Редкая находка Рассказ

Игорь Сибиряк
Совсем недавно, лет семь назад, нашу семью навестила дочь моего старшего брата, Татьяна, по раскладу родственных отношений она, выходит, моя племянница. Жизнь сложилась так, что я, её дядя, младше племянницы на два года. Росли мы вместе в далеком рабочем поселке на Урале, имеющем интересное историческое прошлое — поселение бывших каторжан в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого веков.
Это время хорошо отразил уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в своих путевых очерках «Варнаки» и «Последние клейма», посетивший наше гиблое место в конце лета 1888 года. Он приезжал сюда на запуск первой на Урале и в Сибири писчебумажной фабрики, по приглашению фабриканта Александра Ивановича Щербакова. С того времени и до 1993 года эта фабрика работала и производила различную бумагу.
Наше детство прошло в советский период стабильной работы Заводоуспенской бумажной фабрики. Местное население имело постоянную занятость, а рабочий поселок обладал развитой инфраструктурой. Наша семья прожила здесь с мая 1953 года по февраль 1969 года, затем мы переехали в Беларусь, а старший брат Герман летом 1973 года перевёз своё семейство, в том числе племянницу Таню, в поселок Гай-Кодзор, недалеко от Анапы.
Так судьбы сложились, что мы встретились лишь через много лет, в 1979 году, на белорусской земле, в городе Барановичи, где проживала семья моей старшей сестры Надежды. Совместно провели незабываемый летний месяц на берегу озера Гать, расположенного в сосновом бору за городской чертой. Кстати, в 1950 году в Барановичах родилась Валерия Новодворская — знаменитая оппозиционерка периода перестройки и прихода дикого капитализма девяностых.
После отъезда семьи Германа домой, в Краснодарский край, через неделю скоропостижно умер от остановки сердца муж Надежды. Врачи определили, что Игорь Георгиевич давно страдал ишемической болезнью. Остальные летние дни прошли в страшной грусти — мы простились с хорошим человеком, который был душой нашей большой, дружной семьи. По настоящее время бережно храним память о нём.
С тех пор прошло много лет. Наступило лето 2015 года. Мы получили сообщение от моей племянницы Татьяны, что она, возможно, прилетит в Беларусь, после того, как посетит нашу малую родину на Урале. Все были рады увидеть тетю Таню из Анапы. Часто общаясь по видеосвязи, мы знали, что это живая, улыбчивая женщина, к тому же интересная собеседница и пишет стихи.
В начале июля сын Денис встретил гостью в аэропорту Минска, и посадил на скорую электричку до Барановичей, — сестра Надежда на правах старшей захотела увидеть племянницу первой. Вечером этого дня мы созвонились с родственниками, услышали их радостные голоса,: вместе с ними вспоминали о жизни на Урале, гостья поделилась впечатлениями от Беларуси, ведь была у нас в далеком 1979 году, с тех пор многое изменилось. Они доложили, что приедут в Оршу к середине июля.
Начались у нас хлопоты к встрече долгожданных гостей. И однажды под вечер дамы подкатили на такси к нашему дому. Застолье затянулась надолго, пока не переговорили обо всем на свете. Утром следующего дня за завтраком Татьяна обратилась ко мне:
— Дорогой дядя, хочу передать тебе на вечное хранение фронтовые записки твоего старшего брата-фронтовика, моего отца Германа, — вот эту дорогую для всех нас тетрадочку, исписанную почерком папы.
С этими словами подает пакет из старенькой, ветхой газетки. Я бережно принимаю исторический документ солдата Великой Отечественной Войны и благодарю племянницу за драгоценную историческую реликвию.
После завтрака уединился для просмотра. Тетрадочка в двадцать четыре листа в клеточку, с пожелтевшими от времени страницами, плотно исписана убористым почерком выцветшими синими чернилами. Текст легко читается, и стало понятно, что попробую опубликовать, ведь нынче семидесятилетие нашей Великой Победы.
Сразу пришла мысль обратиться в уральское издательство: Герман призывался на фронт в июле 1944 года от райвоенкомата города Ханты-Мансийска, когда на фронте возникла острая нехватка шоферов для доставки снарядов на передовую.
Чтение и переписка текста настолько меня увлекли, что я оставил все дела и углубился в реальные события войны, записанные братом между боями. Приведу полностью рассказ Германа из фронтовой тетрадочки, который называется «Один день до Победы»:

