Особый Корпус ЖДВ. Введение

Владимир Петропавловский
ОСОБЫЙ КОРПУС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РККА

1932 – 1941 г.г.

     Книга готовилась к изданию в 1960 – 1970 г.г., но  издана, по каким-то причинам не была. Экземпляр рукописи храниться в архиве бывшего Музея ЖДВ (в настоящее время Историко-Мемориальный Зал ЖДВ), к сожалению, отдельные части видимо отсутствуют, листы перепутаны. Постараюсь опубликовать со всеми правками как в подлиннике,с минимальным редактированием, при этом хочу сохранить все фамилии, даже зачеркнутые (примечания Историко-Мемориального зала, будут помечены  в скобках).  Более подробного описания истории Особого Корпуса ЖДВ (ОКЖДВ) я думаю, просто не существует.

Лектор – экскурсовод ИМЗ ЖДВ В. Петропавловский, май 2022 г.

ВВЕДЕНИЕ.

     Книга написана коллективом ветеранов Особого Корпуса железнодорожных войск РККА на общественных началах с использованием воспоминаний и очерков большого числа лиц, служивших в частях Корпуса, и ряда документальных данных, относящихся к его деятельности (1932 – 1941 г.г.).
     Авторы преследовали цель – написать военно-исторический, производственно-технический популярный очерк, освещающий деятельность Корпуса по укреплению обороноспособности нашей Родины в предвоенные годы и героические действия его частей в начальный период Великой Отечественной войны.
     Труд рассчитан на личный состав железнодорожных войск, на строителей железных дорог и может предоставить интерес для более широкого круга советских читателей.
     Необходимость создания Особого Корпуса железнодорожных войск диктовалась той военно-политической обстановкой, которая сложилась для СССР в конце двадцатых годов.
     Успешно решая задачи экономического развития страны, создавая новую социалистическую экономику, Советский Союз был в то время единственной в мире социалистической страной, находящийся в капиталистическом окружении под постоянной угрозой военного нападения.
     К концу двадцатых годов промышленность и сельское хозяйство восстановили довоенный уровень производства. Железнодорожный же транспорт резко отставал в своем развитии и являлся узким местом, сдерживая дальнейший рост народного хозяйства.
     Совершенно недостаточной была железнодорожная сеть Сибири и Дальнего Востока, а существовавшие там железные дороги имели слабую пропускную способность.
     Японские милитаристы, сосредоточив в Маньчжурии миллионную Квантунскую армию, не скрывали своих намерений отторгнуть от СССР Дальний Восток до озера Байкал. Позднее в Европе назрела новая угроза в лице гитлеровской Германии, в результате чего возник пресловутый «треугольник Берлин – Рим – Токио», острие которого было направлено против нашей страны.
     Советское правительство своевременно принимало меры к усилению и укреплению Красной Армии, её боевой готовности и повышению обороноспособности Советского Союза. Одним из важнейших мероприятий являлось развитие и усиление пропускной и провозной способности железнодорожного транспорта. Только железные дороги могли обеспечить перевозками бесперебойную работу и развитие народного хозяйства, а также перевозку и снабжение войск в случае военных действий.
     Требовалось создать силу, которая организованно в сжатые сроки сумела бы построить новые железнодорожные линии и увеличить пропускную способность существующих железных дорог.
     Сформирование Особого Корпуса железнодорожных войск явилось государственным мероприятием первостепенной важности по укреплению обороноспособности страны.
     Несмотря на трудность и сложность формирования, организационный период был весьма кратким, и уже с весны 1932 года некоторые соединения Корпуса приступили к работам в Европейской части Союза (строительство новой ж.д. линии Москва – Донбасс) и на Дальнем Востоке. В 1933 году работы были развернуты широким фронтом всеми соединениями Корпуса в Европейской части Союза, в Сибири и на Дальнем Востоке. С весны 1934 года основные силы Корпуса были сосредоточены на Дальнем Востоке и частично в районе Байкала и Забайкалья.
     Большую роль в укреплении обороноспособности Приморья и всего Дальнего Востока сыграло строительство новых, реконструкция и развитие существовавших ж.д. линий, выполненные в предвоенные годы Особым Корпусом ж.д. войск и другими строительными организациями в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке.
     Огромные трудности преодолел личный состав Корпуса работая в глухих таёжных местах в жестокие морозы, под проливными дождями, атакуемый тучами комаров и гнуса, подвергаясь укусами переносчиков энцефалита – клещей, размещаясь круглый год в палатках, перенося ряд других бытовых лишений и преодолевая большие производственные трудности. Много труда и смекалки было вложено при сооружении: земляного полотна, верхнего строения пути, мостов, труб, тоннелей, жилых и производственных зданий и сооружений.
     Корпусом был сдан в постоянную эксплуатацию в 1940 году ряд железнодорожных линий, такие как: Манзовка – Варфоломеевка, Манзовка – Турий Рог, Угловая – Смоляниново – Сучан – Находка, Смоляниново – Дунай и другие железнодорожные линии, имеющие важное оборонное значение. Много населенных пунктов построено Корпусом при сооружении новых ж.д. линий, в дальнейшем разросшихся в большие города Приморья (Находка, Артемовский, Арсеньев и др.).
     Личный состав Корпуса жил полнокровной жизнью. Партийно-политическая работа была конкретной, воспитывая у воинов чувство ответственности за порученное дело и выполнение возложенных задач. Боевая, политическая и специальная подготовка были направлены на обеспечение выполнения производственных планов и обучение частей восстановительным и заградительным работам. В каждом гарнизоне частей Корпуса была организована художественная самодеятельность. В клубах и на летних сценах систематически устраивались спектакли и концерты. На физкультурных праздниках воины - спортсмены демонстрировали свое мастерство в различных видах спорта.
     В марте – апреле 1941 года большая часть войск Корпуса с Дальнего Востока была передислоцирована на Запад.
     Наличие к началу вероломного нападения фашистской Германии на СССР мощной, обладающей большим опытом железнодорожного строительства военной организации – Особого Корпуса железнодорожных войск – явилось одним из условий, позволивших успешно решать задачу обеспечения бесперебойной работы ж.д. транспорта – основного вида коммуникаций Советской Армии и её глубокого тыла в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.
     Давно идут потоки грузов и пассажиров по железнодорожным линиям, построенным воинами Особого Корпуса ж.д. войск. Многие из участников этого трудового подвига сложили свои головы за жизнь, счастье и величие Родины на полях Великой Отечественной войны. Не мало их ещё и сейчас служит в железнодорожных войсках, и новыми успехами множат славу военных железнодорожников.
     Их подвиги, труд, производственный, организационный опыт железнодорожного строительства, описанные, хотя и не полностью в настоящей книге, представляют много поучительного и могут быть использованы для извлечения полезных уроков для настоящего и будущего.

На фотографии командир Особого Корпуса железнодорожных войск Ян Янович Лацис.
Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ.