Праздник Преполовения

Павел Троицкий
Что это за странный праздник с отданием, который по эффекту матрешки попал внутрь Пятидесятницы. Да ещё 8 дней попразднства, как у двунадесятых Господских праздников, и отдание и, и всё это в период Пасхи. Преполовение и наполовину отпраздновали Святое Христово Воскресение. Но что значит в духовном смысле половина? Мало, что значит. Но, если внимательно посмотрим в Евангелие сегодняшнего дня, то обнаружим, что речь идёт об иудейском празднике (вероятнее, всего Кущей, хотя по времени он совершается осенью), на который Спаситель пришёл в Иерусалим. Реакция на исцеление расслабленного была столь велика, что иудеи собрались его убить за исцеление в субботу. Он был вынужден удалиться в Галилею, где совершил чудо насыщения 5000 человек, без жён и детей 5 хлебами и многое другое. После этого он приходит в Иерусалим на праздник и является себя во Храме, как Мессия. Интересно, что сам праздник длился 8 дней и самыми важными были первый и последний день, во время которого совершалось омовение водой. Прямая аналогия с нашим праздником. Христос учит в Храме, причем как власть имущий, так, что после книжники, и фарисеи возмущаются: Как он может так учить ничему не учившись? В этом вопросе и зависть, и недоумение. На это Спаситель говорит о законе, о том, что никто не выполняет его, а в тоже время его за исцеление в субботу хотят убить. На что эти иудеи лицемерно возмущаются: мол, бес в тебе, кто хочет тебя убить?
Интересно, что это зачало Евангелия заканчивается перед теми стихами, которые будут прочитаны на Пятидесятницу: Кто жаждет приди ко мне. В период Пятидесятницу мы проходим путь как в древности Израиль от Пасхи до Пятидесятницы. В Новозаветное время это путь от Воскресения Христова до рождения Церкви. Путь от Жертвы к усвоению Её плодов. И предположение это не просто остановка: вот уже половина прошла, а веха. Сегодня воспоминается и явление в Храме Господа Иисуса Христа как Мессии и предзнаменуется Сошествие Святого Духа. Вода - это символ Святаго Духа. Если мы раскроем канон на Преполовение, то увидим, что там все время говорится о воде. Совсем недавно мы читали Евангелие о расслабленном, в котором говорится о том что Ангел возмущал воду в купели, а в следующее Воскресение прочитаем о том как самаряныня пришла к источнику за водой и встретила там Господа, Который сказал ей о воде, текущей в жизнь вечную. Заметим, что по уставу церкви в этот день совершается освящение воды. То есть мы видим предзнаменование Сошествия Святого Духа, будущее обожение человечества, которое окончится в Пятидесятницу призывом всякому жаждущему, обратиться к Господу, при чем заметим, что воскресные чтения выстроены не в исторической последовательности, а последовательности для лучшего понимания учения Церкви. Сама Церковь позже, когда всё уже совершилось, выстроила мозаику из таких церковных чтений.