Управление осознанием Часть 1

Яков
...продолжение...

Отворив калитку  и войдя во  двор дома  старца, молодой монах не  обнаружил  того ни в  самом доме,  ни на  огороде,  ни  в  сарае. Запертая дверь дома явно  свидетельствовала  о  том, что старец куда-то  отлучился. За последнее время  это  был первый  случай, когда молодой монах не  застал старца на месте.

Был  тёплый,  но  не  жаркий  день и монах решил  подождать старца на  его лавочке перед  домом. Через некоторое  время  к  монаху подошёл большой рыжий  кот, который вначале издали  изучал монаха, а  затем подошёл  и сел на расстоянии вытянутой  руки  с  видом ожидающего какой-нибудь подачки.

Монах хотел  было погладить кота,  но  тот ловко  увернулся,  чуть  отдалившись  и явно  давая  понять, что прикасаться к  себе  он  монаху  не  даст.  При следующей попытке погладить  кота,  тот  отодвинулся ещё  дальше,  не  убегая,  но  сохраняя  безопасное расстояние.  Эта  сноровка  кота с  умением сохранять  безопасную дистанцию  понравилась монаху  и  он подумал  о  том, что  кот наверняка прошёл  хорошую  школу,  прежде  чем научился  так  свободно и в  то же  время безопасно находиться  в  окружении   разных людей.

– О, я  вижу  ты тут  не один  и   Василий  составил тебе компанию,  – неожиданно  раздался  голос старца,  вошедшего во  двор.  –  Это  мой  четвероногий  друг  и   очень  умный  кот,  по  которому  можно  изучать  людей.    Внешний  вид   старца  говорил о  том, что у  него  был какой-то  важный  визит,  поскольку  одет  он  был  парадно и  более  торжественно, чем при  поездке  в  психоневрологический  диспансер.

Всем  своим  видом  он напоминал  какого-то важного  и уважаемого  человека пенсионного возраста, а  папка в  руке ещё  больше  придавала  ему  учёности и  академичности.

– Давно ожидаешь меня  тут? – спросил  старец.

– Да  нет,  двадцать – тридцать минут,  – ответил  молодой  монах.

– А я  был у  главы местной  администрации, у  него  сегодня день  приёма  по  личным  вопросам, нужно  было  решить вопрос со свалкой за моим участком, а  то  устроили  там  стихийную свалку и весь  мусор туда  выбрасывают. Иной  раз  дрянь какую-нибудь  выкинут,  а  её  дети потом подожгут и вонь стоит  целый  день  невыносимая, а  я люблю чистый воздух.

– Ну  и как,  решили ?

– Думаю,  да. Пообещали  во  всяком случае, а  там  кто ж его  знает.  Я  им  целую  лекцию прочитал  по  экологии  и важности  биоценоза, как  системы  естественных  связей, но современный  человек  давно уже  не  хозяин  своего слова,  для  него  сказать,  что  воздух сотрясти, а слово – это же   сила  осознания  и  инструмент Логоса.

Для отцов  слово было священно. Ну,  что пошли в  дом, я  переоденусь  в  домашнее  и мы с  тобой  поговорим.  Кот  куда-то  исчез, а  молодой  монах и  старец  направились в  дом.

Переодевшись,  старец уже по  традиции заварил  свой  травный  чай,  но предложил продолжить  общение  не  дома, а  в  саду  за столиком.  Поставив  на  символичный  поднос  из фанеры   чашки и  чайник,   старец  положил  ещё  и  небольшую  сдобную  булку.

Через минуту  старец  и молодой монах  были  уже  за  знакомым  монаху  столиком  в  конце  сада.  Разлив по  чашкам  свой  ароматный чай, старец первым начал разговор:

– Ну, что  ты  думаешь о пирамиде  осознания,  всё  ли  тебе понятно  и  не  осталось  ли  каких вопросов?  Тема  эта  очень не простая  и мне  важно, чтобы  ты  всё  усвоил  правильно, поскольку от  этого  зависит очень многое  для последующей  практики молитвы  и  управления осознанием.   

– В целом  всё  понятно,  что касается  пирамиды  осознания,  – ответил молодой   монах. – Просто я  не  думал, что  тема  осознания  так  тесно связана с  религией, я  всегда  считал, что  осознание – это  тема  психологии, а  в  религии и  вере самое  главное – это  таинства и в   первую очередь  исповедь и  причастие,  так  учит церковь.

