Фенька

Татьяна Зачёсова
   Фенька была крысой. Вернее, сначала она была просто крысой, а уже потом стала Фенькой. Купили её на «Птичьем рынке» 23-го февраля. Я давно мечтала о крысе, но в детстве мне её не разрешали завести. Хомячка и то с такими воплями, что никакой жизни ни мне, ни хомячку. И вот, наконец, став взрослым самостоятельным человеком – с работой, с зарплатой, без каких-либо опасений на чьи бы то ни было возражения я поехала выбирать себе крысу. Еще лет с одиннадцати я просто влюбилась в капюшонных или капюшоновых крыс. Это такие разноцветные, у которых голова и верхняя половина туловища черная, а зад и хвост белые. Окрас называется капюшонный или «капюшон» из-за того, что крыса словно в капюшоне – вроде как белая крыса, но с чёрной головой. На рынке я выяснила, что оказывается «капюшон» бывает не только чёрным, но и кремовый иначе персиковый или янтарный, то есть светло-рыжий, и голубой, и даже коричневый.
   А надо сказать, что приехала я с намерением приобрести именно классического представителя – чёрно-белого окраса, только вот с полом не определилась. Читала, отличие характера самцов и самок – у каждого были свои плюсы и свои минусы, но решила, что сориентируюсь уже на месте. Так и вышло. Подойдя к первому же прилавку с крысами, попросила показать мелкого чёрно-белого самца. Крысы у всех продавцов содержались в стеклянных аля-террариумах и кишели буквально в три слоя. Зрелище – лосось идёт на нерест, не для слабонервных. Правда по дороге я ещё полюбовалась паучками волосатыми, размером с мою ладонь, змеями и крокодильчиками сантиметров тридцать длиной с улыбкой во все зубы. Так что любые крысы напротив них выглядели просто милейшими существами. Так вот, вынули мне того проныру, на которого показывала и вручили в руки. Крыс был мелкий, юркий, тонкий и очень суетной, так и норовил вырваться из рук и ускользнуть сквозь пальцы. В общем мы с ним друг друга не поняли. Отдала обратно, мне стали тут же предлагать выудить другого... Ответила, что пойду еще пройдусь по ряду, на обратном пути мол... А дальше крыс больше и крысы больше! Я уже решила, что «семечек» мне не надо. Нет, мелочь пузатая – это, конечно, очень здорово и прикольно, но как-то суетно сильно. У одной габаритной дамы-продавца увидела крыс всех размеров – почти взрослые, мелкие, средние... Попросила показать одну девочку в кремовом капюшоне. Мне её выловили и всучили в охапку. Она замерла и смотрела на меня, а я на неё. Бусинки красноватых глаз изучали меня конкретно, не пытаясь осмотреться и начать удирать. Она была совсем другая, не такой, как тот мелкий джентльмен до неё – не драпала с ходу.
   Я поднесла её ближе к лицу. Все, кто имел дело с грызунами знают, что они «близоруки». Крыса вытянула мордочку мне навстречу, хорошенько понюхала меня, пощекотав усиками мне нос и потом раскатисто смачно и мокро чихнула мне в лицо! Прямо микро-душ, а не чих получился! Я вернула её даме-продавцу, сказав, что мол дойду до конца ряда, посмотрю ещё и на обратном пути уж...
  Но после этого такого близкого знакомства других крыс в руки брать уже как-то не хотелось. Поразмыслив – «он» или «она», я однозначно решила, что та на меня начхавшая – она и только она! Повернув обратно забрала мою чихающую красавицу – ведь это была любовь с первого взгляда или с первого чиха, не важно, но это была она. И так крыса стала Фенькой!

   Гораздо позже выяснилось, что все-таки чих тот был не проявлением выбора меня, а проявлением простуды. На рынке, пусть и крытом все помещения продувались, пусть и не сильно. Животных видимо не принято было переносить в тепло на ночь, вот они и терпели холод. Так что крысу я купила не просто саму по себе, а еще и с хроническим ринитом или синуситом, не знаю как это у крыс называется. Дома она быстро пришла в норму, но всю свою недолгую крысиную жизнь иногда смачно чихала, что называется хронически. Да, вторым сюрпризом после соплей оказались вши. Да, да, обычные серенькие вши, каких дети бывает привозят из летнего лагеря – крыса чесалась. Выводили её «домашних питомцев» в два этапа общей сложностью месяцев шесть. Но в итоге вшей вывели, а Фенька потом ещё долго благоухала лёгким приятным цветочным ароматом – ибо такая отдушка была у средства от вшей и блох для мелких животных. Даже сейчас при воспоминании перед глазами возникает этикетка с изображением хорька.
Третьим сюрпризом и даже открытием стало то, что Фенька оказывается была беременна! Это выяснилось недели через две в процессе родов, за которыми наблюдала самая моя любопытная и миролюбивая кошка Баська. Крыса суетилась в клетке, а Баська сидя неподалеку, так чтобы не мешать и в тоже время всё видеть, сидела возле клетки, заглядывая через прутья. Так они и рожали, пока я в другой комнате с подругой отмечала 8 марта...
  Ещё один нонсенс – крысёнок родился один. Не пять, не семь, не два, не три, а один! Не слышала, чтобы у крыс случалось подобное. Возможно, так вышло, потому что Фенька была весьма молодой мамой. Молодой и очень неопытной, так как через неделю произошла трагедия – она случайно задавила своего детеныша. А мы уже определили, что это мальчик и даже имя ему придумали – Борис, уже ждали, когда он откроет глазки. Она так и не поняла, что с ним произошло. После того как поняла, что его нет – пришлось забрать его незаметно от неё из клетки, как же она бегала и искала его! Носилась по всем этажам клетки, заглядывала в домик, вынюхивала, перебирала опилки, если клетка была открыта – Фенька выскакивала из неё и носилась вокруг. Говорят, что животные не понимают, что они не знают, что такое горе. Не верьте! Она искала его – тосковала, страдала, да так, что невозможно было смотреть на это. Клетка была тщательно вымыта, чтобы отбить запах детёныша, постелена новая подстилка. Домик тоже вымыла всем чем только можно и потом обдала кипятком. Фенька, возможно, уже не чуяла запах своего крысёнка, но помнила, что он был и продолжала искать. Всё лакомство и вкусности, какие только можно крысам в этот день у неё перебывали, чтобы заедала тоску. Помогло – день-два и она о нём забыла.
   А я ещё долго пыталась себе представить каким бы он вырос, каких размеров, с каким характером? Мастью он был полностью в неё, тоже капюшонный кремовый.


