К. Маковский. Дети, бегущие от грозы

Геннадий Мартынов
   Художник из  Петербурга приехал в деревню. А это была  совсем не деревня наших дней. Это другая деревня, которую нам трудно вообразить сегодня. Ранние зимние вечера, свет только от с треском горящей длинной лучины. В  избах нет даже  чуда начала 20 века лампочки Ильича. Да что там лампочка.  Нет  электричества, радио, телевизора, Интернета, и прочих благ цивилизации современного мира.  А чтобы у ворот избы стояла довольно часто иномарка, так об этом и вовсе речь не идёт. 
Нет,  речь идёт о  деревне середины 19-го века.  Электричества нет - значит нет и всего перечисленного выше. Нет  телевизора, который страшно сблизил все человечество. Мы все всё знаем и что, где происходит на всей Земле едва ли не в ту же минуту.  А ещё больше сблизил сегодня человечество Интернет – средство интерактивного общения со всем миром.  Такая  всемирная  паутина, которая открывает  выход на весь мир. Благодаря этой паутине мы повязаны  с этим миром даже и тогда, когда мы  сидим  с нашим компом у окна с геранью  на подоконнике.
 
   Да,  во время создания этой картины ничего этого не было ни в деревнях, ни в городах.  Даже в столицах.  Попробуйте представить себе такой кошмар  сегодня.
 
  Деревня тех времён - это отдельный мир, закрытый  и замкнутый, в котором все хорошо друг друга знали.  По какому кому в каждом дому тоже все знали.

     И вот в этот мир приходит чужой человек,  одетый по городскому. Не так,  как все. Чужой по всему, как инопланетянин.

    Он художник.   Пополудни он  вышел за околицу, неся в руках  мольберт, палитру, кисти, краски. Он отправился на лоно природы, в леса и поля. В родные просторы. Отправился, чтобы воплотить красоты родной природы на холсте живописными красками.  Он хорошо знает свое дело. Он маститый и давно признанный живописец.

   Вообще-то он не пейзажист. Он портретист. У него роскошные портреты. Мне особенно нравятся его  красавицы в русских роскошный одеяниях, кокошниках, в кружевах, сарафанах. И всё украшено жемчугом и каменьями драгоценными.  И всё прописано с таким мастерством, что даже потрогать хочется. У него масса заказов, и это несмотря на то, что стоят его работы очень дорого. Даже Третьяков не может их купить.  Особенно они  нравятся иностранцам и они готовы платить и платят. Поэтому, к сожалению,  сегодня многие его картины находятся за границей в частных коллекциях. Зовут этого  художника Константин Маковский.

                *****
   Костя в малолетстве и не мог не стать художником. Началось всё для него с самых ранних лет. Такая у него была семья и семейная атмосфера, в которой он рос. А родился он в Москве. В семье обрусевшего поляка Ивана Маковского. У отца была довольно скучная профессия, бухгалтер. Но он  любил искусство. Он и сам занимался живописью.

   Детство его прошло в самом Кремле. А там и по сей день каждый камень историей дышит. В московском  Кремле жили не только монахи в монастырях и монаршие особы во дворцах. Жили и простые миряне, простые люди тоже.  Вот, к примеру, и Софья Андреевна Берс, будущая жена Л.Т. Толстого, тоже жила в Кремле в семье кремлёвского врача. И свадьба их состоялась тоже в Кремле в церкви Святого Лазаря. Жаль, что доступ к ней сегодня невозможен.
 
  В дом отца в Кремле приходили художники, музыканты, актёры, литераторы. Такой художественный, музыкально-поэтический салон у него собирался. И дети воспитывались в атмосфере этого кружка.  А какие гости приходили к ним!  Гоголь, Глинка, Брюллов, Островский, Тропинин.

