Шашлык от Ильича

Краснов Валерий
               
- В самом захудалом заведении можно прилично пообедать, - разглагольствовал Эдик. - Нужно только иметь подход к людям.
Аркадий с грустью оглядел унылое серое здание провинциального ресторана и с сомнением покачал головой.
Они поднялись по шатким ступенькам и оказались в небольшом зале. Нашли у окна столик почище ,сели и огляделись. На стенах натюрморты с кровавыми арбузами и ядовито-зелёными огурцами. Столики покрыты пятнистыми скатертями,усыпанными хлебными крошками.Из-за занавески,отделяющей кухню,доносятся неприятные запахи.За столами несколько хмельных посетителей.
- Едва ли нас ждёт здесь что-нибудь хорошее,- осмотревшись, произнёс Аркадий.
- Не торопись,Аркаша,не красна изба углами,а красна пирогами. Хочешь,нам подадут сейчас чудесные шашлыки из мягких,точно цыплятки,кусочков баранины,приправленных уксусом и лимоном, - хочешь?
- Ты,наверно,решил,что попал в "Арагви",- возразил Аркадий, - посмотри,что в этой забегаловке называют шашлыком, - он кивнул на соседний столик.Там на цветастой тарелке беспорядочно лежали куски жирной,подгорелой баранины с рисовой кашей-размазнёй.
- Это для рядовых посетителей. Сейчас ты увидишь,как можно поесть даже в самой паршивой дыре.
Эдик приосанился,сделал грозное лицо и,стукнув ладонью по столу,крикнул :
- Есть здесь кто-нибудь живой?
За кухонной занавеской послышался глухой звук,как-будто что-то упало,и через несколько минут вышла заспанная пышноволосая женщина , на ходу вытирая нос фартуком.
- Ну чего шумите! Не успели войти,уже кричат! - заворчала официантка. - Ну чего вам? - и она достала из кармана фартука блокнот и карандаш.
- Книгу жалоб и предложений, - с расстановкой проговорил Эдик.
Официантка растерялась:
- Как же так,граждане,сразу жалобную книгу. Я ж и нагрубить вам не успела,и кушанья вы ещё не испробовали - и вдруг жалобную книгу. Так не бывает,товарищи.
- Жалобную книгу и шефа! - невозмутимо повторил Эдик.
- И шеф вам ничего плохого не сделал, - причитала женщина , - за что вы хотите пожилого человека обидеть?
Она растерянно смотрела на Эдика,заглядывая в глаза Аркадию,оглядываясь на соседние столики. Но Эдик стоял на своём,и она пошла на кухню. Вскоре оттуда донеслись её жалобные возгласы,а через несколько минут к их столику подошёл шеф.
Шеф был,как положено,- толстый,с волосатыми руками ,в белом,свисающем на нос колпаке. В его лице были три замечательные точки : крупный фиолетовый нос,напоминающий сливу "Ренглот" и два больших лиловых глаза,похожие на обыкновенные сливы.Шеф поздоровался,галантно шаркнув домашними тапочками,и поинтересовался,что угодно дорогим посетителям.
Эдик ,не глядя на него,снова пропел мягким баритоном :
- Книгу жалоб.
В лиловых сливах шефа сверкнули молнии гнева,так что Аркадий даже забеспокоился - не вышибут ли их сейчас из ресторана. Но молнии тут же были погашены,и в глазах шефа появилось безразличие.
- Клава, - обернулся он к официантке, - дай гражданам...
Пышноволосая женщина вытащила из-за спины потрёпанную книгу и,словно перчатку,бросила на стол.
Эдик величественным жестом положил книгу перед собой и,послюнив пальцы,начал неторопливо перелистывать страницы,с удовольствием прочитывая некоторые записи.
- "14 января обедал здесь,- читал Эдик, - и официантка за третьим от входа столиком (фамилию назвать отказалась) облила мне борщом штаны."
- У вас чудесное обслуживание,шеф, - сообщил Эдик.
-" 20 февраля, - продолжал он, - на товарищеском ужине официантка Борейко обсчитала меня на два рубля 15 коп."
- А ведь,наверно,боретесь за звание предприятия коммунистического труда? - съехидничал Эдик.
