Особый Корпус ЖДВ. Глава 1. Формирование

Владимир Петропавловский
ГЛАВА I.


 
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОГО КОРПУСА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ОРГАНИЗАЦИОННО – ШТАТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ХОДЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Часть 1.

 Генерал-майор технических войск Терюхов Д.А.

     Особый Корпус железнодорожных войск (ОКЖДВ) был сформирован в 1932 году по Постановлению Совета Труда и Обороны Союза СССР (СТО СССР) от 14 января 1932 г. с задачей строить и эксплуатировать железные дороги по заданиям Народного комиссариата путей сообщения (НКПС).
     Основные и организационные вопросы, а также правовое положение личного состава были определены «Положением об Особом Корпусе железнодорожных войск», утвержденным Народным комиссаром по военным и морским делам и Народным комиссаром путей сообщения.
     В «Положении», в частности, было указано, что ОКЖДВ – отдельное войсковое соединение, входящее в состав РККА, подчиненное Народному комиссару по военным и морским делам, а в оперативно – техническом отношении, - по вопросам строительства и эксплуатации, железных дорог, - Народному комиссару путей сообщения.
     Корпус был сформирован в составе: управление Корпуса (УК); пять управлений железнодорожных бригад  (УБ ождбр); четырнадцать строительных железнодорожных полков (осждп); девять эксплуатационных железнодорожных полков (оэждп); три отдельных батальонов механизации железнодорожных работ (обмждр). Общая численность 55 тысяч человек.
     Части Корпуса формировались в 1932 г. в следующих пунктах:
- Управление Корпуса – г. Москва.
- 1-я ождбр: – управление бригады (УБ) и 4-й осждп – г. Хабаровск; 5-й осждп – г. Свободный; 6-й осждп – г. Сковородино; 1-й оэждп – г. Никольск Уссурийский; 2-й оэждп – ст. Бочкарево; 3-й оэждп - г. Чита.
- 2-я ождбр: УБ – г. Харьков; 7-й оэждп – ст. Бобринская; 8-й оэждп – г. Харьков; 9-й оэждп -  ст. Дебальцево; 10-й осждп – г. Киев.
- 3-я ождбр: УБ – г. Могилев; 11-й оэждп – г. Брянск; 12-й оэждп -  г. Рославль; 13-й осждп – г. Сухиничи; 14-й осждп – г. Могилев; 2-й обмждр – г. Сухиничи.
- 4-я ождбр: УБ – г. Тула; 15-й осждп – г. Елец; 16-й осждп – г. Шахты; 17-й осждп – г. Валуйки; 18-я осждп  - г. Луганск; 3-й обмждр – ст. Ильино.
- 5-я ождбр: УБ – г. Новосибирск; 19-й осждп – г. Свердловск; 20-й осждп – г. Челябинск; 21-й осждп – г. Новосибирск; 22-й осждп – г. Акмолинск; 1-й обмждр г. Харьков.
- части Корпусного подчинения: 23 оэждп – г. Каган.
     Эти пункты формирования были утверждены Постановлением СТО СССР в качестве постоянной дислокации Корпуса. При этом было предоставлено право НКПС, совместно с Наркомвоенмором вносить в эту дислокацию необходимые изменения.
       Для подготовки командных кадров Корпуса была сформирована, в конце 1932 г. в Москве, «Московская военная школа железнодорожных войск РККА  ОКЖДВ» на ст. Лосиноостровская с Курсами усовершенствования командного состава, сделавшая первый выпуск в 1936 г. В 1937 г. школа была переименована в «Московское военно-железнодорожное училище ОКЖДВ». Летний лагерь училища  находился на ст. Соколовская Ярославской ж.д.. Училище было расформировано в апреле 1941 г.
     В марте (мае) 1933 г. УБ 2-й ождбр вместе с 8 и 9 оэждп, при этом 3 оэждп  1-й ождбр (вместо него бригаде передали 11 оэждп 3 ождбр) был включен в состав 2-й ождбр. 2-я ождбр передислоцирована ( г. Чита)  для работ по эксплуатации железных дорог Дальнего Востока и Забайкалья.
     В связи с увеличением объемов ж.д. строительства возникла необходимость увеличить число строительных ж.д. полков. Поэтому 7-й оэждп был переформирован в 7 осждп ( 12 оэждп в 12 осждп) и вместе с 10 осждп находились в подчинении Управлении Корпуса, в дальнейшем они были передислоцированы на Дальний Восток.
