Бог

Руслан Игнашкин
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображения бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной радости теряться
И благодарны слезы лить.
Г. Державин


                Вера в одного и единого Бога – это основной догмат Божественного Откровения, исповедуемый Вселенской Церковью в начальных стихах ее Символа Веры –  «Верую во Единаго Бога», это – своего рода душа всех библейских истин – богооткровенных истин, открытых пророкам и запечатленных в Священном Писании, принимаемых через свободную веру, а не посредством логических и экспериментальных, эмпирических и диалектических, научных и философских доказательств. Для христианского миросозерцания бытие Бога – богооткровенная истина, она принимается верой, а не доказывается – бытие Бога невозможно доказать, равно как и опровергнуть, но можно свободно принять или отвергнуть. Все рациональные доказательства бытия Божиего, столь ценимые католическими схоластами, убежденными, что Бог познается естественными силами разума,  а именно – космологическое, телеологическое, онтологическое, историческое, моральное доказательства, основанные на логических умозаключениях и аристотелевских силлогизмах ограниченного человеческого разума, поврежденного грехом, – являются яркими образцами религиозно-философского рационализма и не могут иметь никакой ценности в догматике Православной Церкви, ибо истина о бытии единого и всесовершенного Бога – это не логическая гипотеза и не очередная философская концепция, сформулированная мудрецами мира сего, а богооткровенная истина веры, хранимая, исповедуемая и истолковываемая Церковью, а сама пламенная и животворящая вера – это небесный дар Божий и свободное избрание человека, она не может зависеть от доказательств и трактовок, от умозрений и диалектики, она есть священное таинство, ее истоки –  на небесах и в сердце самого человека, уверовавшего в Бога. Если бы существование Бога, Его премудрость, благость и всемогущество можно было бы доказать научным и философским путем – эмпирически и логически, диалектически и математически, психологически и исторически, то ненужным бы и излишним оказалось бы Божественное Откровение и Священное Писание, пророки и Церковь, апостольская проповедь и вера. Наука исследует материальный мир и занимается изучением явлений чувственного бытия, она зиждется на фактах  логике, рациональном мышлении и доказательствах, но Бог есть Абсолютный Дух и надмирная Личность, Он выше чувств и выше нашего мышления, выше самих категорий бытия и небытия, а потому Бог не может быть объектом научного исследования. По слову святителя Григория Богослова: «разум всем людям дан от Бога, чтобы нас через видимую природу приводить к Богу». В Псалтыре сказано, что весь видимый мир – это великолепная симфония и величественная картина, возвещающая о бытии Творца вселенной – незримого и всемогущего Бога: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает» (Пс.18:2). Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что природа – это таинственная книга мудрости Божией, она – учительница естественного Богопознания, а сверхъестественное Богопознание запечатлено в Священном Писании через Откровение. Человек сотворен по образу и подобию Божиему, он наделен способностью к Богопознанию – усвоению Откровения через веру, надежду и любовь, через молитву и созерцание, сам человек свидетельствует о бытии Бога красноречивее, чем любая церковная проповедь и книга. Если человек познает самого себя – свою богоподобную личность, то он найдет в себе тень и образ Творца и Зиждителя вселенной, приобщится к Его великой премудрости. В каждого человека Господь вложил врожденную идею о Боге – это не совершенное априорное знание о Боге, иначе не было бы атеистов и материалистов, а все люди были бы мудрецами и богословами, это скорее богоустремленность человеческой души – семя Божие, которое в одних душах развивается и произрастает, приносит драгоценный плод святости, мудрости и благочестия, а в иных душах – иссушается и увядает как бесплодная смоковница. По богословскому разъяснению преподобного Иустина Поповича: «Если бы в духе человека априори существовало готовое знание и оформленная идея о Боге, которая бы своей очевидностью и ясностью неодолимо навязывала человеку убеждение в том, что Бог существует, то не было бы атеистов». Истинный и живой Бог пророков и Библии есть Сущий и Непостижимый, Он «обитает в неприступном свете» (1 Тим.6:16) и мрак соделал покрывалом Своим – превосходит познавательные способности всех тварных созданий – Ангелов и людей, ибо по Своей предвечной Божественной природе Он непостижим для нашего разума и недосягаем для чувственного восприятия и дискурсивных средств познания.. По слову преподобного Иустина Поповича: «Бог, всесторонне превосходящий пределы и возможности человеческих познаний, в частности – исследований методом научного экспериментирования, не может быть объектом прикладной науки. Недоступный для научных средств познания, Бог не может быть аналитическим путем ни познан, ни доказан». Как говорил