Известные люди Франсиско Гойя

Игорь Яковлев 4
Интересные и малоизвестные факты из жизни известных людей

" Он получил поверхностное образование и до конца жизни писал с ошибками, знал вэлёты и падения, он был тореадором, уличным акробатом и  .....стал великим художником"

Франси;ско Хосе; де Го;йя-и-Лусье;нтес (исп. Francisco Jos; de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи

Википедия

В нём постоянно бушевал дух авантюризма, Его биография настолько насыщена событиями, что их хватило бы на несколько жизней. Но в расказах о Гойе трудно отличить правду от вымысла. - реальные факты выглядят легендами, а вымышленные кажутся достоверными.
Франсиско Гойя один из самых гениальных и загадочных художников.

Он был сыном владельца небольшой позолотной мастерской
в небольшой испанской деревушке Фундетодос

Франсиск и его братья получили весьма поверхностное образование  и до конца жизни писал с ошибками.
Родители не уделяли должного внимания вопросам образования своих детей,  , хотя семья была  небедной.
Отец живописца был дворянином из древнего, рода, давно обедневшего но не обнищавшего.
В современном мире его назвали бы представителем среднего класса.

Азы мастерства живописм он постигал у одного из художников Саррагосы.

Экзамены в Королевску  ю академию живописи юноша дважды проваливал.
В перый раз (когда ему было 17 лет )Для поступления
требовалосьпринять участие в конкурсе в котором участникам предлагалось наиболее красиво и достоверно изобразить на холсте античную гипсовую статую, которая была им предоставлена в качестве образца. Результаты оказались для Франсискаочень разочаровывающими – ни один из членов жюри не отдал за него свой голос. В следующем конкурсе, в котором он участвовал, он также провалился.

Приблизительно в 1658 году юноша поступил в ученики к придворному живописцу
к своему земляку рансиско Байеу .  Три года проведённые в его мастерской оказали решающее влияние и на карьеру Гойи и на его личную жизнь. Сестра Бпйео Хосеха стала супругой Гойи, а сам наставник всю жизнь будет помогать родственнику в получении пристижных и высокооплачивыемых заказов. Хотя между ними порой возникали и конфликты.

Брак заключёный по расчету окажется несчастдивым. Хосефа - женщина с решительным характером не захочет мириться с вечными любовными похождениями мужа.
Стоит добавить, что  женитьба на
Хосефе  вовсе не входило в планы Франсиско, но пришлось -к моменту  свадьбы невеста была уже на пятом месяце беременности. В браке у них родилось пятеро детей, из которых выжил в итоге лишь один, который впоследствии пошёл по стопам отца и тоже стал художником.

Франсиско постоянно давал повод для сплетен - его даже прозвали "Бешеный Гойя" .
Как только к нему пришёл успех, и он стал вхож ко двору, он моментально забыл про жену, предпочитая увлекаться придворными аристократками. Официально он так никогда и не разводился, но за все эти годы он написал лишь один портрет своей законной супруги.

Однажды воспылав страстью к монахине, Гойя под покровом ночи пробрался в монастырь. Его застигли на месте преступления и только заступничество высокопоставленного покровителя  спасло жизнь будущему великому художнику.

В рамкаха мастерской Байеу таланту Гойи становилось тесно. Живописец отправился в Италию, которую стремились посетить все художники того времени для изучения техники итальянских мастеров живописи.
И снова не обошлось без рискованых приключений. Чтобы добраться от Сарагосы до Рима  двадцптитрёхлетний Гойя присоединился к группе матадоров и сам не раз участовал в кориде.

В Риме Гойя провёл 5 лет Об этом периоде его жизни практическ ничего неизвестно, установлено лишь, что картин в это время он практически не создавал. Большинство историков полагает, что все эти годы художник изучал работы итальянских живописцев, пытаясь разгадать секреты их мастерства.

Точнро лишь изестно , что он  в Риме, научившись трюкам   у уличных акробатов порой выступая с ними, забрался на купол "Собора Святого Петра" , только для того, чтобы написать  там свои инициалы.

