...продолжение...
После обеда старец попросил молодого монаха помочь ему в ремонте дымохода и они вдвоём взялись за эту работу. Требовалось переложить растрескавшуюся от влаги трубу дымохода, которая почти вся пошла трещинами и сколами от перепадов температур. Кирпич, из которого она была сложена, был по всей видимости низкого качества и весь расщелился от морозов из-за попадания влаги, которая замерзала в щелях.
К тому же жестяной колпак над дымоходом также частично пришёл в негодность и одна сторона его была сорвана ветром с опор из-за чего он просто болтался и влага попадала на трубу. Старцу было уже трудновато работать на кровле и эту работу он поручил молодому монаху, который ловко забрался по угловой лестнице на самый конёк.
Технология работы была довольно простой, – у монаха с собой была верёвка, к которой было привязано старое ведро, по которой он и поднимал на крышу попеременно кирпичи и раствор, который внизу готовил старец. При таком подходе работа по перекладке шла довольно быстро.
Единственное сложностью было поднятие ведра через угол кровли. Во время очередного подъёма ведра с кирпичами, один кирпич вывалился, когда ведро зацепилось о слив, и едва не упал на старца, благо тот стоял чуть в стороне.
Старец отпустил по этому поводу пару шуток и уже через два часа работы труба дымохода была переложена и оставалась только замена колпака, с которым пришлось повозиться, поскольку размер крепления нового не совсем подходил к дымоходу и требовалась доработка прямо на месте.
Старец трижды подавал монаху нужный инструмент для подгонки колпака и в конце концов тот был закреплён на трубе как положено. После окончания работы старец поблагодарил монаха и даже по отечески похлопал по спине в знак одобрения его усилий.
– Ну вот, большое дело сделали, – сказал старец глядя на новую трубу своего дымохода, – теперь моё домостроительство доведено до ума. Я думаю ты понимаешь мой символизм?
– Да, понимаю, отче, – ответил монах, – ты опять переводишь разговор на осознание и духовное домостроительство ?
– Конечно, – с улыбкой ответил старец, – что может быть важнее этого для любого инока и схимника. – Когда ты собираешься ехать в город ? – поинтересовался старец.
– К вечеру наверно и поеду.
– Ну, тогда у нас ещё есть много времени и мы можем продолжить разговор об управлении осознанием.
Зайдя в дом и переодевшись после работы, старец снова заварил свой травный чай и продолжил начатый до обеда разговор уже в комнате за столом.
– Управление осознанием – это важнейшая задача для любого инока, схимника и исихаста, – начал старец, – поскольку это по существу управление своим духом, а если на языке психологии, то управление своим умом, вниманием и восприятием.
Во времена отцов этому навыку и искусству больше всего уделялось внимания, поскольку от этого и зависело качество молитвы и скорость продвижения по пути духовного знания. Я бы даже сказал, что работа с осознанием была гораздо более важной частью духовной работы, чем сами таинства, которые являются только вспомогательным инструментом в работе с осознанием.
Я не сильно преувеличу, если скажу, что качество молитвы инока напрямую зависело от качества осознания и управления осознанием. Если ты помнишь, на одной из первых наших встреч, я уже рассказывал тебе о молитве и всех пяти ступенях обучения молитвенной практике по согласному учению отцов. Назови мне эти ступени.
Молодой монах задумался и после непродолжительной паузы стал перечислять ступени молитвенного делания, которые называл ему старец три года назад.
– Насколько я помню, вначале идёт гласная или рассеянная молитва, за ней следует внимательная, связанная с умением успокаивать ум и удерживать внимание на словах молитвы, потом идёт внимательно-умная молитва, когда собранный ум можно направлять в сторону духовного сердца, после идёт умная молитва, когда ум приближается к духовному сердцу, а потом сердечная, кажется так.
Ты ещё помнится говорил, что отцы знали ещё две ступени молитвенного делания, которые позднее были утрачены, – ответил молодой монах.
– Верно, у тебя очень хорошая память, – удовлетворённо заметил старец. – Те две ступени, о которых я тебе говорил тогда – это ступень зрительной молитвы и восхищенной. Это вершина духовного совершенства инока, которая была уделом только отцов – пустынников первых веков, которые только благодаря молитвенной практике и умному деланию достигали вершины пирамиды духовного осознания безо всяких таинств.