«Шестого мая 1945 года, когда уже все ждали подписания акта капитуляции Германии. и думы бойцов всё чаще и чаще были о возвращении домой, к семьям, стало для меня едва ли не последним днём жизни. Да и не только для меня — ещё и для командира нашего полка Ивана Ивановича Баранова, его заместителя по политической части С. Бобеллы и адъютанта командира, сержанта Г. Тарасова.
Наш 741-й ордена Александра Невского стрелковый полк 128-й дивизии вёл бои западнее города Бреслау и из-за больших потерь насчитывал всего 215 человек. В тот день, когда разведка соседних полков донесла, что немцы начали отвод войск в направлении Чехословакии, я дежурил при штабе на трофейном мотоцикле БМВ с коляской.
Полк поднялся и двинулся по пятам немцев. Вскоре начался подъём в горы и комполка с замполитом: видимо, не желая рисковать солдатами, решили лично обследовать дорогу. Километра через два, чудом преодолев заминированный участок дороги, мы наткнулись на разбитый немецкий грузовик с двумя 200-литровыми бочками спирта. Часть спирта залили в бензобак, а остальное вылили на землю.
Однако километров через 5—6 (немцев всё не было), спирт дал о себе знать — мотор мотоцикла перегрелся. Вскоре мы наткнулись на корчму. Официантки подняли визг — приготовились угощать отходивших на Запад немецких офицеров, а тут — русские. У хозяина корчмы в гараже стояла новая легковая машина Ганомаг 251 без аккумулятора. Машину хозяин не хотел нам отдавать, заявив, что аккумулятора у него нет. Пришлось пояснить, что если не принесёт, то через пять минут будет расстрелян. Хозяин убежал в соседнюю комнату и вернулся с аккумулятором.
Вышли, завели машину, оказался отличный автомобиль с кузовом типа «фаэтон» и тентом, уложенным на заднем капоте. К нашим решили возвращаться по другой, параллельной дороге, которую отыскал комполка по карте. Дорога была пустынная, но проехав два километра, после крутого поворота, мы онемели — навстречу нам двигались колонны отступавших немцев. Комполка побелел лицом и проговорил:
— Не разговаривать, смотреть немцам в глаза, оружие поставить на изготовку.
Гитлеровцы стали принимать правее, готовясь пропустить нашу машину. Командир шепнул мне, чтобы я разворачивался, но дорога в этом месте была узкая, к тому же я путался с переключением скоростей. Так и двигались — немцы на запад, а мы на восток. На дороге пыль, встречные офицеры что-то машут нам рукой, а мы едем с невозмутимыми лицами.
Часть немецких колонн уже прошла, когда мне удалось–таки развернуть машину и мы, не оглядываясь, снова обогнали немцев и, выехали на дорогу, по которой двигался наш полк. Как ругал себя комполка, что по его вине, мы все четверо едва не погибли в самом конце войны! А ещё попросил нас молчать об этом случае, ибо комдив за такие «подвиги» по головке бы не погладил. Теперь-то о случившемся в то далёкое время можно рассказать.
Войну полк закончил в Праге. В 1984 году, я ездил в Казань для встречи с бывшим комполка, полковником в отставке Иваном Ивановичем Барановым. Вспомнили все наши фронтовые пути — дороги и ту нашу разведку тоже. Командир был тяжело болен, но ещё мужественно держался при встречах с однополчанами нашего героического 741-го полка. Своего сына, работающего геологом в Томске, назвал Александром, в честь Александра Суворова, орденом которого был награждён наш полк.
Этот последний день войны навсегда запомнился в моей благодарной памяти, о всех днях войны, выпавших на мою молодую жизнь, закалённую в горниле войны».