     В семье Маковских было  пятеро детей.  Три мальчика и две девочки.  Все мальчики и одна девочка стали художниками   Была ещё одна девочка, Мария. Она стала актрисой. Мы лучше знаем младшего брата Константина – Владимира Маковского. Самые его известные картины навскидку назовет, вероятно,  любой. «На бульваре», «Вечеринка», «Свидание», «Крах банка» и много других. Всё творчество Владимира Маковского – это живописная энциклопедия русской жизни. И нет в этой энциклопедии никакой псевдорусскости, пошловатой красивости и никакой клюквы,  рассчитанной для продажи преимущественно иностранцам.

  Их часто путают обоих  братьев художников. Чему ж удивляться. Фамилия одна. Но стили и манера письма у Константина и Владимира очень разные. Просто ничего общего.

      Константин учился в Академии художеств в Петербурге. Но не кончил её.  Вышел со скандалом. Грандиозным и историческим.  Со своими товарищами  он не  стал участвовать в конкурсе за Золотую медаль по выходе из Академии. Их было 14 и всех выгнали из Академии без дипломов. А это всё были хорошие художники. После изгнания  они организовали одну художественную совместную  артель. Работали все вместе и делили общий доход поровну. Жили так удивительно  в настоящей коммуналке. Всё общее.  Не понравилась Константину такая жизнь.  Поругался с артельщиками и ушёл.

    Он снял свою мастерскую.  Писал портреты.  И был завален заказами. Успех имел  необыкновенный. Писал картины на исторические сюжеты. Они мне не очень нравятся. В них много театральщины и даже пошловатой роскошной красивости. То есть того, чего и близко нет в исторических  картинах, например, у  Сурикова.
 
   У Константина  моделями для его картин  были люди не из низов. Нет. Элитная и  состоятельная публика. Вплоть до царствующих особ. А какие интерьеры, какие одежды, какие вельможные, осанистые позы. И какие женские портреты. Младые девицы, одетые, как правило, в необыкновенно пышные, богатые одежды, усыпанные жемчугами и драгоценными каменьями. Тип и покрой, я бы сказал, приторно-русский. Смотришь на эти портреты,  и ощущение такое, что из сказки волшебной явились все эти красавицы.  Сказочная роскошь. И все выполнено с необыкновенным живописным мастерством. Может быть, именно за это его портреты так нравились за границей. Их покупали и очень хорошо платили.
 
   Константин участвовал в первых выставках Передвижников. Но скоро он покинул и это творческое сообщество. А зачем, подумал он. Ведь Передвижники – это был ещё и коммерческий проект, как сказали бы сегодня. Он задумывался не только с благородной целью просвещать народ с помощью живописных полотен, но и для продажи этих самых полотен. А у Константина и без того было полно заказов. Зачем ему ездить по городам и весям, если клиенты и так выстраивались в очередь к нему.
   
 Константин Маковский написал много картин. Он был таким певцом роскоши. Это был его стиль узнаваемый. А вот самой знаменитой его картиной стала, как ни странно,  вот эта простенько одетая деревенская  девочка, спасающаяся от грозового ливня.
 Её и сегодня часто берут на зарубежные выставки. Картина была приобретена семейством Нарышкиных. А потом была революция.  Вся коллекция была национализирована. И таким только образом «Дети ..» оказались в Третьяковке.

    К. Маковский скончался в 1915 году. Не поверите, в результате ДДП. Лошадь его экипажа, увидев трамвай,  взбрыкнула и шарахнулась в сторону,  выкинув художника наружу. Тот ударился головой о мостовую. Этот удар стал причиной его кончины. Кто бы знал, что вот так он закончит свои дни. Его похоронили  на Никольском кладбище Александра – Невской лавры. Была революция и  потом в мерзости запустения его могила и вовсе затерялась. Но картины то остались.

                *****
 В этот день художник  вышел в поле, чтобы в тишине и одиночестве насладиться и проникнуться замечательными видами, простирающимися до горизонта.
 