– Ну,  что  же,  ты  абсолютно  правильно считал, – как-то  неожиданно легко  согласился старец. – Осознание  – это,  действительно, не совсем  церковная  тема,  а  скорее  область  научного познания  и   аскетической  практики.  В церкви  основной  упор  делается   именно  на  таинства  и заповеди  без  расшифровки  принципов  их работы.

 Но  должен сразу тебе  сказать, что  между   таинствами  и  осознанием  нет противоречий  для  видящего.  Просто  таинства  –  это основа   веры  профанной  и массовой, как  слепой  и  фактически  неосознанной,  а знание об  уме,  пирамиде сознания  и управлении осознанием – это  то, что  относится  к  вере  зрячей,  осознанной и совершенной. Это  просто  разные  уровни религиозной  осознанности.

Дело в  том, что   осознание  – это и есть  то, что  разделяет массовое обрядоверие  и  веру  отречённую  и  иноческую,  поскольку  работа с  осознанием – это аспект исключительно веры совершенной. Поэтому  тебе пора бы  уже научиться  их различать  и  более легко  переходить  от  уровня  массового  обрядоверия  к  уровню  веры  совершенной.  В  этом и заключается секрет  управления  осознанием.

– Ты  хочешь  сказать, что я  должен  научиться  менять  своё  отношение к  вере ?  –  с  некоторым  удивлением переспросил молодой  монах.

– Нет, я хочу  сказать, что  ты  должен научиться   менять  глубину  осознания, а  это и есть  управление осознанием. Отношение  к  вере – это нечто  вторичное и  то, что уже  вытекает из  самого  уровня  осознания.  Твоя проблема в  том, что ты просто не  знаешь, как  работает само  осознание и как меняется отношение ко всем  вещам по  мере  изменения глубины осознания.

Так  вот  твоё  благоговейное  отношение к таинствам  – это не  гибкость  ума, а  результат фиксации  фокуса осознания на телесно-душевном или душевном уровне  религиозного сознания, а когда точка фокуса осознания смещается  на  более  высокий душевно- духовный  и  духовный уровень, то  слепая  благоговейность сменяется духовным  знанием о  том, как работают таинства и  благоговейность уступает  место пониманию.

Это и есть управление осознанием  или намеренное  изменение  глубины осознания  и понимания того,   чем  являются таинства.  Для  видящего  таинства – это не  более  чем  обряды  и  ритуалы, призванные  удерживать  фокус  ума  и внимания  в  плоскости не  рационального мышления, а  на  уровне  нравственно-религиозного  разума и  не  более того.

– Значит по-твоему  получается  что  церковные  таинства не  важны  и  можно менять к  ним  отношение ?

– Я не  говорил что  они не  важны. Я  говорил  что они нужны  только  для  того, кто ещё  не  умеет  управлять  своим  вниманием  и осознанием, а потому  нуждается  в принудительной фиксации фокуса  сознания  на уровне  религиозного мышления.  Для  того же,   кто управляет  своим осознанием  и  кто  может  силой воли  удерживать ум на  любом  уровне таинства   становятся  уже не так  важны.

Повторяю,  управление  осознанием – это и есть намеренное изменение  уровня  осознания и соответственно  отношения к  разным  вещам и явлениям в  зависимости от  конкретной ситуации.  Это  и есть основа   адекватности  со всеми   и в  этом  нет никакого  лукавства и  лицемерия, как  думают многие  верующие.

Просто  так устроено и  работает само осознание.  Когда  меняется уровень  его  глубины,   автоматически  меняется  и  отношение  ко всему.

– Значит, можно легко и  свободно ко  всему  менять  своё  отношение ?  – переспросил молодой монах, – но  это  же  какая-то  беспринципность  получается и  отсутствие  постоянной,  твердой  и  неизменной  позиции, которая так  важна в  вере.

Старец  ухмыльнулся и  продолжил в прежнем  тоне:

– Это  не беспринципность, мой  друг, а  трезвость и  гибкость ума  и мышления, которая позволяет  во всём  быть  безупречным  и  предельно  адекватным.   Это  единственная  возможность  обходить  все  острые  углы  в  жизни  и  со  всеми находить  мир и  общий  язык, а  не  выглядеть радикальным  фанатиком  или  упрямым  религиозным  бараном.

При  разговоре с главой администрации мне  сегодня пришлось  почти на  час из  человека  духовного знания  превратиться  в  учёного  эколога,  хорошо  разбирающегося в  экологии,  биоценозе и  действующем законодательстве  и  это  не  было обманом,   актёрством  или лицемерием, как может  тебе показаться.

