Рябчик - курица лесная

Лилия Крошнина 2
Мои лесные заметки

     Вот уж который год рядом со мной поселились рябчики и я часто наблюдаю за ними. Они ходят по двору - ну чисто куры, особенно "рябушки". Сам же "рябчик" - петух, всегда на посту охранном. Сядет повыше и сторожит свою курочку. А она разгребает прошлогодние листья, ягоды сохранившиеся с осени поклевывает. Иногда курица чистится в пыльном песке, чтобы избавиться от паразитов и почистить перья - «пылевые ванны» принимает.
     Рябчик имя свое получил от своего рябого оперения, за счет которого и прячется, сливаясь с цветом ветвей деревьев и кустарников.
     Рябчики осторожны и при приближении человека быстро убегают или прячутся. Меня однако уже принимают и разрешают приблизиться довольно близко. Часто я пересвистываюсь с ними. У нас как бы разговор происходит. На мой свист они всегда ответ дают.
     Свист у них не резкий, а мелодичный и протяжный, состоящий из двух длинных и коротких нот. Они свистят по-разному, "Он" просвистывает более длинные звуки, запрокидывая голову. "Она" издает довольно резкие и короткие звуки.
Особенно голосисты рябчики весной — в разгар ухаживания. Иногда можно услышать их свист и зимой, в период оттепелей.
     При приближении опасности он, находясь на сторожевой вахте оповещает свою вторую половину об опасности звуками, напоминающими бульканье.
Рябчики паруются на всю жизнь. "Сам" - рябчик привлекают свою "курочку" только на своей территории, отгоняя при этом соперников. Она на свист "Самого" быстро отзывается и бежит сломя голову, издавая посвистывающие звуки.
     Токующий рябчик иногда о себе заявляет не только голосом и танцевальным кружением, но и громкими хлопками крыльев.
     Вот так и живем рядом, пересвистываемся, переговариваемся.

Фото автора: Северная Карелия.