     Опыт работы по эксплуатации ж.д. сразу показал, что целесообразно эксплуатационные полки свести в эксплуатационные ж.д. бригады (оэждбр). Для этой цели в июле 1933 г. УБ 2-й ождбр было переформировано в УБ 2-й оэждбр, в состав которой вошли 3, 8 и 9-й оэждп. В то же время,  в г. Свободный (ст. Бочкарево Прим. ИМЗ),  было сформировано УБ 6-й оэждбр, в состав которой были включены 1, 2 и 11-й оэждп.
      Но реальность подсказала, что для пользы дела наиболее целесообразно эксплуатационные ж.д. полки подчинить во всех отношениях непосредственно начальникам соответствующих ж.д.( много времени уходило на согласование графиков движения с НКПС, обслуживания и ремонта подвижного состава в депо Наркомата). В силу этого в начале 1934 г. УБ 2 и 6 оэждбр были расформированы, а оэждп были исключены из состава Корпуса и переданы: Начальнику Уссурийской ж.д. - 1, 2 и 11-й оэждп, Начальнику Забайкальской ж.д. – 3, 8 и 9-й оэждп, Начальнику Ср.Аз. ж.д. – 23 оэждп.
     В связи с передачей эксплуатационных частей, на ОКЖДВ была возложена задача только по строительству и реконструкции ж.д.
     В марте 1934 г., исходя из необходимой потребности в строительных ж.д. полках, в Корпусе была сформирована 7-я ождбр: УБ и 24 осждп – г. Елец; 25 осждп – г. Валуйки; 26 осждп – г. Луганск; 27 осждп – г. Шахты. С передислокацией бригады в Приморье (г. Владивосток Прим. ИМЗ), в состав бригады был включен 7 осждп, а 24 осждп передан в состав 3-й ождбр. (УБ 3-й ождбр было передислоцировано на ст. Петровка,  а 4-й ождбр в п. Сица Дальний Восток. Прим. ИМЗ).
     Получив от НКПС задачи по строительству и реконструкции ж.д. дальнего Востока, Корпус за исключением 5-й ождбр, в апреле 1934 г. был сосредоточен в Приморье с дислокацией УК – г. Владивосток (дислокация УБ и частей приведена ниже).
- 1 ождбр: УБ – ст. Кангауз (с 1935 г. ст. Платоновка); 4 осждп – г. Хабаровск; 5-й осждп – д. Чернышевка Анучинского района (г. Сучан, г. Свободный Прим. ИМЗ); 6 осждп – д. Новая Бильмановка Ханкайского р-на; 10 осждп – ст. Ново-Качалинск на участке Кангауз – раз. Фридман.
- 3 ождбр:  УБ и 2-й обмждр -  ст. Петровка Шкотовского р-на (с августа 1938 г. ст. Угловая); 12 осждп – д. Новая Бессарабия; 13 осждп – ст. Линда; 14 осждп – д. Речица (ст. Смоляниново Прим. ИМЗ); 24 осждп – ст. Дунай (ст. Шкотово Прим. ИМЗ) в марте 1936 г. этот полк включен в состав 5 ождбр.
- 4 ождбр: УБ – п. Сица (с 1939 г. г. Сучан); 15 осждп – раз. Лозовый Ключ; 16 осждп – раз. Боец Кузнецов (с. Фроловка Прим. ИМЗ); 17 осждп – п. Бровничи; 18 осждп – г. Сучан.
- 5 ождбр: УБ – ст. Манзовка (с марта 1936 г. Прим. ИМЗ); 19 осждп – д. Ретиховка Черниговского р-на;  20 осждп – с. Достоевка Яковлевского р-на (ст. Вассиановка Прим. ИМЗ); 21 осждп – с. Новотроицкое Анучинского р-на (ст. Телянза Прим. ИМЗ); 22 осждп – д. Вассиановка Черниговского р-на.
- 7 ождбр: УБ – г. Владивосток (в марте 1936 г. УБ расформировано Прим. ИМЗ); 25 осждп – ст. Мысовая ЗабВО (по данным ИМЗ с мая 1934 г. г. Владивосток и с июня 1935 г. ст. Мысовая включен в 5 ождбр); 26 осждп – ст. Угловая (п. Шкотово Прим. ИМЗ); 27 осждп – г. Владивосток ( Первая Речка).
