И ещё раз про память

Ирина Семерова-Малахова
Погоду обещали мерзкую. Хотя победный парад прошёл без осадков, воздушный парад над Красной площадью отменили. Не помогли разгонятели туч. Казалось бы, сиди себе дома, смотри фильмы о войне, чти память, гордись. Дома уютно, тепло, можно кофе пить за компьютерным столом, со всеми переписываться, поздравлять с великой Победой…

А кто тогда пойдёт в Бессмертном полку? Кто поддержит страну и армию, опять зачищающую Европу от нацизма? Кто поддержит русских, памятники в бывших советских республиках? Фото дедово не нашла среди упакованных коробок. Ничего, в телефоне есть размытый временем портрет, мы так пройдём.

Да! Я поехала, нашла короткий путь на Тверскую, где можно было встать в строй. Мы почти час ждали назначенного времени. Нас поливало дождём, полевая кухня прикармливала гречкой и чаем, воздух был зело прохладен. Но каждые три минуты по этой реке памяти людской прокатывалось волной то «Рос-сия!!!», то «Урррааааа!», то «По-бе-да!». А к 15:00 над нами открылось совершенно голубое небо, пригрело солнышко. Пошли!

Если кто-то ещё пытается пыхтеть, что нас всех сгоняют на это мероприятие… Ё-моё! Возможно заставить прийти по политическим мотивам, конечно. Невозможно заставить людей при это радоваться! А мы шли, знакомились, пели, поддерживали пожилых и, лично я, никем не заставленная, была полна счастья и светлой грусти, гордости за мою Россию, веры в нашу правду и силу. Мой дед, погибший в своём первом бою на Японской войне, оставил после себя медаль «За победу над Японией», которую я ещё в детстве нарыла в бабушкином комоде и безалаберно потеряла…
 
Где-то в братской могиле в Корее похоронен. Я посвятила ему песню. Я помню его, хотя никогда не видела живым. Спасибо, дед, Михаил Солдатов, потомок донских казаков. Мы и сегодня выстоим.

***

Что, я не видела салютов? Сколько угодно и очень крутых. На Поклонную гору я поехала в День Победы не за салютом. Прикоснуться, окунуться, вспомнить… Музей работал бесплатно. Встречи, кинофильмы, диорамы… Я попала на детский спектакль «Дети о войне». Зал плакал. И я тоже. И пела с ними, и письма читала…

Потом был концерт, где артисты известные, Дина Акундинова Гоша Куценко и другие, читали стихи, пели военные песни. Было холодно, но патриотично весело! Танцевали вальсы, зажигали фонарики, смотрели салют. Так завершилось моё празднование 77-го Дня Победы в Великой Отечественной.

Нет, не закончилось. Дальше начались подвиги личные. Я в эту ночь образно тоже «пол Европы пропахала», чтобы попасть в метро. «Парк Победы» закрыли на вход, переполнен. «Кутузовская» - закрыли, не вмещаются. До Киевского вокзала шли дружной колонной. Некоторые свернули на «Деловой центр». Всего-то 4-5 км после активно прожитого дня. Итого за 9 мая мною пройдено 28 810 шагов (14,4 км в общей сложности). Ну, каждый должен уметь совершать подвиги. Домой добралась в 01:20. Хорошо отпраздновала!

09.05.22, Москва.