   Он, конечно, не мог не привлечь внимание деревенской ребятни. Одет как-то странно. И несет какие-то странные штуки в руках. И что он пришёл тут делать?  Нет, это надо непременно посмотреть. А дальше стало  ещё интересней. Странный дядька  установил на деревянной треноге мольберт. И стал, прищурив глаз, кисточкой наносить на полотно разноцветные краски. Деревенские детишки несмело приблизилась и окружила художника. С детским  непосредственным   любопытством,  вытягивая шеи, они стали рассматривать, что этот он творил своей кисточкой на полотне.

   А художник, не обращая на них никакого внимания, делал своё дело. Он писал пейзаж. А эти мальчики и девочки в лопаточках   нисколько ему не мешали. Он привык, к чужому вниманию так, как если бы его и вовсе не было.
 
    Долго стоял художник, то подходя , то удаляясь на два-три шага от холста. Он иногда подносил кисточку вертикально к глазам, и смотрел через неё вдаль, как бы соизмеряя увиденное с тем, что он изображал на холсте.

   Среди этой мелкотни была одна девочка. Бойкая, смелая, такая заводила. Она же первая и спросила у художника: «А что ты здесь делаешь» Никто из детишек  никогда не видел, как работает художник. Он посмотрел на неё с таим отеческим снисхождением, погладил по голове, по её русым волосам и сказал, подбирая понятные слова: «Да вот видишь, рисую поле, деревья, небо с облаками». Все посмотрели на небо, потом на картину явно с восхищённым одобрением.

 «А зачем?» - спросила та же девочка. Художник, поражённый новизной вопроса, сначала не знал, что ответить. Действительно зачем? Детские вопросы самые трудные. Нужно опуститься до мироощущения ребёнка, чтобы найти исчерпывающий ответ.

  «Ну как зачем? Вот посмотри перед нами. Посмотри, как всё красиво. Вот эти облака, вот эта ёлочка зелёная и там дальше стадо коров. А я хочу всю эту красоту  перенести сюда» - художник показал на холст. «Так, чтобы и другие люди тоже полюбовались этой картиной».

     Девочка и все ребята вместе с ней удивились словам художника. Как же так. Где эта красота? Они живут в этом видимом мире всю жизнь, с тех самых пор , как помнят себя. И ничего другого мира они не знают. Да и не могут знать. А разве мир может быть  другой? Они впитали в себя этот мир природы в сердце, в душу. И никак не думали, что он может быть предметом для любования и восхищения. Этот мир природы есть и всегда был. А они сами только составная часть этого мира. И любоваться им – это всё равно, как любоваться самим собой.
 
 «А для кого ты это рисуешь? Для себя?» - продолжала спрашивать девочка.
Вот ведь, какая любопытная, подумал художник. «Нет, дорогая моя, думаю так, что я продам эту картину?»

  - Продашь? Как корову на рынке? – поразилась девочка, и не только она одна. – Сам сказал, что это красиво. Значит то, что красиво, можно продать? И денежку получить?

    Вот ведь, однако. Прямо маленький  философ. Кто бы мог подумать, что мне будут задавать здесь такие вопросы. И кто? Деревенская девчонка лет десяти. Как же ей объяснить?

    -Как тебя зовут?
 
    - Маша.

  - Нет, Маша, я продаю не красоту. Я продаю  мой труд и ещё умение делать то, что ты здесь видишь. А за это нужно денежку платить. Послушай, а давай-ка я нарисую тебя.
 
    Машу это предложение привело в недоумение. Другие ребятишки захихикали, да и позавидовали. Видя её нерешительность, они стали тесниться к художнику, протягивая руки. – «Нарисуй , нарисуй меня, меня, меня!» – вопили они.
 
   - Подождите, подождите. Потом, но сначала я хочу вот эту нарисовать. Вот послушай меня, радость моя. Сейчас я должен нарисовать этот чудный пейзаж, а ты приходи сюда завтра.