     Части Корпусного подчинения: 3-й обмждр – г. Никольск Уссурийский (в 1936 г. батальон переформирован в Корпусной ж.д. парк г. Никольск Уссурийский Прим. ИМЗ); Базисный склад ОКЖДВ сформирован в апреле 1934 г. на ст. Угольная; Сводный войсковой лазарет ОКЖДВ – сформирован в июне 1934 г. в г. Владивосток.
     Для эксплуатации строящихся ж.д. линий и участков были сформированы в мае 1936 г. две отдельные эксплуатационные ж.д. роты (оэждр): 41 оэждр – ст. Кангауз (ст. Манзовка Прим. ИМЗ) включена в состав 1 ождбр; 42 оэждр – ст. Сучан, включена в 4 ождбр.
     Для выполнения работ по строительству мостов, в 1934 г.  были сформированы три отдельных мостовых ж.д. батальона (омждб): 31 омждб – в г. Брянск, с 1936 г. включен в состав 4 ождбр с дислокацией в г. Сучан; 32 омждб – г. Луганск,  с 1936 г. включен в состав 4 ождбр, с дислокацией в с. Фроловка; 33 омждб – г. Валуйки, с 1936 г. включен в 5 ождбр, с дислокацией ст. Манзовка (ст. Ретиховка Прим. ИМЗ).
       Для выполнения некоторых работ специального характера в апреле 1936 г. были сформированы четыре отдельные строительно-путевые ж.д. батальоны (оспждб): 4 оспждб – переформирован из 26 осждп ст. Сучан, включен в состав 4 ождбр, с декабря в 5 ождбр; 5 оспждб – переформирован из 27 осждп ст. Сучан, включен в состав 4 ождбр; 6 оспждб – переформирован из 26 осждп ст. Угловая, включен в состав 3 ождбр, с июля в Корпусном подчинении; 7 оспждб – переформирован из 27 осждп г. Владивосток, с мая передислоцирован в г. Советская Гавань в Корпусном подчинении, с октября включен в состав 3 ождбр передислоцирован на ст. Петровка.
     В период 1934 – 1936 г.г., исходя из объемов и условий работ, выполняемый Корпусом, организационно – штатная структура бригад и частей подвергалась частичным изменениям и усовершенствованиям.
     К 1 января 1937 г. все отдельные строительные ж.д. полки были переформированы в отдельные строительно-путевые ж.д. батальоны (оспждб).
     Из личного состава восемнадцати строительных полков и четырех  строительно-путевых батальонов, были переформированы следующие двадцать семь строительно-путевых батальонов:
- 1 ождбр: из 4 осждп – 60 и 61 оспждб; 5 осждп – 62 и 63 оспждб;  6 осждп – 64 оспждб; 10 осждп – 65 оспждб.
- 3 ождбр: из 7 осждп – 66 оспждб; 6 оспждб – 67 оспждб; 7 оспждб – 68 оспждб; 12 осждп – 69 и 70 оспждб; 13 осждп – 71 оспждб; 14 осждп – 72 оспждб;
- 4 ождбр: из 15 осждп – 73 оспждб; 16 осждп – 74 оспждб; 17 осждп – 75 оспждб; 18 осждп – 76 оспждб; 4 оспждб – 77 оспждб; 5 оспждб – 78 оспждб.
- 5 ождбр: 19 осждп – 79 оспждб; 20 осждп – 80 оспждб; 21 осждп – 81 оспждб; 22 осждп – 82 оспждб; 24 осждп – 83 и 84 оспждб; 25 осждп – 85 и 86 оспждб (86 батальон стал Корпусного подчинения Прим. ИМЗ).
         Переформирование было произведено в пунктах дислокации частей без прекращения работ.
      Причиной переформирования строительных ж.д. полков в строительно-путевые батальоны была громоздкость, малая подвижность и маневренность полков, что сказывалась даже в мирное время.
     Одновременно в феврале 1937 г. было сформировано управление 7-й ождбр (2-е формирование Прим. ИМЗ), кроме того в каждой бригаде появился учебный батальон (оуждб), отдельная рота механизации ж.д. работ (ормждр) и отдельная рота связи (орс).
     По состоянию на 1 апреля 1937 г. Корпус дислоцировался в следующих пунктах:
- УК с отдельной штабной ротой и орс Корпуса – г. Владивосток.
