О непредсказуемости жизни

Владимир Врубель
В детстве я очень любил читать книги о море, приключениях, детективы и фантастику. Перечитал всё, что было тогда доступно, а доступно было, увы, немногое.

Это понятно, потому что моё детство прошло в первые послевоенные годы в разрушенном Севастополе.

Читал запоем. Однажды мне дали прочитать «Тайну двух океанов» Григория Адамова. Долго ходил под впечатлением, представляя, как интересно увидеть на огромной глубине лежащий на дне старинный корабль.

Дно морей и океанов буквально усеяно затонувшими кораблями. Считают, что их там свыше миллиона. Причин гибели кораблей множество. Но есть некоторые удивительные причины.

Об одной из них написала 29 апреля 1908 года новозеландская газета «MARLBOROUGH EXPRESS».

Оттуда эта история попала в журнал «Вокруг света» за 1908 год. Я читал этот журнал в великолепной библиотеке Географического общества СССР, действительным членом которого был в течение шестнадцати лет до отъезда в Германию.

Парусник «Eclipse» совершал переход из Ньюкасла в Сан-Франциско. Шёл восемьдесят пятый день плавания, когда начался сильный шторм. Небо разрывали молнии, сопровождавшиеся оглушительными раскатами грома.

Мачты состоят из секций. В верхнюю секцию мачты ударил метеорит, который превратил её в щепки. Метеорит пробил большое отверстие в верхней палубе и в корпусе судна. В пробоину хлынула вода.

Четверо суток моряки днём и ночью откачивали помпой воду, пока окончательно выбившись из сил, пришли к выводу, что перекачивают океан. Тогда капитан приказал оставить судно, которое вскоре затонуло.

Спустили две шлюпки, в них разместились капитан Лессен и его команда из пятнадцати человек. Пятнадцать дней они провели в шлюпках под палящим солнцем. На каждого приходилось по два сухаря и по две пинты воды.

Ближайшей сушей были Гавайские острова, куда держал курс капитан. До них от места крушения предстояло пройти 900 миль. Пик страданий пришёлся на тринадцатый день, когда умерли три человека.

Их тела сбросили за борт и стали свидетелями, как мёртвых товарищей пожирают сопровождавшие их акулы. На пятнадцатые сутки они увидели островок, к которому и пристали.

Аборигены вынесли их из шлюпок, сами идти они не могли. Когда моряки немного пришли в себя, их переправили в Гонолулу.

     Другое происшествие произошло в 1885 году. 10 марта в Гидрографическую службу в Вашингтоне из филиала в Сан-Франциско поступил отчёт от капитана барка «Innerwich» Уотерса.
Он сообщил, что в полночь 24 февраля его разбудил помощник капитана. Поднявшись на мостик, капитан увидел, что небо становится огненно-красным. Внезапно над судном появилась большая масса огня, ослепившая его и помощника.
 
Этот огненный шар упал в море примерно в пятидесяти ярдах с подветренной стороны.
Раздался грохот взрыва, и судно задрожало. Затем они увидели быстро приближающуюся к судну массу белой пены.

Шум от неё был оглушающий. Судно накренилось, но паруса снова наполнились ветром,  и волна белой пены прошла вперёд.

       А 21 сентября 1907 года офицеры парохода «Cambrian», прибывшего в Нью-Йорк из Лондона, сообщили о спасении от метеорита. Огромная огненная масса ударилась о воду в пятидесяти ярдах от правого борта «Cambrian», когда корабль находился на 51°10` западной долготы и 42°05` северной широты, в нескольких сотнях миль к югу от мыса Рейс.

Третий помощник Даниэль Виттери рассказал: «Воздух наполнился оглушительным грохотом, как от тысячи поездов в туннеле. Шипение падающих осколков произвело на меня впечатление, будто корабельные котлы протекают в каждой пластине…

С грохотом, сотрясшим корабль, чудовище врезалось в море менее чем в пятидесяти ярдах от корабля, и потрясение было ужасным, когда метеор, огромный, как дом, пролетел прямо над нами и врезался в море».


      8 октября 1896 года метеорит повредил мачту английского парусно-винтового парохода «Dawn», совершавшего плавание с острова Барбадос в Европу. Метеорит упал в воду перед форштевнем судна и взорвался.
 
Пострадала мачта и парусника «Белфаст» во время плавания в Центральной Атлантике, когда 5 марта 1899 года в нее угодил метеорит. B двух случаях огромные метеориты, которые могли бы погубить судно, падали в море рядом с ним.

        19 октября 1898 года в нескольких метрах от парохода «Galileo» упал огромный метеорит. Судно находилось в районе Малых Антильских островов. Волна, поднятая падением небесного тела, захлестнула верхнюю палубу.

Был случай, когда метеорит упал рядом с голландским пароходом «Ocean» у северо-восточного побережья США. Возникшая при этом волна опасно накренила судно. Вода вокруг парохода закипела, и он оказался окутанным удушливым газом, но газ, на радость морякам, отнесло ветром.
 
        Зарегистрирован только один случай гибели человека от метеорита. Это случилось в 1888 году в Турции. О трагедии султану Абдул Хамиду II доложили местные власти.

Метеорит убил одного человека и ранил двух других. К сожалению, имена пострадавших неизвестны. Вместе с донесением во дворец отправили и кусок метеорита.

         «Я сильно подозреваю, что статистические данные о «смертях от астероидов» были сильно занижены на протяжении всей истории человечества», — написал сотрудник НАСА по планетарной защите Линдли Джонсон.

 - «Только в последние полвека или около того мы даже осознали, что такое может произойти».

        Часто космические камни взрывались над населенными пунктами, вызывая падение тысяч метеоритов. Один из самых последних и широко известных случаев произошел в Челябинске в 2013 году, когда над городом взорвался астероид размером с дом.

Еще раньше, 30 января 1968 года, метеор взорвался за пределами города Пултуск, недалеко от Варшавы,  вызвав настоящий метеоритный дождь: с неба упало более 100 000 камней.

Самый большой обнаруженный тогда осколок (фрагмент космического камня, долетевший до земли) весил 20 фунтов (9 кг). Это крупнейшее падение осколков метеорита за всю историю наблюдений.


      «Вот жизнь, - заключил я, рассказывая эти истории жене, которая разлила по чашкам закипевший кофе, - не знаешь, что с тобой случится в следующую минуту».

Потянулся за печеньем и опрокинул на себя чашку с горячим кофе.