Шея шефа порозовела,слива "Ренглот" печально повисла.
- Вот ещё, -  зачитал Эдик, - "Я,инженер Лавров А.Е.,две недели ежедневно обедал в этом ресторане. За это время скатерть на моём столе ни разу не менялась".
Эдик приподнял книгу жалоб и осмотрел скатерть :
- Да эту скатерть не меняли со времён инженера Лаврова.
Сливы шеф-повара покрылись грустной изморозью.
Эдик добрался,наконец,до чистой страницы и вынул авторучку.Шеф-повар и официантка Клава склонились над столиком и напряжённо следили за Эдиковой ручкой. Две сливы чуть не падали из орбит шефа.
Эдик уже было поднёс перо к листу ,но когда все замерли в ожидании,он откинулся назад ,и глянув на шефа вдруг подобревшими глазами,сказал :
 -Месяц назад я побывал в вашем славном городке и отобедал в этом ресторане.Мне подали тогда необыкноенный шшлык.Я в Москве о нём рассказывал, - Эдик нежно положил руку на колышущееся брюхо шефа.
- В тот раз я очень торопился и не смог выразитъ свою благодарность. Но судьба снова привела меня сюда . Ты видишь,шеф,я пришёл со своим лучшим другом ,- Эдик кивнул на Аркадия. - Повтори,шеф,свой успех и мы прославим твоё имя.
 Эдик вошёл в раж,поднялся из-за стола ,и его голос зазвенел на весь ресторан :
- У меня огрмные связи в Москве,есть свои люди и в столичной прессе и даже в правительстве. Я организую хвалебные отзывы о тебе и твоём шашлыке в центральных газетах. Ты станешь известным человеком в столице. Да что там в столице! Я прославлю тебя на всю страну! К тебе приедет Министр народного питания во главе солидной делегации, чтобы передать твой опыт всем ресторанам страны. Твои шашлыки прославятся во всём ресторанном мире. Скажи,шеф,как тебя величают окружающие?
Повар смущённо потупил глаза и тихо произнёс :
- Ильичом меня прозывают.
- Какая прелесть! - Эдик прямо подскочил от удовольствия. - Представляете : "Шашлык от Ильича"! Просто и в то же время порождает целую волну ассоциаций. С этих пор каждый клиент ресторана будет требовать : "Дайте мне шашлык от Иьича!" Иди и дерзай,дорогой.Не подведи меня. Твой шашлык должен быть на мировом уровне.
Он гулко хлопнул ладонью по животу шефа.Две сливы ошалело уставились на Эдика. Совершенно растерявшийся шеф развернулся ,и что-то бормоча себе под нос,устремился на кухню.
Чврез несколько минут за занавеской раздался топот ног,звон посуды и стук ножей. Затем по залу разнёсся звпах шашлыка. А спустя ещё какое-то время занавеска отодвинулась и из-за неё явилась торжественная процессия. Впереди шла пышноволосая Клава,неся в высоко поднятой руке расписной поднос жостовской работы. На подносе дымился шашлык и высилась стройная бутылка. За Клавой шествовала другая официантка и несла такой же поднос со вторым шашлыком и ещё одной бутылкой. Их сопровождал сам шеф.
- Тысяча и одна ночь! - восторженно произнёс Эдик.
Процессия подошла к столу и перед друзьями явились долгожданные шашлыки. С первого взгляда было ясно,что это что-то необыкновенное. Мясо было нежным и румяным. Между каждыми двумя кусочками аккуратно положен поджаристый кружочек лука.Шашлык был украшен помидорами и ломтиками лимона и обрамлён нежно поджаренным картофелем.Рядом с шашлыком высилась горка свежей зелени.
Эдик и Аркадий торжественно принялись за еду. Официантки неслышно ушли,а шеф ещё стоял за спиной  гостей,вращая лиловыми сливами.Наконец,Эдику это надоело и он,обернувшись,сказал :
- Экстра класс! Лучше,чем в "Арагви".
И шеф гордый удалился.
Друзья доели шашлыки,запили сухим вином и щедро расплатились.
- Шашлык отличный, - рыгая проговорил Эдик.
Он раскрыл книгу жалоб и написал :
"Шеф может приготовить отличные шашлыки", - и витиевато расписался.