ШТАБ НАЧАЛЬНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
9-го УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ
И ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ФРОНТА.
в/ч 02361
Сформирован 27 января 1942 г. г. Валдай Северо-Западный фронт. Приказом НКПС от 08.01.1942 г. № с-19-ц, на основании Постановления ГКО от 03.01.1942 г. № 1095с.
В составе Действующей Армии с 27.01.1942 г. по 05.04.1944 г. и с 24.04.1944 г. по 09.05.1945 г.
27.01.42 г. Северо-Западный фронт ГУВВР ДА
20.11.43 г. 2-й Прибалтийский фронт -*- -*-
24.02.44 г. 2-й Белорусский фронт -*- -*-
09.05.45 г. -*- -*- -*-
12.06.45 г. Северная группа войск -*- ст. Быдгощь Польша
18.07.45 г. УрВО -*- г. Свердловск
01.04.46 г. -*- -*- -*-
01.04.1946 г. директивой ГШ от 22.02.1946 г. № орг./5/245522 на основании Постановления СНК СССР от 21.12.1945 г. № 3132-945сс Штаб НЖВ УВВР-9 расформирован. Личный состав обращен на формирование Управления 4-го ждк.
Начальники ЖДВФ.
Полковник
Ступаков Митрофан Трофимович с 27.01.42 г. по 05.02.42 г.
Полковник
Морозов Петр Андреевич с 05.02.42 г. по 20.02.44 г.
Полковник
Бакарев Петр Иванович с 24.02.44 г. по 01.04.46 г.
Присвоено воинское звание:
- генерал-майор технических войск 08.06.45 г.
Удостоен звания:
- Героя Социалистического Труда 05.11.43 г.
Назначен заместителем командира 4-го ждк.
1942 г.
Штаб УВВР-9 ст. Бологое.
Основные объекты работ:
Восстановление и заграждение на Калининской, Октябрьской и Ярославской ж.д. Бологое – Пено, Бологое – Муры, Киевицы – Анишино, Валдай – Крестцы, Лихославль – Бологое – Окуловка, Угловка – Боровичи, Медведево – Сонково.
Строительство уз./кол. ж.д. Разъезд 122 – ст. Моисеево № 211 и 212, Торжок – Ржев, Соблаго – Бологое, Старая Русса – Бологое.
Основные объемы работ:
1. Земляное полотно 417000 куб. м
2. Укладка пути:
- главный 335.5 км
- станционный 117.8 км
- стрелочные переводы 349 компл.
3. ИССО:
- малых мостов и труб 247 шт.
- средних и больших мостов 8 шт./275.9 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 344 км
- проводов 2165 пров./км
5. Водоснабжение 16 шт.
6. Гражданских сооружений 189 шт.
Воинские части.
- 30 ождбр 27.01.42 г. прибыла из Управления ВОСО г. Мичуринск ОрлВО
- 37, 38 овждб
- 19 омждб
- 2, 10 оплждб
- 10 обмждр
- 21, 64 (10.11.42 г. прибыла из 45 ождбр ГУВВР ст. Шалапута АрхВО) оэждр
- 2 опкждр 10.09.42 г. сформирована г. Вышний Волочок Калининский фронт, с 20.11.42 г. в подчинении УВВР-9.
- 2 опкждр 20.11.42 г. прибыла из 30 ождбр
- 17 фронтовой ж.д. парк
Спецформирования.
- Гвот 6
- Горем 28
- Связьрем 2
- Подрем 11
- Водрем 12
- Мостобаза 9
- Голбаза 4
- Мостопоезд 25
1943 г.
Основные объекты работ:
Восстановление и реконструкция Октябрьской и Калининской ж.д. Окуловка – Любытино, разъезд Вомпе, Лычково – Парфино.
Строительство узк./колейной ж.д. № 313 Моисеево – Вперед, № 311 Якимец – Моисеево, № 315 Торопец – Рогозино.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 56107 куб. м
2. Укладка пути:
- главный н/к 50.4 км
- -*- перешивка н/к 5.5 км
- -*- уз/к 51 км
- станционный 24 км
- стрелочные переводы 54 компл.
3. ИССО:
- малых мостов и труб 66 шт.
- средних и больших мостов 2 шт./315 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 142.3 км
- проводов 489.5 пров./км
5. Водоснабжение 17 шт.
6. Гражданских сооружений 35294 куб. м
Воинские части.
