6. В бесконечной дали корридоров…
В бесконечной дали' корридоров
Не она ли там пляшет вдали?
Не меня ль этой музыкой споров
От нее в этот час отвели?
Ничего вы не скажете, люди,
Не поймете, что темен мой храм.
Трепетанья, вздыхания груди
Воспаленным открыты глазам.
Сердце – легкая птица забвений
В золотой пролетающий час:
То она, в опьяненьи кружений,
Пляской тризну справляет о вас.
Никого ей не надо из скромных,
Ей не ум и не глупость нужны,
И не любит, наверное, темных,
Прислоненных, как я, у стены...
Сердце, взвейся, как легкая птица,
Полети ты, любовь разбуди,
Истоми ты истомой ресницы,
К бледно-смуглым плечам припади!
Сердце бьется, как птица томится –
То вдали закружилась она –
В легком танце летящая птица,
Никому, ничему не верна...
23 октября 1907
Из Примечаний к данному циклу стихотворений в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Заглавия одиннадцати стихотворений, составивших цикл "Заклятие огнем и мраком и пляской метелей", предполагали (в "Весах" [первая публикация в журнале «Весы»] и III1[III1 – [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 3. Снежная ночь (1907-1910). М.: Мусагет, 1912.]]) сквозное связное прочтение:
"(1) Принимаю – (2) В огне – (3) И во мраке – (4) Под пыткой – (5) В снегах – (6) И в дальних залах – (7) И у края бездны – (8) Безумием заклинаю – (9) В дикой пляске – (10) И вновь покорный – (11) Тебе предаюсь".
»
То есть первоначальное название исходного стихотворения – «И в дальних залах».
– «В бесконечной дали' корридоров… //…Ничего вы не скажете, люди,// Не поймете, что темен мой храм» – в предыдущих главках герой стоял «на пороге» : 1-ое «Принимаю»: «И встречаю тебя у порога… »: 3-е: – «Я неверную встретил у входа…» – и вот расшифровка этого “входа”– «В бесконечной дали корридоров…»: «…темен мой храм».
Герой ждал свою героиню у входа в тёмный храм, где коридоры бесконечны, в тот самый, в который его завела Любочка сразу после его встречи с Лучезарной, тот, который был описан в «запечатанном» стихотворении:
«Пять изгибов сокровенных
Добрых линий на земле.
…Пять стенаний сокровенных,
Но ужасней — средний храм —
Меж десяткой и девяткой,
С черной, выспренней загадкой,
С воскуреньями богам.
10 марта 1901»
Блок. Из дневника 18-ого года:
«25 января – гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии. В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей…
…В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну... Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту – до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади…
…Тогда же мне хотелось ЗАПЕЧАТАТЬ [выделено Блоком] мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение , где пять изгибов линий означали те улицы, по которым она проходила, когда я следил за ней, незамеченный ею (Васильевский остров, 7-я линия – Средний проспект – 8-9-я линии – Средний проспект – 10-я линия).»
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:
«…Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
– «В легком танце летящая птица…» – в дополнение: Волохова в экзотических танцах не замечена – “трагическая актриса” она, а не танцовщица.
А “легкий танец”… В черновиках остался намек, что все не так легко:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Между 20 и 21:
«Что ж ты медлишь, товарищ усталый,
Что ломаешь ты руки свои?
Неужели еще тебе мало
Этих страшных движений змеи?»
»
Да и в основном тексте – ее танец «справляет тризну». «В современном русском языке слово тризна в основном используется как часть фразеологизма совершить тризну и понимается главным образом как пиршество в честь усопшего, поминки.» (Википедия)
Справлять тризну по еще живым? Для неё, для героини те, для кого она танцует – уже мертвецы. Впрочем, кто ещё может оказаться в бесконечных коридорах темного храма? Это она – его служительница, а они… – прислоненные кем-то к стене…