Для  этого я  просто  задействовал один  из нижних уровней своей пирамиды осознания, который  создавал много  лет  тому  назад,  но  это совершенно реальный уровень знания  и моей личности, который  был просто  отправлен в  архив  моего  прошлого и  хранился  там в  неизменном  и сохранном  виде в  виде части сети  сознания.  Вот  и  всё.

– И что  же  ты  сделал, чтобы  получить к  нему  доступ ? – переспросил  молодой монах.

– Я просто сместил  фокус  осознания  на  тот уровень и  в  то положение, в котором  он  был  когда  я  учился в  заочной аспирантуре, и я  моментально  стал  в  тот  момент  учёным.  В  этом  не  было  никакого лукавства, поскольку я  реально вошёл  умом  именно  в  тот слой  осознания в  котором  был в  то время  и мой  ум  автоматически из  духовного  снова стал  на время  рациональным.

Именно это, к  слову,  и произвело впечатление на  главу   администрации, который также до мозга  костей  рациональный человек и поэтому  мы с  ним разговаривали  на  одном  языке в  одной системе   ценностей и координат. Это и есть  трезвость и  адекватность о которой  я  тебе говорю.

А  если  бы  я  попытался с  ним говорить из точки  повышенного  осознания  или  духовного ума,  он  бы  наверняка посчитал  меня  психом или  шизофреником  и постарался  поскорее  забыть  о встрече  со мной как  не совсем  адекватным  и  душевно  больным  человеком . Так  что по-твоему  было  бы  лучше  – косная  прямолинейность  неизменности  или  гибкость  с   адекватностью  и  трезвостью ?

Молодой  монах задумался над  словами  старца  и понял, что  тот  опять  во всём  прав,  хотя  эта  его правота  идёт несколько вразрез  его представлениям  о вере,  принципиальности, честности  и неизменности  нравственной  позиции.

– Значит, по-твоему принципиальности не  существует и неизменность позиции –  это  признак косности и ущербности  мышления ?

– Вовсе  нет.  Принципиальность существует,  но любая  принципиальность  не  должна  быть твердолобой и упрямой, а   должна быть  адекватной,  гибкой  и уместной.  То  же  самое  касается  и неизменности  позиции. Ты  просто  этого  ещё  не  знаешь,   поскольку  не  обладаешь  видением  энергии, но совершенство  ума –  это  вовсе  не принципиальность или неизменность позиции, а  овладение  и  управление  своим  вниманием  и  осознанием.

Я  не  отступил от своей позиции в  решении  вопроса  со  свалкой,  но  решал  вопрос не прямолинейно,  а  использовал тактику предельной адекватности  и  гибкости  в  достижении  цели, поскольку  могу управлять своим  осознанием,  только и всего.  Ты  знаешь почему  дар пророчества   в  церкви  считается  самым  высоким  духовным даром  и  апостол Павел ставил  его выше всех прочих  даров  духа,  даже  целительства ?

– Нет.

– Да потому  что он  позволяет церкви  или  небольшой  группе верующих быть  всегда  адекватными и  предельно трезвыми  для  того, чтобы избирать самый правильный  курс  спасения,  обходя все  напасти  и превратности  судьбы  и переменчивого мира.  Дар пророчества  – это  возможность  упреждать  неизбежное,  чтобы  подготовиться к  нему и вовремя  изменить отношение.

Дар  пророчества  помогал   церкви  и  инокам  выживать  в  самое  суровое  время  именно  за  счёт  осознанности  и гибкости,  позволяя  вовремя измениться и перестроиться,  тогда  как все  остальные не  были  готовы к  превратностям  судьбы  и  становились  жертвами  катаклизмов, стихийных бедствий  и перемен.

Вот  почему гибкость  и возможность вовремя измениться  и перестроиться, упредив  тем  самым неизбежное,  для  иночества  и  анахоретства  во все времена   была  важнее  прямолинейности, принципиальности и неизменности, как  обычной  косности и упрямства.

Постарайся понять, что в  геройской  смерти   из-за  своего  упрямства  и  принципиальности   нет духовного смысла, а  есть только  моральный.  Тебе  это  может показаться  странным,  но  для  инока  жизнь  важнее  геройской смерти  именно потому,  что  благодаря  жизни  он имеет  полноту покаяния и умного  делания.  В  отличие  от  героя,  инок  просто знает  реальную  цену  жизни  и потому умеет ей  дорожить.

Проще  говоря, между геройской смертью  за  честь  и  достоинство  и  жизнью,  пусть и с  бесчестием   и  изменением  некоторых  принципов в  угоду  ситуации,  инок  всегда  выберет  жизнь,  поскольку  это способ  продолжить  путь   умного  делания  и покаяния, который  возможен  только при  жизни.

