Невезучие Русалки

Владимир Врубель
В бытность своей службы на Южном Урале у меня сложились хорошие отношения с сотрудниками головного отдела научно-технической информации в конструкторском бюро, которое занималось разработкой морских баллистических ракет для атомных подводных лодок.

Отдел получал новейшие научно-технические издания из-за рубежа. Иногда американские или английские журналы поступали с грифом «для служебного пользования», обычно в том случае, если там помещалась карикатура на советских руководителей.

Мне было интересно читать техническую литературу по своей специальности, а работников отдела устраивало, что я время от времени переводил для них статьи, когда в отделе накапливалось чрезмерно много заявок на переводы.
 
Больше всего любил читать «Popular Mechanics» и «Naval Engineers Journal». Из них я узнал  много полезного и интересного.

На английском языке я читал ежемесячно по пять художественных книг, которые отец брал в библиотеке иностранной литературы и присылал их мне по почте, а я после прочтения отправлял их ему обратно.

Когда меня перевели служить в Ленинград, библиотекари уже были знакомы со мной заочно, потому что по просьбе отца подбирали для меня книги.

В Ленинграде появилась возможность посещать крупнейшие библиотеки, и я решил прочитать «Popular Mechanics» с года его основания.

В апрельском номере журнала за 1910 год прочитал статью, которая меня очень заинтересовала. В ней рассказывалось об удивительной серии кораблекрушений у берегов Австралии.

16 мая 1829 года из Сиднея в Порт-Раффлз с правительственными депешами и провизией для гарнизона вышло в море военно-морское исследовательское судно «Mermaid» («Русалка»).

В истории военно-морского флота Великобритании насчитывается шестнадцать кораблей с таким названием.

Морские суеверия появились, как я думаю, одновременно со строительством первого корабля. Моряки находятся во власти грозной стихии. Стремясь уберечь себя от гибели, они напридумывали множество суеверий и амулетов.

Почему-то считалось, что изображение русалки на носу корабля приносит удачу. Между тем с русалками всё непросто. В легендах они иногда спасали моряков, а иногда и губили. По поверью,  женщина на корабле приносит несчастье.

А может, русалки привлекают моряков, потому что они все «топлес»? Наверное, полностью одетые женщины не годятся, чтобы успокоить Нептуна, а вид обнажённой женской груди действует на него умиротворяюще, и это гарантирует благополучное возвращение в гавань.

Но оказывается,   не всегда. Вернёмся к нашей «Mermaid». Судно шло Торресовым проливом. В одних источниках сообщают, что был сильный туман, в других – начался шторм.

А по словам младших офицеров судна, капитан Сэмюэль Нолброу был пьян и держал курс слишком близко к рифу, на который они и наскочили. Это случилось на четвёртые сутки их плавания. Попытки стащить судно с рифа оказались безрезультатными.

В 8 часов вечера судно раскололось на две части и затонуло. Весь экипаж, двадцать два человека, спасся на шлюпках.

Трое суток спасшиеся моряки скучали на ближайших скалах в размышлении, что делать дальше. На четвёртые сутки их заметили с проходившего мимо брига «Swiftsure» и приняли моряков на борт.

Через пять суток «Swiftsure» наскочил на камни в 3,8 морских милях (7 км) от полуострова Кейп-Йорк и затонул.

Теперь 22 моряка с «Mermaid» и 14  с брига скучали на ближайшем голом острове, куда они все без потерь добрались. Как в песне про десять негритят. Только эти «негритята» прибавлялись, а не убывали в числе.

Но на островке пробыли недолго: мимо проходило военно-морское судно «Governor Ready», которое использовалось для перевозки каторжников в Австралию. Экипаж этого судна подобрал всех потерпевших крушение.

В тот же день на судне начался пожар, погасить его не удалось, и на этот раз три капитана со своими экипажами снова оказались в шлюпках. Через некоторое время шлюпки, которые дрейфовали в открытом море,  заметили с военного парусника «Comet».

Экипажи подняли на борт. Начался шторм, корабль получил течь и отправился на дно. Теперь уже четыре капитана и четыре экипажа дрейфовали на шлюпках. Но счастье им улыбнулось.

Их заметили с парусной шхуны «Jupiter». Четыре экипажа с трудом разместились на маленьком судне. В жизни обычно горе долго сопутствует человеку, а счастье бывает мимолётным. Парусник наскочил на риф и затонул.

С огромным трудом все выбрались на ближайшие скалы, откуда их сняли на шлюпках с пассажирского судна «The City of Leeds», которое четыре дня спустя доставило их в Сидней.

Во время всех этих бедствий никто не погиб.

Но зато жестоко судьба обошлась с моряками другой «Русалки», российской двухбашенной броненосной лодки.

"Русалка" погибла 7 сентября 1893 года вместе со всем экипажем во главе с опытным командиром капитаном 2 ранга Виктором Христиановичем Иенишем.

Это случилось во время сильнейшего шторма на Балтике. Сейчас место гибели броненосца известно, там побывали эстонские водолазы и даже снят фильм «Тайна гибели «Русалки».

В таллиннском парке Кадриорг есть памятник русским морякам, которые погибли во время шторма на броненосной лодке «Русалка».

Автор заметки побывал у этого памятника, когда ещё носил бушлат и бескозырку с ленточкой, на которой была надпись: «Высшее инж. училище ВМФ».

Тогда о той катастрофе знали немногие и без подробностей. Сейчас о  «Русалке» и памятнике написано столько, что мне не хочется повторять общеизвестное. Любознательный читатель найдёт всё сам в интернете.

P.S. В 2009 году группа подводных археологов под руководством Австралийского национального морского музея обнаружила затонувшую «Mermaid», а в ноябре 2014 года подводные археологи обнаружили останки брига «Swiftsure».