- 3 ождбр 23.03.43 г. прибыла из НЖВ Дальневосточного фронта ст. Угловая, 28.09.43 г. убыла в УВВР-1 Центральный фронт
- 53 (01.05.43 г. прибыл из 43 ождбр ГУВВР ст. Бологое МВО), 66, 87 овждб
- 38 омждб
- 3 обмждр
- 3 орвждс
- 72 оэждр 13.09.43 г. убыла в 30 ождбр
- 30 ождбр
- 37, 38, 42 (07.03.43 г. переформирован из 2 оплждб), 43 (07.03.43 г. переформирован из 10 оплждб) овждб
- 2, 10 оплждб 07.03.43 г. переформированы в 42 и 43 овждб
- 19 омждб
- 10 обмждр
- 30 обвждс 01.03.43 г. сформирована 30 орвждс, 14.11.43 г. переформирована в 30 обвждс
- 21 (23.10.43 г. убыла в 17 ождбр УВВР-10 2-й Прибалтийский фронт), 64, 65 (20.11.43 г. прибыла из 45 ождбр УВВР-1 Белорусского фронта), 72 (13.09.43 г. прибыла из 3 ождбр, 20.10.43 г. убыла в 17 ождбр УВВР-10 2-й Прибалтийский фронт) оэждр
- 2 опкждр
- 17 фронтовой ж.д. парк
Спецформирования.
- Горем 28
- Водрем 12
- Связьрем 2
- Мостопоезд 36
- Голбаза 4
- Автотракторная колонна
- Мостобаза 9
- РММ
1944 г.
УВВР-9 08.04.44 г. расформирован, 26.04.44 г. вновь сформирован.
Основные объекты работ:
Восстановление ж.д. участков Ковельской, Юго-Западной, Белорусской, Брест-Литовской, Белостокской и Польской ж.д.
Темный Лес – Орша – Могилев, Драниха – Могилев – Жлобин, Могилев – Осиповичи – Слуцк, Осиповичи – Минск – Барановичи – Лида – Мосты – Гродно – Каменка Нова, Барановичи – Волковыск – Мосты, Волковыск – Гайневка, Волковыск – Белосток – Малкиня – Тлущь, Остроленка – Малкиня, Белосток – Гродно, Овруч – Калинковичи, Ковель – Киверцы – Сарны.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 367619 куб. м
2. Укладка пути:
- главный 874.5 км
- -*- перешивка 1316 км
- станционный 246.1 км
- -*- перешивка 388 км
- стрелочные переводы 1484 компл.
3. ИССО:
- малых мостов и труб 601 шт./7814 п.м.
- средних и больших мостов 88 шт./6877 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 1620 км
- проводов 18021 пров./км
5. Водоснабжение 64 шт.
6. Гражданских сооружений 22555 куб. м
Воинские части.
С января по апрель 1944 г.
- 5 ождбр 24.02.44 г. прибыла из УВВР-1 Белорусский фронт, 16.04.44 г. убыла в УВВР-1 1-й Белорусский фронт
- 79, 83, 95 овждб
- 10, 77 омждб
- 2 обмждр
- 5 обвждс
- 63, 71 оэждр
- 30 ождбр 24.02.44 г. убыла в УВВР-6 3-й Прибалтийский фронт
- 37, 38, 42 (30.01.44 г. убыл в УВВР-2 Ленинградский фронт), 43, 98 (01.02.44 г. прибыл из 43 ождбр д. Вешки ГУВВР МВО) овждб
- 19 омждб
- 10 обмждр
- 30 обвждс
- 64, 65 оэждр
- 45 ождбр 20.03.44 г. прибыла из УВВР-1 г. Курск ОрлВО, 05.04.44 г. убыла в УВВР-1 Белорусский фронт
- 97, 104, 106 овждб
- 28 омждб
- 47 обмждр
- 45 обвждс
- 29, 69 оэждр
- 2 опкждр
Спецформирования.
- Связьрем 25
- Водрем 5
- Мостобаза 9
- Голбаза 4
- Автотракторная колонна
- РММ
Воинские части.
С мая по декабрь 1944 г.
- 4 ождбр 01.05.44 г. прибыла из УВВР-4 3-й Белорусский фронт
- 69, 78, 92 овждб
- 26, 75 омждб
- 30 обмждр
- 4 обвждс
- 42, 62 (19.05.44 г. расформирована ст. Ховрино МВО) оэждр
- 8 ождбр 16.07.44 г. прибыла из УВВР-1 1-й Белорусский фронт
- 23, 105, 109 овждб
- 7, 85 омждб
- 22 обмждр
- 8 обвждс
- 27 оэждр
- 15 ождбр 02.07.44 г. прибыла из УВВР-8 3-й Украинский фронт, 20.09.44 г. убыла в УВВР-1 1-й Белорусский фронт
- 18, 100, 120 овждб
- 31, 74 омждб
- 18 обмждр
- 15 обвждс
- 60 оэждр
- 177 оавтб 10.04.44 г. прибыл из ГУВВР
- 2 опкждр
Спецформирования.