святой Климент Александрийский: «Если под доказуемым знанием, необходимо понимать такое знание, которое требует более глубокого начала для того, что мы желаем доказать, тогда для Бога нет доказательства, Бог не может быть производным доказательства». Святой Афанасий Великий возвещая евангельскую истину, говорил: «Учение о Божестве преподается не в умственных доводах, но при посредстве веры и благоговейного благочестивого размышления». Когда философствующий и богословствующий человек соприкасается своей мыслью с Богом, то он сталкивается с величайшей и непроницаемой Тайной всех Тайн, он не может перебросить мост через пропасть неразрешимых парадоксов и антиномий, и только через особую духовную силу – веру, он приходит к непоколебимому убеждению, что существует истинный и живой Бог, от вечности превосходящий все в Своем совершенстве. В книге Исход Господь открывает Свое имя пророку Моисею и называет Себя – Сущим. По толкованию святителя Григория Богослова, это имя Божие означает, что Бог есть свободная и премудрая Личность, существующая Сама по Себе, заключающая в Себе абсолютную полноту бытия и являющуюся источником жизни – Он имеет жизнь в Самом Себе и «Сам дает жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25), и познание Его – дар Откровения.  Преподобный Иоанн Дамаскин – боговдохновенный поэт и богослов святой Церкви, провозглашал бесконечную непостижимость Бога, превосходящего наше понимание: «Бог не есть что-либо из существующего не потому, что Он совсем не существует, а потому, что Он выше всего существующего, даже выше самого бытия. Ибо если знание имеет своим предметом то, что существует, тогда то, что превышает знание, несомненно, будет выше и действительности; и наоборот: что превышает действительность, выше и знания. Божество, таким образом, бесконечно и непостижимо; и единственным, что в Нем постижимо, являются Его бесконечность и непостижимость». Святой Дионисий Ареопагит проповедовал, что Бог есть всемогущий Творец всего сущего, Он выше всего сущего – небесного и земного, Он абсолютно свободен и независим от всего, Он является непостижимым, но в то же время, Бог открывает Себя святой Церкви и миру в Своих таинственных и дивных действиях и мы можем познать Его могущество, любовь и премудрость. По разъяснению святителя Григория Богослова, вечные свойства Божии – это действительные выражения Божественной Сущности, но они не раскрывают ее во всей глубине, а «малыми мерами» охватывают необъятное Божие существо. По слову святого Афанасия Великого вечные Божьи свойства, раскрывают таинственность, безмерное богатство и дивную многогранность Божественной Жизни и пребывают в гармоничном единстве, принадлежа единому Богу: «Каждое Божественное свойство находится в Божественной Сущности, и если бы свойства существовали отдельно от нее или отдельно одно от другого, нераздельная Божественная Единица оказалась бы сложной  рассекаемой на сущность и случайное, что не может иметь места в Божестве». Преподобный Максим Исповедник пояснял, что все имена Божии – Любовь, Красота, Сила, Премудрость – ни каждое в отдельности, ни все вместе, не могут охватить всего бытия Божиего, а потому святые отцы Церкви называют единого Бога безыменным и многоименным, ведь Господь «по природе Своей вообще не соответствует какому-либо разряду сущего». По суждению святителя Василия Великого: «Мы знаем Бога по Его действиям, но не способны приблизиться к Его существу. Ибо Его действия нисходят к нам, тогда как Его существо остается неприступным». А святой Кирилл Иерусалимский говорил следующее, являя чудное смиренномудрие богослова: «О Боге говорим не все, сколько надлежало бы (ибо это только Ему одному известно), а сколько вмещает человеческое естество и сколько наша немощь может носить. Ибо мы не разъясняем, что такое есть Бог, но искренне признаемся, что не имеем о Нем совершенного знания. Ведь в том, что касается Бога, великое знание – признавать свое незнание».
                Бог непостижим для разума всех тварных созданий – Ангелов и людей, познать Его можно лишь настолько, насколько Он Сам открывает Себя, но запредельная Сущность Его всецело неприступна и непостижима. Как свидетельствует святой Кирилл Иерусалимский: «Что есть Бог в существе Своем, того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, то есть ни самые Ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью. Но для нашего благочестия довольно и того, если мы знаем, что имеем Бога единого, Бога сущего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе и есть Тот же». Вершиной апофатического и катафатического богословия Православной Церкви является учение о Святой Троице – о трех Божественных Лицах единого и единосущного Бога, которое нельзя рационально познать и объяснить, ибо это – неизъяснимая тайна, но через веру мы познаем Бога – воспринимаем богооткровенную истину о том, что Бог един в Существе Своем и троичен в Лицах. На страницах Священного Писания Господь Сам возвещает о Своей непостижимости – пророкам Моисею и Давиду было открыто, что человек не может узреть