ШТАБ НАЧАЛЬНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
20-го УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ
И ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ФРОНТА.
в/ч 11951
Сформирован 2 августа 1942 г. г. Армавир Северо-Кавказского фронта. Приказом НКПС от 02.08.1942 г. № 382-ЦЗ, на основании Постановления ГКО от 03.01.1942 г. № 1095с.
В составе Действующей Армии с 02.08.1942 г. по 09.05.1945 г.
02.08.42 г. Северо-Кавказский фронт ГУВВР ДА
01.09.42 г. Закавказский фронт -*- -*-
05.02.43 г. Северо-Кавказский фронт -*- -*-
13.03.43 г. Южный фронт -*- -*-
20.10.43 г. 4-й Украинский фронт -*- -*-
19.05.44 г. 3-й Украинский фронт -*- -*-
14.07.44 г. 1-й Белорусский фронт -*- -*-
09.05.45 г. -*- -*- г. Потсдам Германия
20.05.45 г. -*- -*- г. Франкфурт
02.06.45 г. ГСОВ в Германии -*- г. Потсдам
17.12.45 г. Львовский ВО -*- г. Львов
29.04.46 г. -*- -*- -*-
29.04.1946 г. директивой ГШ от 22.02.1946 г. № орг/5/245522, на основании Постановления СНК СССР от 21.12.1945 г. № 3132-945сс Штаб НЖВ УВВР-20 расформирован. Личный состав обращен на доукомплектовании частей Управления 2-го ждк.
Начальники ЖДВФ.
Генерал-майор технических войск
Борисов Николай Владимирович с 02.08.42 г. по 29.04.46 г.
Удостоен звания
- Герой Социалистического Труда 05.11.43 г
Присвоено воинское звание
- генерал-лейтенант технических войск 13.09.44 г.
Назначен командиром 4-го ждк.
1942 г.
Основные объекты работ:
Формирование УВВР-20 из УВВР-8 и УВВР-12 и военкоматов Закавказских республик.
Подготовительные работы по заготовке пролетных строений, леса, шпал и других материалов, изготовление поковок и инструмента.
Строительство на Закавказской и Орджоникидзовской ж.д. Берегоукрепительные работы на строительстве № 160, ремонт связи Дербент – Баладжары, водопровода Бакинского узла, Грозненского и Червленной Узловой обходов, ремонт подвижного состава ст. Минджевань, Кировабад.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 16200 куб. м
2. Укладка пути:
- главный и станционный 3140 км
- стрелочные переводы 22 компл.
3. ИССО:
4. Линий связи:
- проводов 990.2 пров./км
5. Водоснабжение 255 шт.
6. Гражданских сооружений
Воинские части.
- 1 гв. ождбр 02.08.42 г. прибыла из УВВР-8 Северо-Кавказский фронт
- 11, 12, 27 гв. овждб
- 5 омждб, 20 гв. омждб
- 13 гв. оэждр
- 10 опкждр сформирована 20.08.42 г. г. Тбилиси Закавказский фронт
- 29 ождбр 02.08.42 г. прибыла из УВВР-8 Северо-Кавказский фронт
- 3 (04.08.42 г. прибыл из 36 ождбр УВВР-12 Северо-Кавказский фронт), 7, 15, 59 овждб
- 2 омждб
- 43 обмждр
- 14, 56 (01.09.42 г. прибыла из 36 ождбр УВВР-12 Северо-Кавказский фронт), 70 (03.09.42 г. убыла в 44 ождбр УВВР-12 Черноморская группа войск) оэждр
Спецформирования.
- Горем 22, 35
- Мостопоезд 7/5, 6/48
- Связьрем 22, 26
- Водрем 5, 21
- Подрем 9
- СМП 16
- Восстановительная колонна 20
- Голбаза 17
1943 г.
Основные объекты работ.
Восстановление Орджоникидзовской, Северо-Кавказской, Южно-Донецкой и Сталинской ж.д.
Ж.д. участки: Моздок – Минеральные Воды – Армавир – Кавказская – Усть-Лабинская, Кавказская – Тихорецкая – Кущевка – Ростов – Таганрог – Иловайское – Доля – Сталино, Доля – Волноваха – Мариуполь, Волноваха – Верхний Токмак – Запорожье, Бердянск, Мелитополь – Ново Алексеевка.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 133687 куб. м.
2. Укладка пути:
- главный 9634.5 км
- перешивка 1204.5 км
- станционный 479.3 км
- перешивка 209.9 км
- стрелочные переводы 1604 компл.