- Горем 11
- Водрем 7, 17
- Связьрем 18
- Мостопоезд 21, 38
- Голбаза 4, 36
- Мостобаза 9
- РММ
- Автотракторная колонна
1945 г.
Основные объекты работ:
1- й этап с 01.01.45 г. по июнь 1945 г. Восстановление ж.д. Польши и Германии на участке 2-го Белорусского фронта: Дзелдово, Яблоново, Максимилианов, Лесковцы, Тчев, Данцинг, Гдыня, Бродница, Торн, Быгдош, Алленштейн, Ризенбург, Мариенбург, Дейтч-Эйлау, Шнайдемюль, Цольбрюк, Кольберг, Штеттин и др.
2- й этап. Капитальное строительство на Свердловской, Южно-Уральской, Пермской и Куйбышевской ж.д. реконструкция, электрификация, строительство и развитие. Надеждинск – Сосьва – Алапаевск, ст. Свердловск, Карелино – Копейк – Камышная, ст. Челябинск, ст. Златоуст, Миасс – Златоуст, Пермь – Киров, ст. Сызрань, ст. Уфа.
Основные объемы работ: 1-й этап 2-й этап
1. Земляные работы 195514 куб. м 659000 куб. м
2. Укладка пути:
- главный 611 км 57.9 км
- -*- перешивка 442.7 км
- станционный 161 км 59.1 км
- -*- перешивка 130 км
- стрелочные переводы 4658 компл. 160 компл.
3. ИССО:
- малых мостов и труб 276 шт./3753 п.м. 19 шт./189 п.м.
- средних и больших мостов 100 шт./8226 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 4973 км 70 км
- проводов 35212 пров./км 907 пров./км
5. Водоснабжение 132 шт.
6. Гражданских сооружений 10935 куб. м 3756 куб. м
и прочих работ.
Воинские части 1-й этап.
- 4 ождбр 15.08.45 г. убыла в УВВР-14 г. Новосибирск ЗапСибВО
- 69, 78 (с 09.08.45 г. по 01.11.45 г. находился на Забайкальском фронте), 92 (с 09.08.45 г. по 20.10.45 г. в распоряжении НЖВ Забайкальского фронта) овждб
- 26, 75 омждб
- 30 обмждр
- 4 обвждс
- 42 оэждр
- 8 ождбр 20.04.45 г. убыла в НСтр № 12 г. Иркутск ВостСибВО
- 23, 105, 109 овждб
- 7, 85 омждб
- 22 обмждр
- 8 обвждс с 09.08.45 г. по 10.09.45 г. в распоряжении НЖВ Забайкальского фронта ст. Ваньгунь
- 27 оэждр
- 23 ождбр 15.01.45 г. прибыла из УВВР-7 1-й Прибалтийский фронт, 10.07.45 г. убыла в УВВР-20 ст. Шойне ГСОВ Германия
- 34, 35, 88, 107 овждб
- 11 омждб
- 24 обмждр
- 23 обвждс
- 40 оэждр
- 177 оавтб 09.05.45 г. прибыл в г. Быгдош
- 2 опкждр 09.05.45 г. прибыла на ст. Броднища
Спецформирования.
- Мостопоезд 38
- Связьрем 18
- Водрем 7, 17
- ММР
- Стройдвор
- Автоколонна
- Голбаза 4, 38
Воинские части 2-й этап.