лика Божиго, а великий тайновидец и апостол Павел, вознесенный до третьего неба, видевший Рай и слышавший глаголы неизреченные, утверждал, что «Бог обитает в неприступном свете; Его никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16). В Новом Завете ясно провозглашается, что знание о Боге, совершенство Которого безмерно превосходит всякое наше понятие и представление о совершенстве, есть дар Божественного Откровения и никто не может знать Бога, кроме Самого Бога – Отца, Сына и Духа Святого, Который и преподает истинное знание о Боге и открывает Божии тайны верующим и любящим Бога. Святитель Григорий Богослов утверждал, что Бог есть Свет, просвещающий нас, без благодати Святого Духа, действовавшего в пророках и апостолах, действующего в Церкви, никто не мог бы познать Бога, а значит, все, что мы знаем о Боге – от Бога и есть Его бесценный дар. По великой и неизреченной любви Своей Бог открыл Себя людям, дабы они могли постичь Его: 1) через красоту, тайны и чудеса природы, ибо все премудро сотворил Господь и земля полна произведений Его, о славе Его проповедуют небеса и возвещает твердь земная – на творении отпечатлелись слава, премудрость и величие Творца; 2) через самопознание – человек сотворен по образу и подобию Божиему, и хоть он ныне и пребывает в падшем состоянии, но образ Божий в нем помрачен, а не истреблен, и через познание самого себя человек может восходить к Богопознанию; 3) совершеннейшим образом Бог открыл Себя и дает познать в чудесной, прекрасной и таинственной Личности Христа Спасителя, ибо Он – предвечный Бог Слово воплотившийся, Бог, вошедший в границы мира сего и перевернувший всю его историю ради нашего спасения. Самая глубокая основа веры в Бога – это средоточие духовной жизни в человеке – богообразие нашей личности, ее исконная богоустремленность – жажда Бога, стремление к горнему – духовному, небесному и вечному, таинственная сила, что действует во всех людях и побуждает их искать смысл жизни и Истину, дает сердцу возможность ощущать присутствие Бога в их жизни, направляет волю к Богоисканию, озаряет ум сиянием априорной и врожденной идеи о Боге, которую нельзя вывести из реалий материального мира, ибо в чувственном бытии нет ничего абсолютно совершенного и сравнимого с Богом. Бог есть бесконечный, вечный, абсолютный и всесовершенный Дух, Он – единственный и несравненный, ибо если бы существовал некто равный Ему, то Господь наш не был бы абсолютным и единственным, ведь не может существовать двух Абсолютов, следовательно, Бог один, Он – единственный Творец мира, совершенная и надмирная Личность. Согласно преподобному Иоанну Дамаскину: «Бог совершен и без недостатков, и в благости, и в премудрости, и в силе, безначален, бесконечен, вечен, неограничен; попросту говоря, совершен во всем». По умозаключению Тертуллиана, Бог есть Единственный и нет Ему равных, Он Самый совершенный и величайший из всех, Его нельзя сравнить ни с кем из сотворенных – ни с грозными и прекрасными небожителями Ангелами, ни с людьми: «…никто ведь не будет отрицать, что Бог есть нечто величайшее, кроме, разве что, того, кто сможет провозгласить Бога чем-то в высшей степени незначительным, чтобы отрицать Бога, отнимая у Него то, что является Божьим, – то каковым будет условие существования величайшего? Конечно, это условие заключается в том, чтобы не было ничего равного ему, т. е. чтобы не существовало другого величайшего, ибо если оно будет существовать, то будет равным, а если будет равным, то уже не будет величайшим, поскольку нарушено условие и, так сказать, закон, который не позволяет, чтобы что-либо было равным величайшему. Следовательно, необходимо, чтобы величайшее было единственным, а это будет возможно при отсутствии чего-либо равного ему, дабы оно оставалось величайшим. Следовательно, оно будет существовать не иначе, как в силу того, в силу чего оно должно существовать, т. е. в силу своей совершенной исключительности. Поэтому, так как Бог – величайший, наша истина верно возвестила: Бога, если Он не один, нет. Мы говорим «если Он не один, Его нет» не из-за сомнений в Его существовании, но потому что, будучи убежденными в этом, мы определяем Его как Того, Кем если бы Он не являлся, Он не был бы Богом, а именно, величайшим…». Преподобный Иустин Попович писал в своем «Догматическом богословии»: «Люди могут приобретать знание о Боге, потому что Бог наделил их души способностью к богопознанию, к усвоению сверхъестественного Откровения. Эта способность, хотя сама по себе она сверхъестественна, называется естественной, так как вложена в богозданную человеческую природу. Степень нашего богопознания зависит от степени нашей восприимчивости. Естественное богопознание дополнено и приведено в совершенство сверхъестественным Откровением. Но все человеческие знания о Боге, хотя они и предельны для нашего познания, неадекватны Божиим качествам в их бесконечном совершенстве. Для нашей ограниченной природы, для наших орудий познания эти знания самые совершенные и истинные, но сами по себе не они являются абсолютно полными и исчерпывающими (см. Сир.43:29–35), чтобы можно было утверждать, что они являют Бога в Его существе, каков Он есть по Себе и каким Он Себя знает и видит». Существует два пути Богопознания:  естественное, ведущее нас к Богу через познание видимого мира – великолепия Божьего творения, и самопознания – познание самих себя и своей богообразной личности; сверхъестественное – через Божественное Откровение, сначала преподанное пророкам Ветхого Завета, а затем – через воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Его учеников – апостолов. По выражению преподобного Иоанна Дамаскина, Бог хочет, чтобы люди познали Его и Он открывает Себя им соразмерно их способностям, вере и границам их познавательны сил – открывает то, что в первую очередь полезно для нашего спасения: «Бог нас не оставил в полном неведении. Сначала через Закон и пророков, затем через Единородного Сына Своего, Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, открыл нам знание о Себе по нашим силам Поэтому все, что нам передали закон и пророки, апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем и свыше этого ничего не разыскиваем. Всеведущий Бог, заботясь о благе каждого, открыл нам то, что нам необходимо было узнать, и умолчал о том, что превышало наши силы и разумение. Да удовольствуемся этим и да пребудем в нем, не переступая вечных пределов и Божественного Предания». Христос сказал, что чистые сердцем узрят Бога – станут боговидцами и блаженными созерцателями, а это означает, что человек не может познать Бога – увидеть Его таким, каков Он есть –  из-за своей личной греховности –  наш дух есть орган Богопознания, но он осквернен грехом, наша воля колеблется между добром и злом, наш разум помрачен и осуетился мирскими помышлениями, наше сердце осквернено нечистотой зла, а премудрость Божия не войдет в «злохудожную душу», а потому единственный верный путь Богопознания – очистить себя от греха и преобразить через таинства крещения и миропомазания, покаяния и Евхаристии, упражняться в исполнении евангельских заповедей и омолить всего себя – претворить жизнь в святую Литургию, в  священнослужение, изучать Священное Писание и Священное Предания, быть верным Иисусу Христу и Его святой Церкви, и лишь тогда небесная премудрость войдет в нашу душу и освятит ее, даст нам познать Бога и Его бесконечную любовь. Совершенное знание о Боге принадлежит Самому Богу – во всем Свое несказанном и неописуемом величии Бог известен только Самому Себе, для нас же Его Сущность – непостижима и неизреченна, кроме Самого Бога, никто из людей и премирных сил – Ангелов, не знает ее непроницаемую тайну – даже Херувимы и Серафимы закрывают крылами зоркие очи свои, не в силах созерцать непреступный свет Святой Троицы, и хотя нам открыто свыше и мы исповедуем, что Бог безначален и бесконечен, вечен и несотворен, неизменяем и невидим, неосязаем и неограничен, благ и праведен, всеведущих и всемогущ, но по непостижимой Сущности Своей Бог всегда будет оставаться Тайной всех Тайн, изумляющей Ангелов и святых. Святитель Григорий Нисский в своем толковании на Песнь Песней утверждал, что Божественная Сущность – это Святое Святых, закрытое от самих Серафимов и Херувимов, она простирается за пределами всякого познания и ускользает от нас, озаряя нас, подобно сверкающей и ослепительной молнии, тем самым Господь есть Непостижимый и Неуловимый, душа наша возлюбив Бога, зовет в мольбах Того, Кого нельзя достичь, восходит к Тому, Кто выше всего сущего, соединяется в любви с Тем, Кого нельзя охватить мыслью и чувством, Кто непостижим и неописуем, превосходит всех бесплотных духов – Ангелов, и пребывает за гранью всех мыслимых совершенств.
                Бог есть Абсолютное Совершенство, Он самобытен, имеет жизнь в Самом Себе и ни в чем не нуждается, Он – Творец видимого и невидимого мира, сама Жизнь, Он самодостаточен, и является единственным Источником жизни, дающим всему бытие – все существует, будучи сотворено Им и удержано в бытии Его вечной, святой, таинственной и всесовершенной любовью, ибо как сказано в книге Иова: «Кто кроме Него промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов.34:13-15). Всесовершенный и предвечный Бог неизменен в Своей Сущности и во всех вечных свойствах Своих, в Нем абсолютная полнота жизни, мудрости, блаженства и могущества, Он сказал о Себе через пророка Малахию – «Я – Господь, Я не изменюсь» (Мал.3:6),  Он есть всемогущий Бог, властвующий над временем и вечностью, а время не властно над Ним, о чем говорится в Библии: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребудешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончаются» (Евр. 1:10-12). При всей совершенной неизменности Божественной Сущности Своей Господь наш есть сама Жизнь и Свобода, но предвечное рождение Бога Сына и предвечное исхождение Святого Духа от единодержавного Бога Отца, равновеликого, равночестного и равносовершенного Им, не изменяет природы Бога и образа Его бытия, ибо Он от вечности существует как Святая Троица – все три Божественные Ипостаси совечны и единовечны. По разъяснению преподобного