3. ИССО:
- малые мосты и трубы 437 шт./5292 п.м.
- средние и большие мосты 62 шт./6432 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 2050 км
- проводов 12145 пров./км
5. Водоснабжение 71 шт.
6. Гражданских сооружений 18397 кв. м.
Воинские части.
- 1 гв. ождбр
- 11, 12, 27 гв. овждб
- 5 омждб, 20 гв. омждб
- 2 обвждс, 01.03.43 г. сформирована 2 орвждс Северо-Кавказский фронт, 11.11.43 г. переформирована в 2 обвждс 4-й Украинский фронт
- 13 гв. оэждр
- 10 опкждр с 03.11.43 г. в подчинении УВВР-20
- 29 ождбр
- 3, 7, 15, 59 овждб
- 2 омждб
- 43 обмждр
- 29 обвждс, 01.03.43 г. сформирована 29 орвждс Северо-Кавказский фронт, 05.11 43 г. переформирована в 29 обвждс 4-й Украинский фронт
- 14. 56 оэждр
- 10 опкждр 03.11.43 г. прибыла из 1 гв. ождбр
Спецформирования.
- Гвот 17
- Горем 22, 35
- Связьрем 22, 26
- Мостопоезд 6, 7, 44
- СМП 16
- Восстановительная колонна 20
- Голбаза 17
- Подрем 9
- Автотракторная колонна
- Водрем 5, 21
1944 г.
Основные объекты работ:
Восстановление Сталинской, Одесской, Белорусской, Брест-Литовской и Польской ж.д. Ново Алексеевка – Симферополь, Джанкой – Херсон – Николаев – Одесса, Барановичи – Жабинка – Брест, Брест – Луков – Седлец – Малкиня – Варшава, Седлец – Варшава.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 922302 куб. м.
2. Укладка пути:
- главный 1978 км
- станционный 970 км
- стрелочные переводы 2695 компл.
3. ИССО:
- малые мосты и трубы 419 шт./4349 п.м.
- средние и большие мосты 54 шт./6595 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 1578 км
- проводов 17883 пров./км
5. Водоснабжение 50 шт.
6. Гражданских сооружений 45170 кв. м.
Воинские части.
- 1 гв. ождбр
- 11, 12, 27 гв. овждб
- 5 омждб, 20 гв. омждб
- 21 обмждр 15.04.44 г. прибыл из 21 ождбр УВВР-2 Ленинградский фронт
- 2 обвждс
- 13 гв. оэждр
- 3 ождбр 01.10.44 г. прибыла из УВВР-1 1-й Белорусский фронт
- 22, 53, 87 овждб
- 3 обмждр
- 3 обвждс
- 4 оэждр
- 5 ождбр 18.09.44 г. прибыла из УВВР-1 1-й Белорусский фронт
- 79, 83, 95 овждб
- 10, 77 омждб
- 2 обмждр
- 5 обвждс
- 71 оэждр
- 29 ождбр
- 3, 7, 15, 59 овждб
- 2 омждб
- 43 обмждр
- 29 обвждс
- 14, 56 (02.06.44 г. расформирована г. Днепродзержинск ХВО) оэждр
- 10 опкждр
Спецформирования.
- Горем 22
- Мостопоезд 6, 7, 13, 44
- Водрем 5, 6, 21
- Связьрем 15, 22, 25, 26
- СМП 16
1945 г.
Основные объекты работ:
Восстановление ж.д. СССР, Польши и Германии. Мост через реку Висла у Варшавы и Демблина, Варшавский и Познаньский ж.д. узлы.
Варшава – Познань – Франкфурт, Мост ч/р Одер у Кюстрина и Померцига, мост ч/р Одер у Франкфурта, Берлинский ж.д. узел. Ж.д. от ст. Одер до Эльбы, мосты ч/р Эльба у Стенделя, Магдебурга и Витинберга. Перешивка пути Польши и Германии.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 305196 куб. м.
2. Укладка пути:
- главный 8307.4 км
- станционный 2786.9 км
- стрелочных переводов 4118 компл.
3. ИССО:
- малые мосты и трубы 169 шт./2566.9 п.м.
- средних и больших мостов 116 шт./15071.8 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 1251 км
- проводов 27533 пров./км
5. Водоснабжение 127 шт.
6. Гражданских сооружений 65 шт./1148 кв. м.
Воинские части.