- 1 ождбр:  УБ, 41 оэждр, ормждр 1, орс 1 – ст. Платоновка; 64 оспждб – ст. Новая Бильмановка; 65 оспждб – ст. Ново-Качалинск; 70 оспждб – ст. Камень Рыболов; 76 оспждб – ст. Ново-Платоновка;  оуждб 1 – ст. Ильинка.
- 3 ождбр: УБ, 2 обмждр, 69 оспждб, ормждр 3 – ст. Петровка; 66 оспждб – г. Владивосток; 67 оспждб – ст. Угловая; 71 оспждб – ст. Линда (ст. Дунай Прим. ИМЗ); 72 оспждб и орс 3 – ст. Смоляниново; оуждб 3 – ст. Новонежино.
- 4 ождбр: УБ, орс 4 – п. Сица; 73 оспждб – ст. Лозовый Ключ; 74 оспждб и 32 омждб  – с. Фроловка; 75 оспждб – с. Бровничи; 78 оспждб, 1 обмждр, 31 омждб, ормждр 4, 42 оэждр и орс 4 – г. Сучан; оуждб 4 – с. Сергеевка.
- 5 ождбр: УБ, 77 оспждб, ормждр 5, орс 5 – ст. Манзовка; 79 оспждб и 33 омждб – ст. Ретиховка; 80 оспждб –  Достоевка (ст. Сысоевка Прим. ИМЗ); 81 оспждб -  Новотроицкое ( ст. Телянза Прим. ИМЗ); 82 оспждб – ст. Вассиановка; 83 оспждб – Буянков Ключ ( ст. Буянки Прим. ИМЗ); 84 оспждб – ст. Даубихэ; 85 оспждб – ст. Мысовая ЗабВО; 86 оспждб – ст. Слюдянка Корпусного подчинения; оуждб 5 – ст. Светлояровка.
- 7 ождбр: УБ, 60 и 61 оспждб, ормждр 7, орс 7 – г. Хабаровск; 62 оспждб – г. Свободный; 63 оспждб – раз. Амур (г. Хабаровск); 68 оспждб – ст. Оловянная Корпусного подчинения; оуждб 7 – г. Свободный.
     Части Корпусного подчинения: Московское военно-железнодорожное училище – г. Москва; 68 оспждб – ст. Оловянная; 86 оспждб – ст. Слюдянка; Корпусной ж.д. парк – г. Никольск - Уссурийский; Базисный склад ОКЖДВ – ст. Угольная; Сводный войсковой лазарет ОКЖДВ – г. Владивосток.
     В районах дислокации каждой бригады кроме того дислоцировались Отделение Базисного склада Корпуса и войсковые лазареты бригад.
     При каждом УБ и УК находилась военная прокуратура и военный трибунал.
      Практика работы Корпуса на Дальнем Востоке показала необходимость создания, в отдельных случаях, временных подразделений для эксплуатации строящихся или уже построенных, но еще не сданных в постоянную эксплуатацию НКПС ж.д. линий и участков. Так, например, кроме двух штатных рот эксплуатации были две нештатные роты, сформированные в 3-й и 7-й ождбр. А в 5-й ождбр 77 оспждб, будучи укомплектованный эксплуатационными кадрами, длительное время использовался как нештатный батальон эксплуатации.
     Начальствующим составом Корпус был укомплектован полностью в ходе формирования частей. Причем, на укомплектование, согласно Постановления СТО СССР, призывался в основном начальствующий состав запаса. Из кадрового командного состава были назначены некоторые командиры полков, начальники штабов полков, помощники командиров полков по хозяйственной части, начальники и политруки полковых школ.
     На командные и инженерно-технические должности призывался начсостав запаса, работавшие до этого времени на ж.д. транспорте – инженеры, техники, опытные практики, а также лица для этих целей досрочно выпущенные из ж.д. институтов и техникумов.
     В этих институтах и техникумах специально отбирались студенты, годные для военной службы, и с ними с конца 1931 г. до 15 апреля 1932 г. систематически проводились занятия по общевойсковой подготовке силами военных руководителей этих учебных заведений и воинских частей местных гарнизонов. В конце апреля 1932 г. эти студенты направлялись в ближайшие воинские части, где принимали 1 мая 1932 г. военную присягу. К этому времени они получали назначение в ОКЖДВ.