Иоанна Дамаскина: «Бог Отец, рождая Сына из Своей сущности, рождает Его Сам из Себя без чьей-либо помощи, и причем рождает вечно, безначально, безвременно, бесконечно, непрестанно, и поэтому без ущерба для Своей неизменности. Отец никогда не существовал без Сына, ибо Отец без Сына не назывался бы Отцом. Если бы Он когда-либо существовал без Сына и стал Отцом после, не будучи Отцом ранее и всегда, Он бы подвергся изменению. А такая мысль ужаснее всякого богохульства, ибо нельзя сказать о Боге, что Он не имеет в Себе сил для вечного рождения Сына из Своей собственной сущности. Если отвергнем, что Сын всегда существует с Отцом, из Которого рожден, то введем изменение  в ипостась Отца и этим отвергнем всю Божественную Троицу». По богооткровенному вероучению Православной Церкви, неописуемая природа Святой Троицы осталась неизменной и после воплощения Сына Божиего – в одном Божественном Лице Иисуса Христа неизменно, неслитно, нераздельно и неразлучно соединились два естества – Божественное и человеческое, и каждое естество осталось самим собой, при этом сила Божьего естества освятила и преобразила человеческое естество, обожив его и сделав совершенным, поэтому Христос Спаситель есть совершенный Бог и совершенный человек, наш нравственный идеал и высочайший образец. По премудрому рассуждению Августина Блаженного, неизменное естество Божие не изменилось и в момент сотворения неба и земли – сотворения мира из небытия, ибо все созданное и вся история мира была предусмотрена Творцом, а творческий замысел от вечности присутствовал в Его всеведущем уме без каких-либо внешних побуждений – совершенно свободно Бог возжелал и задумал сотворить мир и акт миротворения был осуществление вечных и неизменных советов и замыслов Святой Троицы, о чем свидетельствует апостол Павел: «Ведомы Богу от вечности вся дела Его» (Деян. 15:18). Вечность – одно из свойств Божиих, ибо Господь безначален и бесконечен, Он был прежде всех веков – прежде сотворения мира из ничего, Он существует ныне и будет существовать после окончания всемирной истории, Его совершенное бытие не зависит от времени и не ограничено им, напротив, время – возникло вместе с сотворением мира, оно сотворено и пребывает во власти Вседержителя, «от века Живущего» (Пс.54:20) и «пребывающего во веки «(Плач.5:19) Царя веков, Который был, есть и грядет, как возвещается в Апокалипсисе, Он царствует над временем и обладает всей полнотой жизни и неизмеримой вечностью. Бог есть вездесущий Дух, пребывающий выше пространства и времени, превосходит Своим совершенством все сотворенное. Бог есть Вседержитель, а значит, вся вселенная и каждое создание в Его всемогущей деснице, а Его любовь объяла небеса и землю, и проницает преисподнюю, что прекрасно выражено в изумительны строках Псалтыря: «взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10). По разъяснению преподобного Иустина Поповича: «вездесущие – это Божие свойство, согласно которому беспредельный, бесконечный, безграничный, не-пространственный, необъятный Бог всецело присутствует везде, всегда и на всяком месте – непостижимым для человеческого ума образом. Охватывая и проникая все, Бог никоим образом не может никем и ничем быть объемлем или проникнут. В одно и то же время Он во всем и превыше всего. Как беспространственный и необъятный Он безмерным величием Своего существа превыше всего, трансцендентен всему. Как абсолютная полнота бытия Он присутствует во всем, имманентен всему, включая и само пространство, ибо Его не-присутствие в пространстве означало бы неполноту и не-абсолютность Его бытия. Как вездесущий Бог таинственным образом пребывает везде и всегда, причем Его не могут ограничить ни время, ни пространство, ибо при всем Своем вездесущии Он, тем не менее, всегда выше и вне всякого места и времени». Блаженный Августин поясняет: «О Боге подобает мыслить как о Том, Кто все содержит, но Сам ни в чем не содержится, как о Том, Кто без места весь пребывает везде». «Бог не пребывает где-то. Ибо что где-то – то объемлется местом; а объемлемое местом – тело. Бог же не есть тело; следовательно, Он не и находится где-то. Но так как Он существует, и существует не в каком-то месте, то лучше сказать, что в Нем все, а не что Он где-то. И, однако же, в Нем все не так, чтобы Ему быть местом, ведь место обозначает что-то пространственное – нечто, что известное тело вмещает по длине, или ширине, или высоте, а в Боге нет ничего подобного. Следовательно, и все в Нем существует, и Он не есть место». Преподобный Макарий Египетский богомудро исповедуя святую веру Вселенской Церкви, утверждал, что Бог есть вездесущий и неописуемый Дух, Он присутствует везде и объемлет все, и по таинственности, утонченности и духовности Своей ничто не может осквернить Его благость – милосердие Всевышнего простерто ко всем живущим на небе и земле, и к томящихся в преисподней: «Бог неописуем и необъемлем, являет Себя всюду: и на горах, и в море, и внизу бездны, не переходя с одного места на другое, подобно как Ангелы сходят с неба на землю; Он и на небе, Он и здесь. Но спросишь: «Как возможно Богу быть в геенне, или как возможно Ему во тьме, или в Сатане, или в местах, где есть зловоние?» Отвечаю тебе, что Бог бесстрастен и все объемлет, потому что неописуем. И Сатана, как тварь Его, связуется Им; благое же не оскверняется и не омрачается. А если не утверждаешь, что Бог объемлет все: и геенну и Сатану, то даешь заключить, что Он описуем тем местом, в котором находится лукавый, и заставляешь искать иного бога, который выше Его: потому что Богу необходимо быть повсюду, выше всего. Но по таинственности и утонченности Божества тьма, объемлемая Им, Его не объемлет. Зло е может быть причастным чистоты, какая в Боге. Посему для Бога нет самостоятельного зла,  потом что ни от чего не терпит Он вреда». Богомудрый Афанасий Великий писал о том, что Бог как вездесущий Дух проницает все существующее во всех мирах и во всех веках, но запредельная Сущность Его остается для всего неприступной – ничто не может смешаться с Нм и раствориться в Нем: «Бог во всем пребывает Своею благостью и могуществом и также вне всего собственным Своим естеством». По премудрому поучению преподобного Иоанна Дамаскина о вездесущии Божием: «Бог, будучи невещественным и неограниченным, не охватывается местом, ибо Он Сам для Себя место, исполняя все, существуя выше всего и содержа все... Необходимо знать, что Божество неделимо, поэтому в полной целости находится везде, а не частично в известном месте, разделяясь, подобно телам, – но в целости во всем и в целости выше всего». «Бог, не смешиваясь ни с чем, проникает чрез все и всему уделяет Свои силы по достоинству и восприимчивости каждой вещи, то есть по естественной и обусловленной доброй волей чистоте. Ибо невещественное чище вещественного и добродетельное чище соединенного с пороком. Таким образом, местом Божиим называется то, которое более причастно Его деятельности и благодати. Поэтому Небо – Его престол, ибо там Ангелы, творящие волю Его и славящие Его непрестанно, что и составляет Его покой; а земля – подножие ног Его (см. Ис.66:1), ибо Он на ней в теле «с человеки поживе» (Вар.3:38). Ногой же Божией названа святая Его плоть. Местом Божиим называется и церковь, ибо ее мы выделяем как некое священное место для прославления Бога, в котором и молитвы возносим Ему. Точно так же и другие места, в которых для нас обнаружилась Божия деятельность, называются святыми местами». Как богословски заключает святитель Иоанн Златоуст о тайне Божьего вездесущия: «То, что Бог везде, – ведаем, но как – того не разумеем». В Ветхом и Новом Заветах открыто, что Бог есть всесовершенный, абсолютный и вечный Дух, а духовность – вечное свойство Божие, в своем недостижимом совершенстве она  превосходит духовность Ангелов, ибо они ограничены, а Бог безграничен и всемогущ, Ангелы сотворены и их вечная жизнь имеет начало, а Господь несотворен и безначален, в Нем источник вечной жизни, и именно как Абсолютный Дух, Господь неописуем и вездесущ, необъятен и невместим, а все иные Божьи свойства – святость и праведность, всемогущество и премудрость – свидетельствуют о совершенной духовности Бога. Человек сотворен по образу и подобию Божиему, но мы не единосущны Богу, а иносущны Ему и потому, с одной стороны, являемся самобытными личностями, а с другой, наша богоподобная духовность – лишь отблеск всесовершенной духовности Святой Троицы, но мы призваны к высшему совершенству – стать совершенными как Отец наш Небесный, обожиться и одухотвориться – исполниться Духом Божиим, став Его живыми храмами и  обретя совершенную духовность, которая отразится и на телах воскресших – на их духовных и нетленных телах. По слову святителя Григория Богослова: «Назовешь ли Божество телом, как Его тогда назовешь бесконечным, не имеющим ни пределов, ни очертаний, незримым? Разве тела? таковы?.. Если же природа тел не такова, то, наименовав Бога телом, не отвергаешь ли вместе с тем и того, что Он безграничен, и бесконечен, и невидим?» В Священном Писании есть много антропоморфизмов, но читая Библию надо ясно понимать, что все сказанное о Боге телесным образом следует мыслить духовно и иносказательно: «По святоотеческому толкованию, в Священном Писании под Божиими очами, веждами, и смотрением необходимо понимать Его всевидение и всеведение; под ушами и слухом – Его благоволение и принятие наших молитв; под устами и речью – возвещение Его воли; под едой и питьем – наше стремление к Его воле; под лицом – Его Откровение и раскрытие Себя посредством действия; под руками – Его деятельную силу; под ногами и хождением – Его пришествие и явление; под клятвой – неизменность Его определения; под гневом и яростью – Его ненависть и отвращение к злу; под забвением, сном и дреманием – Его отложение возмездия врагам и промедление в обычной помощи друзьям». Со святой апостольской ревностью защищая и пламенно проповедуя всем народам земли богооткровенную и вечную истину о совершенной и абсолютной духовности Бога, Православная Церковь осудила и анафемствовала всех, кто исповедовал антропоморфическую ересь: «Глаголющим Богу не быти духу, но плоти – анафема».