- 5 ождбр 10.08.45 г. прибыла из УВВР-20 г. Франкфурт ГСОВ Германия в г. Серов УрВО
- 79, 83, 95 овждб
- 10, 77 омждб
- 2 обмждр
- 5 обвждс
- 71 оэждр
- 10 ождбр 25.07.45 г. прибыла из УВВР-4 ГСОВ ст. Хайльсберг Германия на ст. Сосьва УрВО
- 19, 24, 25, 46 овждб
- 8 омждб
- 10 обвждс
- 73 оэждр
- 11 ождбр 15.09.45 г. прибыла из УВВР-5 3-й Украинский фронт г. Будапешт в г. Молотов УрВО
- 21, 40 овждб
- 22 омждб 15.10.45 г. убыл в 4 ождбр УВВР-14 ст. Инская ЗапСибВО
- 9 обмждр
- 11 обвждс
- 2 оэждр
- 27 ождбр 20.06.45 г. прибыла из УВВР-14 2-й Украинский фронт ст. Жидлоховице Чехословакия на ст. Челябинск УрВО
- 52, 84, 119 овждб
- 15 омждб
- 12 обмждр
- 27 обвждс
- 22 оэждр
- 47 ождбр 25.07.45 г. прибыла из УВВР-14 2-й Украинский фронт г. Братислава Чехословакия в г. Златоуст УрВО
- 96, 116, 117 овждб
- 30, 115 омждб
- 49 обмждр
- 47 обвждс
- 28 оэждр
- 23 оэждп 20.09.45 г. прибыл из ВЭУ-3 ГЦВ г. Винер-Нойштадт в г. Серов УрВО
- 177 оавтб 05.08.45 г. прибыл в г. Свердловск УрВО
- 134 осждб 20.10.45 г. прибыл из ГУВВР ст. Бердяуш УрВО в г. Златоуст УрВО, прикомандирован к 47 ождбр
- 135 осждб 20.07.45 г. прибыл из ГУВВР в г. Челябинск, прикомандирован к 27 ождбр
2 опкждр 10.08.45 г. прибыла в г. Свердловск УрВО
Спецформирования.
- Горем 15
- Связьрем 18
- Стройдвор
- РММ
- Автоколонна
- Водрем 7, 17
- Голбаза 4
Исторические документы.
1. Справочник по ЖДВ СА том 3-8 Бш
2. Годовой производственно-технический отчет
УВВР-9 за 1942 г. № 93 Ящ. № 15
3. Производственно-технический и финансовый
отчет и баланс УВВР-9 за 1943 г. № 94 -*-
4. Отчет производственно-финансовый
УВВР-9 за 1944 г. № 95 -*-
5. Приложения к отчету УВВР-9 за 1944 г. № 96 -*-
6. Производственно-технический отчет
УВВР-9 за 1945 г. № 97 -*-
7. Приложения к производственно-техническому
отчету УВВР-9 за 1945 г. № 99 -*-
8. Фотоальбомы УВВР-9:
- восстановительные работы 1945 г. № 48, 49 Арх. № 1
- капитальное строительство 1945 г. Урал № 50 -*-
- техническая разведка 1944 – 1945 г. № 90 -*-
- строительство у/к ж.д. № 311 1942 г. № 131 -*-
- восстановление мостов 1945 г. № 190 -*-
- восстановительные работы 23 ождбр 1945 г. № 181 -*-
- техническая разведка 4 и 15 ождбр 1944 г. № 165 -*-
Условные сокращения частей.
- ждк - ж.д. корпус
- ождбр – отдельная ж.д. бригада
- УБ – управление бригады
- ождп – отдельный ж.д. полк
- оуждп – отдельный учебный ж.д. полк
- омждп – отдельный мостовой ж.д. полк
- омждпсн – отдельный мостовой ж.д. полк специального назначения
- оуомждп – отдельный учебно-опытный мостовой ж.д. полк
- озапждп – отдельный запасной ж.д. полк
- озапмждп - отдельный запасной мостовой ж.д. полк
- озапэждп – отдельный запасной эксплуатационный ж.д. полк
- овждб – отдельный восстановительный ж.д. батальон
- опждб – отдельный путевой ж.д. батальон
- осждб – отдельный строительный ж.д. батальон
- оспждб – отдельный строительно-путевой ж.д. батальон
- омждб – отдельный мостовой ж.д. батальон
- оплждб – отдельный плотничный ж.д. батальон
- обмждр – отдельный батальон механизации ж.д. работ
- ождбм - отдельный ж.д. батальон механизации
- оавтб- отдельный автотранспортный батальон
- обвждс – отдельный батальон восстановления ж.д. связи
- ождбс – отдельный ж.д. батальон связи
- оэждр – отдельная эксплуатационная ж.д. рота
- опкждр – отдельная подъемно-крановая ж.д. рота
- орвждс – отдельная рота восстановления ж.д. связи
- орс – отдельная рота связи бригады
Прикомандированные части официально в состав УВВР не входили. Даты прибытия – убытия частей являются датой приказов о передислокации или переподчинения (зачастую без изменения места дислокации).
Историко-Мемориальный Зал ЖДВ 2021 г. В. Петропавловский.