     Лучшие окончившие в декабре 1932 г. инженеры и техники, были направлены Корпусом на 6-ти месячные курсы при Киевской Объединенной военной школе им. С.С. Каменева. В этом, - одном из передовых в то время, - военно-учебном заведении они получили твердые основные знании и умения, необходимые командному составу РККА. Все выпускники этих курсов (75 человек) были назначены в Корпусе на должности командиров рот, начальников штабов, помощников командиров и командиров батальонов в полках. Многие из них дослужились в дальнейшем до высоких должностей и воинских званий: Пономаренко П.К., Нестеренко М.С., Сорокин М.Д., Ильченко, Бураковский А.И., Киссин Ю.В., Ревеко Г.Т. и другие.
     На должности политического состава из запаса призывались лица с различных партийных и хозяйственных должностей, а также, частично, и лица из числа обучавшихся в то время в комвузах и других соответствующих учебных заведениях.
     Невзирая на то, что не только первые месяцы, но и первые год – два службы в Корпусе, подавляющему большинству командного состава пришлось жить без семей, на частных квартирах и преимущественно в глухих деревнях и селах, иногда в палатках и землянках, причем зачастую получая более низкую зарплату, нежели до призыва в Корпус, недовольства службой, недобросовестной работы среди начсостава, за редким исключением, не было.
     В первые месяцы существования Корпуса, начальствующий состав каждой части, каждого подразделения быстро срабатывался в дружный, крепко спаянный коллектив, прилагавший все усилия на успешное выполнение задач, которое ставило командование, политорганы бригад и Корпуса.
     Дальнейшее пополнение кадров начальствующего состава в Корпусе осуществлялось обычным для РККА путем – за счет выпусков из средних высших военных учебных заведений. При резком недостатке для пополнения кадров командиров взводов в частях Корпуса, были временно созданы 6-ти месячные курсы младших лейтенантов, сделавшие один выпуск в 1939 г.


Часть 2.

     Укомплектование младшим командным составом при формировании частей было проведено за счет специально подготовленного на учебных пунктах райвоенкоматов и призванного на военную службу контингента.
     Краткосрочная подготовка этого контингента райвоенкоматами не могла дать полноценных младших командиров. Поэтому их пришлось учить и воспитывать не только в ходе формирования и сколачивания частей, но и в ходе производственных работ. При этих условиях работа по обучению и воспитанию и по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины лежала, в основном, на командирах взводов, рот и политруках подразделений.
     В дальнейшем подготовка младших командиров проходила в полковых школах с 9-ти месячным курсам обучения. И с первым выпуском из полковых школ части Корпуса уже получали полноценный во всех отношениях младший командный состав.
     После переформирования полков в отдельные батальоны, подготовка младших командиров проводилась в отдельных учебных батальонах бригад и учебных ротах отдельных мостовых батальонов.
     Вместе с тем, в течении всего периода существования Корпуса, широко проводилось привлечение младших командиров на сверхсрочную службу. Поскольку условия сверхсрочной службы в Корпусе, из-за неудовлетворительного обеспечения квартирами, отдаленности от постоянной дислокации частей от Европейской части Союза, были тяжелыми, то оставались на сверхсрочную службу только люди глубоко полюбившие железнодорожные войска. Многие из них, особенно имевшие среднее техническое образование, дослужились до офицерских званий и должностей.

Часть 3.

     Рядовым составом Корпус, в период его формирования, был укомплектован из лиц, состоявших в долгосрочных отпусках ( в запасе), имевших до этого времени различные льготы, освобождавшие их от призыва на действительную военную службу.  Для укомплектования 1-й и 4-й бригады они были призваны в январе 1932 г. Для укомплектования всех остальных бригад – в период до ноября 1932 г. – в календарные сроки их формирования.
     После сформирования Корпуса, комплектование его рядовым составом в последующие годы проводилось уже на общих основаниях со всеми частями родов войск РККА.
     В первые годы деятельности Корпуса, среди призываемого контингента  из сельской местности, особенно из национальных меньшинств, попадал большой процент неграмотных. В некоторых частях, получали пополнение из таких районов, что  неграмотные доходили до 30 %. Призывники из РСФСР, УССР и БССР, неграмотных почти не было.
     Такая неравномерность укомплектования частей рядовым составом по  грамотности, вызывала резкие перепады уровня боевой и политической подготовки подразделений. В таких отстающих частях приходилось много времени тратить на ликвидацию неграмотности.