– Отче,  но  разве  это  не предательство самого себя, своей веры  и своих принципов ?

– Нет.  Это  можно считать  предательством  только с  точки зрения  человеческой морали и  этики, с  точки  зрения энергии  – это  управление осознанием и  лишь  видимая уступка  миру и   своему  врагу с условным  отказом от своих  принципов,  но  с сохранением  своей внутренней  стратегии,  высшей  цели  и  задачи.  В  живой природе есть масса примеров  подобной  мимикрии  ради выживания вида.

 Дело в  том, что  ты  не  учитываешь  самого  главного. Отличие  инока от  любого  геройствующего  моралиста в  том, что  инок  отречён  от мира  и  считает мир  полем  глупых   игр,  соперничества  и  лжи,  которое не воспринимает всерьёз,  в  отличие  от мира Духа.  Именно поэтому  инок не привязан  так  сильно  к  чести,  достоинству  и морали, как  любой  моралист – праведник.

Если ещё  точнее,  инок может  себе   позволить  играть с  этим  миром  лжи  и людьми мира  сего  точно также, как  и  сам  мир  и  люди  играют с  иноком в  свои  игры.  В  этих играх   они  равны,  но  инок переигрывает  всех,  а  принципиальный  моралист – праведник  такой  игры  с миром  позволить  себе не может,  поскольку  просто не  управляет  своим  осознанием,   а  раб  своих  моральных  принципов.

Ты  знаешь почему так радикальны,  ревностны  и  прямолинейны   все  неофиты  и  новообращённые  всех  авраамических  религий, включая  христианство и   православие ? –  спросил  старец.

– Я  думаю потому что они от произвола  и  хаоса  перешли к  нравственному порядку,  – не  задумываясь  ответил молодой монах.

Старец  засмеялся,  давая  понять, что молодой  монах явно  ошибается.

– Это  малая  часть  правды.  Все неофиты  радикальны  прежде  всего  потому, что у  них  попросту предельно  заужен  ум  и потеряна  прежняя система ценностей.  Проще  говоря,  ум  неофитов  сразу после обращения  к  вере,  оказывается  первое   время  в  глубоком  просаке,  когда прежняя  картина  мира  уже  потеряна, а  новой  ещё не  создано.

Именно поэтому для  сохранения  ясности ума и  ощущения  почвы под ногами им  приходится буквально зубами  держаться за  нравственные заповеди  и принципы  своей веры  и религии, а также  за  пастыря, как  единственного  поводыря  в  новой  системе координат.

Все  неофиты и воцерковляющиеся радикальны именно  потому, что кроме  голой  религиозной  морали  у  них нет других  ориентиров  и координат в  новой  религиозной  картине мира.  Поэтому  все  неофиты  буквально слепы  умственно первое  время и  ничего иного  не  видят,  кроме  заповедей своей  веры  и  религии, которые  для  них  единственные поручни  и  ориентиры.

Это  происходит потому, что у  неофитов ещё  нет  осознанности  и   сети  религиозно-нравственного разума,   которую им  только предстоит  создать,  следуя заповедям  своей веры  и  религии.  Вот  почему  они так  ревности,  наивны  и  радикальны первое   время.

Молодой монах понял о  чём  говорил  старец  и слепота неофитства сразу  же обрела психологическое понимание  и  осмысление.

– Если  я правильно  тебя  понял,  то у  новообращённых просто  ещё  нет  тех уровней и слоёв  осознания,   которые ответственны  за  нравственно-религиозный разум  и  осмысление  своих  задач  в   религии,  так ?

– Именно так,  – удовлетворённо подтвердил  старец. – Новообращённые только повернули  от мира  в сторону  духовного сердца  вектор расширения пирамиды  осознания,  но впереди у  них  пока  ещё полная пустота, поскольку  они ещё  не  успели создать сети нравственно-религиозного  разума.

Чтобы  эту   сеть  религиозного  разума  создать, им  нужно  много  лет  пробыть в  вере,  благоговейно  следуя  заповедям и соблюдая  таинства  своей веры  и  религии.  Это и есть ступени  телесно-душевного  и  душевного роста  и развития после  обращения к  вере.

Только заполнив   связями  эти слои  нравственно-религиозного  осознания, которые идут  за слоями рационального  мышления,  у  них  появится более-менее  развитая  религиозная осознанность и  они перестанут  быть  столь радикальными  и ревностными, а  станут терпимее,   поскольку  увидят  преимущества  гармонии   и соразмерности  следующего уровня уже  душевно-духовного  и  духовного  роста и  развития.