Когда я восстановил записи, направил готовый файл в Ассоциацию писателей Урала и Сибири, город Екатеринбург. Не спеша и аккуратно упаковал рукопись, уложил в свою архивную папочку. Через две недели мне пришёл ответ, что Содружество писателей Урала обязательно опубликуют записи фронтовика на своем авторском сайте и, сообщат мне о дне публикации материала.
После выхода записей под заголовком Игорь Сибиряк «Глазами солдата», стало понятно, что этот военный материал имеет непреходящую историческую ценность о реальных событиях на полях сражений в годы Великой Отечественной Войны.
Слава брата распространилась во всей сети Интернета, мне стали приходить письма со словами благодарности за подлинный документ времен Великой Отечественной Войны. Он вошел в мою книгу «Голос минувшего» под заголовком «Воспоминания солдата», она увековечила дорогую Память о Германе, нашем брате-фронтовике.
По истечении семи лет мне захотелось почитать рукопись брата в подлиннике. Когда стал разворачивать упаковку, то первой увидел тыльную сторону последней страницы тетрадочки, а там две строчки, — рукой брата записан какой-то адрес. Вгляделся и прочитал: г. Ставрополь, улица Булкина, дом 15, квартира 2. Чубанова Алида Никаноровна. У нас в семье была родственница с таким именем — жена давно умершего среднего брата Бориса.
Сердце мое заколотилось в предчувствии, что, возможно, я найду этого прекрасного человека, связь с которым оборвалась зимой 1964 года, после распада семьи брата. Начал вспоминать, о чём рассказывал Герман, когда приезжал детом 1979 года в Барановичи. Нахожу в уголке своей памяти — да, он ездил к старшему брату Дмитрию, проживающему в этом городе и, скорее всего, тот и дал Герману адрес Алиды, ведь когда-то они общались.
Перед глазами воскресли фотографии, запечатлевшие семьи Бориса и Дмитрия вместе. Захожу в Интернет, набираю данные Алиды, страница и файл «Телефонный справочник города Ставрополь» выдает полностью данные Алиды — её адрес и домашний телефон с кодом города. Дыхание мое почти остановилось от неожиданного быстрого результата. Смотрю на часы: начало шестнадцатого. Еще не поздно, можно звонить! Набираю заветный номер и спрашиваю:
— Это квартира Чубановых?
Слышу в ответ женский голос:
— Да.
— Алида Никаноровна здесь проживает?
— Это я.
Представляюсь, а сам ни жив, ни мертв :
— Я младший брат Бориса.
Пауза, потом Алида Никаноровна спрашивает:
— Вы Игорь?
Я остолбенел: прошла вечность, а меня помнят!
— Да, Алида Никаноровна, это я.
Завязался оживленный и долгий разговор о прожитых годах, с поминанием всех ушедших от нас дорогих людей. Я продиктовал по буквам адрес моей электронной почты, чтобы её дочь Марина или внуки смогли выйти на меня, и тогда подробно опишу прожитое время, перешлю свою книгу, где упоминаю всех родственников Алиды, с кем общалась наша семья на протяжении совместной жизни Алиды и Бориса с дочкой Маринкой.
Своей жизнью я обязан Ларисе Никаноровне, сестре Алиды. Трагедия разыгралась летом 1958 года у нас, в поселении Заводоуспенка, на Урале. В это время у нас отдыхали Лариса Никаноровна с дочкой Наташей, — купались, загорали. Мне в ту пору шел седьмой годик. Я так закупался в нашем Заводоуспенском пруду, что подхватил одновременно двустороннее воспаление лёгких и страшенную ангину. Я не говорил, а рычал и хрипел.
За мое лечение взялась врач-педиатр Лариса Никаноровна. Двадцать суток уколов, ингаляции над паром отваренной картошки в мундире, частое пропаривание в бане, помогли мне ожить. Но до конца лета 1958 года я только сидел на бережку и смотрел на купающихся ребят с нашей Октябрьской улицы.
Позднее мама мне рассказывала, сколько бессонных ночей провела у моей кроватки Лариса Никаноровна. Я этого никогда не забывал и, не забуду до конца своих дней. Вечная Память дорогой Ларисе Никаноровне!
Брат Борис, офицер, добровольно демобилизовался из армии, но так и не смог на гражданке подняться до уровня жизни офицера Советской Армии образца шестидесятых годов, когда министром обороны был Г. К. Жуков. Пытался поступить на вечернее отделение Московского технического училища имени Н. Э. Баумана. Однажды Борис рассказал мне, как провалил устный экзамен по математике. Ему попался вопрос — формула бинома Ньютона и её применение при возведении в степень двучлена. Эта формула не из легких, тем более сложно привести примеры её применения.
Скорее всего, эта неудача надломила его, больше он не стремился к высшему образованию. Дальше начались поиски жилья, работы, все его не устраивало, и жизнь пошла под откос. Жена долго старалась вразумить, да женские силы не вечны. Я её хорошо понимал, еще будучи подростком.
А наша мама сгорала от его непутевой жизни в ежедневных серых буднях уральской деревни. Мы с братьями и сёстрами утешали её, как могли, стараясь делать больше работы по дому и огороду. Сестра Лариса научилась хорошо готовить, стирала бельё, шила и штопала одежду на всю нашу семью. Сергей носил воду на коромысле с пруда, я следил за чистотой двора, убирал улицу возле усадьбы, начинал колоть дрова, как взрослый.
Старшая сестра Надя зимой 1969 года предложила отцу все продать и перебраться жить к ней в Белоруссию, где в то время уже наступил Коммунизм. Но это будет уже совсем другой рассказ о жизни переселенцев с Урала.

Источник: https://aspur.ru/igor-sibiryak-glazami-soldata/

Мой адрес электронной почты: E-mail: nazarov_52@inbox.ru

Уважаемые читатели, меня можно почитать и Здесь:

https://avidreaders.ru/author/nazarov-igor/  - здесь можно скачать мои книги

https://knigogid.ru/authors/719296-nazarov-igor/books - здесь 18 моих книг

https://aldebaran.ru/pages/rmd_search/?q=игорь+назаров

http://bookash.pro/ru/author/Игорь+Назаров/

https://nazarov52.wixsite.com/website

http://proza.ru/avtor/nazarov52inbx

https://beta.ridero.ru/#!/common/ - мои книги в Ridero.ru

https://knigogid.ru/authors/719296-nazarov-igor/books

21.05.2022   Игорь Назаров  /Игорь Сибиряк /.