                Как всесовершенный и самобытный Абсолютный Дух, Бог обладает всеведущим умом и совершенной премудростью, безграничными знаниями. В Священном Писании возвещается, что Бог есть Господь ведений, в Нем – глубина премудрости и «разуму Его нет числа» (Пс.146:5), Он обладает совершенным самосознанием и совершенным образом от вечности знает Самого Себя –  таинственную Божественную Сущность Свою, окруженную неприступным светом. Всеведение – вечное Божье свойство: всезрящий Господь все видит и знает, «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4:13), «Он прозирает до концов земли и видит под всем небом, все, что сотворил» (Иов.28:24), ибо «Бог больше сердца нашего и знает все» (1Ин.3:20), «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как по совершении» (Сир.23:29).По словам Августина Блаженного, «признавать, что Бог существует, и в то же время отрицать в Нем предведение будущего – чистое безумие», ведь Бог вечен и Он объемлет Своим совершенным умом прошлое, настоящее и будущее – знает всю цепь событий происходящих в мире от времен Адама до конца истории, Он все знает и все предвидит, но Его предвидение не является причиной наших поступков. По умозаключению преподобного Иоанна Дамаскина, писавшего, что Бог все знает, но не все предопределяет: «Предведение Божие  истинно и неизменно, но оно ни в коем случае не является причиной того, что произойдет, но Бог наперед знает, что мы сделаем то или другое. Он наперед знает многие вещи, которые противны Его воле, но Он не является в силу этого их причиной. Подобно тому как врач не является причиной болезни, когда он заранее распознает, что кто-то заболеет, но заболевание является следствием иной причины, вызывающей болезнь, а предведение врача – это результат его опыта, так и Бог не является причиной того, что мы сделаем, – ею является наша свободная воля».  Всеведущий Господь все знает и предвидит, но Его предвидение не упраздняет свободу Его разумных созданий – Ангелов и людей, ибо свобода – это неотъемлемый дар Божий, делающий нас богообразными личностями, она – основа всей духовной жизни, и от вечности предвидя все наши намерения, помышления, речи и поступки, Бог делает все, чтобы спасти нас, оставляя нашу свободу неприкосновенной. В стихах Псалтыря провозглашается, что Бог «все соделал премудро» (Пс.103:24), «у Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов.12:13). Совершенная и вечная, неизменная и таинственная, как сама Божья Сущность, премудрость – это вечное свойство Божие, проявляющееся во все Божьих делах и намерениях, в Его попечении и промышлении о мире, в устройстве космоса и судьбах мира. Святитель Иоанн Златоуст советовал всем христианам дивиться высочайшей и неизреченной премудрости Божьей, создавшей и опекающей и звездное небо и маленького муравья: «Дивись Господу не только потому, что Он сотворил солнце и небо, но и потому, что создал Он муравья: это насекомое, хотя и малюсенькое, являет собой великое доказательство Божией премудрости». В книгах Ветхого Завета премудрость предстает как художница, радующаяся перед лицом Господним, она во всем содействует Богу и соучаствует во всех Его замыслах и делах, она – источник жизни, знания и творческой мощи. В Новом Завете Христос именуется Ипостасной Премудростью и Силой Божьей, Он – Второе Лицо Святой Троицы, предвечный Бог Слово, в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3),  в Нем открылась миру сокровенная премудрость Божия и тайны Царства Небесного – «Божия премудрость, в тайне сокровенная» (1Кор.2:7), спасающая весь мир и все человечество. Восхищаясь неизреченной премудростью Божьей апостол  Павел воскликнул: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:3). За несказанную, безмерную и вечную премудрость святое Откровение величает Бога «единым Премудрым» и самой Премудростью, вся премудрость – дар Святого Духа, она от Бога, а земная мудрость мира сего, являющаяся в очах Господних безумием, есть лжемудрость.
                Всесовершенный и самобытный Бог, обладающий всеми совершенствами, имеет вечную, совершенную, премудрую, благую и свободную волю, Он абсолютно свободен и независим от всего внешнего – «Он делает, чего хочет душа Его» (Иов.23:13), а Свобода – одно из святых имен Божиих, где «Дух Господень, там и свобода». В Священном Писании открыта истина о безмерной свободе Бога, которые действует «по изволению воли Своей» (Еф.1:11), не знает никакой необходимости, принимает решение по Своей свободной, благой и премудрой воле – по свободной воле Он сотворил мир, опекает каждое Свое творение и спасает нас, Его  воля безусловна и неудержима, как грозно сверкающая молния, но свобода всесовершенной Божьей воли во всем руководствуется Его премудростью и добротой, ибо все вечные и совершенные свойства Божии пребывают в гармонии и взаимопроникают друг друга – поэтому воля Бога свята и Всемогущий никогда не сотворит зла. Как поясняет преподобный Иустин Попович: «Божие всемогущество пребывает в абсолютной гармонии со всеми прочими Божиими свойствами, действуя из них, через них и с ними, но никак не без них или против них. Поэтому Бог устрояет все, чего может желать Своей совершенно святой, совершенно благой, совершенно праведной, совершенно мудрой, совершенно неизменной природой. Не может Он хотеть чего-либо такого, что бы было в противоречии с Его вечным бытием и Его непреложными свойствами». На страницах Библии сказано, что Господь – «Бог Всемогущий и единый Всесильный, «Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» (Пс.32:9), для Него нет ничего невозможного и нет границы Его всемогуществу – Он «творит все, что хочет» (Пс.134:6), но не совершает бессмысленных и греховных деяний, ибо благ и свят. Размышляя о всемогуществе Божием, Блаженный Августин говорил: «Если утверждаем, что Бог не может ни умереть, ни заблуждаться, то этим не умаляется Его сила. Напротив, Его сила изнемогла бы, если бы это невозможное стало для Него возможным. Именно потому Он и всемогущ, что не способен ни умереть, ни ошибиться. Ведь Всемогущему должно быть свойственным как делать то, что