– Значит, и  в мире  религии  всё  также очень относительно ?  – с  удивлением  переспросил  молодой монах.

– Ну,  конечно. Принцип  относительности Альберта   Эйнштейна касается  всего и  религии в  том числе,  – с  улыбкой  ответил старец. – Это и есть понимание  мира через призму управления осознанием. Мне  с  грустью приходится тебе  об  этом  говорить,  но для  видящего большинство религиозных людей выглядит  не совсем адекватным.

Скажу  более  того,  многие  верующие  откровенно подобны  в  чём-то  душевно больным, а многие  имеют  признаки  шизофрении, поскольку  они  как бы намеренно ушли от  ясности  повседневного  рационального ума  и  мышления в  плотный туман религиозных мифов, сказок и  легенд   чудоверия.  У многих откровенно загнобленное сознание, которое остановило  свой  рост и  покрылось коркой окамененного нечувствия.

Очень не многие выходят  из  этого  душевного  тумана к  верхним  слоям пирамиды  душевно-духовного ума  и осознания,  абсолютное  большинство пребывает в  этом  тумане сказочности  и  чудесности всю  жизнь  до самой смерти.  Этот  туман и есть основа  массового религиозного чудоверия.  Мораль,  нравственность  и  таинства  – это  по сути  то  единственное, что  позволяет их  уму  ориентироваться в  этом  плотном  религиозном  тумане.  Как  ты  думаешь, почему ?

– Потому  что  у  них  нет  уровней  более  высокого  духовного знания  и  духовной осознанности,  – почти  не  задумываясь ответил молодой монах.

–   Совершенно верно. Уровень  массовой религии – это  и есть  уровень  заповедей  или  проще  говоря  уровень голой  морали и  нравственности,  поэтому  все  религиозные  люди морально одержимы  и сугубо  по морали судят  о религиозности и  духовности.

Они просто не  знают, что  человеческая  мораль  и  нравственность –  это совершенство не духовное, а  только человеческое, как  умение жить в мире  людей  и правильно выстраивать все  отношения  с миром.  Духовное совершенство – это  нечто  на  порядок более высокое, как   умение выстраивать  отношения не  с миром людей, а с  миром  духов  и его  обитателями.

Этому  специфическому  знанию о мире  духов  массовая  религия как раз и  не  учит,   поскольку  это глубоко сакральное и  закрытое  знание, которое  передаётся  только  достойным  при  их втором оглашении  и  посвящении в иночество, схиму  и  исихию.  Это  и есть  знание  о  самой  верхней  части  пирамиды  осознания и  тех  слоях душевно-духовного и  духовного ума, которые  следуют за слоями  ума душевного.

– Отче, а  17 уровней пирамиды осознания,  о которых  ты  говорил  ранее, можно  разложить  на три типа  ума  по  учению  отцов – телесный,  душевный  и  духовный?

– Можно,  но  только сразу  хочу  тебе  сказать, что это  тоже  будет  условная  или  относительная  модель, а  не абсолютная. Это связано с  тем, что принцип структурирования  сознания  по слоям  относится  к  области непостижимого, а пирамида – это лишь  более менее  подходящий  образ и подобие.

Вся  малая  пирамида  осознания – это и есть все  три ума – телесный,  душевный  и  духовный  плюс  два промежуточных  телесно-душевный  и  душевно-духовный, как  описывал святитель Феофан Затворник.  Духовный ум, как  я  и  говорил, – это  не  только сама  вершина  малой  пирамида,  но  её совмещённая  с  большой  пирамидой часть, расширяющаяся  уже  за  пределы  души  в Логос.

Вся  эта  пирамида  и есть  символ Тетраморфа  четырёх  сакральных животных –  Человек, Вол, Лев, Орёл.  Человек – это нижняя часть  пирамиды телесного ума, Вол – средняя часть  пирамиды душевного ума, Лев – вершина  пирамиды духовного ума.  Совмещённая часть пирамиды, преходящая в  Логос, – это и есть Орёл, как  символ божественного сознания  и Логоса.

Все  души приходят в  наш мир ещё  не  имея  слоёв  рационального ума  и мышления, а имея только  ярко  светящееся  духовное сердце,  окружённое оболочкой. Именно поэтому все  маленькие  дети воспринимают  мир  по  ангельски, как  бесплотные  и  духовные существа.  Это  длится  не  долго – первые  два – три  года.