А как ты думаешь, как наш разговор о пирамиде сознания и управлении осознанием может быть связан с этими пятью или точнее семью ступенями молитвенной практики ? – неожиданно переспросил старец.
Молодой монах задумался и неожиданно для самого себя почти сразу ответил:
– Может быть это и есть управление осознанием и способность смещать фокус сознания по всей пирамиде от основания до самого духовного сердца ?
– Вот это ответ человека духовного знания, – с улыбкой отреагировал старец, – Блестяще, мне нравится как работает сегодня твой ум. Ты попал в самую десятку и я могу только подтвердить, что суть молитвы в действительности состоит именно в управлении осознанием и умении смещать точку фокуса сознания по всем 17 слоям пирамиды от рационального ума до духовного сердца.
Те две утраченных ступени молитвенного делания, о которых я тебе говорил, – это уже способность смещать фокус сознания далее духовного сердца за внешнюю границу светящегося яйца души. Зрительная молитва – это и есть урровень прямого духовного видения, а восхищенная – это самое невероятное для рационального ума и мышления – свободное перемещение в пространстве, включая и перемещение в нашем мире.
Именно это Христос и демонстрировал своим ученикам после своего воскресения, когда мог свободно проходить сквозь стены, перемещаться в любую точку, появляться и исчезать. Это всё возможности уже нового духовного человека, как тела энергии, который превзошёл свою ветхую телесную форму и достиг возможностей сверх человечности.
– Отче, а разве точка фокуса осознания может смещаться за границу сферы души, как светящегося яйца ? – с нескрываемым удивлением переспросил монах.
– Да, может, как ни странно, – ответил старец. – Сфера души при этом просто меняет форму и немного вытягивается в том направлении, куда сместилась точка фокуса, но не разрушается. В итоге светящееся яйцо просто вытягивается, поскольку само сознание становится ещё более глубоким в сторону Духа и Логоса.
К слову такая вытянутая форма является даже более жизненной и жизнеспособной, поскольку меньше подвержена силе разрушителя и самой смерти. Кроме того при такой форме фокус сознания почти всегда находится в Логосе и слое духовного видения и такой человек является и человеком и духом одновременно, но в рациональном смысле он выглядит как полный безумец.
– Неужели всё это может достичь обычный смертный человек ? – с нескрываемым удивлением переспросил молодой монах.
– Этого может достичь только духовный воин, – сухо ответил старец, – об обычных людях речи сейчас не идёт. Обычные люди просто не имеют представления об осознании, пирамиде осознания и управлении осознанием. Это высшее духовное знание и навык катастрофически мизерной части человечества. Так всегда было и будет всегда.
Для тебя самое главное – это просто знать, что всё это не «чудо» и не «волшебство» от доброго дедушки на облачке, именуемого Боженькой, а потенциальная возможность человека, который овладевает своим осознанием и может им свободно управлять. Всё это могли делать первые люди или библейский Адам до того, как пали жертвами рационального ума и эго мышления высшего хищника.
Возврат к этому состоянию владения и управления осознанием – это настоящий духовный подвиг и полнота обратной трансформации человека. Если бы я не знал своего духовного учителя, я бы сам в это никогда не поверил, но я всё это видел на практике своими собственными глазами, поэтому и говорю тебе о том, что это не миф, а реальная возможность, хотя и чрезвычайно редкая.
– Отче, если между молитвой и управлением осознанием есть прямая связь, то мог бы ты подробнее описать, каким именно точкам и слоям пирамиды осознания соответствуют ступени молитвенного делания ?
– Мог бы, в этом нет тайны, – ответил старец. – Гласная и рассеянная молитва связана с самыми нижними слоями пирамиды рационального ума и эго мышления – это своего рода практика усмирения постоянно текучего рационального ума для обучения его покою и благоговейности перед святостью и божественностью.
Внимательная молитва связана с первыми слоями уже душевного ума и нравственно-религиозного разума, который повёрнут к сердцу и учится овладению вниманием и удерживанию вектора внутреннего внимания на духовном сердце, как месте Бога в душе. Это уровень религиозных таинств.
