Культуркампф

Леонид Рабин
Активист русской улицы в Израиле, бывший депутат Кнессета от партии "Мерец", ныне активно поддерживающий Украину против России, написал в своем Фейсбуке:

"Молчал, молчал, да не удержался. Спор о русском мире, русской культуре и о фестивале СловоНово в Тель-Авиве:

1.Культура есть достояние всего мира, а не только носителей языка, на котором она создана. Борхес, Ремарк, Манн - не есть часть моей культуры?

2. Культурная принадлежность не определяется только авторством, а в большей части как раз и потреблением. В этой связи Толстой и Чехов - часть мировой культуры, а Набоков, Булгаков и даже Солженицыну - культура западная, в СССР их мало кто знал.

3. Быть носителем «высокой» культуры, декламировать наизусть тексты Довлатова или Ахматовой - и быть в то же время, как явное большинство «советской творческой интеллигенцией» - расистом, гомофобом и рядовым фашистом - с моей точки зрения несовместимо и позорно. Надо ли называть поименно таких и среди последнего нашествия на Тель-Авив?

4. На сам фестиваль не пошёл. С 24 февраля на любые фестивали концерты праздники массового характера не хожу, не могу. Но тех, кто пошёл, понимаю. Нужна отдушина.

5. Тем, кто это мероприятие устроил - спасибо , респект. Знаю, практических всех , по крайне мере, местных устроителей, лично. Молодцы, ребята. Расшевелили всех и вся. И за поддержку Украины, спасибо. Знаю, как много вы все делаете на этом фронте. Но могу понять и критику друзей из Украины, им больно физически.

Успехов всем нам и шабат шалом."

Я ему на это ответил:

"Культура есть собственность народа, на языке которого она создаётся, и страны, населенной носителями этого языка. Культурные явления, выражающие ненависть к народу и стране соответствующего языка, есть извращение, автоимунная болезнь. Их не должно быть. Поэтому участников фестиваля "Слово Ново" в русской культуре нет. Они никто. Фуку.

К счастью, в русской культуре есть Юлия Чичерина, Игорь Растеряев, Анна Долгарева, Леонид Корнилов, Захар Прилепин, поэтому культурная недостаточность ей не грозит в любом случае. Надеюсь, все они появятся на российском телевидении и заменят собой морды, засветившиеся на фестивале "Ново Слово".

После этого активист меня забанил, возразить ему было нечего.

Я считаю поднятую здесь тему принципиальной. Есть два несовместимых подхода. Первый подход - культура создается для народа, говорящего на соответствующем языке и черпающего из этой культуры смыслы своего существования. Второй - культура создается творцами для самих себя или, как вариант, для мировой цивилизации, которая их оценит, а дело трудящихся людей - сытно кормить своих творцов, чтобы они ни в чем себе не отказывали, и не возмущаться, когда творцы оскорбляют тех, кто их кормит, называя их быдлом, ватой, анчоусами. Я, понятное дело, сторонник первого подхода.

Именно поэтому я считаю, что деятель культуры не может выступать против своих. Он должен им служить, причем Служение должно писаться и ощущаться с большой буквы. Разумеется, он не обязан, выражаясь словами Юрия Шевчука, "лизать жопу президенту", но он должен понимать, кто прав, и быть за своих, когда правы свои, а они в данном случае правы. Проиллюстрируем это на примерах того же Шевчука и Игоря Растеряева.

Шевчук сказал в своем нашумевшем выступлении: "Опять гибнет молодость России и Украины, гибнут старики, женщины и дети ради каких-то наполеоновских планов очередного нашего Цезаря, да? Родина, друзья - это не жопа президента, которую надо все время мусолить, целовать. Родина - это бабушка нищая, на вокзале продающая картошку".

Шевчуку ответил Захар Прилепин:

"В настоящее время Родина - это русский солдат, которого ждет дома с победой дочь, жена и эта самая бабушка. Этой бабушки нет в твоём зале. Для этой бабушки ты пустой, никчёмный человек. Чужой."