Затем  по мере  развития  тела  и  нервной  системы  начинает развиваться эго или та структура, которая именуется человеческим  я. Именно  она  и ответственна  за  развитие  первых  слоёв  рационального  эго ума  и мышления,   которое связано с  активно развивающейся нейросетью мозга  и  разума.

Где-то с  трёх – четырёх лет  у  ребёнка  начинают формироваться первые слои рационального эго мышления,  именуемого телесным умом,  и связь с  духовным  сердцем  постепенно  закрывается.

–  А сколько таких слоёв бывает в сознании ?

В  среднем  около пяти слоёв ответственны за функционирование рационального ума  и эго мышления.   Из  этих  пяти слоёв  выделяется  именно  третий, как средний  слой, который  является  слоем  самого  высокого рационализма  и  прагматизма.

Большинство  бизнесменов  и  современных олигархов  именно в  этом  слое  рационального эго ума  и мышления  постоянно  и  держат  точку  фокуса  осознания,  поскольку он  обеспечивает  просто  дьявольский  прагматизм  и  рационализм  во  всём.

– А  за  что  отвечает  шестой слой ?

– Шестой слой  является  промежуточным  телесно-душевным,  он  и есть  переходный от телесного ума к  душевному или нравственно-религиозному.  На  уровне шестого  слоя  и происходит обращение  ума и всех предыдущих слоёв  сознания  к вере   и Богу.

Шестой слой – это слой   крещения и посева в  уме семени первичного  духовного знания о Христе, духовном мире  и спасении  души в  новом  человеке. Как  ты  понимаешь из притчи Христа  «О сеятеле», именно предыдущие  пять слоёв  и являются той  когнитивной почвой, в  которую  и сеется семя  духовного знания.

Этим  семенем является само духовное знание о Логосе, как  новый принцип упорядочивания  сети сознания не  по горизонтали, а по вертикали духа  и  троичной  матрице 153 о которой  мы  уже  говорили  ранее.

– Отче, а  известно что происходит в  уме  и сознании после  посева духовного семени ?

– Конечно, известно.  Сознание  человека  при  этом как  бы  учится  единству  в Боге  и  нравственном законе.   От  произвола  и  хаоса  эгоизма ум начинает  переходить к  порядку и приоритету  нравственного закона.

При  этом  любое явление  и событие  жизни  ум  учится  оценивать  уже  не в  рамках  дуализма,  эгоизма  и личной  выгоды, а  через призму  единства  нравственного  закона.  Это и есть тот момент, когда  мораль  и нравственность  становятся богом в  душе с  маленькой  буквы.

 Этот процесс  перехода  от  рационального  эгоизма  к  нравственности  идёт  очень  болезненно и у  отцов  называется  «брожением»  рационального  ума  после  внесения  в  него  семени, а  точнее  «закваски»  духовного знания. Именно об  этом притча Христа «О закваске».

– А  образ  теста  и  его поднятие  к  этому  имеют  отношение ? – переспросил  молодой  монах.

– Имеют.   Как  и  тесто  поднимается  после внесения в  него закваски, так  и  ум  человека, а  точнее  нейросеть  мозга  и  разума  начинает  активно  расширяться  после  внесения  в  неё  нового  знания   и   новой  системы  координат, как  новой  точки  отсчёта   под названием Бог.

Ум как  бы  сам начинает  плодить  мысли  и  помыслы,  выстраивая  внутри  себя все  связи  таким  образом, чтобы в  каждой  из  связей  обязательно  присутствовал  Бог  и  духовный  смысл.  Это  у  отцов  называется  «плождением  помыслов» и  «внутренней  бранью», связанной  с  сопротивлением  эго.   Это и есть структурирование пирамиды  сознания по  Логосу  и  матрице  153.

Поднятие  «теста» – это  прямой  образ  расширения  сети  мозга  и разума  вверх  по  вертикали  Духа   в  направлении  духовного  сердца. Поэтому  расширяющуюся  сеть  осознания  Христос  в притче  буквально соотнёс  с  бродящим  и поднимающимся тестом.

– Если  я правильно  тебя  понял, то  тесто – это символ  уже  обращённого  душевного ума  и  нравственно-религиозного разума ? – переспросил молодой  монах.

– Да, ты  понял  всё правильно. Поднимающееся  бродящее  тесто – это и  есть религиозный или  душевный ум  по  учению  отцов,  как  переходное, сырое  и  промежуточное состояние между  телесным  умом  и  духовным  сознанием.  Душевный  ум также  составляет около пяти слоев в  пирамиде осознания с шестого по одиннадцатый.