Он хочет, так и не пытаться делать того, чего не хочет и что бы сделало Его, случись это с Ним, не всемогущим». Одно из имен Божиих –  Всесвятой», а святость – вечное Божье свойство, означающее, что Бог всеблаг по образу бытия Своего и руководствуется любовью во всех своих намерениях, замыслах и деяниях, Он есть Свет и в Нем нет никакой тьмы. Сам Господь говорит, что свят и благ, а Его несказанная святость побуждает все небесные силы – Ангелов, непрестанно славить Творца. В таинственном и чудесном видении пророк Исайя, находившийся в Иерусалимском храме, узрел Бога на высочайшем престоле, окружаемого Серафимами, восклицающими: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис.6:3). Величая Бога, псалмопевец Давид восклицал: «свят Господь Бог наш» (Пс.98:9), а в Новом Завете Бог возвещает, что хочет нашей святости, ибо Он сам свят и всеблаг и святость Его проявляется в исполненном совершенной любви и доброты отношении к миру и ко всем созданиям: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет.1:16). Абсолютная святость Бога открывается миру во всех Его делах: свят Его закон и свято место, где Он являет Себя, свята Его вера и Его Церковь, святы Его служители и библейские книги, совершенную святость в чудесной Личности Своей и безгрешной жизни явил Сам воплощенный Бог – Христос Богочеловек. По свидетельству Священного Писания и Священного Предания, абсолютно свят и абсолютно благ один Господь, Он – источник святости и благости, Ангелы и люди святы лишь через приобщение к Богу – не по естеству, а по подвижничеству, вере, молитве и любви к Нему, по верности Богу. По неизреченному и великому человеколюбию Своему, Господь сотворил нас разумными и свободными созданиями, дабы мы добровольно веровали и служили Ему, высшая цель нашей жизни – духовное совершенство и святость, она достигается только через подвижничество – через путь Христа и Его святых, и если человек злоупотребляет своей свободой и использует во зло, то  это его личная вина, а не вина Божья, ибо Господь никого не спасает насильно, но ищет свободной любви и веры Своих творений, а потому свобода Ангелов и людей – неприкосновенна даже для всемогущего Бога. Бог милосерден и справедлив, Он – всеправедный Законодатель и всеразрешающий Судия, святы Его законы и праведен путь Его, святы Его заповеди и безупречен Суд Божий, Он начертал нравственный закон на скрижалях наших сердец, в святом Откровении через Ветхий и Новый Завет преподал Свой святой закон, а в Личности Христа Спасителя явил правду Божию, чтобы люди, исполняя заповеди, сами стали праведными и святыми – преуспели в вере и достигли Божьего совершенства «будьте совершенен, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В качестве основного возражения против Божией праведности нередко выдвигается довод о том, что в этом мире праведники зачастую страдают, а грешники благоденствуют. Весь видимый мир пребывает в катастрофическом состоянии после грехопадения Адама – «лежит во зле», здесь нет торжества правды и справедливости, о чем сетовали все совестливые люди от древних пророков – Иова, Давида, Соломона и Иеремии до великих писателей, философов и поэтов – Данте, Шекспира, Микеланджело, Достоевского и Бердяева, но, во-первых, правосудие Божие не ограничивается рамками земного бытия – всех ожидает посмертный Суд Господень, во-вторых, скорби праведников и благополучие грешников – результат порочной воли самих людей, воздающих почести нечестивцам и истязающих и изгоняющих пророков, святых и мудрецов, в-третьих, Бог попускает праведникам скорбеть, дабы они закалились в вере и утвердились добре, стали бескорыстными и исполненными самоотречения, прошли через испытания и искушения, обрели рассудительность и сделались несокрушимыми в вере, благочестии и Богохвалении, очистились от скверны малейшего греха, как золото очищается от примесей в огне, научились любить врагов и молиться за гонителей и обидчиков, уподобились Христу и приняли венец славы мучеников и исповедников, грешники же и в земной жизни мучаются угрызениями совести, а если они умертвили совесть свою и облеклись в беззакония, то они пожнут возмездие Божие – не в земной жизни, так в посмертном бытии. В совершенной святости и праведности Своей, Господь есть всеправедный Законодатель и высший Судия – «един есть Законоположник и Судия» (Иак.4:12), Он судит по святой правде Своей, и когда окончится время мира сего и завершится его история, то настанет день Суда Божиего и Господь будет судить всех живых и усопших и воздаст каждому по делам, духу и жизни его. Предвечно обладая абсолютной полнотой всех совершенств, Бог является всеблаженным и любящим Богом, все вечные Божьи свойства пребывают в совершенной и неизменно гармонии, и это делает Его всеблаженной надмирной Личностью – «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим.6:15). Абсолютное и совершенное блаженство Господь имеет в Самом Себе, являясь источником блаженства для всех Своих созданий: «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144:9). Одно из самых таинственных и возвышенных имен Божиих – это Любовь, ибо по святому Откровению, Бог не  только есть  Любящий и Любимый, но и сама Любовь. Апостол Иоанн Богослов благовествует, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Святитель Григорий Богослов поучал: «Если бы кто у нас спросил, - «что мы чествуем или чему поклоняемся?» - ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш «любы есть» (1Ин.4:8), и наименование сие благоугоднее Богу всякого другого имени». Любовь побудила Бога сотворить мир и всех его обитателей, с любовью Он промышляет о вселенной и каждом из нас, любовь низвела Сына Бога Живого с неба и искупила грехи мира, сокрушила врата Ада и разорвала узы смерти, она – совокупность всех Божиих совершенств, она возводит людей от земли на небеса, очищает их и преображает, возвращает кающимся чистоту непорочных белых лилий, утешает скорбящих и возвращает отчаявшимся надежду, облекает тленных и смертных в нетление и бессмертие, вершит безупречный Суд Господень и отверзает достойным врата Царства Небесного.