   - Нарисуешь, правда? Не обманешь? Только я приду с братиком. Ты нас вместе нарисуй. А потом ты это тоже продашь?

  - Нет, вот это я оставлю только для себя. Уж очень ты мне понравилась.

                *****
   Но она не пришла.  А все остальные ребятишки пришли. Пришли и рассказали , что их подружка пошла в лес по грибы, прихватив с собой маленького братика. Но и во время прогулки их  настигла сильная гроза. Переходя через болото, девочка не удержалась и упала в воду, а мальчонка успел спрыгнуть на берег, благодаря чему остался сухим. Сестра же его сильно промокла и ночью занемогла, из-за чего и не смогла прийти на условленную встречу.

    «Как жаль» - подумал художник. А то, что рассказали детишки, ему подсказало замечательный сюжет. Дети. бегущие от грозы. Он был художником и у него взгляд  был зоркий и  памятливый. Он по памяти создал образ девочки.   В письме своему брату живописец писал с горечью о том, что так и не узнал, что же сталось с глазастой девчушкой, а ведь так хотел показать ей готовую картину.

    А картину он все-таки продал.  Картина не маленьких размеров. Видимо художник готовил картину всё-таки заранее на продажу. На продажу богатому покупателю, у которого будет достаточно места, чтобы разместить картину в обширных апартаментах. Картина оказалась, таким образом,  в частной коллекции семейства Нарышкиных. Очень древний и знатный род. Достаточно вспомнить, что матерью Петра первого была Наталья Нарышкина. У дворян была склонность к приобретению картин, представляющих сцены из  народной жизни. Это понятно. Этим как бы подчеркивалась известная мысль: «Вышли мы все из народа».  И несмотря на всю свою образованность, богатство и знатность они всем своим природным существом тоже принадлежат России. Ну и хорошо.

     А потом была революция. И все достояния дворянские переходили в собственность народа. В Третьяковской галерее и Пушкинском музее изобразительных искусств много таких картин, изъятых из частных коллекций. Вот и эта девочка украсила собой знаменитую Третьяковскую  галерею.

 Знала бы девчушка, как прославит её неизвестный дядя художник. И сколько людей увидят её живописное изображение. Да вот так и не узнала.

                *****
   Да. эта история спасения девочки от природной стихии имела, так сказать, документальную основу. Пошла она с братиком по грибы. И даже успели набрать кое-что. Но не успела заметить , как небо стало темнеть и необъятная черная грозовая туча объяла уже полнеба. И движется в их сторону. Эти природные дети, знали, конечно, что такое гроза. Но природу всех стихийных явлений они не знали, да и знать не могли. В это время не было даже  церковно-приходских школ.

   В их детском сознании уже отложилось, что всем в этом мире движет и управляет сила небесная. Сила, которой слабый человек не может ничего противопоставить. Даже самый сильный человек. И сегодня тоже не может. Огромная черная туча нависает над ней. Из неё время от времени вылетают ослепительные всполохи и огненные стрелы разя земную твердь. И тут же эти стрелы , сопровождается ужасным грохотом, от которого прогибается всё сущее на земле. Ну как не почувствовать себя ничтожной,  мелкой, беззащитной пылинкой во власти разбушевавшейся стихии.

    Моя бабуля в мои мелкие годы говорила мне в грохоте грома небесного, осеняя себя крестом, что это Илья пророк пронёсся на своей огненной колеснице, возносясь на небо. И я верил. Безусловно верил в этого могучего Илью, такого богатыря, летящего над облаками, разбрасывая огненные стрелы.

 Позже я узнал, кем был этот Илья пророк. Илия облетает мир на своей колеснице и появляется там, где требуется божественное вмешательство; пророк выступает как чудесный исцелитель, советник в брачных спорах, примиритель детей и родителей. Оказывается он совсем не страшный и даже очень добрый примиритель.
   
    А девочка бежит. Бежит уже ровно 150 лет. И сколько ещё людей увидят, как она бежит, спасясь от грозы.