Как и  3-й   слой  сугубо  рационального  ума  и мышления,  средний   или 9-й  слой душевного ума  является  олицетворением  голой морали  и  нравственности. Это и есть уровень  слепого морализма  и слепой  праведности, который ответственен за  все моральные перегибы и  извращения во  всех  тоталитарных режимах  по  слову апостола – «едва избавившись от  рабства  греха, вы стали рабами  праведности».

Именно  на тот слой  морализма  ориентированы  все  силовые  институты  государства –  армия, силовая система, система  патриотического воспитания.  К слову христианство и православие, как и  другие авраамические  религии,  очень  сильно зависимо  именно  от  этого  девятого  слоя.  Всё  нравственное  богословие  христианства  создано на  основе именно  этого  слоя  нравственного  осознания.

Этот  нравственный  слой  и есть  основа современной церкви  и  религиозности и  далее него  церковь ум  уже  не  ведёт.  Именно  этот слой отцы  и  называют  слоем  душевного  окаянства  и  полоумности, поскольку  это  буквально   половина  ума  и  самая  середина пирамиды  духовного сознания в   которой все  страсти уравновешены добродетелями.

–  И   что  это  значит,  отче ?

– Это  значит  то, что  достигая  этого слоя,  ум  и  сознание впадают в  гибельное заблуждение о  достижении божественного совершенства через овладение  моралью и  нравственностью и  с  высоты  этого  ложного  совершенства  начинают  вершить свой  суд надо  всем,  что  не  отвечает морали  и  нравственности.

Война на  Украине – это результат работы ума, достигшего именно  этого  слоя  нравственной  душевности,  и не ведающего  о  том, что  это  лишь  условная  середина  пирамиды  сознания  и  до подлинной духовности  уму   ещё 8 слоёв  душевно-духовного  роста.

Эти  8  высших  слоёв  и есть  фронт  внутренней   духовной  работы тех,   кто из киновии  и обрядоверия выходит в  анахоретство  к  вере  совершенной.  Эти 8  слоёв  и есть  ступени  Льва  и Орла,  которых  уже  нет в  церкви, а  есть  только в  иночестве,  схиме  и исихии. Это  самая  трудная часть  пути, которая и символизирует «выпекание  хлеба»  в  печи  из  сырого теста.

После  этих слов старец  взял в  руки  лежавшую  всё  это время  на подносе  булку,  преломил  её  и  положил  половинку  перед  монахом с  предложением отведать.

– Укуси,  не  бойся,  –  улыбаясь  сказал  старец. – Это  образ  хлеба вечной  жизни по  учению Христа.   Как ты  думаешь, чем этот хлеб  отличается  от  сырого теста  душевности  и  нравственности ?

– Всем  отличается,  – ответил  молодой  монах, – это  же  новое  качество продукта  в  сравнении с  сырым тестом.

– Вот  то-то и  оно,  –  подчеркнул старец,  –  а  абсолютное большинство  верующих  и современного  духовенства именно сырое  тесто  душевности  олицетворяют с  духовностью и  новым  человеком во  Христе и  доказать  им  иного  просто  невозможно.

Хлеб – это  то сырое  тесто, которое  прошло испытание  огнём  печи  и в  этом  огне полностью  преобразилось до неузнаваемости,  став  совершенно новым продуктом.  То  же самое происходит  и  с  умом, который  дорастает  пирамидой   до духовного сердца  и  входит  в Логос, как огненную божественную  сеть  Духа, обретая  там  новое  качество  духовного сознания.

Это превращение  Вола  во  Льва.   Массовая религия исходит из   того, что принявший в  сердце  учение  Христа и уверовавший  и есть новый человек, а  отцы  говорят, что он  только сырое  тесто, которое  ещё   не прошло испытания  воздухом  бесов  и  огнём Логоса, а  потому  не  достигло  бесстрастия  и  духовного ума.  В  этом  месте положено задавать  очередной  вопрос, ты  не  хочешь мне  его задать ?

– Но я  не  знаю,  отче,  какой  задавать  вопрос.

– А ты  подумай –  когда  мы  говорили  о  телесном уме, я  назвал  тебе третий слой, как уровень голого  рацио,  когда  мы  говорили о  душевном  уме, я  назвал  тебе  девятый  слой, как уровень голой морали и  нравственности. Теперь  мы  говорим  о  духовном  уме  и  ты  не  хочешь  ни  о чём  спросить ?

– Ты говоришь  о  среднем  слое духовного ума ?  – переспросил  молодой монах.

– Да,  я  говорю о 15-м  слое или  среднем  слое духовного ума, который  и есть уровень духовного  рассуждения  и  та  самая  точка непадательности,  о которой мы  с  тобой   уже  говорили ранее.  Если  ты  помнишь,  то  совмещение двух пирамид сознания человека  и Духа начинается ч  14-го слоя.