Внимательно-умная молитва – это первые попытки фокуса нравственно-религиозного разума двигаться дальше к сердцу, достигая первых слоёв душевно-духовного сознания, связанных с правильным духовным пониманием Логоса, смысла жизни и спасения души. Это уровень перехода от таинств к рассуждению духовному и богомыслию.
Умная молитва – это попытки фокуса душевного ума соединиться с духовным сердцем и войти в него для получения прямого духовного знания и Божественного откровения, – это уровень начала исихии и умного делания, которое заменяет все таинства.
Сердечная молитва – это уже момент соединения ума с сердцем или вхождение ума в Логос, – это достижение самой вершины пирамиды осознания. Как видишь, в учении отцов нет никакой мистики и чудесности, а всё подчинено строжайшей закономерности и системности, только духовного, а не рационального характера.
На молодого монаха произвело впечатление то, как легко старец разложил все пять ступеней молитвенной практики по уровням пирамиды осознания, которая стала приобретать всё более практический смысл.
– Значит, молитвенную практику можно считать способом управления осознанием ? – с нерешительностью переспросил молодой монах.
– Ну, разумеется, именно это я тебе и пытаюсь объяснить уже который раз. С точки зрения духовного видения молитва – это самый прямой и кроткий путь ума к духовному сердцу, который не петляет по всем слоям и уровням пирамиды осознания, а проходит по самому стержню пирамиды – линии сердца или полосе человеческого спектра.
Вот что Христос называл «тесными вратами» вхождения в Царство Небесное. Этот самый короткий и самый трудный путь из всех, таким путём идут к Логосу только духовные воины – иноки, схимники и исихасты, отрекающиеся от мира и следующие за Христом путём восхождения на Голгофу смерти и полного самораспятия. Этот путь и есть результат овладения осознанием.
Все остальные, включая верующих и священство, идут ко спасению более длинным, широким и витиеватым путём религиозного актёрства, мирской и комфортной религиозности при которой не требуется полного отречения и самораспятия ветхого человека.
Именно по этой причине все иноки и духовные воины на дух не переносят белого духовенства и клира, считая его слугами кесаря, служащими за мзду, социальные гарантии и комфорт. Образно говоря, иноки и исихасты – это сторожевые псы, всю жизнь живущие в холодных будках на улице, а священство и клир – это жирные и ленивые коты, живущие с хозяином в тёплом и уютном доме.
– Отче, если я тебя правильно понял, то молитвенная практика помогает как бы сдвигать точку фокуса сознания и восприятия, так ? – уточнил молодой монах.
– Абсолютно верно, в ходе молитвенной практики ум как бы теряет свою твердость и закристаллизованность и становится более мягким и податливым. Если ты помнишь, слово молитва буквально и означает с древнеславянского размягчать. Так вот это размягчение и касается самого ума и пирамиды осознания.
Для этого и служит молитвенный настрой, именуемый пониманием «нищеты духа». В ходе этого настроя ум как бы расслабляется и ослабляет рефлексию эго, а приобретает качество покорности и благоговения перед Богом. В этот момент и происходит ослабление фиксации фокуса осознания.
Когда данный настрой достигнут, то сила воли и устремляет внимание вместе с фокусом в духовное сердце. При этом каждый раз активизируется самый верхний слой пирамиды осознания, как наиболее близко расположенный к духовному сердцу, и пирамида сознания как бы медленно начинает расти вверх слой за слоем.
Это можно сравнить с эффектом увеличительного стекла, когда точка фокуса собранных солнечных лучей обладает прожигающей способностью. Также и точка фокуса осознания прожигает тьму души и приближается к духовному сердцу. Об этом хорошо сказал праведный Иоанн Кронштадский, сравнив молитву с фокусом линзы.
– Значит умом нужно пройти или прожечь в молитве все 17 слоёв ?
– И так и не совсем так, – ответил старец. – Дело в том, что 17 только самих уровней, а внутри каждого их 17 уровней ещё бесчисленное множество более тонких слоёв. Поэтому требуется огромное число молитвенных практик, которые и позволяют как бы прожигать тьму души и создавать слой за слоем пирамиды духовного сознания.
Мой учитель описывал мне этот процесс иначе в виде «кирпичей благодати», падающих с неба. Он был юмористом, поэтому любил облекать многие священные процессы с совершенно непристойные шутки и аналогии. «Кирпич благодати» – это одна из них. Да ты сегодня и сам работал с кирпичами на крыше и чуть не убил меня одним из них, поэтому его шутка должна быть тебе понятна.