«Клубничка».

   А потом было лето. Правда Феньку мы на дачу не возили, сами ездили и то на выходные только – на день, максимум на два. Но её угощали вкусненьким с грядки. Особенно ей нравилась клубника. И угощаться Фенька любила исключительно сама. Был случай, который дал понять, что скормить крысе абы чего не прокатит. Её клетка стояла на софе, открытая, Феня была в домике. Как раз вымыли клубнику, собирались есть, ну, и крысу угостить. Не то чтобы отборной прямо ягодой, а половинкой, например и поменьше. Только поставили блюдце с ягодой на софу, а Фенька из-под руки как вылезет – хвать самую большую и красивую клубничку и пулей в домик! Как мысли прочитала. В итоге – крыса с самой-самой клубникой, а хозяйка с разинутым ртом и с «носом».
У меня даже стих на эту тему родился:

Вечер, шумно, вернулись хозяева с дачи,
Делать нечё, лениво тянусь, просыпаюсь.
Ой, клубничка! Какая большая удача,
Как я ягодки эти люблю-уважаю.

С блюдца в зубы прям просится, благоухает!
Чтобы да крысе и выбор — такое видали?
Я, всех больше которая, ягоду мигом хватаю,
И бегом с нею в домик, пока не догнали.

Вот так вот.


«Крыса и компот».

   А ещё Феня любила компот. Хех, кто ж его не любит! Да, мокрый, липкий, мягкий, но! Как она держала лапками-ручками кусочки вареного яблока из компота, как потом, доев яблоко, облизывала пальчики! Да ради такого зрелища никакого компота не жалко!
И опять же стишка:

Я в кладовке прибираюсь —
Вот морковка, смотрит в рот,
А на кухне уже варят
Сладкий яблочный компот.

Вот остынет, ждать придётся,
От души я побалдею...,
Кормят все, никто не жмётся —
Любят все, и все лелеют!


«Жених».

   Фенька стала уже совсем взрослой крысой, как говорится «на выданье», но женихов не было. Вот, как на зло, ни у кого из знакомых и знакомых знакомых не было крыс, а уж тем более холостых самцов. Интернета тогда тоже пока ещё не было.
  Иду один раз домой, только в подъезд зашла, поднимаюсь по лестнице, а навстречу мне здоровый такой серый «жених» неторопливо так спускается. Чтобы было понятнее – дикая серая крыса — самая большая, какую я только в Москве встречала, ну, порода то пасюк и главное пацан! Увидел меня, остановился, приподнялся на задние лапы, рассматривает, воздух носом втягивает. Я, офигевши тоже остановилась. Причем оба спокойны, как вчера встречались уже. Ну, поздоровалась. Спросила, куда он и откуда... Уступила дорогу, отойдя в сторону и подождала, пока он прошествует мимо. Вот люблю, когда понимание возникает с первых мгновений встречи! 
Разошлись мы с ним тихо-мирно, как в море корабли. Но какой был жених! Это ж на зависть всем! Естественно, я его больше не видела. А Феню за такого качка, хоть он и красавец писаный отдавать, ну, никак нельзя было, он её в два-три раза больше и явно слишком брутальный для моей девочки. Так что о сватовстве оставалось только мечтать.


   Фенька прожила не больше, не меньше два года. Для крыс это средний срок, кто-то живёт меньше, кто-то дольше. Осталась клетка, домик, все её кормушки, даже лакомство и известковый камень, новенький в упаковке. Осталась и деревянная катушка, перешедшая Феньке в наследство от хомячихи Гуньки. Хотя Феня и не питала к ней подобной нежной привязанности.

   С тех пор прошло больше десяти лет, но других крыс я не заводила и скорее всего не заведу. Хотя, кто знает, может быть какая-то из них вот так же, как Фенька, похитит моё сердце ещё раз? Но пока нет. Пока что я просто смотрю на них в зоомагазине и капюшонные крысы среди них попадаются крайне редко и уж никак не кремового окраса. Так что я любуюсь, умиляюсь и ухожу одна. А место Феньки в моём сердце никто не займёт, оно всегда будет принадлежать ей. Но на «Птичий рынок» я больше ни ногой! И, если кто-то спросит моего совета: стоит ли приобретать там животных? Мой ответ: нет! Не стоит туда даже просто ездить, даже в качестве экскурсии. И вообще не стоит поддерживать любой сомнительный бизнес касаемый подобного разведения и продажи животных – он не несёт никакой должной ответственности ни физической, ни моральной, ни перед Законом. Тогда у нас практически не было нормальных заводчиков и зоомагазинов, а теперь они есть и можно их хоть как-то проверить...
   А место, где ты находишь именно своего маленького друга – как первую любовь, может быть любым. И, поверьте, вы ни за что не разминётесь по пути.






Иллюстрация: фото похожей крысы взято из Интернета.