Завоевав вторую премию на конкурсе Пармской академии Гойя вепнулся в Сарагосу, а в 1773 году перебрался в Мадрид, Там он получил заказы экскизов для изготовления обоев для королевской мануфактуры. За 6 лет Гойя создал более 60-и ярких и причудливых панно для ковров. Так его работа "Зонтик" будто пронизана солнцем. Гойя уверенно продвигался вверх по карьерной лестнице. В 1780 году его  избрали членом Академии , той самой Сан-Фернандо,куда он в юности безуспешно пытался поступить.

А когда Гойя  написал портрет первого министра Испании  графа Флорида Бланко у него появились выгодные знакомства в высшем общистве. Гойя стал признанным в аристократических кругах портретистом, а затем и придворным художником

Героинями его полотен были решительны е и страстные женщины,неизвестные простолюдинки  и гоодые аристократки. Одна из них герцогиня Коэтано Альба  стала возлюбленной Гойи.
Феноменальная работоспособность Гойи позволяла ему творить даже по ночам  при свете свечей, которые он прикреплял к полям шляпы.

Жизнь художника потекла в довольствии и почёте. "Я никому не присдуживаю, я завален заказами" Но счастдивые дни не могди длится вечно. Работа над многочисленными портретами и гобиленами не оставляла времени для осуществления собственных планов. Гойя становился все более мрачным и раздражительным " Я порой так взволнован, что сам себя не могу переносить"

Одна из самых известных серий работ Франсиско Гойи называется “Бедствия войны”. Художник сам был свидетелем оккупации Испании армией Наполеона, чья “наглая воля”, по его мнению, послужила причиной неизмеримого количества страданий для испанского народа.

Его стали мучить приступы сильных головных болей. Болезнь почти на два года приковала художника  к постели., на некоторое время он был парализованЧто это была за болезнь, установить сейчас невозможно, но паралич со временем прошёл, и Гойя вернулся к работе. Правда, слух к нему так и не вернулся, и до конца жизни он оставался глухим. Современные врачи полагают, что глухота его была обусловлена какими-то проблемами с иммунной системой.

Для пятидесятилетнего  Франсиска, который не мог прожить без шумных праздников и музыки - это стало жестоким ударом Как только Гойя снова смог взять кисть он стал присать сцены народных гуляний, карнавалов, зеревенской кориды. Тогда же в картинах Гойи появилась тема людских грехов, жестокости, фанатизма, самовлюблёности . Даже коронованых особ Гойя изображал без лести.. Взгляд на жизнь художника становился все пессимистичней. Серия офортов "Капричес" до сих пор вызывает споры среди искусствокелов, одни считают эти офорты злой сатирой, другие просто шуткой., третьи - признаком психического заболевания художника.

Великий жвиописец утверждал, что он восхищается тремя мастерами – Рембрандтом, Веласкесом и природой. Причём из творчества Рембрандта особенное уважение Франсиско Гойи вызывали не столько картины, написанные маслом, сколько офорты, то есть гравюры на металле, созданные с помощью кислоты. Рембрандт, как известно, был не менее талантливым гравёром, чем художником.

После женитьбы сына и смерти супруги постаревший Гойя перебрался в загородный особняк  , который вскоре стали называть - "Дом глухого"
Стены дома он расписал жуткими фресками, словно вытащив из сознания самые мрачные мысли. Художник прожил до 82-х лет и до последнихдней жизни продолжал рисовать.

 За свою жизнь Франсиско Гойя создал около 700 картин, более 1000 гобеленов и рисунков, а также порядка 280 офортов крепких  Также он принимал участие в росписи множества храмов, посвятив этому занятию не один год.

К наиболее известным картиныам Гойи относятся:
"3 мая 1808 года в Мадриде",
"Сатурн, пожирающий своего сына ",  "Обнаженная Маха", "Капричо",
"Бедствия войны", "Герцогиня Альба", " Тонущая собака"," Семья Карла IV", "Великий Козел",
"Автопортрет с Доктором Арриета".