Молодого монаха точно током пробила шутка старца и он вспомнил про упавший с крыши на старца кирпич, который тот и назвал «кирпичём благодати».
– Мой учитель говорил что обычным верующим и священству «кирпичи божественной благодати», исходящей от Отца, падают точно на голову, ударяя прямо в темя, после чего те становятся полупришибленными и полоумными. Только у инков хватает трезвости не подставлять голову под эти «кирпичи», а ловить их, собирать и укладывать себе под ноги, ряд за рядом, возвышаясь над собой и строя пирамиду осознания. Это и есть буквально духовное домостроительство.
Когда мы с тобой говорили о монашестве, несколько лет назад, я ещё не мог тогда говорить тебе о пирамиде осознания и потому приводил тебе в качестве примера многоуровневости и относительности мышления многоэтажный дом, где с каждого этажа открывается свой взгляд на мир.
Так вот сейчас я могу тебе сказать прямым текстом, что этот многоэтажный дом и есть пирамида осознания, которую строит в своей душе их этих «кирпичей благодати» каждый инок и исихаст. Как ты догадался, в этом доме 17 этажей и самые важные из них - третий, девятый и пятнадцатый, поскольку это уровни телесного, душевного и духовного ума, которые имеют совершенно разные и практически несовместимые картины мира.
Эта метафора старца с кирпичами и многоэтажным домом произвела сильное впечатление на молодого монаха, который даже представил себе на миг летящие с неба вниз кирпичи божественной благодати.
– Отче, получается что пирамида духовного осознания строится как бы сама собой по мере жизни человека ? – переспросил молодой монах.
– Ну да, только обычные люди ничего не знают о пирамидальном устройстве сознания и самом принципе падающих с неба «кирпичей благодати», поэтому они ничего и не строят, а всю жизнь ходят по развалинам собственной пирамиды осознания . О духовном домостроительстве знают только прошедшие второе оглашение и посвящённые в высшее духовное знание.
Кроме того сил души на строительство пирамиды духовного осознания у каждого человека в обрез и нужно очень грамотно распределять эти силы по жизни, ведь в старости и после 50 лет уже очень трудно что-то начинать строить в душе с нуля, поскольку с этого возраста силы начинают стремительно уходить и покидать строителя.
Домостроительство духовное по учению Христа лучше всего начинать с 30 лет – возраста Христова, когда телесное развитие закончено и сама душа жаждет внутреннего домостроительства, но в это время большинство людей озабочено развитием сугубо рационального ума и мышления, как фундамента пирамиды.
– Неужели можно всю жизнь прожить с одним только фундаментом рационального ума и мышления, так и не перейдя к вере и духовному уму ?
– Конечно, можно. Большинство людей вполне удовлетворяется в жизни фундаментом пирамиды осознания в виде пяти уровней рационального ума и интеллекта. К слову, именно на это нацеливает человека вся система современного образования. Я тебе уже говорил, хотя ты вряд ли об этом помнишь, что телесный ум, душевный и духовный – это целостные когнитивные системы, которые самодостаточны.
Именно поэтому тому, кто пришёл к рациональному уму и мышлению, по существу менять ум уже не нужно, поскольку рациональный ум собирает и отражает полноценный мир в котором просто нет Бога и мира духовного.
Преподобный Никита Стифат сказал об этом так: «Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». Это значит, что в каждом из состояний – телесном, душевном и духовном ум собирает целостный и законченный мир. Вот почему так трудно изменить и рациональное мышление и нравственно-религиозный разум.
Того, кто пришёл к третьему слою голого рацио, необыкновенно трудно обратить к Богу и духовному сердцу. Большинство современных рационалистов – прагматиков всю жизнь комфортно живут имея не более пяти слоёв телесного ума. Это и есть плоское и горизонтальное сознание. Для жизни во плоти большего и не нужно.
– Отче, а за счёт чего всё же происходит сам переход точки фокуса сознания на более высокие уровни, например, с того же телесного ума на ум душевный, как обращённый к Богу ?