     Части Корпуса, комплектуемые рядовым составом из центральных областей РСФСР, УССР и БССР получали не только почти всех грамотных, но и значительный процент железнодорожников, уже имевших ж.д. специальность. Особенно много таких призывников части получили в 1932 г.
     Так например, в 12 осждп начавшем свою производственную деятельность с мая 1933 г., из призванного в полк рядового состава были подготовлены в течении одного месяца экскаваторные бригады для трехсменной работы на пяти тяжелых паровых экскаваторах на ж.д. ходу ( «Бьюссайрус», два «Мариона», «Путиловец» 1912 г. выпуска и «Ковровец»). Эти экипажи с первых дней начали выполнять сменные и суточные нормы. Это оказалось возможным потому, что бригады формировались из паровозных машинистов и помощников, прибывших в полк в ноябре 1932 г. в числе призывников. В том же полку, без всяких затруднений и предварительной подготовки, из числа призывников железнодорожников – были укомплектованы свыше 60-ти паровозных и поездных бригад ( для 22 паровозов и поездных бригад, 22-х платформенных и думпкарных составов). Паровозные и поездные бригады успешно справлялись со стоявшими перед ними задачами по круглосуточной погрузке перевозимого грунта из-под экскаваторов.

Часть 4.

     Первым командиром – военным комиссаром Корпуса был член партии с 1917 г., ветеран Гражданской войны Ян Янович Лацис ( 1897 – 1937 г.).
     Детские и юношеские годы он провел в тяжелом труде по найму. В разгар 1-й Мировой войны он был призван в армию в запасной Латышский стрелковый полк. После Февральской революции солдаты полка избирают его делегатом в полковой комитет. В дни Октября он избирается солдатами на должность командира 4-го Видземского латышского стрелкового полка.
     В марте 1918 г. на 4-й Видземский полк возлагается задача по охране Московского Кремля – резиденции Советского правительства. Ян Лацис назначается начальником охраны Кремля.
     Летом 1918 г. полк посылается на усиление Восточного фронта. На фронте Ян Лацис из Видземского полка формирует 15 Инзенскую дивизию и назначается начальником этой дивизии. Эта дивизия вписала в историю Красной Армии много славных побед, а ее начальник Ян Лацис награжден орденом Красного Знамени.
     После окончания Гражданской войны Я. Лацис учился на Высших Академических Кусах, и после их окончания, занимал должности: Начальника Киевской Объединенной военной школы им. С.С. Каменева и командира 16 стрелкового корпуса.
     Будучи назначенным в январе 1932 г. командиром – военным комиссаром ОКЖДВ, он вложил много своего труда, творчества и инициативы в налаживании деятельности  Корпуса, в совершенствования структуры, подбор и расстановку кадров, в улучшении организации по строительству ж.д.
     В сентябре 1935 г. ему было присвоено воинское звание – «Комкор».
Прекрасный организатор, опытный командир, внимательный и чуткий к подчиненным начальник, много работавший непосредственно в подчиненных ему войсках, он пользовался большим авторитетом и искренним уважением всего личного состава Корпуса.
     Ян Янович Лацис скоропостижно скончался при исполнении служебных обязанностей 9 марта 1937 г.  После смерти Я. Лациса Корпусом непродолжительное время командовали: дивизионный комиссар Зайцев В.Е., полковник Рунов А.Н., комдив Кулешов А.Д., полковник Епифанов Г.П., комбриг Синьков К.В. С марта 1938 г., и до расформирования в январе 1942 г.,  Корпусом успешно командовал комбриг, а затем генерал-майор технических войск Просвиров Никон Андреевич.
     Военными комиссарами Особого корпуса были: дивизионный комиссар Зайцев В.Е., бригадный комиссар Наседкин Н.А., батальонный комиссар Опокин В.А., политрук Козаченко А.В., полковой комиссар Яковлев С.И., бригадный комиссар Беляев С.Н.
     К началу 1937 г., за пять лет Корпуса, в нем выросли опытные кадры начальствующего состава. Но к сожалению, основное звено этих кадров в 1937 – 1938 г.г., в результате необоснованных репрессий, понесло значительный урон.
 - Список старшего начальствующего состава ОКЖДВ – приложение № 1.
-  Список ветеранов Корпуса, удостоенных звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда – приложение №  2.
- Список ветеранов Корпуса получивших генеральские звания – приложение № 3.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ
Май 2022 г. В. Петропавловский