- 1 гв. ождбр
- 11, 12, 27 гв. овждб
- 5 омждб, 20 гв. омждб
- 21 обмждр
- 2 обвждс
- 13 гв. оэждр
- 3 ождбр 24.04.45 г. убыла в НЖВ Дальневосточного фронта г. Ворошилов Уссурийский
- 22, 53, 87 овждб
- 3 обмждр
- 3 обвждс
- 4 оэждр
- 5 ождбр 10.08.45 г. убыла в УВВР-9 г. Серов УрВО
- 79, 83, 95 овждб
- 10, 77 омждб
- 2 обмждр
- 5 обвждс
- 71 оэждр
-12 ождбр 01.11.45 г. прибыла из УВВР-5 г. Вена ЦГВ в г. Львов ЛьвВО
- 26, 39, 58, 89 овждб
- 16 омждб находился в г. Белград, с 17.12.45 г. в подчинении УВВР-20
- 46 обмждр
- 12 обвждс
- 37 оэждр
- 23 ождбр 10.07.45 г. прибыла из УВВР-9 2-й Белорусский фронт, 01.11.45 г. убыла в УВВР-10 г. Ворошиловград ХВО
- 34, 35, 88, 107 овждб
- 11 омждб
- 24 обмждр
- 23 обвждс
- 40 оэждр
- 29 ождбр
- 3, 7, 15, 59 овждб
- 2 омждб
- 43 обмждр
- 29 обвждс
- 14 оэждр
- 12 оэждп 10.06.45 г. прибыл из ВЭУ-4 ГСОВ Германия ст. Каульсдорф в г. Берлин
- 16 омждб 17.12.45 г. прибыл из 12 ождбр
- 131, 132, 133 осждб 17.12.45 г. прибыли из ГУВВР
- 10 опкждр
Спецформирования.
- Горем 22
- Мостопоезд 7, 13
- Связьрем 15, 22
- Водрем 5, 6, 21
- Мостобаза 20
- РММ
- Автоколонна
- Голбаза 17, 34
- Лесобаза
Исторические документы.
1. Справочник по ЖДВ СА т. 3 -8 Бш
2. Доклад о деятельности УВВР-20 за 1942 – 1945 г. № 150 Ящ. 17
3. Отчет о деятельности спецформирований
УВВР-20 за 1942 г. № 149 -*-
4. Отчет о деятельности УВВР-20 за 1943 г. № 152 -*-
5. -*- 1944 г. № 156 -*-
6. -*- 1945 г. № 158 -*-
7.Фотоальбомы УВВР-20 Арх. № 1
- восстановление мостов 1943 г. № 70
- 1-я гв. ождбр Борисов № 520
- техразведка 1944 -1945 г. № 169, 185, 188
Условные сокращения частей.
- ждк - ж.д. корпус
- ождбр – отдельная ж.д. бригада
- оэждбр – отдельная эксплуатационная ж.д. бригада
- УБ – управление бригады
- ождп – отдельный ж.д. полк
- оуждп – отдельный учебный ж.д. полк
- омждп – отдельный мостовой ж.д. полк
- омждпсн – отдельный мостовой ж.д. полк специального назначения
- оуомждп – отдельный учебно-опытный мостовой ж.д. полк
- озапждп – отдельный запасной ж.д. полк
- озапмждп - отдельный запасной мостовой ж.д. полк
- озапэждп – отдельный запасной эксплуатационный ж.д. полк
- овждб – отдельный восстановительный ж.д. батальон
- оэждп – отдельный эксплуатационный ж.д. полк
- опждб – отдельный путевой ж.д. батальон
- осждб – отдельный строительный ж.д. батальон
- оспждб – отдельный строительно-путевой ж.д. батальон
- омждб – отдельный мостовой ж.д. батальон
- оплждб – отдельный плотничный ж.д. батальон
- обмждр – отдельный батальон механизации ж.д. работ
- ождбм - отдельный ж.д. батальон механизации
- оавтб- отдельный автотранспортный батальон
- обвждс – отдельный батальон восстановления ж.д. связи
- ождбс – отдельный ж.д. батальон связи
- оэждр – отдельная эксплуатационная ж.д. рота
- опкждр – отдельная подъемно-крановая ж.д. рота
- орвждс – отдельная рота восстановления ж.д. связи
- орс – отдельная рота связи бригады
Прикомандированные части официально в состав УВВР не входили.
Числа прибытия (убытия) частей означают дату приказа о передислокации или переподчинения, зачастую без убытия с конкретного объекта работ.
Историко-Мемориальный Зал ЖДВ 2021 г. В. Петропавловский.