– Это очень не простой вопрос. Тут много разных факторов. Во-первых пытливый ум может успешно пройти все пять слоёв рационального эго ума и тогда силы самого Логоса подтолкнут ум к переходу на новую и более высокую орбиту нравственно-религиозного разума. Это и есть осознанное крещение и обращение рационального ума к вере.
Кроме этого человек может быть от природы очень чувственным и тонко устроенным душевно, а потому может интуитивно догадываться, что кроме материи есть нечто более высокое, духовное и божественное, что пока сокрыто от его ума, но что реально существует где-то в глубине его сердца. Тогда он может не столько осознанно, сколько интуитивно обращаться к вере, Богу и нравственно-религиозному разуму.
В конце концов, сам Дух может его к этому подтолкнуть, если он будет этого достоин, и так расставить обстоятельства его жизни, особенно трагические, что у человека просто не будет иного выбора, кроме обращения к вере и своему сердцу. Примерно то же самое происходит и при переходе от душевного ума к духовному, но тут ситуация даже ещё сложнее.
– А в чём заключается эта сложность ?
– Она заключается в иллюзии и самообмане того, что душевный ум и нравственно-религиозный разум – это и есть ум духовный. Абсолютное большинство православного духовенства совершенно уверено в том, что его нравственно-религиозный разум – это и есть духовный ум и вершина духовного роста и развития.
Для видящего это фатальное заблуждение и глубочайшая иллюзия, поскольку нравственно-религиозный разум, который превозносит церковь и священство, – это только переходный душевный ум, который выше рационального ума и мышления, но гораздо ниже ума духовного.
Но самое печальное то, что и церковь и духовенство всеми силами держась за уровни нравственно-религиозного разума, идущие с седьмого по одиннадцатый слои осознания, всеми силами препятствуют переходу душевного ума к уму духовному.
Это и есть тот случай, о котором Христос сказал – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».
– Получается что для выхода к уровню духовного ума нужно преодолевать сопротивление церкви и духовенства ?
– Именно так и к счастью и к сожалению. В этом есть определённый смысл и я тебе уже говорил, что церковь в данном случае выполняет роль фильтра, который преодолевают только самые сильные и достойные высшего знания.
Ведь после выхода из киновии и начинается тот самый прямой и тесный путь на Голгофу уже в полном одиночестве. Это и есть второе оглашение и второе крещение, которое проходят только духовные воины, схимники и исихасты. Именно здесь и проходит невидимый водораздел между массовой религией и верой совершенной.
От слоёв нравственно-религиозного разума на двеннадцатый переходный слой приходят единицы самых трезвых, решительных и дисциплинированных иноков и монахов. Это не просто водораздел веры массовой профанной и сакральной, – это уровень полного схождения с рационального ума и нравственного разума для вхождения в Логос и священное безумие.
С двенадцатого слоя открывается уровень Льва – царя диких зверей и это уровень реальной духовной силы, а до этого был уровень Вола. Ты понимаешь насколько разительно отличаются Лев и Вол ? Это и есть ответ на вопрос почему все волы церкви и киновии так боятся и не считают православными львов анахоретства и исихии.
– А кто же тогда доходит до самой вершины пирамиды сознания 17-го слоя ? – переспросил молодой монах.
– Я не могу тебе этого сказать утвердительно, я знаю только одно – есть те, кто доходит до этого уровня осознания, который есть уровень Логоса, поскольку совмещение двух пирамид начинается уже с 14-го слоя. Я видел такого человека своими глазами и это был мой учитель.
Тебе пока не нужно об этом думать, тебе достаточно знать то, что современное христианство и православие основательно уловлено орбитой среднего 9-го слоя душевного ума и нравственно-религиозного разума, который и является олицетворением голой морали и нравственности.
Именно этот 9-й слой голого душевного морализма и слепой праведности и воюет не на жизнь, а на смерть с 3-м слоем такого же голого рационализма и прагматизма. Это и есть главная причина извечного конфликта на земле эгоизма и нравственности. Нынешний мировой кризис и война на Украине, о которой мы с тобой говорили, с точки зрения пирамиды осознания и управления осознанием есть порождение этого противостояния двух разных уровней осознания.