Так  вот  15-й  слой – это уже  уровень  повышенного осознания на  котором  открывается  дар  рассуждения  духовного, – это  та  самая  26-я  ступень Лествицы  духовной  Иоанна.  16-й  и 17-й  слои  – это последняя грань  человечности за  которой начинается сверх человеческое  и  божественное.

– Отче,  я  просто не  могу в  это  поверить, но  настолько же основательно то  знание,  о котором ты  говоришь.

– Я  говорю  тебе  о  Логосе  и его структуре  в  разрезе  человеческого сознания, а  вообще мы  говорим с  тобой  об  управлении осознанием.  Так  вот  управление осознанием  по  учению  отцов –  это  и есть  способность ума  свободно перемещаться  по  всей  пирамиде  осознания  от  первого слоя  низшего  телесного ума  до  верхнего  17-го  слоя  ума  духовного и  ещё  дальше  в Логос.   

Всё  искусство управления осознанием заключается  в  умении сдвигать точку  фокуса осознания по  всей  линии  сердца от  внешней  стенки   светящегося яйца  до  другой,  где  расположено духовное сердце.  Это и есть полнота познания  пространства  сферы   души по  всему  спектру человечности, но кроме  этого спектра, связанного  только  с  полосой человека, есть  области выше  и ниже лини сердца.

– Ты сейчас  говоришь  о самих слоях  или дисках пирамиды,  нанизанных на  стержень ? – переспросил  молодой   монах.

– Да, именно о  них,  только повторяю, что никаких стержней и  дисков в  реальности  души нет, а  есть расходящиеся от  полосы   сердца  светящиеся  нити,  которые неисчислимы  и  подобно паутине, тянутся  и  вверх и  вниз по  всей сфере  светящегося  яйца.

Вверх тянутся нити  уровней познания выше  человеческого, а вниз уровни познания  ниже   человеческого  – животного и растительного.  В  итоге  пространство души  человека  позволяет  заполнять  его  нитями   почти полностью,  что  говорит   о  познании  практически  всего  сущего.  Это и есть уподобление  ума  Логосу.

Это просто невообразимая сеть  осознания, сравнимая  с  сетью Христа,  и  отцы   первых  веков умудрялись заполнять  связями и световыми  волокнами  почти всё  пространство  души,   становясь  светом духовного осознания. Вот  что  действительно  значит метафора Христа о светильнике души  и просвещённых праведниках  – «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит».

– Разве  это возможно человеку,  отче ? – с  некоторым  благоговением  в  голосе произнёс  молодой монах.

–  В  том-то  и  дело, что возможно, в  этом и состоит  суть  духовного  роста  и  всё  совершенство управления  осознанием. Мой учитель достиг в  этом  делании  второго  слоя  Логоса  или  19   слоя  совмещённых пирамид,  но  он имел знание о Логосе, а  потому не  ходил кругами церковного  благочестия, а  шёл  самым  коротким  и прямым  путём  познания  Логоса – путём  Христа,  исихии и умного  делания по  древней традиции.

Из современных иноков этим  путём  не идёт  уже  практически  никто. Вот  почему современные  верующие  и священство  в  лучшем  случае достигают уровня душевности  или  нравственно-религиозного разума, а это  только самая середина  пирамиды  духовного сознания.  Мне  не  известен сегодня  ни  один, кто бы   достиг  хотя  бы  вершины  пирамиды.

– А  что  нужно делать для  того,  чтобы в  наше  время  достичь вершины  пирамиды ?

– Нужны  духовные  предпосылки,  само  духовное  знание  о Логосе  и  очень  сильная духовная  жизнь, позволяющая пройти все четыре ступени –  Человек, Вол, Лев, Орёл.  Это несколько сотен миллионов  осознаний телесного,  душевного и  духовного уровней, позволяющих заполнить все  17 уровней пирамиды  осознания. Я  не  знаю у  кого  сегодня на  это есть  силы и время.

 Парадокс в  том, что этого уже и  не  объяснить верующим, как  душевным  людям, поскольку душевные  люди  не принимают  знания о Логосе, считая его безумием  или  ересью,  поэтому  это  знание  никогда  не станет  достоянием  церкви по  слову  апостола:

 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».

Так обстоят  дела,  ну  что,  доедай  свой  хлеб  вечной  жизни,  бери поднос и пойдём в  дом,   мне  опять потребуется твоя  помощь.

…продолжение следует…