А вот что пишет Игорь Растеряев, тоже не одобривший военную операцию в Украине:

"Песня "Бой" напрямую посвящена столкновению на Донбассе. И я благодарю судьбу, что не опустился в этой песне до обвинений, ненависти и злобы. История про украинского и донецкого танкистов - самое человечное из того, что мне удалось написать. Никогда не забуду, как в городе Мюнхене эмигрантка из Украины после концерта плакала и благодарила за нее, как и многие люди из России и Донбасса. Так же, как по поводу нее мне писали и выражали одинаковые чувства люди самых разных взглядов, от украинской медсестры ВСУ на Донецком фронте до Захара Прилепина, находящегося там же...

Вместе с тем у меня есть и другая песня. Называется она "Комбайнеры". Я пою ее 11 лет, и каждый, кто ее слышал, вряд ли сможет заподозрить меня в симпатиях к Североатлантическому альянсу. Фраза "Никогда отребье натовское не возьмете нас" не оставляет никаких сомнений. Я искренне считаю, что натовским ребятам делать на славянской земле нечего".

Почувствуйте, как говорится, разницу. Шевчук против войны, и Растеряев против войны. Но Растеряев не считает виновником войны цезаря с наполеоновскими планами, а считает таковым НАТО, взявшее под контроль часть славянской земли. К тем, кто убивает русских под руководством натовских военных советников, есть вопросы, и они жертвы, их жалко. Но война не перестает от этого быть справедливой для русских.

А теперь вернемся к автоимунной болезни, с которой мы начали. Россия слишком долго терпела на своем теле культурную накипь, враждебную себе, своим смыслам и своим основам. Наконец появилась возможность стряхнуть ее с себя и забыть о ее существовании. У Евгения Евтушенко есть хорошая поэма "Фуку", вот там написано, как их надо забыть.

"Дичайшее дикарство -
цивилизация.
Колумб, ты не затем ли
явился в наши земли,
в которых и себе могилу рыл?
Ты по какому праву
ел нашу гуайяву
и по какому праву нас открыл?
Европа не дремала -
рабов ей было мало,
и Африка рыдала, как вдова,
когда, плетьми сечённое,
набило мясо чёрное
поруганные наши острова.
Разбив свои колодки,
рабы бросались в лодки,
но их ждала верёвка на суку.
Среди людского лова
и родилось то слово,
то слово африканское: «фуку».
Фуку - не так наивно.
Фуку - табу на имя,
которое несчастья принесло.
Проронишь имя это -
беда придёт, как эхо:
у имени такое ремесло.
Как ржавчина расплаты,
«фуку» съедает латы,
и первое наложено «фуку»
здесь было наконец-то
на кости генуэзца,
истлевшего со шпагой на боку.
Любой доминиканец,
священник, оборванец,
сапожник, прибивающий каблук,
пьянчужка из таверны,
не скажет суеверно
ни «Кристобаль Колон» и ни «Колумб».
Детей приходом волка
не устрашит креолка
и шепчет, чтобы бог не покарал:
«Вы плакать перестаньте -
придёт к вам альмиранте!»
(Что по-испански значит - адмирал.)
В музеях гиды липкие
с их масленой улыбкою
и те «Колумб» не скажут ни за что,
а лишь: «Поближе встаньте.
Здесь кости альмиранте».
Но имени не выдавит никто."

У меня есть свой текст про вымышленное африканское государство Саванниленд с очевидными намеками на культурную ситуацию в России в последние 300 лет. Но Россия не Саванниленд. Ей культурная недостаточность не грозит даже если упомянутая мной накипь полностью исчезнет с телеэкранов и со страниц газет на русском языке. Однако, как это ни печально, даже война не смогла полностью покончить с культурной оккупацией России. Я написал год с небольшим назад:

 "Ни для кого не секрет, что Россия сейчас находится под культурной оккупацией международным "либеральным" глобалитетом. Первым признаком того, что эта оккупация закончилась, станет появление в русском телевизоре Александра Харчикова и Леонида Корнилова. Я надеюсь, что оба автора доживут до этих дней, и мы тоже до них доживем."

До сих пор надеюсь дожить до этого. Да, Харчиков неоднозначен, и необязательно транслировать "1905-й год" или "На сердце тоска", хотя и их надо не запрещать, а обсуждать, а вот песня "Будь русским", "Баллада о русской матери" и им подобные, которых десятки, просто обязаны быть запущены в культурный оборот, причем прямо сейчас.