Вся трагедия этой ситуации в том, что избежать этого конфликта можно будучи только на уровне духовного сознания, которое начинается с 13-го слоя, но людей, которые имеют пирамиду духовного сознания выше 12-го уровня, в настоящее время катастрофическое меньшинство и к ним не относятся ни Путин, ни Зеленский. Вот почему в этой ситуации почти ничего нельзя сделать силой осознания.
– Отче, я просто потрясён этим откровением.
Монах замолчал, не в силах задать вопроса, поскольку тема пирамиды сознания и управления осознанием из области абстракции и голой теории прямо на его глазах обрела совершенно реальный и сугубо практический характер, причём, весьма зловещий и не радостный.
– Значит, в лице России и Украины с Западом схлестнулись вовсе не национальные и политические интересы, а разные уровни осознания Логоса ? – не совсем решительно переспросил молодой монах.
– Боюсь, что именно так, – спокойно ответил старец. – Для видящего все конфликты на планете земля – это конфликты разных уровней осознания, а самое большое поле бесконечной вражды – это и есть конфликт голого рационализма и такого же голого морализма.
Первый чаще ассоциируется с безбожностью и аморальностью, а второй с божественной нравственностью и моралью, но по сути – это два конца одной и той же палки рациональности, просто один конец более эгоистичный, а другой менее, поскольку прикрыт моралью, но не более того.
Бога нет не на одном из концов этой палки рационально-нравственно дуализма. Оба конца – это рационализм разных уровней. Бог находится гораздо выше этого дуализма и смотрит на него со всеми подлинно духовными созданиями, вышедшими из поля дуальности, с великим сокрушением и грустью не в силах как-то повлиять на воюющие стороны, пока они сами не дорастут до уровня духовного осознания, как сознания мира, гармонии и безусловной любви.
– А они могут дорасти ? – переспросил молодой монах.
– Как и за счёт чего ? – с некоторым пессимизмом в голосе ответил старец. – Я не вижу для этого ни малейшего шанса и предпосылки, а наоборот вижу только усиление этого конфликта до масштабов планетарного противостояния. Это и есть подлинный апокалипсис. Вот настолько важно знание структуры осознания и умение управлять осознанием.
– Отче, я никак не могу смириться с мыслью о том почему Бог не может вмешаться в эту ситуацию своей волей ?
Старец сокрушенно покачал головой, давая понять, что вопрос монаха его сильно разочаровал.
– Я всё же думал, что ты уже избавился от религиозного чудоверия и сказок массовой религии о добром дедушке на облачке, который наказывает плохих и выручает хороших, а оказывается нет. Неужели ты за всё время нашего общения так и не понял, кто такой Бог и что такое Логос?
Бога не видел никто и никогда и никогда не увидит телесным и душевным зрением. Богу не нужно вмешиваться в этот конфликт, поскольку данный конфликт носит совершенно естественный причинно-следственный характер, а потому выступает духовным инструментом самого Бога по испытанию человечества для окончательного отсева спелых зёрен от плевел. Проще говоря, именно благодаря этому конфликту и выясняется кто есть кто на самом деле и и на каком уровне осознания он находится.
Скажу более того, данный конфликт был заранее предопределён, предвещен и предсказан, именно поэтому он не может быть отменён, поскольку по закону Логоса он закономерен и должен дойти до логического завершения, которое изменит мир и сознание всего человечества, приведя его к новому уровню осознания.
Вот почему Бог просто не может и не имеет права вмешаться в данный конфликт путём принудительного просвещения обеих сторон и их лидеров, повысив неким чудом уровень их осознания с 5-го слоя до 13-го. Стороны конфликта, как и всё человечество, должны поумнеть сами в ходе этого конфликта и глобального противостояния и сами должны прийти к осознанию по доброй воле, так работает Логос. Поэтому у меня не радужные взгляды на будущее мира.
– Значит этот конфликт выступает инструментом, который стимулирует осознанность и рост сознания всего человечества ? – с недоумением переспросил молодой монах.
– Вероятнее всего именно так, – ответил старец, – Я вижу ты расчувствовался и возбудился не на шутку, остынь. Давай на этом пока завершим наш разговор об управлении осознанием и продолжим в следующий раз.
– Как скажете, отче, простите, если что не так.
– Всё так, мне за что тебя прощать, просто тема осознания – это самая искусительная из всех и здесь особенно нужно знать и чувствовать меру.
…продолжение следует…