января 2022г Игорь уехал в командировку на 1 месяц на повышение квалификации, - рассказывает Анжелика Иовбак. - Вернулся 17 февраля, а в ночь с 19-го на 20-е февраля его отправили на учения в Белоруссию. 23 февраля прибыл на место сбора и прислал смс, что сдают телефоны и неизвестно, когда выйдет на связь. Ночью с 23-го на 24-е позвонил буквально на 10 мин и сказал, что их отправляют в Белоруссию на 10 дней и в этот период связи не будет. На самом деле их отправили на Украину. 6 марта он позвонил и сказал, что всё хорошо, жив и здоров. Сказал, что нас с доченькой любит, скучает и целует. Это был наш последний разговор, длившийся буквально 22 секунды…
После 17 марта мне позвонили и сообщили, что он получил открытое осколочное ранение с проникновением в области затылка. Я нашла информацию, в каком госпитале он находился. Он был там записан под чужими данными – врач опознал его по татуировкам.  Позже его сослуживцы рассказали, что ранен он был еще 7  марта в 25 км от г. Чернигова – его БМП расстреляли из миномета. После ранения постоянно находился без сознания. Когда кончился обстрел, сослуживцы нашли дом, в который смогли занести раненого и около суток ждали помощи. Приехавшие медики увезли его в госпиталь г. Гомеля, где экстренно сделали очень сложную многочасовую операцию.  Оттуда 11 марта авиабортом его отправили в 3-й филиал госпиталя Бурденко в г. Балашиха, где 15 марта в 7.50 ч он умер».

«Последний раз я с ним разговаривала по телефону 17 февраля: собирался в дорогу - бегал по магазинам,  - рассказывает Елена Владимировна. - 19-го он уехал. 23-го февраля скинула ему поздравление на ватсап – он его не прочел:  у них уже позабирали телефоны. Больше я его не слышала…  Страшно все это. Когда позвонили и сказали, что они на Украине, у меня было нехорошее предчувствие, что должно случиться что-то тяжелое. И до сих пор у меня в голове не укладывается, и всё не складывается – ничего не пойму, не доходит до меня. Лежу ночью – вспоминаю, какой он маленьким был… Единственное, что мне от него осталось – его дитё. Благодарна своей снохе, что она родила мне Сонечку. Сейчас беру ли ее на руки или она стоит возле меня (уже пытается ходить) – она смотрит на меня его глазами. У нее даже взгляд его. И головку так же держит, когда играет. И волосики у нее растут так же, как у него: такой же вихор на лбу. Такая же спокойненькая. Я беру ее на руки – как будто его беру…».

Жанна Михайловна говорит, что последний раз видела Сашу в декабре 2021-го: они с Ксюшей на месяц прилетали  в отпуск погостить и  улетели обратно в Петропавловск 24 декабря.
«Не успел добиться того, чего хотел по званию, по статусу, - делится Ксения Лобачева. - Но успел стать самым настоящим героем. Погиб в ходе специальной военной операции на Украине при освобождении от националистов железнодорожной станции г. Попасная Луганской области. В ходе ожесточенного боя отвлек огонь на себя, прикрыв сослуживцев, и  получил ранение, несовместимое с жизнью. Зато все ребята взвода остались живы, лишь некоторые были нетяжело ранены. Награжден посмертно Орденом Мужества. Он действительно совершил героический поступок. Не каждый, конечно, осмелится, но вот он был такой, героическое в нем всегда было. Очень сильно любил службу, любил армию, своих сослуживцев.
Каким был человеком? Это такая редкость на самом деле. В свои 24 года он был прямо настоящим мужчиной. Всегда держал свое слово, свои обещания. Был рукастый: мог починить абсолютно любую вещь в доме – сделать, починить, исправить. Очень любил жизнь. Был жизнерадостный, любил шутить, радоваться. Обладал хорошим чувством юмора. Был очень хорошим, солнечным человеком. Не один год являлся донором  - сдавал кровь. Помогал животным.  У него была такая добрая душа, такое большое сердце. Был человеком, очень сильным духом и физически. И всегда оставался  улыбчивым, добрым парнем и замечательным, примерным  мужем.  Дорожил семьей. Мы с ним очень сильно хотели ребенка. Дочку. Саша очень хотел дочку. Даже имя уже выбрали, но, к сожалению, не успели родить...».

И еще Ксения добавляет, что последнее фото Саша прислал из самолета, в который они уже загрузились  перед отправкой в Луганскую область. Он был уверен, что победа будет за нами, что все будет хорошо…

Все, действительно, будет хорошо, хотя предстоит еще долгий и трудный путь. Ради этого не пощадили своих жизней эти 25-летние ребята. 30 марта Минобороны России заявило о выполнении задач в направлении Киева и Чернигова:  на первом этапе операции Киев заставили  сконцентрироваться на удержании крупных городов,  чтобы не позволить использовать военные силы на главном, донбасском направлении. Значит, и Игорь не позволил.  В мае отвоевали Попасную, в одном из боев за которую еще в марте погиб Саша. Специальная военная операция на Украине продолжается, и нет сомнений в ее победном завершении.

Бесконечно горько, что наши погибшие земляки никогда не узнают об этом. Но в Зале боевой и трудовой славы «Истоки» в Шебалинской школе имени пятерых братьев Кравченко, погибших в годы Великой Отечественной войны, память о двух выпускниках, погибших в этой спецоперации и похороненных на родной земле 31 марта и 2 апреля 2022 года, будет увековечена. Пройдет время, и когда-то повзрослевшая дочь Игоря Викторовича Иовбака и девочка с именем, выбранным Лобачевым Александром Александровичем, найдут среди хранящихся семейных документов удостоверения к Орденам Мужества: «… награжден… за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга… посмертно».